ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. N 2300-р
В соответствии с
пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Дальневосточный федеральный
университет" на 2010 - 2019 годы.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ПУТИН
Одобрена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от 17 декабря 2010
г. N 2300-р
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2010 - 2019 ГОДЫ
I. Общие
положения
Отсутствие
передового научно-образовательного центра сегодня является одним из барьеров
для формирования региональной экономики инновационного типа, подготовки и
закрепления высококвалифицированных и предприимчивых кадров в Дальневосточном
федеральном округе. Решение этого вопроса должно найти свое решение в рамках
программы развития федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный
федеральный университет" на 2010 - 2019 годы.
Настоящая программа
разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21
октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в
Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных
округах".
Настоящая программа
подготовлена с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основных
направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012
года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября
2008 г. N 1663-р, Концепции демографического развития Российской Федерации на
период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской
Федерации 24 сентября 2001 г. N 1270-р, Стратегии социально-экономического
развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2009 г. N 2094-р.
Развитие
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Дальневосточный федеральный
университет" (далее - университет) предполагает интеграцию с
Дальневосточным отделением Российской академии наук, создание и развитие
научного комплекса путем присоединения к нему государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный
государственный технический университет (ДВПИ имени В.В. Куйбышева)",
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Тихоокеанский государственный экономический университет",
государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Уссурийский государственный педагогический институт".
В основу создания
университета положена интеграция 2 моделей: современного исследовательского
университета, участвующего в международном обмене наиболее передовыми знаниями
и специалистами, и предпринимательского университета, обеспечивающего
конкурентоспособное развитие отраслей национальной экономики.
Особенностями
университета станут:
сотрудничество с
исследовательскими, образовательными и инновационными структурами
Азиатско-Тихоокеанского региона;
уникальная для
России инфраструктура в едином кампусе, включающая конгресс-центр мирового
уровня и современную медицинскую клинику;
инновационный
характер образовательного и исследовательского процессов;
гибкая организация
учебного процесса, основными организационными единицами которого являются
образовательные программы;
новые стандарты и
образовательные программы на уровне ведущих мировых университетов;
обновление и
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
малые инновационные
предприятия.
Новый кампус
университета на острове Русский будет открыт во время саммита форума
"Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году и
должен стать местом сотрудничества и взаимного притяжения стран
Азиатско-Тихоокеанского региона, их молодежи и ученых.
Указанные
особенности не могут быть решены увеличением финансирования. Потребуются
оригинальные подходы в стратегии развития университета, которые отвечают
особенностям ситуации и опираются на уникальные преимущества.
К преимуществам
создания университета необходимо отнести отсутствие серьезных конкурентов на
российском Дальнем Востоке, близость передовых центров инновационной экономики
и масштабного рынка интеллектуальных (в том числе образовательных) услуг в
странах Азиатско-Тихоокеанского региона и масштабные инвестиционные проекты в
экономике Дальнего Востока.
К ключевым
стратегическим подходам следует отнести:
приоритетность
инвестиций не в материальную базу, а в человеческий капитал, создание систем
мотивации студентов, научно-педагогических работников и научно-образовательных
подразделений. Эти системы мотивации будут ориентированы на достижения высокой
научной и инновационной продуктивности;
опору на важнейшие
инвестиционные проекты в экономике Дальнего Востока (и Азиатско-Тихоокеанского
региона), ориентацию не только на развитие отдельных научных школ, но и
развитие кооперации университета с организациями науки, образования и бизнеса в
рамках приоритетных направлений развития;
ориентацию на
широкомасштабное развитие экспорта интеллектуальных (в том числе
образовательных) услуг в страны Азиатско-Тихоокеанского региона;
опору на
лаборатории Дальневосточного отделения Российской академии наук в усилении
исследовательской составляющей университета, интеграции образования,
исследований и разработок.
К другим
особенностям стратегии развития университета можно отнести:
использование
технологических и организационных решений передовых научно-образовательных
центров в России и иностранных государствах;
сотрудничество с
передовыми научно-образовательными центрами в России и иностранных государствах
как с постоянными институциональными партнерами, осуществляющими техническую и
кадровую поддержку;
оценка развития
университета со стороны бизнеса и ведущих отечественных и международных центров
как на уровне отдельных направлений, так и на уровне университета в целом для
мониторинга и корректировки реализации стратегий;
инвестиционный
характер расходования средств, предусмотренных на реализацию настоящей
программы, что означает вложение средств в будущие центры прибыли и привлечение
новых ресурсов;
увеличение расходов
на стимулирование качества труда в финансировании текущих расходов;
формирование
механизмов тесной связи Дальневосточного федерального университета с городом и
краем, включающих использование инфраструктуры университета для общественных
мероприятий и использование научно-аналитического и культурного потенциала
университета в обеспечении стратегического развития региона;
максимальное
использование возможностей новой организационной структуры, опирающейся на
сокращение бюрократизации в условиях электронной системы университета,
объединяющей его электронные ресурсы, электронную систему управления
деятельностью университета и его различные сервисы, а также на укрупнение
структур, определяющих свое место в общей стратегии, и концентрацию функций управления
обеспечивающими процессами у профессиональных менеджеров.
II. Цель
развития университета
Основной целью
университета на период до 2019 года является его становление как ведущего
научно-образовательного и инновационного центра региона и России, содействующего
решению следующих стратегических задач в соответствии со Стратегией
социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на
период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации 28 декабря 2009 г. N 2094-р:
повышение
привлекательности региона для проживания российских граждан за счет
предоставления качественных образовательных услуг, создания новых рабочих мест
в инновационных секторах экономики и формирования современной социокультурной
среды;
интеграция Дальнего
Востока в экономическое, культурное, образовательное и информационное
пространство Российской Федерации;
повышение
конкурентоспособности Дальнего Востока за счет качественного роста уровня и
разнообразия компетенций профессиональных кадров, совершенствования
инфраструктуры интеллектуальных услуг и институциональной среды, развития
экономического и технологического сотрудничества со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона прежде всего в таких областях, как освоение
ресурсов Мирового океана, обеспечение здоровья и продление срока жизни
населения, развитие нефтегазового комплекса, транспорта и логистики в
глобальных коммуникациях, судостроения и судоремонта, энергетики и
энергосбережения, нанотехнологий и новых материалов, рационального использования
природных ресурсов;
создание системы
действенных механизмов и инструментов для усиления экономического,
социокультурного и в перспективе политического сотрудничества России с
сопредельными и дальними странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
III.
Приоритетные направления развития университета
В соответствии с
целью развития университета выделены приоритетные направления развития
университета, на которых будут концентрироваться основные управленческие
усилия, финансовые и человеческие ресурсы.
Работа по
приоритетным направлениям будет нацелена на содействие в формировании
межотраслевых инновационных макрорегиональных кластеров системы кооперации
промышленных предприятий, бизнеса, инновационной инфраструктуры, научных и
образовательных организаций. Каждый кластер предполагает формирование следующих
опорных элементов с участием университета:
исследовательские
центры мирового уровня в соответствующих областях;
целевая
инфраструктура коммерциализации исследований и разработок;
образовательные
программы массовой и элитной подготовки специалистов;
совместные
программы переподготовки специалистов с ведущими компаниями;
сети коммуникации
между компаниями соответствующих секторов в макрорегионе.
Реализацию
большинства приоритетных направлений развития университета будет осуществлять в
партнерстве с Дальневосточным отделением Российской академии наук.
Многоотраслевые
инновационные кластеры рассматриваются в долгосрочной перспективе в качестве
основных приоритетных направлений развития Дальнего Востока, обеспечивающих
раскрытие ключевых конкурентных преимуществ региона в национальном и глобальном
масштабе.
Первое приоритетное
направление в области ресурсов мирового океана связано с изучением, освоением,
использованием и мониторингом минеральных и биологических ресурсов Мирового
океана, созданием технических средств их освоения, новых материалов и
технологий. Развитие этого приоритетного направления необходимо осуществлять в
соответствии с федеральной целевой программой "Мировой океан",
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа
1998 г. N 919, важным элементом которого станет океанариум, строящийся на
острове Русский.
