САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2011 г. по делу N 33-9892
19 сентября 2011
года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в
составе:
председательствующего:
Шуковой Н.М.,
судей: Сказочкина В.Н., Устиновой Г.В.
при секретаре: Т.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора
Советского района г. Самары на решение Советского районного суда г. Самары от 4
августа 2011 года, которым постановлено:
"В
удовлетворении требований Прокурора Советского района г. Самара к Администрации
г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара, МОУ средняя общеобразовательная школа N о
признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения
законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе -
отказать".
Заслушав доклад
судьи Шуковой Н.М., объяснения прокурора Сирик Ю.В., поддержавшей доводы кассационного
представления, возражения на доводы кассационного представления представителя
администрации г.о. Самара - П. (по доверенности),
представителя Департамента образования администрации г.о.
Самара - С. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Прокурор
Советского района г. Самары обратился в суд в интересах государства и
неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.о.
Самара, Департаменту образования администрации г.о.
Самара, МОУ средняя образовательная школа N г.о.
Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о
воинской обязанности и военной службе, об образовании, указав, что в ходе
проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об организации обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы,
в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования выявлено
отсутствие в учебном учреждении стрелкового тира или места для стрельбы
(электронного стрелкового тренажера).
Ссылаясь на
то, что в вышеуказанном учебном заведении не в полной мере исполняется
обязанность по обеспечению получения гражданами начальных знаний об обороне
государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами
навыков в области гражданской обороны, прокурор Советского района г. Самары
просил признать бездействие администрации г.о.
Самара, Департамента образования администрации г.о.
Самара по непринятию мер к созданию в МОУ СОШ N г.о. Самара учебно-материальной
базы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов
незаконным; обязать ответчиков провести организационно-хозяйственные
мероприятия с целью приведения материально-технического состояния здания МОУ
СОШ N г.о. Самара, расположенного по адресу:
<...>, в соответствии с действующим законодательством об образовании, а
именно: оборудовать стрелковый тир или место для стрельбы (электронный
стрелковый тренажер).
Судом постановлено
указанное выше решение.
В кассационном
представлении прокурор Советского района г. Самары просит решение суда
отменить, считая его неправильным.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 12
Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе" федеральными государственными образовательными стандартами
среднего (полного) общего образования предусматривается получение гражданами
начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а
также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
В соответствии с п.
4 Постановления Правительства РФ N 1441 "Об утверждении Положения о
подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" граждане
мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с
примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны РФ.
Пунктом 14
Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, утвержденной
приказом Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N
134 от 24.02.2010 г. предусмотрено, что учебно-материальная база включает в
себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими
средствами обучения, спортивный городок с
элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы
(электронный стрелковый тренажер).
Согласно п.
9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и
их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования; принимают участие в
проведении конкурса среди субъектов РФ на лучшую подготовку граждан к военной
службе, организацию и проведение призыва на военную службу.
Из
материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Советского района г.
Самары проверкой соблюдения в МОУ СОШ N г.о. Самара
законодательства об организации обучения граждан Российской Федерации начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы
установлено, что в учебном учреждении отсутствует стрелковый тир или места для
стрельбы (электронного стрелкового тренажера).
Отказывая в
удовлетворении требований прокурора, суд обоснованно исходил из того, что
подготовка граждан по основам военной службы и получение ими начальных знаний в
области обороны в образовательных учреждениях, среднего (полного) общего
образования проводится в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами.
Приказом Минобразования
РФ от 05.03.2004 года N 1089 "Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования" утвержден, в числе прочего,
стандарт среднего (полного) образования по основам безопасности
жизнедеятельности.
Федеральным
государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом
Минобразования РФ от 05.03.2004 г. N 1089, не установлены требования к созданию
учебно-материальной базы по основам безопасности жизнедеятельности.
Судом установлено,
что согласно школьной программе МОУ СОШ N г.о. Самара
на изучение предмета ОБЖ учащимися 10 - 11 классов отведено по 34 часа в
учебном году.
Кроме того,
проводятся военно-полевые с кадетами 6 - 10 классов.
Установлено, что в
период прохождения военно-полевых сборов учащиеся проводили практические
стрельбища из пневматической винтовки, пистолета. Для юношей непрофильных 10
классов проводится обучение 40-часовых пятидневных учебно-военных сборов на
базе военного корпуса школы.
По программе
военно-полевых сборов запланирована практическая стрельба из автомата
Калашникова в количестве 10 часов. С указанными учащимися проводятся стрельбища
с выездом на карьер на р. Самарка.
При таких
обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что МОУ СОШ N г.о. Самары реализует требования государственных
образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в области
обучения допризывной молодежи основам военной службы, получения начальных
знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в
области гражданской обороны.
При этом суд
правильно указал на то, что создание и оборудование в образовательном
учреждении стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового
тренажера) в настоящее время не является обязательным требованием федерального
стандарта среднего (полного) образования.
Доказательств
нарушения ответчиками требований федерального стандарта среднего (полного)
образовательного образования, законодательства об образовании, о воинской
обязанности и военной службе прокурором суду не представлено.
Установив, что
ответчиками созданы необходимые для обучения в сфере военно-патриотического
воспитания условия, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых
требований.
Доводы кассационного
представления о бездействии ответчиков являются необоснованными, поскольку не
опровергают выводов суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение Советского
районного суда г. Самары от 4 августа 2011 года оставить без изменения, а
кассационное представление прокурора Советского района г. Самары - без
удовлетворения.