МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2010 г. по делу N 33-22458
Ф\с Беседин Э.А.
27 июля 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Климовой С.В., судей Гончаровой О.С. и Грибовой Е.Н. при
секретаре К. заслушав в открытом судебном заседании по докладу Гончаровой О.С.
дело по кассационной
жалобе Р. на решение Пресненского районного суда от 24 ноября 2009 г., которым
постановлено: В удовлетворении заявления об оспаривании действий Центральной
приемной комиссии Министерства обороны РФ и Министра обороны РФ, третьи лица
начальник и приемная комиссия Тверского суворовского военного училища,
связанных с отказом в зачислении в суворовское военное училище, действующей в
интересах несовершеннолетнего Р.Ю. Р. - отказать.
установила:
Р.
обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Центральной приемной
комиссии Министерства обороны РФ и Министра обороны РФ, а также начальника и
приемной комиссии Тверского суворовского военного училища, указав, что ее сын
Р.Ю., 1997 года рождения, в 2009 году обратился к начальнику Тверского суворовского
военного училища с заявлением, в котором выразил желание учиться в данном
училище. По результатам прохождения
окончательного медицинского освидетельствования Р.Ю., 1997 года рождения, был
признан годным к прохождению военной службы. По результатам социально-психологического
изучения, психологического и психофизиологического обследования Р.Ю. вынесено
заключение по его зачислению в училище: "рекомендуется к зачислению".
Общая оценка его физической подготовленности "отлично". Вместе с тем,
согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 2009 года
N 996 Русаков Ю.Н. не был зачислен в Тверское суворовское военное училище. Заявитель считает, что приемными комиссиями и должностными лицами
Тверского суворовского военного училища и Министерства обороны Российской
Федерации нарушены права ее сына Р.Ю., установленные ч. 2 ст. 43 Конституции
Российской Федерации, ч., ч. 2, 3 ст. 5, ч., ч. 1, 1.1 ст. 16 Закона Российской
Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Истица ссылается в качестве правового обоснования иска на положения
ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей", Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании",
Типовое положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских,
военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30
апреля 2008 года N 328, Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196,
Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального
образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 года
N 543, Инструкцию по организации и проведению приема в суворовские военные,
нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские
кадетские, музыкальные кадетские) корпуса, заявитель
просила суд признать незаконными действия приемной комиссии и начальника
Тверского суворовского военного училища, Центральной приемной комиссии
Министерства обороны Российской Федерации, Министра обороны Российской
Федерации, связанные с незачислением в указанное
училище Р.Ю., 1997 года рождения, и возложить обязанность на Центральную
приемную комиссию Минобороны России и Министра обороны Российской Федерации
принять решение по вопросу зачисления Р.Ю. с учетом требований закона и
результатов конкурсного отбора.
В судебном
заседании заявитель заявленные требования поддержала и просила об их
удовлетворении.
Представитель
ответчика Министра обороны РФ в судебном заседании требования заявителя не
признал и просил отказать в их удовлетворении. По мнению ответчика, определение
штатного количества личного состава воинских формирований, в том числе и
суворовских училищ, относится к исключительной компетенции Министра обороны РФ,
который вправе, а не обязан устанавливать как количественный, так и
качественный состав указанных воинских формирований, в том числе и учебных.
Надлежаще уведомленные
о дате и месте судебного заседания ответчик Центральная приемная комиссия
Министерства обороны РФ и третьи лица начальник и приемная комиссия Тверского
суворовского военного училища в суд не явились.
Судом постановлено
вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит
Р.
Проверив материалы
дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Р.
извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, выслушав
представителя МО РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая
заявленные требования, суд правильно сослался на положения Закона РФ от
10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании", Типовое положением о
суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и
кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным Постановлением
Правительства от 30.04.2008 года N 328, Типовое положением об
общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
19.03.2001 года N 196, Типовое положением об образовательном учреждении
среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 года N 543, а также нормативными
правовыми актами федерального органа исполнительной власти и указал, что
порядок приема и отбора кандидатов в суворовские военные, нахимовские
военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские (морские кадетские)
корпуса определен Приказом Министра обороны РФ от 15.01.2001 г. N 25 "О
суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах
и кадетских, морских кадетских корпусах Министерства обороны
Российской Федерации" (приложение N 2 - порядок приема в суворовские
военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальное училища и кадетские
(морские кадетские корпуса). Согласно п. п. 2, 5, 6 Порядка в училища
могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации, годные по
состоянию здоровья, имеющие соответствующий классу поступления уровень
образования и возраст.
Прием кандидатов в
училища осуществляется на основании результатов конкурсных вступительных
испытаний по общеобразовательным предметам (в военно-музыкальное училище -
вступительных экзаменов по русскому языку (диктант) и музыкальным дисциплинам),
проверки их психологической готовности к обучению в училище и физической
подготовленности. Несовершеннолетние граждане-сироты, а также
несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения родителей, зачисляются в
училище без экзаменов по результатам собеседования.
В соответствии с
разделом IV Порядка конкурсные вступительные испытания осуществляются с 15 по
31 июля, в ходе которых проводится: определение физической подготовленности
кандидатов; определение психологической готовности кандидатов к обучению
вступительные испытания по общеобразовательным предметам.
