КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2005 года
Именем Российской
Федерации от 22 августа 2005 года Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего
судьи Полынцева С.Н.
при секретарях
судебного заседания Харитонове А.С. и Кийкове С.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании
противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей
применению статьи 17-1 Закона Красноярского края N 12-961 от 02.11.2000 "О
защите прав ребенка",
установил:
прокурор обратился
в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащей федеральному
законодательству, недействующей и не подлежащей применению статью 17-1 Закона
Красноярского края N 12-961 от 02.11.2000 "О защите прав ребенка"
(далее - Закона края).
Статья 17-1 Закона
края введена Законом Красноярского края N 13-2843 от 24.12.2004, опубликованном в Ведомостях высших органов государственной
власти Красноярского края N 1 от 10.01.2005 и вступившим в силу через 10 дней
после опубликования.
Свои требования
прокурор мотивирует двумя основаниями.
Первое основание
заключается в том, что установленный в I квартале 2005 года прожиточный минимум
для детей в ряде муниципальных образований (Кежемский,
Тасеевский, Назаровский районы и город Канск) ниже
тех размеров выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
находящихся под опекой (попечительством), производившихся в этих муниципальных
образованиях до 01.01.2005.
Это, по мнению
прокурора, противоречит части 2 статьи 153 ФЗ РФ N 122 от 22.08.2004, согласно
которой при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами
местного самоуправления нормативных правовых актов
вновь устанавливаемые размеры выплат пособий и иных видов социальных выплат не
могут быть ниже размеров выплат, предоставлявшихся
соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004.
Второе основание
состоит в том, что приравнивание размера выплат к величине прожиточного
минимума недопустимо, поскольку потребительская корзина, в соответствии с
которой определяется прожиточный минимум, удовлетворяет минимальные потребности
ребенка и не обеспечивает его достойного развития.
Этот вывод прокурор
делает на основании анализа статьи 4 ФЗ РФ "Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ" и статей 1, 2, 4 ФЗ РФ "О прожиточном минимуме
РФ".
Таким образом,
утверждает прокурор, статья 17-1 Закона края ставит детей, находящихся под
опекой (попечительством), в заведомо худшие условия по сравнению с детьми,
воспитывающимися в государственных учреждениях.
В судебном
заседании прокурор Назаркин В.П. поддержал заявленные
требования, представители Законодательного Собрания Красноярского края Любченко
М.В., Зюзина Г.В. и Губернатора Красноярского края Полева Е.А. требование
прокурора не признали.
Суд, выслушав
доводы и возражения представителей сторон, проанализировав положения статьи
17-1 Закона края, нормы краевого и федерального законодательства, приходит к
следующему.
В статье 1 Закона
края предусмотрено, что отношения в области защиты прав ребенка в крае могут
регулироваться правовыми актами Совета администрации края, если это предписано
законами края или правовыми актами Российской Федерации.
Статья 17-1 Закона
края не устанавливает конкретный размер ежемесячной выплаты опекунам
(попечителям), она является отсылочной, указывая на то, что конкретный размер
денежной выплаты определяется величиной прожиточного минимума, установленного в
районах Красноярского края для детей.
В Красноярском крае
с 01.01.2005 действует Закон Красноярского края N 13-2780 "О порядке
установления величины прожиточного минимума в крае".
В соответствии с
частью 3 статьи 1 названного Закона величина прожиточного минимума
устанавливается ежеквартально Советом администрации края.
Советом
администрации Красноярского края были приняты в течение 2005 года два таких
Постановления:
1. Постановление
Совета администрации Красноярского края N 113-п от 20.04.2005 "Об
установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения Красноярского края за I квартал
2005 года";
2. Постановление
Совета администрации Красноярского края N 179-п от 19.07.2005 "Об
установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения Красноярского края за II квартал
2005 года".
Действительно, в
Постановлении Совета администрации Красноярского края N 113-п от 20.04.2005 в Кежемском, Тасеевском,
Назаровском районах и городе Канске размер денежных сумм, выплачиваемых на
детей, был снижен по сравнению с денежными суммами, выплачиваемыми до
01.01.2005.
Однако это не может
служить основанием для признания статьи 17-1 Закона края противоречащей
федеральному законодательству. Размер денежных сумм определялся другим
нормативным правовым актом, к которому следует отнести Постановление Совета
администрации Красноярского края N 113-п от 20.04.2005. Это Постановление
прокурор вправе был оспорить в установленном порядке.
Следовательно,
требования прокурора не могут быть удовлетворены по первому из приведенных им
оснований.
Анализируя второе
основание, которым прокурор мотивирует свое требование, суд приходит к
следующему.
Из текста статьи
17-1 Закона края следует, что размер денежных средств, выплачиваемых опекунам
(попечителям) на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приравнивается к
величине прожиточного минимума, установленного в районах Красноярского края для
детей.
Статья 1 ФЗ РФ N
134 от 24.10.1997 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
приводит основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:
прожиточный минимум
- стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и
сборы;
потребительская
корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и
услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его
жизнедеятельности.