Второе приоритетное
направление в области энергоресурсов и энергосберегающих технологий нацелено на
разработку и внедрение высокоэффективных технологий в области добычи,
транспортировки и переработки нефти, газа и других полезных ископаемых,
ресурсо- и энергосбережения, освоение альтернативных источников энергии, новых
материалов и технологий.
Третье приоритетное
направление в области индустрии наносистем и наноматериалов обеспечивает
развитие нанофизики, нанохимии, нанобиотехнологий и наномедицины, а также
индустрии современных строительных материалов.
Четвертое
приоритетное направление в области транспортно-логистического комплекса
обеспечивает развитие современных технологий перевозок и инновационных
транспортно-логистических систем, необходимых для интеграции Дальнего Востока в
экономическое пространство России и международные транспортно-логистические
системы.
Пятое приоритетное
направление в области экономического, технологического и культурного
взаимодействия России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона обеспечивает
интеграцию в научное, экономическое, технологическое и культурное пространство
Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках этого направления наряду с развитием
основных научных направлений и образовательных программ планируется развитие
программ подготовки высококвалифицированных экономистов, менеджеров, юристов,
педагогов и формирование центра компетенций по обучению русскому языку,
восточным языкам и межкультурным коммуникациям.
Шестое приоритетное
направление в области биомедицины обеспечивает научную модернизацию медицинской
сферы на Дальнем Востоке, трансферт современных медицинских технологий из
России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и обратно.
Наряду с
концентрацией ресурсов и усилий на приоритетах федерального значения
университет будет продолжать подготовку кадров и обеспечивать
научно-методическую поддержку приоритетных отраслей социальной сферы и
экономики Дальневосточного федерального округа.
IV. Задачи
и мероприятия настоящей программы
Достижение цели
развития университета обеспечивается путем скоординированного решения ключевых
задач и выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового
обеспечения мероприятий настоящей программы. Прежде всего эти мероприятия будут
проводиться в рамках приоритетных направлений настоящей программы.
Для решения задачи
кадрового развития, направленного на переподготовку действующих профессионалов
для реализации новых моделей образовательного процесса и проведения
исследований международного качества, а также на обновление
научно-преподавательского корпуса и создание условий продуктивной
образовательной, научной и инновационной деятельности, осуществляются следующие
мероприятия:
создание
эффективной системы мотивации профессионального развития и достижения высоких
результатов научно-педагогических работников, включая поддержку высокой
академической продуктивности, а также стимулирование руководства
образовательными программами, стимулирование внедрения новых технологий и
внедрение антикоррупционных механизмов;
интенсивная
языковая переподготовка профессорско-преподавательского состава, содействие
обеспечению профессионального уровня владения английским языком
профессорско-преподавательским составом, а также сохранение и развитие
компетенций в области восточных языков и распространение практики освоения
восточных языков специалистами других областей;
привлечение
талантливых преподавателей и молодых ученых для работы в университете, в том числе
путем приглашения на работу российских граждан, получивших образование и опыт
работы в ведущих зарубежных университетах, как на профессорские должности, так
и на создаваемые должности научных сотрудников для выпускников аспирантуры;
повышение квалификации
кадров (прежде всего в форме стажировок) в ведущих образовательных, научных и
предпринимательских центрах России и других стран, поддержка временной (до
одного семестра) работы преподавателей университета в лучших университетах
стран Азиатско-Тихоокеанского региона и на инновационных предприятиях
Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона;
реализация в новом
кампусе возможности для преподавателя заниматься учебной и научной работой в
течение всего рабочего дня, включающей обеспечение каждого преподавателя
современным рабочим местом и создание среды для профессионального общения.
Для решения задачи
по реализации новых моделей образовательного процесса, нацеленных на достижение
современного качества образования и высокую мотивацию студентов, осуществляются
следующие мероприятия:
разработка
оригинальных образовательных стандартов и учебных программ, характеризующихся
высокой гибкостью и индивидуализацией, усилением роли практики, самостоятельной
и проектной работы, увеличением доли курсов различной сложности освоения и
курсов по выбору, и импорт наиболее конкурентоспособных таких стандартов и
программ, а также формирование предложения программ повышенной сложности для
талантливых студентов;
разработка и
реализация магистерских программ совместно с Дальневосточным отделением
Российской академии наук и создание кафедр университета на базе
Дальневосточного отделения Российской академии наук;
приоритетное
развитие системы магистерских программ для подготовки высококвалифицированных
специалистов, в том числе целевых магистерских программ, обеспечивающих
подготовку кадров в соответствии с потребностями крупных российских корпораций,
развитие педагогической магистратуры, развитие системы специализированных
программ в области инженерии и технологии с одновременным углубленным изучением
одного из восточных языков и продолжительными практиками в соответствующих
странах;
внедрение
технологических систем поддержки учебной деятельности студентов и
преподавателей, включая автоматизированную систему оценки знаний, управления
содержанием обучения, интегрированные информационные ресурсы отдельных учебных
курсов и ресурсы электронной библиотеки, доступ к российским и международным
базам данных, трансформацию системы дистанционного обучения, внедрение единого
стандарта электронного представления программ и модулей и перевод на
интегрированные платформы учебных курсов университета;
формирование
системы непрерывного профессионального образования для Дальневосточного
федерального округа, в том числе путем создания центра бизнес-образования
мирового уровня и организации на базе университета образовательных центров
крупных компаний, объединяющих различные формы и уровни подготовки, а также
построение гибкой модульной системы дополнительного профессионального
образования, в том числе разработка новых программ дополнительного
профессионального образования в рамках приоритетных направлений развития и
увеличение числа специализированных программ дополнительного профессионального
образования;
обеспечение
открытости и прозрачности образовательного процесса, включая внедрение
антикоррупционных технологий в систему контроля качества обучения и учебного
процесса, широкое использование внешних квалификационных экзаменов и
объективных форм оценки учебных результатов, мониторинг востребованности
образовательных программ, выстраивание системы обратной связи с работодателями
для уточнения требований к знаниям и компетенциям выпускников университета и
обеспечение регулярной внешней экспертизы образовательной деятельности
университета, в том числе с участием зарубежных экспертов;
обеспечение
интернационализации образовательного процесса, создание образовательных
программ, привлекательных для иностранных студентов из Азиатско-Тихоокеанского
региона, в том числе программ на английском языке, реализуемых как совместно с
зарубежными университетами, так и самостоятельно, а также проведение
международной аккредитации образовательных программ.
Для решения задачи
по интеграции образовательного процесса с процессом исследований, разработок и
инновационной деятельностью, которые ориентированы на лучшие мировые стандарты,
осуществляются следующие мероприятия:
формирование
совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук используемой
исследовательской и инновационной инфраструктуры, включая расширение сети
центров коллективного пользования и научно-образовательных центров и создание
базовых кафедр;
внедрение программ
аспирантуры, обеспечивающих полную занятость аспирантов научной работой, а
также привлечение к руководству аспирантами ученых Дальневосточного отделения
Российской академии наук и зарубежных специалистов;
включение
исследователей университета в международные исследовательские программы и
проекты Азиатско-Тихоокеанского региона, внедрение новых российских проектов,
привлекательных для участия международных партнеров, развитие партнерских
отношений с научными и технологическими центрами других стран (в первую очередь
стран Азиатско-Тихоокеанского региона) по каждому перспективному направлению
развития университета;
формирование
исследовательских институтов и центров в интересах крупных компаний или
консорциумов компаний для выполнения фундаментальных и прикладных исследований
за счет средств внебюджетных источников, обеспечение комплексного мониторинга
передовых научных исследований и технологий по перспективным направлениям
развития университета и среднесрочного прогнозирования по всем перспективным
направлениям развития университета;
создание
исследовательских центров, обеспечивающих уникальность имени университета по
ряду тематик, внутренних механизмов университета и его подразделений (программа
университета "Научный фонд"), предназначенных для поддержки
проведения индивидуальных и коллективных научных исследований, и участие в
научных мероприятиях, а также создание системы регулярной внешней экспертизы и
оценки качества научно-исследовательских работ, в том числе с участием
зарубежных экспертов;
развитие системы
летних школ и конференций, в том числе для молодых ученых и студентов, а также
укрепление профессиональных связей ученых университета;
создание
международных научных журналов с участием университета в ведущих зарубежных
издательствах.
