ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
10 января
2001 г. Судья Верховного Суда Республики Бурятия Шагдарова Т.А. (единолично),
при секретаре Шомоевой Т.Г., рассмотрев в открытом
судебном заседании в г. Улан-Удэ дело по заявлению прокурора Республики Бурятия
о признании противоречащими, недействующими и не подлежащими применению пунктов
1, 4 статьи 3, статей 34, 35 Закона Республики Бурятия "Об
образовании" отдельным положением Закона Российской Федерации "Об
образовании",
установил:
Обращаясь в суд, прокурор
Республики Бурятия просит признать противоречащими Федеральному
законодательству отдельные положения Закона Республики Бурятия "Об
образовании" в редакции от 25.09.1996:
- пункты 1, 4 ст. 3
об отнесении к задачам законодательства Республики Бурятия в области
образования разграничение компетенции в области образования между органами
государственной власти, органами местного самоуправления и органами управления
образованием различных уровней; определение прав, обязанностей, полномочий и
ответственность физических и юридических лиц в области образования, а также
правовое регулирование их отношений в данной области, которые согласно ст. 4
Закона Российской Федерации "Об образовании" являются задачами
законодательства Российской Федерации в области образования;
- статью 34 о
компетенции Российской Федерации в вопросах образования Республики Бурятия;
- статью 35 о
совместной компетенции Российской Федерации и Республики Бурятия в области
образования.
В судебном
заседании представители прокуратуры Республики Бурятия Абросова
О.С. и Болдоева Э.В. (по доверенности) требования
заявления прокурора поддержали в полном объеме.
Представитель
Президента Республики Бурятия Будацыренов А.П. (по
доверенности) согласившись с обоснованностью требований прокурора по ст. ст.
34, 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании", возражал в
отношении пунктов 1, 4 ст. 3 оспариваемого Закона, полагая, что поскольку в
пункте 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "Об образовании" под
законодательством Российской Федерации понимаются также законы субъектов
Федерации, то Республика Бурятия вправе определить
задачи законодательства Республики Бурятия в области образования, в том числе
по вопросам, указанным в пунктах 1, 4 статьи 3 Закона.
Представитель
Народного Хурала Республики Бурятия Усенов К.О. (по
распоряжению) требования прокурора признал обоснованными в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения представителей прокуратуры Республики Бурятия и
заинтересованных сторон - Президента и Народного Хурала Республики
Бурятия, исследовав представленные документы и иные материалы, находит
законными и подлежащими удовлетворению все требования прокурора, изложенные в
заявлении.
В связи с
признанием заявленных прокурором требований представителями заинтересованных
сторон согласно 34 ГПК РСФСР подлежат удовлетворению требования прокурора о
признании противоречащими Федеральному законодательству, недействующими и не
подлежащими применению статьи 34 и 35 Закона Республики Бурятия "Об
образовании" о компетенции Российской Федерации в вопросах образования Республики
Бурятия и о совместной компетенции Российской Федерации и Республики Бурятия в
области образования.
Суд принимает
признание указанных требований заинтересованными сторонами, поскольку эти
действия не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом интересы
других лиц.
В соответствии с
подпунктом "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической
культуры и спорта.
Вопросы
разграничения компетенции в области образования между органами государственной
власти, органами местного самоуправления и органами управления образованием
различных уровней, определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности
физических и юридических лиц в области образования, а также правовое
регулирование их отношений в данной области, являются общими вопросами
образования, следовательно, законодательство субъектов Российской Федерации по
указанным вопросам должно соответствовать Федеральному законодательству.
Согласно же пунктов
1 и 4 статьи 4 Федерального закона "Об образовании" от 13.01.1996 N
12-ФЗ разграничение компетенции в области образования между органами
государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и
юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их
отношений в данной области являются задачами законодательства Российской Федерации
в области образования.
Из анализа
указанных норм права следует, что федеральные государственные органы
самостоятельно определяют свои полномочия по предметам совместного ведения и
тем самым определяют сферу, отнесенную к ведению субъектов Федерации.
Кроме того, в силу
пунктов 3, 4 статьи 3 Федерального закона "Об образовании" от
13.01.1996 N 12-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и
юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области
образования; физические и юридические лица, нарушившие законодательство
Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Поэтому пункт 4
статьи 3 Закона Республики Бурятия "Об образовании" в редакции от
25.09.1996 также противоречит и этим нормам Федерального законодательства.
Толкование п. 1 ст.
3 Закона Республики Бурятия "Об образовании" позволяет сделать вывод
о том, что Республика Бурятия вправе осуществлять правовое регулирование в
области образования по разграничению компетенции между органами государственной
власти и органами управления образованием федерального уровня, что нельзя
признать правильным.
На этом основании
суд приходит к выводу, что пункты 1, 4 статьи 3 Закона Республики Бурятия
"Об образовании" в редакции от 25.09.1996 также противоречат
Федеральному законодательству, поэтому заявление прокурора подлежит
удовлетворению и в этой части.
Таким образом, по
данному заявлению все требования прокурора Республики Бурятия являются
законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Заявление прокурора
Республики Бурятия удовлетворить в целом.
Признать пункты 1,
4 статьи 3, статьи 34, 35 Закона Республики Бурятия "Об образовании"
в редакции Закона от 25.09.1996 противоречащими Федеральному законодательству,
недействующими и не подлежащими применение со дня вступления решения в законную
силу.
Сообщение о данном
решении подлежит опубликование в газете "Бурятия".
Решение может быть
обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской
Федерации.
Судья
Т.А.ШАГДАРОВА