МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 19 марта 1996 г. N 391/11
О ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Становлению
демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию
на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности,
приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует
правильно организованное гражданско - правовое образование, которое включает в
себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во
многом зависит построение правового государства и гражданского общества в
России.
Выступая 6 марта
1996 г. на общероссийском конгрессе по правовым вопросам, Президент Российской
Федерации Б.Н. Ельцин отметил, что одним из обязательных условий перехода к
правовому государству является полноценное правовое воспитание граждан. В своих
решениях конгресс рекомендовал создать в школе целостную систему правового
воспитания учащихся.
Гражданско -
правовое образование становится одним из основных направлений развития
гуманитарного образования.
Перспективы
его развития были определены решением коллегии Министерства образования "О
стратегии развития исторического и обществоведческого образования в
общеобразовательных учреждениях" (N 24/1 от 28.12.94) и конкретизированы в
информационных письмах "Об изучении Конституции Российской Федерации и
гражданском образовании" (N 151/11 от 16.02.95) и "О повышении
правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и
избирательного процесса" (N 385/11 от
07.04.95).
Реализация этой
стратегии в области гражданско - правового образования начинается с детского
сада и начальной школы, где вводятся элементарные знания о демократии, правах
человека, ребенка, нормах нравственности. Впервые в истории отечественной школы
изданы учебники: "Ваши права", "Приключения маленького
человечка", "Права на каждый день" и др.
В основной школе
наряду с действующими курсами "Право и политика" (9 кл.), "Человек" (9 кл.)
появился интегрированный курс "Граждановедение"
(5 - 9 кл.), состоящий из отдельных модулей: "Российская Конституция", "Права и свободы
гражданина", "Человек в обществе", "Ответственность за
правонарушения", "Введение в обществознание" (Личность.
Мораль. Право. 8 - 9 кл.).
Названные курсы получают широкое распространение во многих регионах России и
позволяют формировать у учащихся достаточно полные представления о мире,
обществе, государстве, социальных связях и отношениях; развивать модели
поведения, мотиваций и установок, которые способствуют участию личности в
решении задач различного уровня: от семейно - бытовых
до общенациональных, государственных.
В полной средней
школе гражданско - правовое образование осуществляется на более высоком
теоретическом уровне. Наряду с интегрированными курсами "Человек и
общество", "Современный мир" широкое распространение получают
профильно ориентированные курсы: "Основы правоведения",
"Политика и право", "Введение в политологию", "Демократия:
государство и общество", которые обладают значительным воспитательным
потенциалом и способствуют подготовке к продолжению гуманитарного
обществоведческого образования.
В настоящее время
разрабатывается ряд новых авторских программ и курсов по гражданско - правовому
образованию. Появился первый опыт осуществления гражданского образования на
всех ступенях учебного процесса. В Челябинской, Тамбовской,
Брянской, Тверской, Ульяновской, Калининградской областях и других субъектах
Российской Федерации преподается курс "Граждановедение",
в Самарской области учащиеся изучают курс "Основы жизненного
самоопределения", в Нижегородской и Тюменской областях - "Основы
гражданского образования", в Москве, Московской области - "Права
человека" и т.д. В Санкт - Петербурге
складывается система правового образования в школе, позволяющая успешно решать
задачи формирования правовой культуры учащихся. Гражданско - правовое
образование строится в них с учетом национально - региональной специфики.
Широкая
педагогическая общественность проявляет интерес к проблемам гражданско - правового
образования. Создана ассоциация учителей России "За гражданское
образование". С февраля 1996 г. стало выходить еженедельное приложение к
"Учительской газете" - "Граждановедение".
Все это позволяет
построить вертикаль гражданско - правовых знаний, которая в состоянии
обеспечить формирование устойчивого правосознания, усвоение правовой культуры и
воспитание высоких нравственных качеств личности.
В соответствии с
современными научными представлениями в содержание гражданско - правового
образования входят политико - правовые вопросы, нормы конституционного и других
отраслей права, вопросы правового положения личности и межнациональных
отношений, нравственно - этические проблемы, профилактика правонарушений и др.
В последнее время выявился ряд новых курсов: "Экология",
"Экономика", "Основы безопасности жизнедеятельности" и др.
Считаем возможным изучение этих курсов не только как самостоятельных предметов,
но и как содержательных модулей единой системы гражданско - правового образования.
Министерство
образования Российской Федерации обращает внимание педагогических коллективов
общеобразовательных учреждений на разумное сочетание теоретических занятий и
практико - ориентированной деятельности учащихся во внеурочное время. Хорошо
известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Участие
старшеклассников в работе советов школ, развитие ученического самоуправления,
деятельность общественных объединений и организаций детей, разнообразные клубы
учащихся, встречи с сотрудниками правоохранительных и судебных органов,
представителями исполнительной и законодательной властей - все это и многое
другое создает условия и может стать основой воспитания гражданина и патриота
своей страны.
Министерство
образования, учитывая актуальность и большую значимость гражданско - правового
образования, рекомендует руководителям образовательных учреждений создать
условия и содействовать становлению в общеобразовательных учреждениях системы
гражданско - правового образования, включающей курсы политико - правовой и
нравственной проблематики с 1 по 11 класс.
Возможны следующие
примерные темы занятий:
1 - 4
классы: азбука нравственности; права ребенка; российское государство и
общество, символы государства, законы; главные ценности жизни; обычаи; правила
вежливости, правила поведения, правила личной безопасности; отношения в семье и
др.
5 - 7 классы:
гражданин России, права и свободы человека и гражданина, его обязанности;
органы государственной власти и управления; законы Российской Федерации;
принципы и нормы нравственности; традиции патриотизма и любви к Родине; начала
рыночной экономики; культура общения (межличностные отношения); культура
межнациональных отношений; культура мира; здоровый образ жизни; ответственность
за правонарушения; этикет; природа и общество и др.
В 8 - 11 классах
гражданско - правовая тематика представлена в ныне действующих программах и
учебниках по курсам "Граждановедение",
"Человек и общество", "Введение в обществознание",
"Основы правоведения", "Право и политика", "Политика и
право" и др.
В случае завершения
перехода на новую структуру исторического и общественного образования (см.
методическое письмо МО РФ N 84-М от 11.05.93 "О переходе на новую
структуру исторического и обществоведческого образования") считаем
целесообразным использовать выделенные дополнительно для этих целей часы (по 1
часу в 5 - 9 классах) на гражданско - правовое образование.
Министерство
образования Российской Федерации в интересах дальнейшего совершенствования и
развития системы гражданско - правового образования предполагает:
- продолжить
разработку целостной концепции гражданско - правового образования и воспитания
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и
учреждениях внешкольного дополнительного образования;
- подготовить
стандарты, программы, учебники и учебно - методические комплекты по данной
проблематике; разработать рекомендации по гражданскому и правовому воспитанию в
системе дополнительного образования учащихся;
- создать аудио- и
видеоматериалы, компьютерные программы по гражданско - правоведческим курсам;
- провести в мае
1996 г. I Всероссийскую олимпиаду по праву;
- организовать цикл
передач по телевидению "Молодежь и закон" и расширить гражданско -
правовую проблематику на страницах педагогической печати;
- в области гражданско
- правового образования осуществить подготовку и переподготовку учительских
кадров, способных применять личностно ориентированные педагогические
технологии, включая моделирование реальных социальных процессов, ролевые и
деловые игры.