Для решения задачи
по привлечению абитуриентов, имеющих высокий проходной балл при сдаче единого
государственного экзамена, победителей олимпиад для обучения в университете из
Дальневосточного федерального округа, других регионов России, и иностранных
студентов осуществляются следующие мероприятия:
проведение
эксперимента по апробированию новой системы мотивации студентов и аспирантов к
учебе и научно-исследовательской работе, в том числе дополнительная поддержка
студентов и аспирантов, достигших высоких результатов в учебной и
научно-исследовательской деятельности, а также обеспечение за счет средств
внебюджетных источников проезда студентов, поступивших в университет из
европейской части России на основании высокого балла единого государственного
экзамена или в результате высоких показателей по результатам участия в
олимпиадах, к месту учебы;
развитие работы с
перспективными школьниками из Дальневосточного федерального округа путем
использования современных механизмов профессиональной ориентации и участия в
формировании специализированных школ и классов.
Для решения задачи
по формированию университетской инфраструктуры, интегрирующей здания,
сооружения, оборудование и технологии последнего поколения, осуществляются
следующие мероприятия:
освоение 1-й
очереди кампуса, уточнение проекта размещения и оборудования подразделений в
кампусе и проектирование среды с использованием лучшего международного опыта, создание
и развитие учебной, научной и рекреационной среды, оборудование учебных
аудиторий и оснащение лабораторий, занимающихся исследованиями по приоритетным
направлениям развития, на уровне ведущих университетов мира;
предоставление
земельного участка на полуострове Саперный, проектирование и строительство на
этой территории 2-й очереди кампуса, предполагающей размещение подразделений, в
том числе лабораторий, используемых совместно с Дальневосточным отделением
Российской академии наук, исследовательских и конструкторских подразделений
крупных международных корпораций;
создание
современной технологической системы функционирования кампуса, включая
интегрированную информационную систему университета, в которую входят
универсальная электронная карта, сервисы электронного университета,
корпоративный и образовательный порталы;
формирование
кампуса университета как привлекательной учебной, рекреационно-досуговой зоны,
развитие спорта и культуры как важных элементов привлечения студентов,
разработка и реализация программ поддержки студенческих инициатив, организация
досугового пространства нового кампуса, а также организация спортивного
пространства кампуса;
вовлечение в
хозяйственный оборот зданий, находящихся в федеральной собственности и
оперативном управлении университета, путем реализации инвестиционного проекта с
последующим направлением средств на строительство 2-й очереди кампуса (в рамках
федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие
Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480);
строительство на
территории кампуса медицинского центра, студенческой клиники и центра
нанотехнологий дополнительного профессионального образования в рамках указанной
федеральной целевой программы.
Для решения задачи
по развитию инновационной составляющей деятельности университета, направленной
на усиление влияния университета на модернизационные процессы в экономике и
социальной сфере региона, а также на обеспечение его финансовой устойчивости,
осуществляются следующие мероприятия:
создание
инфраструктуры коммерциализации исследований и разработок и поддержки
инновационных предприятий, в том числе развитие патентных служб, развитие
бизнес-инкубатора, создание офиса трансферта технологий, создание и реализация
программы университета "Венчурные фонды университета" (инвестиционные
фонды, работающие исключительно с инновационными проектами с высокой или
относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли);
формирование
конструкторских, проектных и консалтинговых бюро по приоритетным направлениям
развития, в том числе реализация предпроектных исследований, части проектных
работ и необходимых научно-технических и опытно-конструкторских работ на стадии
ввода в эксплуатацию крупных промышленных и инфраструктурных объектов,
предусмотренных инвестиционными планами крупнейших российских корпораций на
Дальнем Востоке;
создание в рамках
приоритетных направлений развития площадок технического, консультационного и
информационного обслуживания формирующихся в регионе объединений промышленных
предприятий, бизнеса, научных и образовательных институтов;
в консорциуме с
ведущими зарубежными технопарками создание технопарка университета,
управляемого профессиональной организацией.
Для решения задачи
по формированию в университете центра коммуникации и партнерства с элитами и
субъектами инновационной экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В
рамках решения этой задачи осуществляются следующие мероприятия:
создание
полидисциплинарного центра исследований Азиатско-Тихоокеанского региона с
участием ведущих ученых региона, включая институт передовых
азиатско-тихоокеанских исследований;
развертывание
международной конгрессной, выставочной и ярмарочной деятельности на базе нового
кампуса университета с привлечением ведущих международных ассоциаций и
компаний;
проведение летних и
зимних школ для молодежи и специалистов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и
обслуживание краткосрочных образовательных мероприятий, проводимых
организациями стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
поддержание участия
университета, его подразделений и специалистов в профессиональных ассоциациях
Азиатско-Тихоокеанского региона;
развитие
институциональных партнерств с ведущими научно-образовательными центрами и
корпорациями Азиатско-Тихоокеанского региона, включая создание совместных
программ и научных проектов, создание совместных исследовательских лабораторий
и испытательных полигонов для техники и технологий;
создание
представительств университета в странах Азиатско-Тихоокеанского региона при
поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федерального
агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников,
проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству,
открытие и поддержка культурных центров стран Азиатско-Тихоокеанского региона в
кампусе университета;
создание
образовательных центров с языковыми, общеобразовательными и профориентационными
программами для молодежи стран Азиатско-Тихоокеанского региона, желающей
обучаться в российских вузах.
Для решения задачи
по созданию новой организационной структуры и системы эффективного управления
университетом осуществляются следующие мероприятия:
разработка и
реализация новой модели управления университетом, предусматривающей
делегирование полномочий по организации образовательного процесса и
научно-исследовательских работ основным структурным подразделениям (школам),
переподготовку и привлечение новых управленческих кадров для реализации этой
модели, создание основных комплексных подразделений (школ), обеспечивающих
реализацию образовательных программ и проведение научных исследований в
определенной области знаний, создание системы управления образовательными
программами и формирование института руководителей образовательных программ;
формирование имиджа
университета и ведущих подразделений, а также продвижение и профессиональное
управление репутацией университета;
формирование и
поддержка деятельности органов общественно-государственной экспертизы, таких,
как наблюдательный совет университета, который формируется из представителей
экспертного сообщества, органов государственной власти, компаний-работодателей,
деловых ассоциаций, средств массовой информации, общественности, науки и
образования, и международный консультационный комитет, который формируется из
специалистов ведущих зарубежных университетов и научных центров, а также
разработка предложений и рекомендаций по развитию приоритетных направлений
развития университета с учетом лучшего международного опыта;
обеспечение
прозрачности административных решений, обратной связи и внедрения
антикоррупционных технологий на всех уровнях управления;
внедрение системы
менеджмента качества, охватывающей систему управления, научную, образовательную
и инновационную деятельность.
План реализации
мероприятий настоящей программы приведен в Приложении N 1.
Целевые показатели
и критерии оценки эффективности деятельности университета по годам приведены в
Приложении N 2.
V.
Ресурсное обеспечение реализации настоящей программы
Финансовая оценка
затрат на реализацию настоящей программы не включает расходы на строительство
кампуса, а также на текущее функционирование университета по действующим
нормативам расходов. Общий объем финансирования мероприятий настоящей программы
составит 8,656 млрд. рублей, из них 5 млрд. рублей за счет средств федерального
бюджета (2010 - 2014 годы).
В рамках настоящей
программы не предусмотрено осуществление бюджетных инвестиций в объекты
инфраструктуры Дальневосточного федерального университета или приобретение
недвижимости, в том числе за рубежом.
Финансовый план
обеспечения настоящей программы приведен в Приложении N 3 и предполагает, что в
ходе реализации настоящей программы финансирование из федерального бюджета,
направляемое на внутренние программы и мероприятия университета, обеспечивающие
систему мотивации студентов и аспирантов к учебе и научно-исследовательской
работе, в 2015 году будет полностью замещено средствами из внебюджетных
источников.
VI. Этапы
реализации настоящей программы
Осуществление
реализации настоящей программы предусматривается в 2 этапа.
