ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2005 г. по делу N 3-170/05
Именем Российской
Федерации
Хабаровский краевой
суд в составе:
председательствующего
судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре
Васильевой А.В.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о
признании противоречащими закону и недействующими п. 1.3 (в части слов
"проживают на территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов
"осуществляют контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8 Положения
о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным
образованием для органов государственной власти и органов муниципальных
образований края в государственном
образовательном учреждении высшего профессионального образования
"Дальневосточная академия государственной службы", утвержденного
постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110,
установил:
Постановлением
Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110 "О целевом приеме и
целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для
органов государственной власти и органов муниципальных образований края в
государственном образовательном учреждении высшего профессионального
образования "Дальневосточная академия государственной службы"
утверждено Положение о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с
высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и
органов муниципальных образований края в
государственном образовательном учреждении высшего профессионального
образования "Дальневосточная академия государственной службы" (далее
- Положение).
Прокурор
Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать
противоречащими закону и недействующими п. 1.3 (в части слов "проживают на
территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8 названного
Положения.
В
обоснование заявленных требований прокурор указывает на то, что п. 1.3 в
оспариваемой части и п. 2.8 Положения нарушают права граждан, гарантированные
Законом Российской Федерации "Об образовании" (абз.
2 ч. 3 ст. 3, ст. 5), Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 3), согласно
которым ограничение прав граждан в зависимости от места жительства не
допускается. Кроме того, данные
нормы противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от
19.09.1995 N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и
средним профессиональным образованием", на основании которого подготовлено
Положение.
Нормы п. 2.6
Положения в оспариваемой части приняты Губернатором края с нарушением
полномочий, предусмотренных ст.ст. 29, 32 Закона
Российской Федерации "Об образовании".
В судебном
заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Сенченко П.В.
поддержал требования, заявленные прокурором Хабаровского края.
Представитель
Губернатора и Правительства Хабаровского края по доверенности Богомолов А.В.
просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на
необоснованность доводов заявления.
Выслушав объяснения
лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление
прокурора Хабаровского края обоснованным и подлежащим удовлетворению по
следующим основаниям.
Пунктом 1.3
Положения установлено, что статус лица, поступающего в государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Дальневосточная академия государственной службы", приобретают
абитуриенты, которые проживают на территории Хабаровского края и имеют на руках
трехсторонний договор утвержденной формы, подписанный главой городского округа
или муниципального района края и абитуриентом.
В силу п. 2.8 главы
муниципальных районов края могут заключать трехсторонние договоры с выпускниками
общеобразовательных школ города Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в случае
отсутствия кандидатур из выпускников района.
Названные нормы п.
1.3 в части слов "проживают на территории Хабаровского края" и п. 2.8
Положения противоречат Закону Российской Федерации "Об образовании" и
Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку допускают ограничение прав
граждан в зависимости от места их жительства.
Согласно ч. 3 ст. 3
Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в
области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по
сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Статьей 5
названного Закона Российской Федерации законодательно закреплены гарантии
обеспечения прав всех граждан Российской Федерации на получение образования и в
том числе предусмотрено, что гражданам Российской Федерации гарантируется
возможность получения образования независимо от места жительства.
Также запрещается
дискриминация по данному признаку и в сфере труда, что установлено ст. 3
Трудового кодекса Российской Федерации.
Положение,
утвержденное постановлением Губернатора Хабаровского края N 110 от 05.05.2005,
регулирует отношения, связанные с правом граждан на получение образования
(конкурсное поступление в высшее учебное заведение по целевому приему на места,
финансируемые из федерального бюджета), а также их трудовые отношения с будущим
работодателем.
Согласно преамбуле
постановления Губернатора края N 110 от 05.05.2005 и п. 1.2 Положения основной
целью Положения является кадровое обеспечение на конкурсной основе
специалистами с высшим образованием.
Суд находит, что
достижение данной цели не может связываться с местом жительства гражданина,
выбираемым им в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 19, 27), Законом Российской Федерации от 25.06.1993
N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
самостоятельно.
