ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИНФОРМАЦИЯ
от 20 ноября 2002 года
О РЕШЕНИЯХ ВЕРХОВНОГО СУДА РС(Я),
ПРИНЯТЫХ ПО ВОПРОСАМ ПРИЗНАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ РЕСПУБЛИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Дело N
3-156/01
Верховный суд
Республики Саха (Якутия) рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Якутске
26 декабря 2001 г. дело N 3-156/01 по заявлению Прокурора РС(Я)
о признании Закона РС(Я) от 29.10.1999 "О статусе столицы РС(Я) - города
Якутска" частично противоречащим федеральным законам, недействующим и не
подлежащим применению.
Суд решил
удовлетворить заявление Прокурора РС(Я) и признать п.
"и" ч. 2 ст. 7, п.п. "в, г, д, н" ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 13,
ч. 1, 3 ст. 14, абзац 2 ч. 3 ст. 16 Закона РС(Я) "О статусе столицы Республики
Саха (Якутия) - города Якутска" от 29 октября 1999 г. с изменениями,
дополнениями, внесенными Законом РС(Я) от 28 июня 2000
г. З N 211-II, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления
решения в законную силу.
Указанное решение
было обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.
Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда России, рассмотрев в открытом судебном
заседании 5 марта 2002 г. гражданское дело N 74Г02-10 по жалобе
Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) на решение
Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2001 г., вынесла
следующее определение:
Решение Верховного
суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2001 г. изменить, изложив его
резолютивную часть в следующей редакции:
Заявление прокурора
Республики Саха (Якутия) удовлетворить. Признать подп.
"и" п. 2 ст. 7 (в части, предоставляющей Городскому Собранию г.
Якутска право согласования планов приватизации объектов муниципальной
собственности); подп. "в, г, д", "н" (в части, наделяющей
администрацию г. Якутска правом заключения трудовых договоров (контрактов) с
руководителями предприятий и организаций, находящихся в муниципальной
собственности) п. 2 ст. 8; п. 1 ст. 13; п. 1, 3 ст. 14; абз. 2 п. 3 ст. 16 (в части определения одним из источников
формирования инвестиционного бюджета г. Якутска местных налогов и сборов)
Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе столицы Республики Саха
(Якутия) - города Якутска" от 29 октября 1999 г. (с последующими
изменениями и дополнениями) противоречащими федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в
законную силу.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Изменяя решение
Верховного суда РС(Я) от 26 декабря 2001 г., Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в
частности, указала следующее:
"Пунктом
"и" ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) "О статусе столицы
Республики Саха (Якутия) - города Якутска" определено, что местный
представительный орган столицы Республики Саха (Якутия) - Городское Собрание
депутатов города Якутска вправе согласовывать планы приватизации объектов государственной
и муниципальной собственности, находящихся на территории города, и их
огосударствления.
Согласно ст. 6
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" вопросы владения, пользования и
распоряжения муниципальной собственностью находятся в ведении муниципальных
органов. В соответствии со ст. 28 этого же Закона муниципальная собственность
составляет экономическую основу местного самоуправления.
С учетом
указанных положений закона суд пришел к обоснованному выводу о том, что правом
согласования планов приватизации объектов муниципальной собственности обладают
только органы местного самоуправления, а не органы местной государственной
власти, и правильно признал подп. "и" п. 2 ст. 7 оспариваемого Закона
в части, предоставляющей Городскому Собранию г. Якутска право согласования
планов приватизации объектов муниципальной собственности, противоречащим
федеральному законодательству.
Вместе с тем с
решением суда о признании противоречащим федеральному
законодательству в целом подп. "и" п. 2 ст. 7 согласиться нельзя,
поскольку такого требования прокурором не предъявлялось, что следует из
содержания его заявления.
В соответствии с
подп. "н" п. 2 ст. 8 оспариваемого Закона местный исполнительный
орган - администрация г. Якутска заключает трудовые договоры (контракты) с
руководителями предприятий и организаций, находящихся в коммунальной или
муниципальной собственности.
