КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 1995 г. N 5
О ПРОБЛЕМАХ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Правительство
Российской Федерации обязало заинтересованные органы федеральной исполнительной
власти провести с участием Минобразования России коллегии, на которых
определить комплекс мер по развитию и совершенствованию подготовки,
переподготовки квалифицированных рабочих, переобучению высвобождаемого и
незанятого населения. В соответствии с этим поручением 3 июля 1995 года
проведено совместное заседание ученых советов Института развития профессионального
образования Минобразования России и Российского учебного центра ФСЗ России по
вопросу "Научно-методические основы переподготовки безработных граждан и
незанятого населения". В заседании приняли участие члены коллегии
Минобразования России и ФСЗ России.
Коллегия решила:
1. Одобрить решение
ученых советов Института развития профессионального образования Минобразования
России и Российского учебного центра ФСЗ России по вопросу
"Научно-методические основы переподготовки безработных граждан и незанятого
населения" (прилагается).
2. Региональным
органам занятости:
совместно с
органами управления образованием осуществить дополнительные меры по
совершенствованию профессионального обучения безработных граждан;
организовать
внедрение в практику работы методических материалов по обучению безработных
граждан, разработанных Институтом развития профессионального образования
Минобразования России и Российским учебным центром ФСЗ России.
3. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на
заместителя руководителя ФСЗ России Гончарова В.М.
Приложение
РЕШЕНИЕ
УЧЕНЫХ СОВЕТОВ ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ
И РОССИЙСКОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФСЗ РОССИИ ОТ 3 ИЮЛЯ
1995 ГОДА ПО ВОПРОСУ "НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЕРЕПОДГОТОВКИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ"
Ученые советы
отмечают, что разработка проблемы "Научно - методические основы
переподготовки безработных граждан и незанятого населения" осуществлялась
в соответствии с Договором о сотрудничестве Министерства образования РФ и
Федеральной службы занятости в тесном взаимодействии с ИРПО, Российским учебным
центром ФСЗР.
Важный вклад в
решение задач научно-организационного, методического и информационного
обеспечения профессионального обучения безработных граждан и незанятого
населения внесла совместная лаборатория, в рамках деятельности которой:
определены наиболее
актуальные направления НИР по проблеме профессионального обучения незанятого
населения, в том числе молодежи;
сформулированы
организационно-педагогические условия профессионального обучения безработных
граждан и незанятого населения;
выявлена
необходимость разработки педагогических технологий
профессиональной переподготовки различных категорий безработных граждан;
подготовлены
методические рекомендации по разработке учебных планов и программ для
подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в
различных сферах профессиональной деятельности;
проведены первые
совместные курсы повышения квалификации работников служб занятости
и системы профессионального образования по проблемам профессионального обучения
безработных граждан и незанятого населения.
Итоги деятельности
Института и лаборатории представлены научной продукцией и публикациями:
Вариативно-модульная
учебно-программная документация для профессионального обучения
безработных граждан по профессиям сварки, строительства, сельского
хозяйства;
Комплект материалов
по применению интенсивных методов обучения при профессиональной переподготовке
безработных граждан и незанятого населения;
Сборники
нормативных документов по проблемам профессионального образования и
профессионального обучения незанятого населения;
Современное
состояние и перспективы профессионального обучения безработных граждан и
незанятого населения (аналитический обзор);
Методические
аспекты профессиональной подготовки безработных граждан в учебных центрах
службы занятости (рекомендации для преподавателей);
Организационно-педагогические
основы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения
(курс лекций);
Учебно-программная
документация для профессиональной подготовки безработных граждан (общие
требования);
Библиографический
указатель литературы для использования в профориентационной
работе специалистами служб занятости;
Типовые учебные
планы для профессионального обучения безработных и ряд других работ.
Экспертиза
научно-методических разработок, осуществляемая РУЦ ФСЗР (В.А. Похвощев), позволяет адаптировать их к различным формам
организации учебного процесса в учреждениях профессионального образования и
способствует обеспечению необходимого уровня и качества профессионального
обучения безработных граждан.
Вместе с тем
остается немало нерешенных проблем в области научно-методического обеспечения
профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Отсутствуют
методические материалы по современным педагогическим технологиям с учетом их
применения для переподготовки незанятого населения, имеющего различный
интеллектуальный потенциал, дифференцированные возрастные особенности и навыки
учебной деятельности.
Методические службы
профессионального образования слабо подготовлены в области профориентационной
работы, профдиагностики и психологической поддержки
незанятого населения и безработных граждан.
Не создана в системе
начального профессионального образования информационная сеть, позволяющая в
режиме реального времени обеспечивать регионы и отдельные учебные заведения
квалифицированно разработанными учебными материалами для переподготовки
безработных по конкретным профессиям и специальностям.
Руководители и
методисты учреждений профессионального образования слабо ориентируются в
потребностях рынка труда, недостаточно владеют нормативно-методическими
основами профессионального обучения безработных.
Ученые советы постановляют:
1. Одобрить работу
совместной лаборатории научно - методического обеспечения переподготовки
незанятого населения.
2. Продолжить
дальнейшую совместную разработку проблем профессионального обучения и
профориентации безработных граждан, незанятого населения, в том числе молодежи,
сконцентрировав внимание на:
разработке
педагогических технологий профессионального обучения различных категорий
незанятого населения, создания опытно-экспериментальных площадок для их
апробации;
определении
специфических особенностей реализации требований
государственного стандарта профессионального образования в процессе
профессионального обучения безработных граждан;
создании
системы оперативного информационно-методического обеспечения образовательных
учреждений начального профессионального образования, осуществляющих
профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения на основе
новых информационных технологий;
выявлении методов и средств обеспечения взаимосвязи профессионального обучения
и профориентации безработных граждан и незанятого населения;
оценке
эффективности профессионального обучения безработных граждан и незанятого
населения в учреждениях начального профессионального образования;
повышении квалификации специалистов в области начального профессионального
образования безработных граждан и незанятого населения.
3. Поручить
лаборатории научно-методического обеспечения переподготовки незанятого
населения ИРПО и кафедрам профессионального обучения незанятого населения,
профессиональной ориентации и психологической поддержки РУЦ осуществлять
координацию совместных работ.
4. На базе
факультета повышения квалификации ИРПО совместно с РУЦ организовать подготовку
педагогов - мультипликаторов и менеджеров образовательных услуг для организации
профессионального обучения незанятого населения в учреждениях начального
профессионального образования.
5. Считать
целесообразным совместное организационно - методическое сопровождение проекта
разработки и создания учебной литературы для начального профессионального образования
граждан.
6. Подготовить
предложения Министерству образования РФ и Федеральной службе занятости России
по пролонгации Договора о сотрудничестве на 1996 - 1997 гг.