Определение
прожиточного минимума, приведенное в Законе Красноярского края N 13-2780 от
17.12.2004 "О порядке установления величины прожиточного минимума в
крае", аналогично определению, изложенному в
вышеприведенном Федеральном законе и также рассчитывается на основании
потребительской корзины.
В Красноярском крае
принят и действует Закон Красноярского края N 3-396 от 10.07.2002 "О
потребительской корзине в Красноярском крае". В этот Закон включены
приложения, содержащие перечень продуктов питания, непродовольственных товаров,
услуг для основных социально-демографических групп населения, в том числе и
детей, в целом по Красноярскому краю, а также проживающих в северных
территориях и иных территориях края.
Суд
полагает, что статья 17-1 Закона края, приравнивая размер денежных выплат на
детей к величине прожиточного минимума, не учитывает, что в соответствии с ФЗ
РФ N 124 от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на
особую заботу и защиту со стороны федеральных органов власти и органов власти
субъектов Российской Федерации.
Статья 39
Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
ФЗ РФ N 124 от 24.07.1998
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
установлены минимальные государственные социальные стандарты основных
показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия
для реализации прав и законных интересов ребенка.
Статья 8 указанного
Закона предусматривает, что государственная политика в интересах детей
осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов
основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством Российской
Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных
стандартов.
Государственные
социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с
учетом региональных различий в условиях их проживания.
Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать
дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.
В статье 16 данного
Закона закреплено, что Президент РФ и Правительство РФ осуществляют гарантии
прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе
осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья,
социальной защиты.
В соответствии со
статьей 4 ФЗ РФ N 159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот" дополнительные гарантии по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые
в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются
государством.
Статья 5 этого
Закона указывает, что предусмотренные им дополнительные гарантии для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей,
обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях),
являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Дополнительные же гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях,
являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 85 Бюджетного кодекса РФ при осуществлении органами государственной
власти субъектов РФ по предметам совместного ведения расходные обязательства
возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов
субъекта РФ, в которых определяется объем и порядок их финансирования.
Пункт 5 статьи 150
Семейного кодекса РФ предусматривает, что денежные средства на содержание
ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются в порядке и размере,
установленных законами субъекта РФ.
Эти положения ФЗ РФ
"О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот",
Бюджетного и Семейного кодексов РФ, по мнению представителей Законодательного
Собрания и Губернатора Красноярского края, позволяют сделать вывод о том, что с
01.01.2005 размер и порядок выплат денежных средств определяются субъектами РФ.
Суд считает, что
такие утверждения представителей ответной стороны правомерны, однако они не
опровергают законность требований прокурора.
Определяя
самостоятельно размер и порядок выплаты опекунам (попечителям) денежных средств
на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, субъекты
РФ не могут не учитывать принятые и действующие на федеральном уровне
нормативные правовые акты.
В соответствии с
Постановлением Правительства РФ N 409 от 20.06.1992 "О неотложных мерах по
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и
необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.
Эти нормы
распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Из анализа норм
обеспечения, приведенных в приложениях N 1, 2, 3 Постановления Правительства РФ
N 409 от 20.06.1992, и норм обеспечения, содержащихся в приложениях N 1, 2, 3
Закона Красноярского края "О потребительской корзине в Красноярском
крае", можно сделать вывод об их значительном расхождении. Нормы
обеспечения для определения потребительской корзины Красноярского края, на
основе которой исчисляется величина прожиточного минимума в крае, значительно
меньше по количественному составу и ассортименту норм обеспечения, приведенных
в приложениях N 1, 2, 3 к Постановлению Правительства РФ N 409 от 20.06.1992.
Таким
образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся
под опекой (попечительством), менее обеспечены, чем дети, также пребывающие в
сложной жизненной ситуации, но находящиеся в детских лечебно-профилактических
учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных и учебных
заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности.
Статья 4 ФЗ РФ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" одной из
целей государственной политики в интересах детей называет недопущение их
дискриминации.
Статья 17-1 Закона
края допускает дискриминацию детей, то есть ограничение прав детей, попавших в
сложную жизненную ситуацию, в зависимости от того, находятся ли они под опекой
(попечительством) или воспитываются в соответствующих государственных
учреждениях и заведениях.
Таким образом,
статью 17-1 Закона края следует признать противоречащей федеральному
законодательству со дня ее принятия.
Резолютивная часть
судебного решения в соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ подлежит
опубликованию в газете "Красноярский рабочий" в течение 30 дней после
вступления решения в законную силу.
Руководствуясь
статьями 191 - 197, 253 ГПК РФ, суд
решил:
признать
противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей
применению со дня ее принятия статью 17-1 Закона Красноярского края N 12-961 от
02.11.2000 "О защите прав ребенка".
Обязать редакцию
газеты "Красноярский рабочий" опубликовать резолютивную часть решения
суда в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения в законную силу.
На решение может
быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в
Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.
Председательствующий
судья
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