ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РЕШЕНИЕ
от 17 января 2007 г. N 3-61/06
Именем Российской
Федерации
Верховный суд
Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующей Семеновой М.Н.,
с участием
прокурора
Рязанской А.Д.,
при секретаре Захаровой Е.М.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании в городе Якутске 17 января 2007 года дело по
заявлению и.о. Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений
постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "О вознаграждении
педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за выполнение функций
классного руководителя в 2006 году" и утвержденного им Порядка от
25.01.2006 недействующими,
установил:
Правительством
Республики Саха (Якутия) 25 января 2006 года было принято постановление "О
вознаграждении педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за
выполнение функций классного руководителя в 2006 году" за N 10 и был
утвержден Порядок предоставления в 2006 году местным бюджетам субвенций на
выплату вознаграждений за выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных школ. Данные нормативные правовые акты были опубликованы в газетах
"Саха сирэ", N 21 от 4 февраля 2006 года;
"Якутия", N 18 от 1 февраля 2006 года.
Прокуратура
Республики Саха (Якутия) обратилась с заявлением о признании п. 1, п. 3, п.
4.2, п. 6 постановления Правительства РС(Я) N 10
противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В судебном
заседании прокурор в части поддержания п. 1 постановления Правительства РС(Я) отказалась в связи с тем, что оспариваемая норма
изменена постановлением Правительства от 21 ноября 2006 года N 521 и приведена
в соответствие с федеральным законодательством. В остальной части заявление
поддерживает и считает, что передача субвенций местным бюджетам возможна только
после передачи государственных полномочий органам местного самоуправления в
установленном законом порядке. Что согласно БК РФ субсидии предполагают софинансирование, денежное вознаграждение за осуществление
функций классного руководства должно финансироваться также из республиканского
бюджета. Просит признать оспариваемые нормы и Правила недействующими.
Представитель
Правительства РС(Я) Алексеев П.В., представитель
Министерства финансов РС(Я) Федоров И.В. и представитель Министерства
образования РС(Я) Семенов Т.Т. с заявлением прокурора не согласны и представили
свои отзывы.
Представитель
Министерства юстиции РФ по РС(Я) Кочеварова
П.В. на предварительном судебном заседании поддержала экспертное заключение,
при этом пояснила, что постановление принято в пределах полномочий РС(Я) и
соответствует федеральному законодательству. В связи с необоснованностью
заявления просит в удовлетворении отказать.
Выслушав пояснения
участников процесса, исследовав представленный письменный материал, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления
по следующим основаниям.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 854 п. 4 было
предложено государственным органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации принять в месячный срок законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации об установлении вознаграждения, предусматривающие
порядок, размер и условия его выплаты.
П. 2 Правил
предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской
Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций
классного руководителя педагогическим работникам государственных
образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных
образовательных учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ
указано, что субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации,
принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты,
устанавливающие расходные обязательства по
выплате вознаграждения.
В соответствии со
ст. 11 Закона РС(Я) от 15 февраля 1995 года "О
Правительстве Республики Саха (Якутия)" к полномочиям Правительства РС(Я)
отнесено обеспечение проведения в Республике Саха (Якутия) единой финансовой,
налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и инвестиционной политики, а
также исполнение государственного бюджета республики.
Согласно ст. 26
Закона РС(Я) от 8 декабря 2005 года "О
государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год" порядок
распределения и расходования субвенций на выполнение федеральных полномочий
устанавливается при фактическом поступлении средств из федерального бюджета в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия).
В целях
реализации приоритетного национального проекта "Образование" и во
исполнение постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 854 "О
порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов
Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждений за выполнение
функций классного руководителя педагогическим работникам государственных
общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных
общеобразовательных школ" Правительство Республики Саха (Якутия) приняло данное постановление в пределах своей компетенции.
При этом п. 3
постановления утвержден Порядок предоставления в 2006 году местным бюджетам
субвенций на выплату вознаграждений за выполнение функций классного
руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных
учреждений согласно приложению.
П. 4.2
постановления предусмотрено произвести финансирование субвенций бюджетам
муниципальных районов и городских округов на выплату вознаграждений за
выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам
муниципальных общеобразовательных школ за счет средств, выделенных из
федерального бюджета.
П. 6 постановления
предусмотрено улусным и городским управлениям образования, республиканским
учреждениям образования обеспечить представление отчетов в Министерство
образования Республики Саха (Якутия) о расходах на выплату вознаграждения
ежемесячно, до 10 числа, следующего за отчетным периодом.
Согласно п.
6 ст. 26.3 Федерального закона от 26.10.1999 "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта
РФ в порядке, определенном Федеральным законом, устанавливающим общие принципы
организации местного самоуправления в РФ, органы местного самоуправления могут
наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению ряд
вопросов, приведенных в статье, среди которых отсутствует вопрос о вознаграждении педагогическим работникам общеобразовательных
учреждений за выполнение функций классного руководителя.
Осуществление
выплаты вознаграждений за выполнение функций руководителя педагогическим
работникам муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствии с п. 13
ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" не относится к государственным полномочиям субъектов
Российской Федерации.
В п. 5
постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 указано, что субъект
Российской Федерации в определяемом им порядке предоставляет местным бюджетам
из фонда компенсаций субвенции на исполнение расходных обязательств субъекта
Российской Федерации, возникающих в связи с принятием субъектом Российской
Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих выплату вознаграждения.
При этом в
соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
25.04.2006 "О рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования
и науки РФ по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты
вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим
работникам общеобразовательных учреждений" указанное вознаграждение,
выплачиваемое за счет средств федерального бюджета в виде целевых субсидий
бюджетам субъектов, должно устанавливаться дополнительно к доплатам, предусмотренным за эту работу по состоянию
на 31 декабря 2005 года.
В связи с этим в п.
5.2 постановления Правительства РС(Я) от 25.01.2006 N
10 поручено сохранить размеры выплат за классное руководство, осуществляемых по
состоянию на 31 декабря 2005 года педагогическим работникам муниципальных
образовательных учреждений. И согласно приложениям N 1 - 19 постановления
размер выплат за классное руководство, осуществляемых по состоянию на 31
декабря 2005 года, составляет 15% и 20% надбавки к выплатам.
В связи с этим,
доводы, изложенные прокурором, не обоснованны, так
как Республика Саха (Якутия) установленные ранее выплаты в виде надбавок
сохранила за классное руководство и дополнительное софинансирование
субвенций не требуется во избежание двойной выплаты, что привело бы к нарушению
финансовой дисциплины.
Во исполнение п. 3
постановления Правительства РФ N 854 приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.01.2006 утверждена форма отчета о расходах бюджета
субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений. В
указанной форме отчета содержатся положения о расходовании федеральных средств
на выплату вознаграждения за классное руководство работникам муниципальных
образовательных учреждений.
Согласно Приказу
установлена обязанность заключения соглашения федеральному агентству по
образованию РФ с субъектами Российской Федерации. 30 января 2006 года заключено
соглашение о предоставлении финансовой помощи бюджету РС(Я)
в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного
руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ
субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ, где получатель - субъект
РФ обязался предоставить отчет Агентству о расходах бюджета по этому вопросу.
При таких
обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.
Руководствуясь ст.
ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении
заявления и.о. Прокурора Республики Саха (Якутия) о
признании отдельных положений постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 25.01.2006 "О вознаграждении педагогическим работникам
общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя в
2006 году" и утвержденного им Порядка недействующими отказать.
Решение может быть
обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующая
М.Н.СЕМЕНОВА