САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. по делу N 33-2376/2011
Судья Иголкина Л.В.
Докладчик Вишняков О.В.
Судебная коллегия
по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего
Вишнякова О.В.,
судей Сахалинского
областного суда Исайкина А.Ю. и Загорьян А.Г.,
рассмотрев
гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в защиту интересов
неопределенного круга лиц к МОУ СОШ N 5 города Южно-Сахалинска о признании
незаконным бездействия МОУ СОШ N 5 города Южно-Сахалинска по непринятию мер по
созданию надлежащих условии при осуществлении образовательного процесса и
возложении обязанности на МОУ СОШ N 5 города Южно-Сахалинска в течение 4
месяцев с момента вступления решения суда в
законную силу привести в соответствие с требованиями Приказа Министра обороны N
96 и Министра образования и науки РФ N 134 от 24.02.2010 года
учебно-материальную базу, оборудовав школу предметным кабинетом "Основы
безопасности жизнедеятельности"; стрелковым тиром или местом для стрельбы
(электронный стрелковый тренажер); организовать подвод электроэнергии в
кабинете физики к лабораторным столам учащихся исходя
из требований п. 2.4.4. СанПиН 2.4.2.1178-02; оборудовать кабинет иностранного
языка лингафонными рецептивными установками; оборудовать в кабинетах N 27 и N
31 умывальники исходя из требований п. 2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02;
по кассационной
жалобе представителя Департамента образования администрации
города Южно-Сахалинска К. на решение Южно-Сахалинского городского суда
от 10 мая 2011 года, которым
признано незаконным
бездействие администрации МОУ СОШ N 5 города Южно-Сахалинска по непринятию мер
по созданию надлежащих условий при осуществлении образовательного процесса;
на
администрацию МОУ СОШ N 5 возложена обязанность в течение 4 месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями
Приказа Министра обороны N 96 и Министра образования и науки РФ N 134 от
24.02.2010 года учебно-материальную базу школы, оборудовав школу предметным
кабинетом "Основы безопасности жизнедеятельности"; стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронный стрелковый
тренажер); организовать подвод электроэнергии в кабинете физики
к лабораторным столам учащихся исходя из требований п. 2.4.4. СанПиН
2.4.2.1178-02; оборудовать кабинет иностранного языка лингафонными рецептивными
установками; оборудовать в кабинетах N 27 и 31 МОУ СОШ N 5 умывальники исходя
из требований п. 2.4.2. СанПиН 2.4.2.1178-02;
с МОУ СОШ N 5
взыскана пошлина в доход государства в размере, подлежащая зачислению в местный
бюджет.
Изучив материалы
дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия
установила:
30 марта
2011 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с исковым заявлением
к МОУ СОШ N 5 города Южно-Сахалинска о признании незаконным бездействия по
непринятию мер по созданию надлежащих условии при осуществлении
образовательного процесса и возложении обязанности на МОУ СОШ N 5 г.
Южно-Сахалинска в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в
законную силу привести в соответствие с
требованиями Приказа Министра обороны N 96 и Министра образования и науки РФ N
134 от 24 февраля 2010 года учебно-материальную базу.
В
обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой г. Южно-Сахалинска в МОУ
СОШ N 5 проверкой установлено несоблюдение требований СанПиН 2.4.2.1178-02 в
части: проводки к ученическим столам электроэнергии, наличия лингафонных
рецептивных установок в кабинете иностранного языка, установки в кабинетах N 27
и N 31 умывальников, наличия предметного кабинета "Основы безопасности
жизнедеятельности"; а также
несоблюдения Приказа Министра обороны N 96 и Министра образования и науки РФ N
134 от 24 февраля 2010 года по оборудованию в школе стрелкового тира или места
для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
В судебном
заседании участвующий в деле прокурор Ри А.С. иск
поддержала; представитель ответчика П. и представитель Департамента образования
города Южно-Сахалинска К. возражали против удовлетворения иска.
Судом постановлено
приведенное выше решение, которое обжалует представитель Департамента
образования города Южно-Сахалинска К., в кассационной жалобе просит решение
отменить и отказать в удовлетворении иска прокурора. Указывает, что суд при
принятии решения по делу не дал надлежащую оценку доказательствам,
представленным представителями Департамента образования
администрации города Южно-Сахалинска и МОУ СОШ N 5. Полагает, что
образовательное учреждение при составлении образовательной программы
руководствуется федеральными государственными образовательными стандартами.
Настаивает, что ответчик в процессе своей деятельности реализует требования
государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего
образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы, в
школе созданы необходимые условия для обучения в сфере военно-патриотического
воспитания.
