ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2011 г. по делу N 44а-154-2011
Заместитель
председателя Пермского краевого суда Сурков П.Н., рассмотрев по надзорной
жалобе М. на постановление мирового судьи судебного участка N 115 Пермского
района Пермского края от 02 ноября 2010 года, решение судьи Пермского районного
суда Пермского края от 21 декабря 2010 года дело об административном
правонарушении по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ в отношении М.,
установил:
Постановлением
Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных
объектах ФИО от 13 октября 2010 года в отношении М. было возбуждено дело об
административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.12 КоАП РФ, в связи с
осуществлением распространения печатных агитационных материалов с нарушением
требований закона к использованию в них высказываний физических лиц о кандидате.
Согласно
постановлению прокурора М. в марте 2010 года, являясь кандидатом на должность
главы МО ЗАТО Звездный, разместила в газете "название" N 7 (41) от
03.03.2010 года агитационные материалы с высказываниями руководителей ряда
учреждений с указанием их должностей, в том числе директора МУП ЖКХ
"Организация" ФИО1, директора ДЮСШ
"Организация 1" ФИО2. При этом согласия на публикацию высказываний
этих лиц с указанием их должностей М. получены не были. Данными действиями М.
нарушила пп. "б" п. 7 и п. 9 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме". Агитационные материалы были оплачены из избирательного фонда
М., газета распространялась бесплатно среди жителей
ЗАТО Звездный.
Постановлением
мирового судьи судебного участка N 115 Пермского района Пермского края от 02
ноября 2010 года М. признана виновной в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, ей назначено наказание
в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи
Пермского районного суда Пермского края от 21 декабря 2010 года указанное
постановление оставлено без изменения, жалоба М. - без удовлетворения.
В надзорной жалобе,
поступившей в Пермский краевой суд 20 января 2011 года, М. ставит вопрос об
отмене состоявшихся по делу судебных постановлений. Требования мотивирует тем,
что на ФИО1 и ФИО2 не распространяются ограничения,
указанные в пп. "б" п. 7 ст. 48 Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ,
поскольку они единолично управляют организациями. Считает, что ФИО1 и ФИО2 не использовали преимущества своего служебного
положения в целях предвыборной агитации. Письменное согласие на размещение
высказываний данных лиц в агитационных материалах было получено М. своевременно
(до опубликования). Территориальная избирательная комиссия
ЗАТО Звездный не потребовала их предоставления вместе с агитационным
материалом, при этом комиссией не направлялось М. запретов на размещение
указанного материала в печатном издании.
В целях проверки
доводов надзорной жалобы в Пермский краевой суд 24 января 2011 года истребовано
дело об административном правонарушении, которое поступило в Пермский краевой
суд 07 февраля 2011 года.
Изучив дело об
административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе М., оснований для
отмены судебных постановлений не нахожу.
Согласно подпункту
б) пункта 7 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" запрещается проводить предвыборную агитацию,
агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные
материалы:
лицам, замещающим
государственные или выборные муниципальные должности, государственным и
муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления
организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом
управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих
руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий,
при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая,
предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и(или)
с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Согласно пункту 9
вышеуказанного Федерального закона использование в агитационных материалах
кандидата, избирательного объединения изображения физического лица,
высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении
возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ,
подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с
экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3
статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного
материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном
издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее
требованию.
В соответствии с
частью 1 статьи 5.12. КоАП РФ изготовление или
распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных
или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной
федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их
изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума,
о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере
налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте
жительства лица, изготовивших эти печатные или
аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо
о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или
аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или
аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны
неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных
агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без
предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда,
фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных
и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо
фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума
вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства)
организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти
материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных
агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них
изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате,
об избирательном объединении влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на
должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от
пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Выводы судебных
инстанций о наличии в действиях М. состава административного правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, являются правильными, должным образом
мотивированными и обоснованными.
Они подтверждаются:
объяснениями М. по поводу вынесенного в отношении нее постановления прокурора
от 13 октября 2010 года, где она указывает, что не проводилось письменное
согласование с ФИО1 и ФИО2 указания в агитационных
материалах их должностей (л.д. 5, 6); агитационными материалами с указанием
должностей директора МУП ЖКХ "Организация" ФИО1
и директора детско-юношеской спортивной школы "Организация 1" ФИО2
(л.д. 7-9); письмом председателя Территориальной избирательной комиссии от
27.05.2010 года, адресованном в Пермскую прокуратуру, где указано, что М. не
предоставлялось в избирательную комиссию согласие ФИО1 на использование его
изображения и высказывания в агитационном материале (л.д. 15); письменными
объяснениями ФИО1 от 24.05.2010 года, адресованными
Пермскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных
объектах, где он указывает, что не помнит, указывал ли свою должность в
письменном согласии на публикацию его высказываний в агитационном материале М.