Первый этап (2010 -
2013 годы) предусматривает стратегические инвестиции и включает:
разработку новых
образовательных стандартов и внедрение новых образовательных технологий, в том
числе обеспечивающих освоение студентами иностранных языков;
разработку и
апробацию программы привлечения на обучение в университете иностранных
студентов и талантливых студентов из других регионов России;
создание условий
для существенного повышения качества научной деятельности и перехода в новое
качество педагогической деятельности, в том числе запуск программы мотивации
учебной и профессиональной деятельности студентов, аспирантов и сотрудников и
программы повышения квалификации сотрудников и формирование общих проектов с
Дальневосточным отделением Российской академии наук;
создание
принципиально новой системы управления, позволяющей провести эффективную
интеграцию вузов;
создание
интегрированной информационной системы;
оформление
приоритетных направлений развития университета, их кадровое и инфраструктурное
укрепление;
установление
партнерств с ведущими российскими университетами;
оптимизацию учебных
программ с пересмотром и переориентацией неэффективных и некачественных
программ;
повышение репутации
университета;
участие в
проведении форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое
сотрудничество" и установление институциональных партнерств в странах
Азиатско-Тихоокеанского региона;
перемещение в
первую очередь кампуса подразделений университета.
Второй этап (2014 -
2019 годы) предусматривает качественные изменения и получение отдачи от
инвестиций предыдущего периода и включает:
запуск англоязычных
программ для магистратуры и инженерных программ с преподаванием на 3 языках
(русском, английском и одном из восточных языков);
уникальные
сформированные компетенции выпускников университета, которые будут востребованы
не только в России, но и за рубежом;
образовательные
программы, преподаваемые на русском и иностранных языках, которые будут
пользоваться повышенным спросом у иностранных студентов;
начало реализации
полномасштабных проектов в рамках приоритетных направлений развития, вносящих
вклад в модернизацию ключевых отраслей экономики Дальнего Востока;
развитие
исследовательских подразделений крупнейших международных корпораций и малых
инновационных предприятий с использованием мощностей технопарка;
утверждение
университета в качестве привлекательного международного образовательного и
научного центра;
развертывание
конгрессной и выставочной деятельности с участием стран Азиатско-Тихоокеанского
региона.
VII.
Ожидаемые результаты
В результате
реализации настоящей программы к 2020 году на Дальнем Востоке будет создан
качественно новый научно-образовательный центр, привлекательный для талантливых
молодых людей и специалистов со всего мира, который станет каналом
технологического и научного обмена со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Университет будет обладать собственным потенциалом дальнейшего развития, в том
числе за счет участия в решении задач социально-экономического развития
Дальневосточного федерального округа и страны в целом.
К 2019 году в
университете будут обучаться порядка 30000 студентов, доля магистров и
аспирантов в общем числе студентов составит 25 процентов. Четвертую часть
студентов составят иностранные студенты, в том числе из стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Профессорско-преподавательский
состав университета достигнет нового качества, образовательная деятельность
университета будет осуществляться на 2 - 3 языках. До 70 процентов
преподавателей получат опыт работы в ведущих университетах и центрах в России и
иностранных государствах. Публикационная активность преподавателей и научных
сотрудников университета составит до 400 работ в зарубежных изданиях,
индексируемых иностранными организациями. В 2019 году университет войдет в
число 300 лучших университетов мира по приоритетным направлениям деятельности
по одному из признанных международных рейтингов вузов (QS).
Приложение
N 1
к программе
развития
федерального
государственного
автономного
образовательного
учреждения высшего
профессионального
образования
"Дальневосточный
федеральный
университет"
на 2010 - 2019 годы
ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2010 - 2019 ГОДЫ
┌────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────┬──────────┐
│ Содержание работ │ Ожидаемые результаты │
Сроки │
└────────────────────────────────────────────────┴────────────────────────────────┴──────────┘
I. Первый этап (2010 - 2013 годы) -
стратегические инвестиции
Кадровое развитие, направленное на
переподготовку действующих профессионалов
для реализации новых моделей
образовательного процесса и проведения исследований
международного качества, а также на
обновление научно-преподавательского корпуса
и создание условий продуктивной
образовательной, научной и инновационной деятельности
1.
Создание эффективной системы мотивации формирование системы стимулов 2010 - 2012
профессионального развития и
достижения профессионального
развития годы
высоких результатов
научно-педагогических сотрудников;
ориентирование
работников, включая поддержку высокой всех сотрудников университета
академической продуктивности, а также на продуктивную, инициативную
стимулирование руководства работу и достижение высоких
образовательными программами, результатов, введение принципа
стимулирование внедрения новых
технологий дифференцированной оплаты
труда
и внедрение антикоррупционных
механизмов в зависимости от
индивидуальных
достижений
2.
Интенсивная языковая переподготовка
качественное обновление 2010 - 2019
профессорско-преподавательского
состава, языковых компетенций годы
содействие обеспечению
профессионального
научно-педагогических работников
уровня владения английским языком университета;
профессорско-преподавательским составом,
а формирование профессионального
также сохранение и развитие компетенций
в знания английского языка в
области восточных языков и
распространение академической среде и
освоение
практики освоения восточных языков профессорско-преподавательским
специалистами других областей составом восточных языков,
необходимых для тесного
взаимодействия
со странами
Азиатско-Тихоокеанского
региона;
овладение к 2014 году
25 процентами профессорско-
преподавательского состава
английским языком на уровне,
необходимом
для преподавания и
написания статей в англоязычные
журналы
3.
Привлечение талантливых преподавателей и эффективная реализация политики 2011 - 2019
молодых ученых для работы в
университете, кадрового
обновления; годы
в том числе путем приглашения на
работу привлечение талантливых
российских граждан, получивших
образование специалистов;
и опыт работы в ведущих зарубежных формирование исследовательских
университетах, как на профессорские команд под руководством ученых,
должности, так и на создаваемые
должности имеющих опыт работы в
ведущих
научных сотрудников для выпускников научных центрах мира;
аспирантуры обеспечение
высокого уровня
входящей академической
мобильности и укрепление
партнерских отношений с
российскими и зарубежными
университетами
4.
Повышение квалификации кадров (прежде реализация комплексной 2011 - 2019
всего в форме стажировок) в ведущих программы повышения годы
образовательных, научных и квалификации
предпринимательских центрах России и научно-педагогических кадров;
других стран, поддержка временной (до изучение передового опыта и
одного семестра) работы
преподавателей постоянное
обновление
университета в лучших университетах
стран профессиональных компетенций
Азиатско-Тихоокеанского региона и на профессорско-преподавательского
инновационных предприятиях Российской состава;
Федерации и Азиатско-Тихоокеанского формирование кадрового резерва
региона
университета;
развитие академической
мобильности;
прохождение стажировок к 2014
году каждого 4-го преподавателя
в ведущих российских и
зарубежных университетах и
научных центрах
5.
Реализация в новом кампусе возможности для формирование принципиально 2012 - 2019
преподавателя заниматься учебной и
научной новой среды для годы
работой в течение всего рабочего дня, профессионального общения
включающей обеспечение каждого научно-педагогических
преподавателя современным рабочим местом
и работников, обеспечивающей
создание среды для профессионального циркуляцию идей и генерацию
общения
инноваций;
обеспечение в кампусе к
2014 году каждого преподавателя
собственным рабочим местом,
позволяющим ему плодотворно
заниматься
научно-исследовательской и
преподавательской деятельностью
Реализация новых моделей
образовательного процесса, нацеленных
на достижение современного качества
образования и высокую мотивацию студентов
6.
Разработка оригинальных образовательных формирование современных 2010 - 2019
стандартов и учебных программ, образовательных программ, годы
характеризующихся высокой гибкостью и отвечающих международным
индивидуализацией, усилением роли стандартам качества;
практики, самостоятельной и проектной осуществление подготовки в
работы, увеличением доли курсов
различной 2013 году 30 новых
сложности освоения и курсов по выбору,
и образовательных программ,
импорт наиболее конкурентоспособных
таких внедренных в учебный процесс на
стандартов и программ, а также активных методах обучения;
формирование предложения программ преимущественная подготовка
повышенной сложности для талантливых кадров в рамках 2-уровневой
студентов модели обучения по
очной форме;
обеспечение гибкости
образовательных программ и
варьирования профессиональных
компетенций;
усиление роли практики,
самостоятельной и проектной
работы
студентов;
создание условий для
формирования студентами
индивидуальных образовательных
траекторий и подготовки
высокопрофессиональных кадров с
уникальными компетенциями
7.
