ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2008 г. по делу N 3-4-2008
в составе
председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре
Старцевой Е.В.
рассмотрев в
открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 6 февраля 2008 года дело по
заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими
федеральному законодательству и недействующими со дня принятия подпункта 8
пункта 6; подпункта 20 пункта 7; подпункта 25 пункта 7 в
части координации Министерством образования и высшей школы Республики Коми
деятельности органов и организаций по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних Положения о Министерстве образования и высшей
школы Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики
Коми "О Министерстве образования и высшей школы Республики Коми" от
28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления Правительства Республики
Коми от 8 октября 2007 года N 229,
установил:
И.о. прокурора
Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня
принятия подпункта 8 пункта 6; подпункта 20 пункта 7; подпункта
25 пункта 7 в части координации Министерством образования и высшей школы
Республики Коми деятельности органов и организаций по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Положения о Министерстве
образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного Постановлением
Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и высшей школы
Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления
Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229.
В
обоснование заявления указал, что в нарушение федерального законодательства
Министерство образования и высшей школы Республики Коми наделено полномочиями
по обеспечению деятельности и организации работы комиссий по делам
несовершеннолетних, координации деятельности органов и организаций по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, хотя комиссия
по делам несовершеннолетних является самостоятельным органом системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и не входит в
структуру органов управления
образованием.
В судебном
заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и
дала соответствующие ему пояснения.
Представитель
Правительства Республики Коми Кимпицкая Л.В. считала, что требования и.о.
прокурора Республики Коми подлежат отклонению. Полагала, что оспариваемые нормы
Положения приняты в пределах предоставленных Правительству полномочий и сами по
себе не затрагивают вопросы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.
Заслушав прокурора,
представителя Правительства Республики Коми и исследовав материалы дела, суд
находит, что заявление и.о. прокурора Республики Коми подлежит частичному
удовлетворению.
Согласно п.
"е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы
воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции
Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с
последующими изменениями и
дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации
принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой
юридической силы федеральным законам.
Анализ
содержания подпункта 8 пункта 6 и подпункта 20 пункта 7 Положения о
Министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного
Постановлением Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и
высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции
Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229,
применительно к приведенному правилу свидетельствует о несоответствии указанных норм действующему федеральному законодательству,
регулирующему вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Так, в
соответствии с положениями ст. 4, 11 Федерального закона "Об основах
системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних" от 4 июня 1999
года N 120-ФЗ с изменениями и дополнениями комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав являются самостоятельными и постоянно действующими
коллегиальными органами системы профилактики и правонарушений
несовершеннолетних, образуемыми в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и в пределах своей компетенции обеспечивают:
1) осуществление
мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних,
выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних;
2) осуществление
мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с
соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а
также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) осуществление
мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
4) подготовку
совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов,
представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в
специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным
вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
5) рассмотрение
представлений органа управления образовательного учреждения об исключении
несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного
учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом
Российской Федерации "Об образовании";
6) оказание помощи
в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений
уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений, содействию в определении форм устройства
других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также
осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних,
которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации;
7) применение мер
воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных
представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно
ст. 14 того же Федерального закона и нормам Закона Российской Федерации
"Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 с изменениями и
дополнениями органы управления образованием наделены собственными полномочиями
в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в
число которых не входит обеспечение деятельности и организация работы комиссий
по делам несовершеннолетних.
Поэтому с
учетом приведенных положений федерального законодательства и Закона Республики
Коми "О порядке образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав в Республики Коми" от 5 апреля 2005 года N 36-РЗ, не
предусматривающего какого-либо участия Министерства образования и высшей школы
Республики Коми в обеспечении деятельности и организаций работы комиссий по
делам несовершеннолетних, оспариваемые нормы Положения не могут быть признаны законными.
Доводы
представителя Правительства Республики Коми о том, что указанные полномочия
предоставлены Министерству только для решения вопросов финансового обеспечения
деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, не могут быть приняты во
внимание, поскольку из содержания подпункта 8 пункта 6 и подпункта 20 пункта 7
Положения это не следует.