Суд правильно
признал оспариваемую норму в части, наделяющей администрацию г. Якутска правом
заключения трудовых договоров (контрактов) с руководителями предприятий и
организаций, находящихся в муниципальной собственности, противоречащей
федеральному законодательству, в частности ст. 31 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
Вместе с тем, с
решением суда о признании противоречащим федеральному
законодательству в целом подпункта "н" п. 2 ст. 8 согласиться нельзя,
поскольку такого требования прокурором не заявлялось и суд не высказывал в
решении суждений, касающихся всего подпункта "н", что следует как из
содержания заявления прокурора, так и из мотивировочной части решения суда.
Поскольку предметом
спора являлся только вопрос о праве администрации г. Якутска заключать трудовые
договоры (контракты) с руководителями предприятий, организаций, находящихся в
муниципальной собственности, решение суда в отношении подп. "н" п. 2
ст. 8 Закона в части, не оспариваемой прокурором, подлежит изменению.
В соответствии с
абзацем 2 пункта 3 ст. 16 оспариваемого Закона инвестиционный бюджет г. Якутска
формируется за счет отчислений, полученных от местных налогов и сборов, средств
республиканского бюджета и иных налоговых поступлений, а также за счет
привлечения внебюджетных средств.
Признавая
абзац 2 п. 3 ст. 16 Закона республики в части определения одним из источников
формирования инвестиционного бюджета г. Якутска местных налогов и сборов
противоречащим Федеральному закону "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 1 ст. 36, ст. 39), суд
правильно исходил из того, что местные налоги и сборы могут составлять доходную
часть местных бюджетов и только органы
местного самоуправления имеют право определения порядка расходования данных
налогов. Оспариваемая же норма допускает зачисление местных налогов в
инвестиционный бюджет г. Якутска без разрешения на то органов местного
самоуправления.
Вместе с тем с
решением суда о признании противоречащим федеральному
законодательству в целом абзаца 2 п. 3 ст. 16 согласиться нельзя, поскольку
такого требования прокурором не заявлялось и суд не проверял законность его в
целом, что следует как из заявления прокурора, так и мотивировочной части
решения суда.
Поскольку предметом
спора в целом абз. 2 п. 3 ст. 16 Закона республики не являлся, решение суда в
отношении данного абзаца п. 3 ст. 16 в части, не оспариваемой прокурором,
подлежит изменению".
--------------------------
Дело N
3-27/02
17 декабря 1996
года Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) был
принят Закон "Об улусной, городской (города республиканского значения)
администрациях в РС(Я)". Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд
с заявлением о признании ряда положений Закона РС(Я)
"Об улусной, городской (города республиканского значения) администрациях в
РС(Я)" противоречащими Федеральному закону "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995.
Верховный суд
Республики Саха (Якутия) рассмотрел в открытом судебном заседании 20 мая 2002
г. гражданское дело N 3-27/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я) и вынес следующее решение:
"Заявление
прокурора удовлетворить.
Признать ст. 11 в
части местного бюджета, ст. 12, ст. 14 пункты "г, з, и, к, л, м, н, р, у, ф", ст. 19 п. 1 п.п. "б" Закона
Республики Саха Якутия) "Об улусной, городской (города республиканского
значения) администрациях в РС(Я)" от 17 декабря 1996 года З N 147-I
недействующими с момента вступления в законную силу решения суда".
--------------------------
Дело N
3-28/02
Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании преамбулы
Закона РС(Я) "О порядке передачи объектов государственной собственности
Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной
собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)" в
части, предусматривающей установление правовых основ процедуры передачи
объектов муниципальной собственности в государственную собственность, статьи 1
в части определения основания безвозмездной передачи объектов муниципальной
собственности в государственную собственность РС(Я),
основания возникновения права собственности на передаваемые объекты, статьи 3,
4, 5, 6, пункты 1 и 3 ст. 7, ст. 8, 9 в части, определяющей инициаторов передачи
объектов муниципальной собственности в государственную собственность, ст. 10 в
части, определяющей договорной порядок передачи объектов, пункта 5 статьи 10,
статей 14, 18-22 противоречащими федеральному законодательству.
