САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2011 года
Самарский областной
суд в составе:
председательствующего
Шабаевой Е.И.,
при секретаре
Беловой Е.Л.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской
области об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Прокурор
Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании
п. 2.4.1 Административного регламента предоставления государственной услуги
"Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования, а также содержания воспитанников", утвержденного
приказом министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2010 N
128-од, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с
14.07.2010 в части слов "отсутствие свободных мест в образовательном
учреждении", свои требования прокурор
обосновывает следующим.
Названный
Административный регламент разработан в целях реализации прав граждан на
образование, повышения качества исполнения и доступности государственной услуги
и определяет деятельность органов исполнительной власти Самарской области при
осуществлении ими полномочий по организации и предоставлению государственной
услуги на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании".
Действующее
законодательство гарантирует каждому гражданину право на образование. Основными
принципами государственной политики в области образования являются
общедоступность образования и бесплатность дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях, а также адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся,
воспитанников.
При этом
гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального,
имущественного и должностного положения.
В п. 2.4.1
Административного регламента указано, что одним из оснований для отказа в
предоставлении образовательным учреждением государственной услуги является
отсутствие свободных мест.
В соответствии с ч.
5 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" деятельность государственных
образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным
Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми
на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Каждое из таких
типовых положений определяет порядок направления и зачисления детей в
образовательные учреждения соответствующего типа и при этом не предусматривает
отказ в приеме в образовательное учреждение в случае отсутствия мест.
Направление
несовершеннолетнего в образовательное учреждение соответствующего типа является
реализацией его права на образование. Ограничение в приеме в указанные
учреждения из-за отсутствия мест в учреждении не предусмотрено федеральным
законодательством.
В связи с изложенным прокурор полагает, что
органы исполнительной власти субъекта не вправе были устанавливать указанное
ограничение, поэтому в данной части регламент противоречит действующему
законодательству.
В судебном
заседании представитель прокуратуры Самарской области Л.О.Е. требования
прокурора поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители
заинтересованного лица - министерства образования и науки Самарской области
Н.Г.Х. и М.С.А. требования, заявленные прокурором, не признали, считают их
необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав
стороны, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора
удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии
с пунктом 6.2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N
3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти
субъекта Российской Федерации в сфере образования относится организация
общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным
программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и
закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за
исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях,
перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в
соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской
Федерации.
В
соответствии со статьей 87 Устава Самарской области министерство образования и
науки Самарской области входит в систему органов исполнительной власти и в соответствии
с пунктом 2.2.1 Положения о министерстве образования и науки Самарской области,
утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2006 N
238, наделяется полномочиями, в том числе и отнесенными к полномочиям органов
государственной власти субъекта Российской Федерации пунктом 6.2 части 1 статьи 29 Закона "Об образовании".
В соответствии со
статьей 13 Федерального закона "Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг" регламенты разрабатываются органами
исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги.
В пункте
1.1 Административного регламента государственной услуги "Предоставление
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а
также содержание воспитанников", утвержденного приказом министерства
образования и науки Самарской области от 14 июля 2010 года за N 128-од и
который оспаривается в части прокурором, указано, что он разработан в целях
реализации прав граждан на образование, повышение качества исполнения и доступности
государственной услуги и определяет
деятельность органов исполнительной власти Самарской области, государственных
образовательных учреждений при осуществлении ими полномочий по организации и
предоставлению государственной услуги на основании подпункта 6.2 пункта 1
статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии со
статьей 12 ФЗ "Об образовании" образовательным является учреждение,
осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть
государственными, муниципальными, негосударственными.
Действие
законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на
все образовательные учреждения на территории
Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и
подчиненности.
В силу указанной
нормы деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений
регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях
соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных
учреждений.
Согласно статье 16
названного Закона общие требования к приему граждан в образовательные
учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в
государственные и муниципальные образовательные учреждения - также типовыми
положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Противоречие
действующему законодательству оспариваемого пункта Административного
регламента, предусматривающего основанием для отказа в предоставлении
образовательным учреждением государственной услуги отсутствие свободных мест,
прокурор усматривает в том, что действующие типовые положения об
образовательных учреждениях такое основание к отказу в приеме в образовательное
учреждение не предусматривают.
Поскольку
ограничение в приеме в указанные учреждения из-за отсутствия мест в учреждении
не предусмотрено федеральным законодательством, органы исполнительной власти
субъекта не вправе устанавливать указанное ограничение.
Суд приходит к
выводу, что с данными доводами нельзя согласиться, поскольку они не учитывают
требования действующего законодательства, регулирующего деятельность
образовательных учреждений.
Как указывалось
выше, деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений
регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях
соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации.
На сегодняшний день
Правительством утверждены и действуют типовые положения в отношении следующих
видов учреждений:
Типовое положение
об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 676;
Типовое положение
об образовательной школе-интернате, утверждено постановлением Правительства от
26.06.1995 N 612;
Типовое положение о
специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утверждено постановлением
Правительства от 25.04.1995 N 420;
Типовое положение о
специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждено постановлением
Правительства от 12.03.1997 N 288;
Типовое положение
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении, утверждено постановлением Правительства от
28.08.1997 N 1117.
Действительно,
перечисленные типовые положения не содержат прямого указания на основание отказа в приеме в образовательное учреждение по причине
отсутствия свободных мест, однако каждое из этих положений содержит строгое
ограничение по количеству обучающихся и воспитанников в классах и группах, что
прямо усматривается из текста положений.