В соответствии с ч.
3 упомянутого Закона Российской Федерации регистрация или отсутствие таковой не
могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод
граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской
Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Кроме того,
оспариваемое Положение составлено на основе Постановления Правительства
Российской Федерации от 19.09.1992 N 942 "О целевой контрактной подготовке
специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", которым
предусмотрено, что контингент обучающихся в рамках целевой контрактной
подготовки специалистов формируется на добровольной основе, при этом
возможность заключения контракта не связана с обязательным условием проживания
в этой местности на момент заключения контракта и предусматривает переезд молодых специалистов после окончания обучения
в другую местность на место работы по заключенному контракту.
При таких
обстоятельствах суд находит несостоятельными ссылки представителя Губернатора и
Правительства Хабаровского края на отсутствие противоречий оспариваемых норм п.
1.3 и п. 2.8 Положения Закону Российской Федерации "Об образовании".
Несостоятельными
являются и доводы о том, что в ГОУ ВПО "Дальневосточная академия
государственной службы" на 2005 - 2006 учебный год установлена квота в 8
целевых мест, при общем числе целевых мест 70, поскольку квота определяется не
для лиц, проживающих на территории Хабаровского края, а для подготовки специалистов
с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и
органов муниципальных образований Хабаровского края.
В соответствии с п.
2.6 Положения в период обучения студента администрация городского округа или
муниципального района края осуществляет контроль за
успеваемостью студента, обеспечивает прохождение производственной и
преддипломной практики в соответствии с учебным планом, знакомит студента с
местом и характером будущей работы.
Суд находит, что
данная норма Положения в части слов "осуществляет контроль
за успеваемостью студента" противоречит Закону Российской Федерации
"Об образовании", принята Губернатором Хабаровского края с
превышением полномочий.
В соответствии с п.
16 ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" контроль за успеваемостью обучаемого является составной
частью образовательного процесса, т.е. отношений, складывающихся между
студентом и образовательным учреждением, и является компетенцией
образовательного учреждения.
Вмешательство со
стороны администрации муниципального образования в образовательный процесс в
форме "осуществления контроля за
успеваемостью" возможно только в рамках принятых сторонами обязательств по
заключенному договору.
Таким образом,
администрация муниципального образования может выполнять эти функции только в
случае установления такого условия договором.
Полномочий органа
государственной власти субъекта Российской Федерации на вмешательство в
договорные отношения, возложение обязанности на установление таких договорных
отношений действующим законодательством не предоставлено (ст. 29 Закона
Российской Федерации "Об образовании", которой закреплен объем
полномочий субъектов Российской Федерации в области образования).
Доводы
представителя заинтересованного лица о том, что содержание п. 2.6 не
свидетельствует о возложении каких-либо обязанностей на органы местного
самоуправления, норма носит рекомендательный характер, суд находит
несостоятельными, поскольку оспариваемым пунктом Положения установлена норма
права, т.е. общеобязательное правило поведения для всех правоприменителей,
закрепленная в нормативном правовом акте.
Ссылки
представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края на то, что
возможность осуществления контроля за успеваемостью со стороны органа,
направившего на обучение, подтверждается Постановлением Минтруда РФ от
06.06.1996, Приказом ЦБ РФ от 31.03.1995 N 02-85, Приказом Минобразования РФ от
21.10.1997 N 2130, несостоятельны, поскольку приведенные акты в отличие от
оспариваемых норм Положения носят внутриведомственный характер.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.
194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить
заявление прокурора Хабаровского края.
Признать
недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда п. 1.3
(в части слов "проживают на территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в
части слов "осуществляют контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8
Положения о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным
образованием для органов государственной власти и органов муниципальных
образований края в государственном образовательном учреждении высшего
профессионального образования
"Дальневосточная академия государственной службы", утвержденного
постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110.
Данное решение
опубликовать в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Взыскать с
Правительства Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную
пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано
в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский
краевой суд.
Председательствующий
Судья Хабаровского
краевого суда
Н.Ю.Барабаш