Рассмотрев в
открытом судебном заседании 31 мая 2002 года дело N 3-28/02 по указанному
заявлению Прокурора РС(Я), Верховный суд Республики
Саха (Якутия) решил заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить
частично и признал преамбулу Закона в части, предусматривающей установление
правовых основ процедуры передачи объектов муниципальной собственности в
государственную собственность, ст. 1 в части определения основания передачи
объектов, статьи 3, 4, 5, 6, пункты 1 и 3 статьи 7, ст. 8, 9,
10 п. 1, определяющий договорной порядок передачи объектов, п. 5 ст. 10, ст. 14
п. 1, статьи 18, 19, 20 ч. 1, статьи 21, 22 Закона Республики Саха (Якутия)
"О порядке передачи объектов государственной собственности Республики Саха
(Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в
государственную собственность Республики Саха (Якутия)" от 20
апреля 2000 года недействующими и не подлежащими применению с момента
вступления решения в законную силу.
--------------------------
Дело N
3-39/02
Прокурор РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании Закона РС(Я) З
N 19-I от 15 июня 1994 года "О профессиональных союзах Республики Саха
(Якутия)" недействующим в полном объеме в связи с тем, что некоторые его
нормы не регламентируют положения, предусмотренные Федеральным законом "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 8
значительно сужает содержание устава, положения, указанные в ст. 7, 10 Закона РС(Я) регулируются только гражданским законодательством
Российской Федерации. Часть 1 ст. 11 Закона РС(Я)
определяет профсоюзы как субъект права законодательной инициативы, однако
Федеральный закон не предоставляет профсоюзам права законодательной инициативы.
Глава II Закона РС(Я) противоречит аналогичной главе
Федерального закона, поскольку в ней не предусмотрено право профсоюзов на
участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров и право
профсоюзов участвовать в осуществлении приватизации государственного и
муниципального имущества.
Верховный суд
Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2002
года дело N 3-39/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я),
решил:
"Заявление
Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать Закон
Республики Саха (Якутия) З N 19-I от 15.06.1994
"О профессиональных союзах Республики Саха (Якутия) недействующим и не
влекущим правовых последствий со дня принятия Федерального закона "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января
1996 года".
--------------------------
Дело N
3-40/02
Верховный суд
Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2002
года в г. Якутске дело N 3-40/02 по заявлению Прокурора Республики Саха
(Якутия) о признании Закона Республики Саха (Якутия) "О правах
ребенка" от 1 июля 1994 года З N 23-I частично
противоречащим федеральному законодательству, недействующим, не подлежащим
применению и не влекущим правовых последствий в этой части с момента издания,
решил:
"Заявление
Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению частично.
Признать ст. 11 п.
1; ст. 14 п.п. 2, 4, 5, 6; ст. 15 п. 1; ст. 31 п. 1; ст. 33 п. 2; ст. 34 п. 1
Закона Республики Саха (Якутия) "О правах ребенка" З
N 24-I от 1 июля 1994 года недействующими и не подлежащими применению с момента
вступления решения в законную силу".
--------------------------
Дело N
3-42/02
Верховный
суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г.
Якутске 7 июля 2002 года дело N 3-42/02 по заявлению Прокурора Республики Саха
(Якутия) о признании Закона Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 1999 года
"Об обязательном экземпляре документов" частично противоречащим
федеральному закону, недействующим, не подлежащим применению и не влекущим
правовых последствий, решил:
"Удовлетворить
заявление Прокурора РС(Я).
Признать п.
"а" ст. 1; ст. 3; п. 2 ст. 6; п. 1 "б, в, г" ст. 7; п. 2
"а, б" ст. 7; п. 2 ст. 15; п. 3 ст.
18 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 1999 года З N 75-II "Об
обязательном экземпляре документов" недействующими и не подлежащими
применению с момента вступления решения в законную силу".
--------------------------
Дело N
3-43/02
Государственным
Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 29 декабря 1998 года был принят
Закон Республики Саха (Якутия) "О меценатах и меценатской деятельности".
Прокурор Республики
Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о
признании статьи 8 п. "в" Закона недействующим и не подлежащим
применению, ссылаясь на то, что эта норма статьи противоречит федеральным
законам.