При таких
обстоятельствах подпункт 8 пункта 6 и подпункт 20 пункта 7 Положения о
Министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного
Постановлением Правительства Республики Коми "О Министерстве образования и
высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции
Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229,
подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения
стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного
времени приведенных норм Положения, суд находит, что их следует признать
недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В
соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах
массовой информации" сообщение о принятом судом решении в его указанной
части после вступления настоящего решения в законную силу подлежит
опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов
государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем суд не
находит оснований для признания недействующим подпункта 25 пункта 7 Положения о
Министерстве образования и высшей школы Республики Коми в части координации
Министерством образования и высшей школы Республики Коми деятельности органов и
организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с
данным подпунктом Министерство координирует в установленном порядке
деятельность органов и организаций, подведомственных государственных
образовательных учреждений Республики Коми по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Согласно же
ст. 4, 14, 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики и
правонарушений несовершеннолетних", ст. 37, 50 Закона Российской Федерации
"Об образовании" органы управления образованием входят в систему
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в пределах
своей компетенции, в частности, контролируют соблюдение законодательства
Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в
области образования несовершеннолетних, осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений
открытого и закрытого типа (специальных общеобразовательных школ открытого и
закрытого типа, специальных профессиональных училищ открытого и закрытого типа,
других видов образовательных учреждений открытого и закрытого типа для
несовершеннолетних, в том числе и для подростков с девиантным поведением,
нуждающихся в особых условиях воспитания), создают
психолого-медико-педагогические комиссии, которые выявляют несовершеннолетних с
отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят
рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и
определению форм дальнейшего обучения и воспитания.
Таким
образом, в ведении либо под контролем органов управления образованием субъектов
Российской Федерации могут находиться органы и организации, образовательные
учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
и поэтому в соответствии с приведенными обстоятельствами и установленными ст.
26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями общими принципами
разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъекта Российской Федерации Министерство
образования и высшей школы Республики Коми вправе осуществлять в установленном,
т.е. в предусмотренном законодательством, порядке координацию деятельности
органов и организаций, подведомственных государственных образовательных
учреждений Республики Коми по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Оснований
считать, что конструкция подпункта 25 пункта 7 Положения о Министерстве
образования и высшей школы Республики Коми допускает возможность вмешательства
Министерства в деятельность комиссий по делам несовершеннолетних или иных
указанных в ст. 4 Федерального закона "Об основах системы профилактики и
правонарушений несовершеннолетних" и не подведомственных данному органу
управления образованием органов и учреждений у суда не имеется как по
изложенным выше причинам,
так и в связи с содержанием норм Закона Республики Коми "О порядке
образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике
Коми", Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в
Республике Коми и Типового положения о комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав района, города республиканского значения Республики Коми,
утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 24 июня
2005 года N 155 с изменениями и дополнениями, которые не предусматривают
наделение Министерства образования и высшей школы Республики Коми такими
полномочиями. Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление
и.о. прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать
противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня
вступления решения суда в законную силу подпункт 8 пункта 6 и подпункт 20 пункта
7 Положения о Министерстве образования и высшей школы Республики Коми,
утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми "О Министерстве
образования и высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 8
октября 2007 года N 229.
Сообщение о
решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и
недействующими подпункта 8 пункта 6 и подпункта 20 пункта 7 Положения о
министерстве образования и высшей школы Республики Коми, утвержденного
Постановлением Правительства Республики Коми "О министерстве образования и
высшей школы Республики Коми" от 28 декабря 2004 года N 258 в редакции
Постановления Правительства Республики Коми от 8 октября 2007 года N 229, после вступления настоящего решения в законную силу подлежит
опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении
остальной части заявленных требований и.о. прокурора Республики Коми отказать.
На решение в
течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное
представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд
Республики Коми.
Председательствующий
В.КРЕТОВ