Разработка и реализация магистерских использование научного 2010 - 2019
программ совместно с Дальневосточным потенциала Дальневосточного годы
отделением Российской академии наук и отделения Российской академии
создание кафедр университета на базе наук;
Дальневосточного отделения Российской создание условий для применения
академии наук полученных
студентами знаний и
приобретения
профессиональных
компетенций непосредственно в
исследовательской и
производственной среде
8.
Приоритетное развитие системы магистерских формирование широкого пула 2010 - 2019
программ для подготовки специализированных
магистерских годы
высококвалифицированных специалистов,
в программ;
том числе целевых магистерских
программ, подготовка
обеспечивающих подготовку кадров в высококвалифицированных кадров,
соответствии с потребностями крупных востребованных региональным
российских корпораций, развитие рынком труда;
педагогической магистратуры, развитие создание уникальных программ в
системы специализированных программ в области инженерии, необходимых
области инженерии и технологии с для тесной интеграции в научно-
одновременным углубленным изучением
одного образовательное и
из восточных языков и
продолжительными технологическое
пространство
практиками в соответствующих странах стран Азиатско-Тихоокеанского
региона и развития конкурентных
преимуществ университета в
общероссийском масштабе
9.
Внедрение технологических систем поддержки комплексная модернизация форм, 2010 - 2017
учебной деятельности студентов и методов и технического годы
преподавателей, включая автоматизированную обеспечения учебного процесса,
систему оценки знаний, управления которые необходимы для
содержанием обучения, интегрированные обеспечения высокого уровня
информационные ресурсы отдельных
учебных профессиональной подготовки;
курсов и ресурсы электронной
библиотеки, перевод в 2017 году на
доступ к российским и международным
базам технологические системы
данных, трансформацию системы поддержки учебной деятельности
дистанционного обучения, а также
внедрение всех учебных курсов
единого стандарта электронного университета, в том числе всех
представления образовательных программ
и курсов заочных программ
модулей и перевод на интегрированные обучения;
платформы учебных курсов университета модернизация дистанционного
обучения на основе
технологических систем
10. Формирование системы непрерывного модернизация системы 2010 - 2014
профессионального образования для дополнительного годы
Дальневосточного федерального округа, в профессионального образования и
том числе путем создания центра
бизнес- увеличение предложения
образования мирового уровня и
организации востребованных программ
на базе университета образовательных дополнительного
центров крупных компаний,
объединяющих профессионального
образования
различные формы и уровни подготовки,
а на региональном рынке;
также построение гибкой модульной
системы значительное увеличение числа
дополнительного профессионального обучающихся на программах
образования, в том числе разработка
новых дополнительного
программ дополнительного
профессионального профессионального
образования;
образования в рамках приоритетных укрепление и развитие
направлений развития и увеличение
числа приоритетных направлений за
специализированных программ счет программ дополнительного
дополнительного профессионального профессионального образования
образования
11. Обеспечение открытости и прозрачности достижение высокого уровня и 2010 - 2019
образовательного процесса, включая качества профессиональной годы
внедрение антикоррупционных технологий
в подготовки выпускников
систему контроля качества обучения и университета, обеспечение
учебного процесса, широкое
использование востребованности
выпускников в
внешних квалификационных экзаменов и ведущих компаниях и на
объективных форм оценки учебных предприятиях Дальневосточного
результатов, мониторинг
востребованности федерального округа;
образовательных программ,
выстраивание повышение престижа
диплома
системы обратной связи с
работодателями университета;
для уточнения требований к знаниям и формирование корпоративной
компетенциям выпускников университета
и культуры, базирующейся на
обеспечение регулярной внешней
экспертизы высоких моральных принципах
и
образовательной деятельности
университета, профессиональном кодексе
чести
в том числе с участием зарубежных
экспертов
12. Обеспечение интернационализации достижение уровня лучших 2010 - 2019
образовательного процесса, создание мировых стандартов в области годы
образовательных программ,
привлекательных образования;
для иностранных студентов из
Азиатско- доведение доли
иностранных
Тихоокеанского региона, в том числе учащихся до 6 процентов в 2013
программ на английском языке,
реализуемых году и до 25 процентов в
как совместно с зарубежными 2019 году;
университетами, так и самостоятельно,
а интенсивный рост доходов
также проведение международной университета за счет приема
аккредитации образовательных программ иностранных граждан на платное
обучение
Интеграция образовательного
процесса с процессом исследований,
разработок и инновационной
деятельностью, которые ориентированы
на лучшие
мировые стандарты
13. Формирование совместно с
Дальневосточным значительное
увеличение 2010 - 2019
отделением Российской академии наук научного потенциала годы
используемой исследовательской и университета за счет интеграции
инновационной инфраструктуры, включая с ведущими научными институтами
расширение сети центров коллективного Дальнего Востока;
пользования и научно-образовательных достижения к 2014 году 120
центров, создание базовых кафедр публикаций в зарубежных
изданиях, индексируемых
иностранными организациями
14. Внедрение программ аспирантуры, тесная интеграция науки и 2011 - 2019
обеспечивающих полную занятость
аспирантов образования; подготовка годы
научной работой, а также привлечение
к высокопрофессиональных научных
руководству аспирантами ученых кадров на уровне лучших мировых
Дальневосточного отделения Российской стандартов;
академии наук и зарубежных
специалистов увеличение объемов
научно-исследовательских работ
15. Включение исследователей университета
в выход на рынок глобальных 2010 - 2019
международные исследовательские
программы исследований и
разработок; годы
и проекты Азиатско-Тихоокеанского
региона, интенсивное развитие
внедрение новых российских проектов, партнерских отношений с
привлекательных для участия
международных научными и
технологическими
партнеров, развитие партнерских
отношений центрами стран
с научными и технологическими
центрами Азиатско-Тихоокеанского региона;
других стран (в первую очередь стран повышение научного авторитета
Азиатско-Тихоокеанского региона) по университета;
каждому приоритетному направлению
развития увеличение доходов от
научно-исследовательской
работы
16. Формирование исследовательских
институтов обеспечение
комплексных 2011 - 2019
и центров в интересах крупных компаний
или фундаментальных прикладных и годы
консорциумов компаний для выполнения технологических исследований и
фундаментальных и прикладных
исследований разработок,
востребованных
за счет средств внебюджетных
источников, региональной экономикой и
обеспечение комплексного мониторинга необходимых для интенсивного
передовых научных исследований и развития основных региональных
технологий по приоритетным
направлениям кластеров
(соответствующих
развития университета и
среднесрочного приоритетных
направлений
прогнозирования по всем приоритетным развития университета);
направлениям развития университета вывод научных исследований и
разработок университета на
мировой уровень;
создание и реализация системы
научного
прогнозирования
17. Создание исследовательских центров, проведение исследований на 2010 - 2019
обеспечивающих уникальность имени уровне лучших мировых годы
университета по ряду тематик, создание стандартов;
внутренних механизмов университета и
его ускоренная интеграция в мировое
подразделений (программа университета научное пространство,
"Научный фонд"), предназначенных
для преодоление изоляции
российской
поддержки проведения индивидуальных и науки;
коллективных научных исследований и формирование системы финансовой
участие в научных мероприятиях, а
также поддержки научных исследований
создание системы регулярной внешней на конкурсной основе и
экспертизы и оценки качества реализация за счет средств
научно-исследовательских работ, в том научных фондов университета
числе с участием зарубежных экспертов наиболее значимых
научно-исследовательских
проектов;
формирование современной
международной академической
культуры;
обеспечение уникальности имени
университета, повышение его
престижа и развитие
приоритетных исследований в
ряде областей (в первую очередь
в рамках приоритетного
направления развития
университета)
18. Развитие системы летних школ и включение преподавателей и 2011 - 2019
конференций, в том числе для молодых студентов университета в годы
ученых и студентов, а также
укрепление международную научную
профессиональных связей ученых коммуникацию
университета
19. Создание международных научных журналов
с интеграция в мировое научное 2013 - 2019
участием университета в ведущих
зарубежных пространство; годы
издательствах повышение
научного авторитета
университета и его продвижение
в международных рейтингах;
вхождение в 2013 году
университета в топ 600 и к 2019
году - в топ 350 ведущих
университетов мира по одному из
признанных международных
рейтингов вузов (QS)
Привлечение абитуриентов, имеющих
высокий проходной балл при сдаче
единого государственного экзамена,
победителей олимпиад для обучения
в университете из
Дальневосточного федерального округа, других
регионов России, и
иностранных студентов
20. Проведение эксперимента по
апробированию формирование
эффективной 2010 - 2019
новой системы мотивации студентов и системы стимулирования учебной, годы
аспирантов к учебе и научной и проектной
научно-исследовательской работе, в
том деятельности обучающихся;
числе дополнительная поддержка студентов
и реализация принципов учебной
аспирантов, достигших высоких
результатов конкуренции и кооперации
в учебной и научно-исследовательской (работа в команде);
деятельности, а также обеспечение за
счет повышение уровня подготовки и
внебюджетных источников проезда