По результатам
определения физической подготовленности выносится заключение "готов к
обучению" или "не готов к обучению", а по результатам
определения психологической готовности к обучению - "рекомендуется к зачислению"
или "не рекомендуется к зачислению".
По результатам
вступительного испытания по общеобразовательным предметам выставляется единая
балльная оценка кандидата за образовательную подготовку, которая заносится в
лист учета конкурсных вступительных испытаний и в конкурсный список. Результаты
вступительного испытания по общеобразовательным предметам апелляции не
подлежат.
В соответствии с
разделом VI Порядка Центральная приемная комиссия формирует проект именных
списков кандидатов с учетом выбранного ими для поступления училища и
представляет его на утверждение Министру обороны Российской Федерации. После
утверждения именных списков кандидатов Министром обороны Российской Федерации
начальником училища не позднее трех дней издается соответствующий приказ по
училищу. Дополнительное зачисление в училище после утверждения именных списков
кандидатов на зачисление осуществляется по решению Министра обороны Российской
Федерации.
В силу п.
21 Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном
училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 30 апреля 2008 года N 328 несовершеннолетние граждане -
сироты, а также несовершеннолетние граждане, оставшиеся без попечения
родителей, зачисляются в училище без экзаменов по результатам собеседования и
медицинского освидетельствования.
Материалами дела
достоверно установлено, что Р.Ю., 1997 года рождения в 2009 году обратился к
начальнику Тверского суворовского военного училища, в котором выразил желание
учиться в Тверском суворовском военном училище.
10 августа 2009
года Министром обороны РФ издан приказ по личному составу N 996, которым
произведено зачисление несовершеннолетних граждан РФ, успешно прошедших
конкурсные вступительные испытания в 2009 году, в том числе и в Тверское
военное училище. Однако, как усматривается из приложения к данному приказу,
Р.Ю., 1997 года рождения, данным приказом в училище не зачислен.
В
соответствии с п. п. 28 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской
Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082
Минобороны России подготавливает предложения по численности, составу и
структуре Вооруженных Сил и координирует в интересах обороны предложения по
численности, составу и структуре других войск, воинских формирований и органов.
Пунктом 15 Типового
положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном
училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 30 апреля 2008 года N 328 закреплены полномочия федеральных
органов исполнительной власти по общему руководству училищами, их
финансированию и материально-техническому обеспечению, а также по утверждению
штатов и уставов училищ.
Проанализировав
представленные по делу доказательства, суд пришел к обоснованному выводу, что
Министр обороны Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий
и в соответствии с действующим законодательством издал приказ от 10 августа
2009 года N 996 "О зачислении в суворовские военные, нахимовское,
военно-морское, московское военно-музыкальное училища и кадетские (морские
кадетские) корпуса Минобороны России".
При этом
суд учитывает, что утверждение кандидатов на поступление в суворовское училище
является правом, а не обязанностью Министра обороны Российской Федерации,
именно он, будучи высшим воинским начальником, который несет ответственность
перед Российской Федерацией за боеготовность воинских формирований, их
количественный и качественный состав, определяет как количественный состав, то
есть численность кандидатов, которые подлежат зачислению в училище, так и
качественный их состав, то есть
определяет кандидатов, подлежащих зачислению в указанные училища, исходя из их
индивидуальных особенностей и готовности к поступлению в воинское учебное
заведение на момент их поступления в таковое. С учетом обстоятельств, влияющих
на количество кандидатов, которые могут быть зачислены в училище и,
соответственно, пройти полный курс обучения, Министр обороны Российской
Федерации вправе увеличить или уменьшить количество кандидатов, которые могут
быть зачислены в училище. С учетом индивидуальных особенностей каждого
кандидата, а также их готовности к поступлению в воинское учебное заведение
Министр обороны Российской Федерации вправе принять решение о зачислении
конкретного кандидата в военное учебное заведение.
При таких
обстоятельствах, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о
признании незаконными действий Центральной приемной комиссии Министерства
обороны Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации, связанных
с не зачислением в указанное училище сына заявителя - Р.Ю. и возложения
обязанности на Центральную приемную комиссию Минобороны Российской Федерации и
Министра обороны Российской Федерации принять решение по вопросу зачисления
Р.Ю. с учетом требований закона
и результатов конкурсного отбора.
Судебная коллегия
полагает, что вынося обжалуемое решение, суд правильно определил значимые по
делу обстоятельства, доводам сторон и фактическим обстоятельствам дела дал
надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют требованиям закона и
подтверждаются представленными доказательствами, которым суд первой инстанции
дал оценку в соответствии с требованием ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм
процессуального и материального права, влекущих отмену решения судом не
допущено.
Довод кассационной
жалобы о том, что приказ Министра обороны РФ от 16 мая 2009 года N 409 "О
внесении изменений в приказ Министра обороны РФ от 15 января 2001 года N
25" не соответствует действующему законодательству
несостоятелен. Данного приказа зарегистрирован
в Министерстве юстиции РФ, и в установленном законом порядке не признан не
соответствующим действующему законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ коллегия,
определила:
Решение
Пресненского районного суда от 24 ноября 2009 оставить без изменения,
кассационную жалобу Р. - без удовлетворения.