Кроме этого,
названные типовые положения содержат указания и на то, что количество
общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для
образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из
потребности (численности).
На
обязательность соблюдения санитарных норм указывает также статья 1 Федерального
закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", в которой говорится, что государственные
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы являются нормативными
правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования,
несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу
возникновения и распространения заболеваний.
Сам названный Закон
направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на
охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В настоящее
время действует целый ряд санитарных правил и норм устройства, оборудования,
содержания и режима специальных общеобразовательных учреждений, которые
достаточно четко определяют и ограничивают количество обучающихся и
воспитанников в каждом конкретном учреждении, определяют количественную
вместимость некоторых учреждений, кроме того, содержат требования по количеству
площади на каждого пребывающего в учреждении и содержат указания на то, что
количество обучающихся не должно превышать
вместимости учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или
приспособлено здание. Что касается вновь построенных зданий,
то и в данном случае санитарные правила устанавливают, что вместимость
учреждений не должна превышать конкретное количество человек в зависимости от
вида и типа учреждения (Санитарные правила устройства, оборудования, содержания
и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих
недостатки в физическом и умственном развитии, утв. Главным санитарным врачом
СССР от 06.03.1986 N 4076-86; СП М2.4.990-00.2.4.
Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию,
организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарные
правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000;
СанПиН 2.4.2.1178-02, введены в действие постановлением Главного санитарного
врача РФ от 28.11.2002 N 44).
Ограниченное
количество обучающихся (воспитанников) также обусловлено и наличием
определенного количества персонала каждого учреждения.
Правительством РФ 07.07.2011
принято Постановление N 558 об утверждении Требований к условиям пребывания
детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Данные Требования также обязывают названные учреждения обеспечить
условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям пожарной безопасности,
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям
законодательства РФ (п. 1).
В пункте 5
Требований указано, что количество помещений, их функциональное назначение и
наполняемость определяются администрацией организации с учетом возраста,
состояния здоровья и индивидуальных особенностей развития детей, а также
соблюдения санитарных норм и норм предельной наполняемости указанных помещений,
установленных законодательством РФ.
Кроме того, в
соответствии с Правилами пожарной безопасности (вместе с ППБ-101-89
"Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ,
профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных,
внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений"), утвержденными
приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541,
вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам (п. 2.7.1).
Является очевидным,
что все перечисленные ограничения по возможному количеству одновременного нахождения
детей в образовательном учреждении направлены на обеспечение надлежащей
организации учебного процесса, оздоровительных мероприятий, а также обеспечение
безопасности обучающихся (воспитанников), несоблюдение которых ведет к
нарушению действующего законодательства.
При
указанных обстоятельствах не усматривается противоречие оспариваемой нормы
действующему законодательству, из системного толкования которого видно, что
законодательством определен количественный состав обучающихся и воспитанников,
который может принять конкретное учреждение и, соответственно, организовать
образовательный процесс, поскольку в этом случае права учреждения
ограничиваются перечисленными требованиями закона, который одновременно и
накладывает на учреждение определенные обязанности, несоблюдение которых
является грубым нарушением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, что неминуемо ведет к административному наказанию как должностных лиц, так и образовательного
учреждения, и более того - создает угрозу жизни или здоровью находящихся в
учреждении детей.
Исходя из
перечисленного выше действующего законодательства обязанность обеспечить
общедоступное обучение (воспитание), о которой говорит прокурор в своем
заявлении, законом возложена на орган государственной власти субъекта РФ, а на
конкретном учреждении лежит обязанность и при этом имеется право обеспечить
обучение и воспитание лишь того количества детей, которое предусмотрено
нормативами и в лицензии, выданной учреждению. Т.е. наличие в Административном регламенте такого основания для
отказа в предоставлении образовательным учреждением государственной услуги, как
отсутствие в учреждении свободных мест, обусловлено требованиями перечисленного
выше законодательства.
Представители
министерства образования и науки Самарской области в судебном заседании
пояснили, что в случае отсутствия мест в конкретном учреждении ребенок в
обязательном порядке министерством определяется в другое соответствующее
учреждение. Имеют место случаи, когда на территории нашей области по
соответствующим направлениям размещаются дети и из других регионов, в любом
случае вопрос о размещении нуждающегося ребенка решается в связи с наличием
такой обязанности у органа государственной власти субъекта, никогда жалоб по
данному поводу не было.
Как пояснил
прокурор в судебном заседании, опровергнуть данную информацию он не может.
На основании
изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором пункт
Административного регламента не противоречит федеральному закону или другому
нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, утвержден был
министерством образования и науки Самарской области в пределах полномочий, в связи с чем в силу статьи 253 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации не имеется оснований для удовлетворения заявленных
требований.
Руководствуясь
статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, суд
решил:
В
удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании п. 2.4.1
Административного регламента предоставления государственной услуги
"Предоставление начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования, а также содержания воспитанников", утвержденного
приказом министерства образования и науки Самарской области от 14.07.2010 N
128-од, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с
14.07.2010 в части слов "отсутствие свободных мест в образовательном
учреждении" - отказать.
Решение может быть
обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней.
Председательствующий
ШАБАЕВА Е.И.