студентов, профессиональных компетенций
поступивших в университет из
европейской выпускников;
части России на основании высокого
балла повышение качества студентов
единого государственного экзамена или
в университета;
результате высоких показателей по привлечение талантливой
результатам участия в олимпиадах, к
месту молодежи (в том числе
учебы
представителей других регионов
Российской Федерации и
иностранцев) в Приморский край
21. Развитие работы с перспективными поиск и привлечение
талантливых 2012 - 2019
школьниками из Дальневосточного абитуриентов; годы
федерального округа путем
использования активная профориентационная
современных механизмов
профессиональной деятельность
университета в
ориентации и участия в формировании регионе
специализированных школ и классов
Формирование университетской
инфраструктуры, интегрирующей здания,
сооружения, оборудование и
технологии последнего поколения
22. Освоение 1-й очереди кампуса,
уточнение достроенная первая
очередь 2012 - 2014
проекта размещения и оборудования кампуса и освоение кампуса в годы
подразделений в кампусе и
проектировании 2013 году;
среды с использованием лучшего создание высокотехнологичного
международного опыта, создание и
развитие кампуса университета с
учебной, научной и рекреационной
среды, современной инфраструктурой,
оборудование учебных аудиторий и
оснащение сервисами для студентов и
лабораторий, занимающихся
исследованиями преподавателей, а
также хорошо
по приоритетным направлениям развития,
на оснащенными научными
уровне ведущих университетов мира лабораториями
23. Предоставление земельного участка на развитие уникальной 2012 - 2014
полуострове Саперный, проектирование
и инфраструктуры университета, годы
строительство на этой территории 2-й повышение его инвестиционной
очереди кампуса, предполагающей
размещение привлекательности и
организация
подразделений, в том числе лабораторий, площадок для взаимодействия с
используемых совместно с
Дальневосточным крупными
международными
отделением Российской академии наук корпорациями;
(кафедр, лабораторий и других увеличение числа компаний-
подразделений), исследовательских и партнеров университета и
конструкторских подразделений крупных объемов научно-
международных корпораций исследовательских и
опытно-
конструкторских работ
24. Создание современной технологичной
системы формирование и развитие 2010 - 2019
функционирования кампуса, включая информационных ресурсов годы
интегрированную информационную
систему университета, объединенных
в
университета, в которую входят единую систему;
универсальная электронная карта,
сервисы интенсивное развитие
электронного университета, корпоративный
и библиотечных ресурсов,
образовательный порталы обеспечивающее интеграцию
в
глобальное научное пространство
25. Формирование кампуса университета как эффективное использование 2012 - 2019
привлекательной учебной, развитой инфраструктуры
нового годы
рекреационно-досуговой зоны, развитие кампуса для привлечения
спорта и культуры как важных
элементов студентов,
исследователей,
привлечения студентов, разработка и преподавателей;
реализация программ поддержки
студенческих повышение
конкурентоспособности
инициатив, организация досугового университета на мировом рынке;
пространства нового кампуса, а также проектирование инфраструктуры
организация спортивного пространства университета с ориентацией на
кампуса модель
кампуса, реализация
которой направлена на защиту
окружающей среды;
создание комфортной обстановки
для студентов и преподавателей
26. Вовлечение в хозяйственный оборот
зданий, расширение и развитие 2012 - 2019
находящихся в федеральной собственности
и инфраструктуры кампуса на годы
оперативном управлении университета,
путем острове Русский
реализации инвестиционного проекта с
последующим направлением средств на
строительство 2-й очереди кампуса (в
рамках федеральной целевой программы
"Экономическое и социальное развитие
Дальнего Востока и Забайкалья на период до
2013 года", утвержденной
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15
апреля 1996 г. N 480)
27. Строительство на территории кампуса медицинский центр, студенческая 2012 - 2019
медицинского центра, студенческой
клиники клиника и центр
нанотехнологий годы
и центра нанотехнологий
дополнительного дополнительного
профессионального образования в
рамках профессионального
образования
указанной федеральной целевой программы
Развитие инновационной
составляющей деятельности университета,
направленной на усиление влияния
университета на модернизационные
процессы в экономике и
социальной сфере региона, а также
на обеспечение его
финансовой устойчивости
28. Создание инфраструктуры
коммерциализации формирование
высокоэффективной 2010 - 2019
исследований и разработок и поддержки инфраструктуры коммерциализации годы
инновационных предприятий, в том
числе исследований и разработок;
развитие патентных служб, развитие создание широкой внедренческой
бизнес-инкубатора, создание офиса
трансфера зоны университета;
технологий, создание и реализация формирование пояса
программы университета "Венчурные
фонды инновационных предприятий и
университета" (инвестиционные фонды, стимулирование развития
работающие исключительно с
инновационными инновационного бизнеса
в
проектами с высокой или относительно Дальневосточном федеральном
высокой степенью риска в ожидании округе
чрезвычайно высокой прибыли)
29. Формирование конструкторских, проектных
и увеличение объема прикладных 2012 - 2019
консалтинговых бюро по приоритетным исследований и разработок, годы
направлениям развития, в том числе реализуемых в целях
реализация предпроектных
исследований, интенсивного
части проектных работ и необходимых социально-экономического
научно-технических и опытно- развития региона;
конструкторских работ на стадии ввода расширение числа внешних
в эксплуатацию крупных промышленных партнеров и заказчиков;
и инфраструктурных объектов, интеграция университета в
предусмотренных инвестиционными планами масштабные проекты, реализуемые
крупнейших российских корпораций на на Дальнем Востоке и
Дальнем Востоке привлекающие
значительные
инвестиции;
усиление
регионального влияния
университета и повышение его
авторитета в бизнес-среде
30. Создание в рамках приоритетных
направлений формирование
комплексной 2012 - 2019
развития площадок технического, системы поддержки
зарождающихся годы
консультационного и информационного в регионе промышленных
обслуживания формирующихся в районе кластеров (в соответствии с
объединений промышленных предприятий, выделенными приоритетными
бизнеса, научных и образовательных направлениями развития
институтов университета)
31. В консорциуме с ведущими зарубежными развитие высокотехнологичной 2013 - 2019
технопарками создание технопарка инфраструктуры и
инновационной годы
университета, управляемого деятельности университета;
профессиональной организацией доведение объемов
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ,
выполняемых на базе технопарка,
до 15 млн. долларов в год к
2017 году
Формирование в университете центра
коммуникации и партнерства с элитами
и субъектами инновационной экономики
стран Азиатско-Тихоокеанского региона
32. Создание полидисциплинарного центра укрепление позиций университета 2011 - 2015
исследований Азиатско-Тихоокеанского во взаимодействии с годы
региона с участием ведущих ученых
региона, научно-образовательными
центрами
включая институт передовых стран Азиатско-Тихоокеанского
азиатско-тихоокеанских исследований региона;
развитие тесных партнерских
отношений, совместной
образовательной и научной
деятельности
33. Проведение летних и зимних школ для привлечение студентов и 2013 - 2019
молодежи и специалистов из стран исследователей из стран годы
Азиатско-Тихоокеанского региона и Азиатско-Тихоокеанского
обслуживание краткосрочных
образовательных региона, стимулирование
мероприятий, проводимых организациями академической мобильности и
стран Азиатско-Тихоокеанского региона увеличение доходов университета
от образовательной деятельности
34. Поддержание участия университета, его развитие научного 2011 - 2019
подразделений и специалистов в сотрудничества со странами годы
профессиональных ассоциациях Азиатско-Тихоокеанского
Азиатско-Тихоокеанского региона региона, интеграция в рынок
научно-исследовательских и
технологических разработок
азиатских стран,
продвижение
научных разработок университета
35. Развитие институциональных партнерств
с институциональное партнерство 2012 - 2019
ведущими научно-образовательными
центрами с ведущими годы
и корпорациями
Азиатско-Тихоокеанского
научно-образовательными
региона, включая создание совместных центрами и корпорациями
программ научных проектов, создание Азиатско-Тихоокеанского региона
совместных исследовательских лабораторий и
испытательных полигонов для техники и
технологий
36. Создание представительств университета
в расширение экспорта 2013 - 2019
странах Азиатско-Тихоокеанского
региона образовательных услуг годы
при поддержке МИДа России и университета в страны
Россотрудничества, открытие и
поддержка Азиатско-Тихоокеанского
региона;
культурных центров стран развитие культурных связей
с
Азиатско-Тихоокеанского региона в
кампусе азиатскими странами
университета
37. Создание образовательных центров с формирование общенационального 2010 - 2014
языковыми, общеобразовательными и образовательного центра для годы
профориентационными программами для подготовки иностранных
молодежи стран
Азиатско-Тихоокеанского студентов;
региона, желающей обучаться в
российских продвижение российского
вузах
образования и повышение его
привлекательности на рынках
стран Азиатско-Тихоокеанского
региона;
увеличение доли иностранных
учащихся и повышение уровня их
подготовки
в масштабах России;
участие университета в решении
проблемы культурной адаптации
мигрантов из стран
Азиатско-Тихоокеанского региона
(в первую очередь Китая)
Создание новой
организационной структуры и системы
эффективного
управления университетом
38. Разработка и реализация новой модели реструктуризация университета в 2010 - 2015
управления университетом, соответствии с его целями
и годы
предусматривающей делегирование
полномочий задачами;
по организации образовательного процесса
и разграничение функций
научно-исследовательской деятельности центральных органов управления