Рассмотрев в
открытом судебном заседании в г. Якутске 20 июня 2002 года дело N 3-43/02 по
указанному заявлению Прокурора РС(Я), Верховный суд
Республики Саха (Якутия) решил:
"Заявление
Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать п.
"в" статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) "О меценатах и
меценатской деятельности" недействующим и не подлежащим применению с
момента вступления решения в законную силу".
--------------------------
Дело N
3-44/02
Прокурор Республики
Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании Закона РС(Я) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в
Республике Саха (Якутия)" от 15 января 1997 года частично недействующим,
не подлежащим применению и не влекущим правовых последствий с момента издания.
Рассмотрев в открытом
судебном заседании в г. Якутске 18 июня 2002 года дело N 3-44/02, суд решил
заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Суд признал:
1) ст. 1 п.
1; ст.ст. 4, 5, 13, 15; ст. 2; ст. 10 п. 7; ст.ст. 11, 16; ст. 22 п. 5; ст. 23
п.п. 3 и 4; раздел VI;
2) пункты 11, 17,
18, 22 ст. 1; п.п. 1 и 4 ст. 4 в части упоминания местных органов
государственной власти;
3) ст.ст. 6, 9, ст.
1 п. 16 в части "административно - территориальных единиц";
4) ст. 1 п.
2, ст. 10 п. 2 п.п. "а", п. 6 в части "бюджетов городов и
улусов"
Закона Республики
Саха (Якутия) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике
Саха (Якутия)" недействующими и не подлежащими применению с момента
вступления решения в законную силу.
--------------------------
Дело N
3-45/02
Прокурор Республики
Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о
признании нормы статьи 14 Закона РС(Я) от 27 октября
1999 года "О науке и государственной научно-технической политике"
противоречащей федеральным законам.
Верховный суд
Республики Саха (Якутия), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
19 июня 2002 года дело N 3-45/02 по указанному заявлению Прокурора РС(Я), решил заявление Прокурора Республики Саха (Якутия)
удовлетворить и признать статью 14 Закона Республики Саха (Якутия) "О
науке и государственной научно - технической политике" в части права
вводить ограничения на право использования отдельных научных и (или)
научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности и
осуществляя надзор за его соблюдением, и в части права лицензировать отдельные
виды научно и (или) научно-технической деятельности недействующей со дня вступления
решения в законную силу.
--------------------------
Дело N
3-46/02
Прокурор РС(Я) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с
заявлением считая, что некоторые нормы Закона Республики Саха (Якутия) от 28
мая 1992 года "О лесе Республики Саха (Якутия)" с момента вступления
в силу Лесного кодекса Российской Федерации вступили в противоречие с указанным
правовым актом Российской Федерации и иным федеральным законодательством. Просит признать недействующими статью 1, ст. 2, абзац 2 ч. 4 ст. 3,
ст. 4, ст. 5, ст. 7, ст. 9, п.п. 1, 5, 7, 10 ст. 10, ст. 11 частично, ст. 12
частично, ч. 2 ст. 16, ст. 17, ч. 3 ст. 18, ст. 19, ст. 23, ч. 1 ст. 25, ч. 2
ст. 33, ст. 34, п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 41, ч. 3, 4 ст. 42, ч. 1, 5, 6 ст. 45
Закона РС(Я) "О лесе Республики Саха
(Якутия)".
Верховный
суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в г.
Якутске 28 июня 2002 года дело N 3-46/02, решил заявление Прокурора Республики
Саха (Якутия) удовлетворить, признав ст. 1; ст. 2; абзац 2 ч. 4 ст. 3; ст. 4;
5; ст. 7; ст. 9; подпункты 1, 5, 7, 10 статьи 10; ст. 11 и 12; ч. 2 ст. 16; ст. 17; ч. 3 ст. 18; ст.
19; ст. 23; ч. 1 ст. 25; ч. 2 ст. 33; ст. 34; подпункты 1, 2 части 2 ст. 41;
части 3 и 4 ст. 42; части 1, 5, 6 статьи 45 Закона Республики Саха
(Якутия) от 28 мая 1992 г. N 966-XII "О лесе Республики Саха
(Якутия)" недействующими и не подлежащими применению с момента вступления
решения в законную силу.