ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2011 г. по делу N 33-6889
Судья Катырева С.В.
Судебная коллегия
по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего
Поповой Н.В., судей Панковой Т.В., Мехоношиной Д.В.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании в г. Перми 11 июля 2011 года дело по кассационной
жалобе <...> на решение Частинского районного
суда Пермского края от 10 июня 2011 года, которым постановлено:
"Признать
незаконным бездействие муниципального учреждения <...>, выразившееся в
необеспечении возможности К., дата рождения, получить дошкольное образование в
муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать
муниципальное учреждение <...> предоставить К., дата рождения, место в
муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня
вступления решения суда в законную силу".
Ознакомившись с
материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной
Д.В., пояснения представителя Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.П., по
мнению которой, решение отмене не подлежит, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Частинского района обратился в суд в интересах
несовершеннолетней К., дата рождения, с заявлением о признании незаконным
бездействие муниципального учреждения <...>, выразившееся в необеспечении
возможности К., дата рождения, получить дошкольное образование в муниципальном
дошкольном образовательном учреждении. Просил обязать муниципальное учреждение
<...> предоставить К., дата рождения, место в муниципальном дошкольном
образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения суда в
законную силу.
В обоснование иска
указал, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов
по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация
предоставления общедоступного дошкольного образования. Органы местного
самоуправления наделены правом создания муниципальных образовательных
учреждений. Право К. на получение дошкольного образования <...> не
обеспечено, место в дошкольном образовательном учреждении ей не предоставлено.
В судебном
заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Законный
представитель несовершеннолетней К. заявленное требование поддержал.
Представитель
муниципального учреждения <...> (далее именуется <...>) возражал
против заявленного требования
Судом постановлено
приведенное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит
представитель <...>, ссылаясь на то, что суд не применил нормы
материального права, подлежащие применению. Суд не учел положения ч. 3 ст. 2
Закона РФ "Об образовании" и не применил положения п. 6.1 ч. 1 ст. 29
этого Закона, в соответствии с которым обеспечение государственных гарантий
прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования
возложено на субъект РФ. Закон РФ "Об образовании" не предусматривает
возможность передачи субъектами РФ полномочий, перечисленных в ст. 29 Закона,
на местный уровень. Решением от 24 февраля 2011 года суд произвольно возложил
эту обязанность <...>. К участию в деле Пермский край не привлечен.
Возможности предоставить К. место в существующих детских дошкольных учреждениях
администрация района не имеет.
Дошкольные
образовательные учреждения с. <...>, в котором проживает К.,
укомплектованы воспитанниками полностью.
Предоставление места в образовательном учреждении приведет к превышению
предельной наполняемости групп и нарушит права других лиц. Финансовых возможностей
для строительства нового детского сада <...> не имеет, необходимых средств для этого Пермский край не выделил. Суд не указал в
решении, в чем именно выразилось бездействие администрации района.
Обсудив доводы
кассационной жалобы, проверив законность решения суда в пределах этих доводов
(ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене решения
суда.
Юридически значимые
для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по
делу доказательств судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным
образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно,
нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
Производство по
делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и
муниципальных служащих регулируется главой 25 ГПК РФ.
Согласно ст. 45 ГПК
РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных
интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление
в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано
прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту,
недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора,
основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных
или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых
(служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты
семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное
обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном
жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
обеспечения прав на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно п. 1 ст.
254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие
(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают,
что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться
непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган
государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу,
государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255
ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или
муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства,
относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в
результате которых:
нарушены права и
свободы гражданина;
созданы препятствия
к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина
незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к
ответственности.
Исходя из анализа
указанных правовых норм, основанием для принятия решения суда о признании
незаконным бездействия <...> является одновременное несоответствие этого
бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение
оспариваемым бездействием прав и законных интересов граждан, организаций, в
защиту интересов которых обращается прокурор.
Исследовав
все обстоятельства дела в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд
обоснованно удовлетворил требования прокурора в полном объеме, признав, что не
предоставление несовершеннолетней К. места в дошкольном образовательном
учреждении, при том, что она не имеет противопоказаний для посещения такого
учреждения, достигла необходимого возраста, является бездействием органа
местного самоуправления - <...>.
Выводы суда о том,
что <...> обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той
форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения
муниципального дошкольного учреждения, основаны на законы. Выводы суда первой
инстанции должным образом мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы об
отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по
предоставлению К. места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены.
В соответствии с ч.
1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об
образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере
образования относятся:
1) организация
предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным
программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного
процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
организация
предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления
дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и
общедоступного бесплатного дошкольного образования;
создание,
реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
обеспечение
содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений,
обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей,
подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования.
Согласно п.
11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к
вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и
организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования по основным
общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому
обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за
исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях
регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на
территории муниципального района, а также организация отдыха детей в
каникулярное время.
Таким образом,
организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам
местного значения муниципального района.
Довод жалобы о том,
что <...> не имеет возможности предоставить К. место в дошкольном
учреждении в связи с отсутствием свободных мест, отмену решения суда не влечет,
поскольку правового значения не имеет.
Доводы кассационной
жалобы выводы суда не опровергают и не свидетельствуют о наличии у <...>
правовых оснований для непринятия мер по обеспечению несовершеннолетней К.
местом в дошкольном учреждении. Доказательств того, что администрацией Частинского муниципального района предпринимались
действенные меры по обеспечению права К. на получение дошкольного образования,
суду не представлено.
Довод жалобы о том,
что суду следовало привлечь к участию в деле исполнительный орган Пермского
края, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку судом правомерно
установлена обязанность ответчика, а не иного лица, по обеспечению
несовершеннолетней К. местом в дошкольном учреждении.
При таких
обстоятельствах, оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы
судебная коллегия не усматривает, в связи с чем в
удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст.
199, 361, ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Частинского районного суда Пермского края от 10 июня 2011
года по доводам кассационной жалобы <...> оставить без изменения,
кассационную жалобу - без удовлетворения.