основным структурным подразделениям и органов управления основными
(школам), переподготовку и
привлечение структурными
подразделениями;
новых управленческих кадров для усиление ответственности
реализации этой модели, создание структурных подразделений за
основных комплексных подразделений
(школ), организацию образовательного
обеспечивающих реализацию
образовательных процесса и научных
программ и проведение научных
исследований исследований;
в определенной области знаний,
создание концентрация центральных
системы управления образовательными органов управления на решении
программами и формирование института стратегических задач;
руководителей образовательных
программ построение эффективной
системы
управления
39. Формирование имиджа университета и
ведущих повышение авторитета и
престижа 2010 - 2015
подразделений, а также продвижение и университета в научной, годы
профессиональное управление
репутацией образовательной и
бизнес-среде;
университета обеспечение
привлекательности
университета
для ученых,
преподавателей, студентов и
предпринимателей
40. Формирование и поддержка деятельности создание комплексной системы 2010 - 2015
органов общественно-государственной внешнего консультирования и годы
экспертизы, таких, как наблюдательный контроля над работой
совет университета (формируется из университета, необходимой для
представителей экспертного
сообщества, эффективного участия
органов государственной власти, университета в реализации
компаний-работодателей, деловых
ассоциаций, социально-экономической
средств массовой информации, общественности,
стратегии развития
науки и образования) и международный Дальневосточного федерального
консультационный комитет (формируется
из округа, постоянного обновления
специалистов ведущих зарубежных образовательных программ, а
университетов и научных центров) также обеспечения высокого
разрабатывает предложения и
рекомендации качества
по развитию приоритетных направлений научно-исследовательских работ
развития с учетом лучшего
международного и увеличения числа
внешних
опыта
заказчиков и партнеров
университета
41. Обеспечение прозрачности
административных повышение
эффективности 2010 - 2019
решений, обратной связи и внедрения управления за счет годы
антикоррупционных технологий на всех скоординированного и
уровнях управления прозрачного принятия
добросовестных и ответственных
решений;
вовлечение
всех сотрудников
университета в процесс
управления и стратегического
развития университета
42. Внедрение системы менеджмента
качества, обеспечение качества
научной, 2012 - 2015
охватывающей систему управления,
научную, образовательной и
инновационной годы
образовательную и инновационную деятельности университета на
деятельность уровне мировых
стандартов
II. Второй этап (2014 - 2019
годы) - качественные изменения
и получение отдачи от
инвестиций предыдущего периода
Кадровое развитие, направленное на
переподготовку действующих профессионалов
для реализации новых моделей
образовательного процесса и проведения исследований
международного качества, а также на
обновление научно-преподавательского корпуса
и создание условий продуктивной
образовательной, научной и инновационной деятельности
43. Привлечение талантливых преподавателей
и повышение уровня 2014 - 2019
молодых ученых для работы в
университете, интернационализации годы
в том числе путем приглашения на
работу университета, усиление
научного
российских граждан, получивших
образование потенциала и обеспечение
и опыт работы в ведущих зарубежных кадрами самой высокой
университетах, как на профессорские квалификации
должности, так и на создаваемые должности
научных сотрудников для выпускников
аспирантуры
Реализация новых моделей
образовательного процесса, нацеленных
на достижение современного качества
образования и высокую мотивацию студентов
44. Разработка оригинальных
образовательных подготовка
востребованных 2014 - 2019
стандартов и учебных программ, специалистов с опережающими
и годы
характеризующихся высокой гибкостью и уникальными компетенциями
индивидуализацией, усилением роли
практики, самостоятельной и проектной
работы, увеличением доли курсов различной
сложности освоения и курсов по выбору, и
импорт наиболее конкурентоспособных таких
стандартов и программ, а также
формирование предложения программ
повышенной сложности для талантливых
студентов
45. Формирование системы непрерывного значительное повышение роли 2014 - 2019
профессионального образования для университета в развитии годы
Дальневосточного федерального округа,
в региональной системы
том числе путем создания центра дополнительного
бизнес-образования мирового уровня и профессионального образования;
организации на базе университета профессиональная переподготовка
образовательных центров крупных
компаний, на базе университета
объединяющих различные формы и уровни сотрудников крупных
подготовки, а также построение гибкой региональных компаний;
модульной системы дополнительного обеспечение региона
профессионального образования, в том
числе управленческими кадрами
разработка новых программ
дополнительного высокого уровня;
профессионального образования в
рамках вывод на новый уровень
приоритетных направлений развития и партнерских отношений со
увеличение числа специализированных странами
программ дополнительного
профессионального
Азиатско-Тихоокеанского региона
образования
46. Обеспечение открытости и прозрачности обеспечение соответствия 2014 - 2019
образовательного процесса, включая образовательных программ годы
внедрение антикоррупционных технологий
в международным стандартам
систему контроля качества обучения и качества, обновленные методики
учебного процесса, широкое
использование обучения и содержания
учебных
внешних квалификационных экзаменов и курсов
объективных форм оценки учебных
результатов, мониторинг востребованности
образовательных программ, выстраивание
системы обратной связи с работодателями
для уточнения требований к знаниям и
компетенциям выпускников университета и
обеспечение регулярной внешней экспертизы
образовательной деятельности университета,
в том числе с участием зарубежных
экспертов
Интеграция образовательного процесса
с процессом исследований, разработок
и инновационной деятельностью,
ориентированных на лучшие мировые стандарты
47. Формирование совместно с
Дальневосточным наращивание 2017 - 2019
отделением Российской академии наук научно-исследовательского годы
используемой исследовательской и потенциала;
инновационной инфраструктуры, включая увеличение числа
расширение сети центров коллективного высокотехнологичных научных
пользования и научно-образовательных подразделений университета
центров, создание базовых кафедр
Развитие инновационной составляющей
деятельности университета, направленной
на усиление влияния университета на
модернизационные процессы в экономике
и социальной сфере региона, а также на
обеспечение его финансовой устойчивости
48. Создание в рамках приоритетных
направлений техническое обслуживание
и 2017 - 2019
развития площадок технического, выполнение работ для годы
консультационного и информационного размещаемых во второй очереди
обслуживания формирующихся в регионе кампуса научно-технических
объединений промышленных предприятий, подразделений ведущих
бизнеса, научных и образовательных российских и зарубежных
институтов компаний;
увеличение объемов прикладных
разработок и инновационной
деятельности университета;
устойчивый рост
коммерциализации разработок
49. В консорциуме с ведущими зарубежными развитие технопарка; 2017 - 2019
технопарками создание технопарка развитие высокотехнологичной годы
университета, управляемого инфраструктуры и
инновационной
профессиональной организацией деятельности университета;
доведение объемов
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ,
выполняемых на базе технопарка,
до 20 млн. долларов в год по
отношению к 2019 году
Формирование в университете центра
коммуникации и партнерства с элитами
и субъектами инновационной экономики
стран Азиатско-Тихоокеанского региона
50. Разворачивание международной
конгрессной, развитие партнерских
отношений 2014 - 2019
выставочной и ярмарочной деятельности
на с крупными компаниями, годы
базе нового кампуса университета с ассоциациями, научными и
привлечением ведущих международных культурными организациями стран
ассоциаций и компаний Азиатско-Тихоокеанского
региона;
улучшение инвестиционного
климата;
продвижение российских товаров
и услуг, развитие культурного
обмена
51. Развитие институциональных партнерств
с организация образовательных 2014 - 2019
ведущими научно-образовательными
центрами программ и научных
проектов годы
и корпорациями
Азиатско-Тихоокеанского совместно с
ведущими
региона, включая создание совместных научно-образовательными
программ и научных проектов, создание центрами и корпорациями
совместных исследовательских лабораторий
и Азиатско-Тихоокеанского региона,
испытательных полигонов для техники и в том числе организация
технологий совместных
исследовательских
лабораторий и испытательных
полигонов для техники и
технологий;
усиление образовательного,
научного и инновационного
потенциала
университета;
рост доходов по всем основным
направлениям деятельности
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение
N 2
к программе
развития
федерального
государственного
автономного
образовательного
учреждения высшего
профессионального
образования
"Дальневосточный
федеральный
университет"
на 2010 - 2019 годы
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
┌───────────────────────────┬───────────┬──────┬──────┬─────┬─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐
│ │ Единица
│ 2010 │ 2011 │2012 │2013 │ 2014 │
2015 │ 2016 │ 2017 │ 2018 │ 2019 │
│ │ измерения
│ <*> │ год │ год │ год │ год │ год
│ год │ год │ год
│ год │
│ │ │ год │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
└───────────────────────────┴───────────┴──────┴──────┴─────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘
I. Кадровое развитие, направленное на
переподготовку действующих профессионалов для реализации новых
моделей образовательного процесса и проведения
исследований международного качества, а также на обновление
научно-преподавательского корпуса и создание
условий продуктивной образовательной, научной и инновационной
деятельности
1.