(л.д. 16); письменными объяснениями ФИО2 от 24.05.2010
года, адресованными Пермскому прокурору по надзору за исполнением законов на
особо режимных объектах, где она поясняет, что вопрос об указании ее должности
в агитационном материале не обсуждался, согласия на это указание она не давала
(л.д. 17); письменным разрешением ФИО1 от 27 февраля
2010 года, адресованным в Территориальную избирательную комиссию, использовать
свое изображение, высказывания, в агитационных материалах М. (л.д. 32);
письменным разрешением ФИО2 от 26 февраля 2010 года, адресованным в
Территориальную избирательную комиссию, использовать свои высказывания,
фотографию, имя в агитационных материалах М. (л.д. 32).
Оснований не
доверять представленным доказательствам не имеется. Они получены с соблюдением
закона, их достаточно для полного, всестороннего и объективного рассмотрения
дела. Эти доказательства соответствуют требованиям статьи 26.2 КоАП РФ и
оценивались мировым судьей и судьей районного суда по правилам статьи 26.11
КоАП РФ.
Правильно оценив
совокупность указанных доказательств, судебные инстанции сделали обоснованный
вывод о виновности М. в совершении правонарушения, ответственность за которое
предусмотрена ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ.
Каких-либо
нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые бы не позволили
всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об
административном правонарушении в отношении М. допущено не было.
Доводы надзорной
жалобы о том, что на ФИО1 и ФИО2 не распространяются
ограничения, указанные в пп. "б" п. 7 ст. 48 Закона от 12.06.2002 N
67-ФЗ, а также о том, что данные лица не использовали преимущества своего
служебного положения в целях предвыборной агитации, являются несостоятельными и
противоречат материалам административного дела.
Судом установлено, что
в агитационных материалах М. - в Пермской краевой информационно-аналитической
газете "название" использовались высказывания ФИО1
с указанием его должности - директора МУП ЖКХ "Организация". МУП ЖКХ
"Организация" является муниципальным унитарным предприятием.
Согласно пункту 4
статьи 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является руководитель, который
назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им
подотчетен.
При этом согласно
письменным объяснениям ФИО1 от 24.05.2010 года и его
письменному разрешению на использование его высказываний и изображения от 27
февраля 2010 года он не давал своего разрешения на указание в агитационных
материалах М. занимаемой им должности.
Судом установлено,
что в агитационных материалах М. - в Пермской краевой
информационно-аналитической газете "название" использовались
высказывания ФИО2 с указанием ее должности - директора
МДОУ ДЮСШ "Организация 1". МДОУ ДЮСШ "Организация 1"
является муниципальным образовательным учреждением.
Согласно положениям
статьи 35 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"
управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями
строится на принципах единоначалия и самоуправления. Непосредственное
управление государственным или муниципальным образовательным учреждением
осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор
или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного
учреждения.
При этом в своих
письменных объяснениях от 24.05.2010 года ФИО2
указывает, что она не давала своего согласия на указание занимаемой ею
должности в агитационных материалах М.
Оценив
представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что М.
разместила в своих агитационных материалах без согласия ФИО1
и ФИО2 их изображения и высказывания с указанием занимаемых ими должностей, при
том, что данные лица являлись членами органов управления (директорами)
организаций и при исполнении своих служебных обязанностей не могли осуществлять
предвыборную агитацию. Данные действия М. противоречат положениям подпункту
"б" пункта 7 и пункту 9 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 N
67-ФЗ.
Доводы заявителя о
том, что согласие на размещение высказываний ФИО1 и
ФИО2 в агитационных материалах было своевременно получено М. до их публикации,
но не запрашивалось Территориальной избирательной комиссией ЗАТО Звездный, о
незаконности судебных постановлений не свидетельствует.
Согласно материалам
административного дела письменные согласия ФИО1 от 27
февраля 2010 года и ФИО2 от 26 февраля 2010 года (л.д. 32) и от 24 марта 2010
года (л.д. 13) адресованы в Территориальную избирательную комиссию.
Однако согласно
письму председателя Территориальной избирательной комиссии от 27.05.2010 года
согласие ФИО1 в Территориальную избирательную комиссию
кандидатом М. не предоставлялось. Запрос кандидату М. был сделан, аргументом
непредставления послужило то, что это заявление было предоставлено в печатное
издание, напечатавшее эти высказывания (л.д. 15).
Доказательств того,
что ФИО1 и ФИО2 давали свое согласие на указание в
агитационных материалах их должностей, суду представлено не было.
Иных доводов,
свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального
права, надзорная жалоба не содержит, оснований для отмены принятых судебных постановлений
не имеется.
Мировым судьей при
вынесении постановления о назначении административного наказания собранным и
представленным доказательствам по делу об административном правонарушении в
отношении М. дана надлежащая правовая оценка.
Судья районного
суда, согласившись с такой оценкой доказательств, подтверждающей вину М. в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12
КоАП РФ, обоснованно не усмотрел оснований для их переоценки, его выводы
достаточно мотивированы, правильно применены нормы материального и
процессуального права.
Действия М.
квалифицированы правильно, наказание назначено в соответствии с ч. 1 ст. 5.12
КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.8 и 4.1 КоАП РФ в минимальном
размере.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17. КоАП РФ,
постановил:
Постановление
мирового судьи судебного участка N 115 Пермского района Пермского края от 02
ноября 2010 года, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 21
декабря 2010 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.12
КоАП РФ в отношении М. оставить без изменения, жалобу М. оставить без
удовлетворения.
Заместитель
председателя
Пермского краевого
суда
П.Н.СУРКОВ