Проверив законность
и обоснованность принятого решения, заслушав объяснения прокурора Ереминой Ю.В., судебная коллегия находит обжалуемое решение
подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 статьи 362 ГПК РФ, в
связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств,
имеющих значение для дела.
Как следует из
материалов дела, МОУ СОШ N 5 действует на основании Устава, согласно которому
Школа N 5 является юридическим лицом. Содержание начального, основного и
среднего (полного) образования в Школе определяется федеральными и
региональными компонентами государственного стандарта образования, учебными
программами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.
Согласно
положениям статьи 12 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О
воинской обязанности и военной службе", федеральными государственными
образовательными стандартами среднего (полного) общего образования,
федеральными государственными образовательными стандартами начального
профессионального и среднего профессионального образования предусматривается
получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской
обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области
гражданской обороны. В
соответствии с положениями статьи 14 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1
"Об образовании", в образовательных учреждениях среднего общего
образования в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми
актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществляется
получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской
обязанности граждан и приобретение обучающимися
навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан
мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.
Пунктом 4
Постановления Правительства РФ N 1441 "Об утверждении Положения о
подготовке граждан РФ к военной службе" предусмотрено, что граждане
мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с
примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны РФ. А Приказом Министра обороны РФ N 96 и Минобразования РФ N 134
"Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным
знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования и учебных пунктах", - предусмотрено, что обучение граждан
начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной
службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета
"Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях
среднего общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
- в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования.
Инструкция об
организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их
подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования, - предусматривает создание в учебных заведениях
учебно-материальной базы в соответствии с требованиями государственных
образовательных стандартов и ее совершенствование. Предусмотрено, что
учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и
наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с
элементами полос: препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы
(электронный стрелковый тренажер).
Как следует
из материалов дела, судом первой инстанции при удовлетворении заявленных
прокурором требований не исследована рабочая учебная программа "Основы
безопасности жизнедеятельности" и инвентарный список нефинансовых активов
МОУ СОШ N 5, - в соответствии с которыми можно было бы определить наличие в
Школе N 5 учебно-материальной базы для обеспечения преподавания учебной
программы "Основы безопасности жизнедеятельности", в том числе
необходимых учебных пособий.
Кроме того,
судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, что в соответствии с
постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 15 апреля 2011 года N
595 "О проведении учебных сборов для учащихся общеобразовательных
учреждений, проходящих подготовку по основам военной службы в 2011 году",
- учебные сборы для учеников школ города Южно-Сахалинска состоялись в мае 2011
года на базе воинской части N 39 ОМСБр. В ходе сборов изучены: размещение
и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы
строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, а
также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.
При вынесении
обжалуемого решения судом первой инстанции не проанализированы положения пункта
13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"; а также
положения пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003
года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ" в части распределения обязанностей по финансированию реализации
основных общеобразовательных программ; не привлечены в соответствии с
положениями статей 40 - 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, к участию в
деле надлежащие соответчики, которые обязаны производить финансирование
обязательств, заявленных прокурором в исковом заявлении.
Также судом первой
инстанции безосновательно не приняты во внимание доводы стороны ответчика о
том, что СанПиН 2.4.2.1178-02 утрачивает силу с 1 сентября 2011 года, а
заявленные прокурором требования не включены в новый СанПиН 2.4.2.2821-10,
который введен в действие с 1 сентября 2011 года.
Судом не проверено,
какие денежные средства были выделены на 2010 - 2011 учебный год из бюджета
муниципального образования и бюджета Сахалинской области в качестве субвенции
на осуществление указанных прокурором требований; достаточны ли переданные
средства для осуществления Школой N 5 возложенных обязанностей.
Кроме того,
с учетом характера спорных правоотношений и заявленного прокурором искового
заявления, суду первой инстанции в соответствии с положениями статей 40 и 41
Гражданского процессуального кодекса РФ, надлежало привлечь: администрацию и
Департамент образования города Южно-Сахалинска, Правительство Сахалинской
области в качестве соответчиков по заявленным прокурором требованиям и
предложить сторонам предоставить суду доказательства надлежащего выполнения
возложенных на каждого из них обязательств по финансированию рассматриваемых спорных правоотношений, - которым дать
правовую оценку в решении, которое необходимо постановить в соответствии с
обстоятельствами дела и законом.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 360 - 362, 366 Гражданского
процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение
Южно-Сахалинского городского суда от 10 мая 2011 года отменить, дело направить
на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
О.В.ВИШНЯКОВ
Судьи
Сахалинского
областного суда
А.Ю.ИСАЙКИН
А.Г.ЗАГОРЬЯН