Количество научно-
человек 1600 3300
3350 3400 3450
3500 3550 3600
3650 3700
педагогических
работников
университета
2. Доля
профессорско- процентов 63,3
65 66 68
69 70 71
72 73 75
преподавательского
состава с ученой
степенью в общей
численности
профессорско-
преподавательского
состава
3. Доля
профессорско- -"- 8
10 15 25
30 35 40
50 60 70
преподавательского
состава, имеющего
опыт работы и
прошедшего
стажировки в
ведущих российских
и зарубежных
университетах и
научных центрах, в
общей численности
профессорско-
преподавательского
состава
4. Доля
профессорско- процентов 10
12 15 25
30 30 30
35 35 35
преподавательского
состава, владеющего
английским языком
(имеющего
соответствующий
сертификат), в
общей численности
профессорско-
преподавательского
состава
II. Реализация новых моделей
образовательного процесса, нацеленных на достижение современного качества
образования и
высокую мотивацию студентов
5.
Количество новых
единиц - 5
25 30 40 30
30 20 20
20
образовательных
программ,
внедренных в
учебный процесс и
основанных на
активных методах
обучения
6. Доля
учебных процентов -
10 40 70
90 90 90
90 90
90
курсов,
переведенных на
интегрированные
электронные
платформы поддержки
учебного процесса,
в общем количестве
реализуемых
университетом
учебных курсов
7.
Место университета
единиц свыше свыше
600 600 500
500 500 450
400 300
в одном из 600 600
признанных
международных
рейтингов вузов
(QS)
III. Интеграция образовательного процесса
с процессом исследований, разработок и инновационной
деятельностью, которые
ориентированы на лучшие мировые стандарты
8.
Количество вновь
единиц 4 17
30 40 50
60 70 80
90 100
созданных кафедр, (нарастающим
лабораторий и школ итогом)
по приоритетным
направлениям
деятельности
университета
9. Доля
выпускников процентов 30
32 35 38
41 44 47
50 53 55
аспирантуры,
успешно защитивших
кандидатские
диссертации, в
общем числе
аспирантов,
принятых в
аспирантуру
университета 4 года
назад
10. Количество единиц 70
80 90 120
180 230 270
310 350 400
публикаций в (в год)
зарубежных
изданиях,
индексируемых
иностранными и
российскими
организациями (Web
of Science, Scopus)
11. Количество единиц 80
160 180 200
210 220 230
240 250 260
реализованных (в год)
научно-
исследовательских и
опытно-
конструкторских
работ, полученных
грантов и
заключенных
международных
контрактов в
университете
12. Общий объем средств млн. рублей 115
320 350 400
500 600 700
800 900 1000
научно- (в год)
исследовательских и
опытно-
конструкторских
работ в
университете
13. Доля средств, процентов 8
9 10 13
15 17 19
22 23 25
полученных за счет
выполнения научно-
исследовательских
работ и научно-
исследовательских и
опытно-
конструкторских
работ в общих
доходах
университета
IV. Привлечение абитуриентов, имеющих высокий проходной балл
при сдаче единого государственного
экзамена, победителей олимпиад для
обучения в университете из Дальневосточного федерального округа,
других регионов
России, и иностранных студентов
14. Количество тыс. человек 10,5
25 27,5 27
27,5 28 28,5
29 29,5 30
студентов,
обучающихся по
очной форме
обучения
15. Доля бакалавров, процентов 94,5/
94,5/ 93/7 92/8
89/11 87/13 85/15
80/20 78/22 75/25
специалистов, 5,5 5,5
магистров и
аспирантов в общей
численности
обучающихся по
очной форме
обучения
16. Доля иностранных -"- 2,4
3 3,7 6
10 13 16
20 25 25
студентов в общей
численности
обучающихся по
очной форме
обучения
V. Формирование университетской
инфраструктуры, интегрирующей здания, сооружения,
оборудование и
технологии последнего поколения
17. Доля аудиторий и процентов
5 7 10
60 70 80
85 90 90
90
лабораторий
университета,
оснащенных
современным
учебным, научным и
научно-
производственным
оборудованием, в
общем числе
аудиторий и
лабораторий
университета
18. Доля зданий кампуса процентов -
- 50 80
100 100 100
100 100 100
университета,
охваченных
беспроводной
компьютерной сетью,
в общей площади
зданий кампуса
университета
VI. Развитие инновационной
составляющей деятельности университета, направленной на усиление
влияния университета на модернизационные
процессы в экономике и социальной сфере региона, а также
на обеспечение его
финансовой устойчивости
19. Количество малых единиц 2
16 20 25
30 35 40
45 50 55
инновационных (нарастающим
предприятий, итогом)
действующих в
инновационной
системе
университета
20. Количество охранных единиц 18
200 240 280
330 380 430
490 540 600
документов (нарастающим
(патентов и др.), итогом)
подтверждающих
права университета
на распоряжение
объектами
интеллектуальной
собственности, и
лицензионных
соглашений,
выданных другим
организациям для
использования
объектов
интеллектуальной
собственности
университета
VII. Формирование в университете
центра коммуникации и партнерства с элитами и субъектами
инновационной экономики
стран Азиатско-Тихоокеанского региона
21. Количество единиц 12
37 40 43
46 49 52
55 58 60
организованных (в год)
международных
мероприятий
(конференций,
выставок, ярмарок,
симпозиумов)
22. Количество единиц 8
9 11 13
15 18 21
24 27 30
созданных совместно (нарастающим
с представителями итогом)
стран Азиатско-
Тихоокеанского
региона центров
научной, культурной
и деловой
коммуникации
VIII. Создание новой организационной
структуры и системы эффективного управления университетом
23. Доля документов, процентов -
8 15 20
30 40 50
60 70 80
вовлеченных в
электронный
документооборот, в
общем количестве
документов
университета
24. Объем внебюджетных млн. рублей 726,2
1500 1600 1800
2000 2200 2400
2750 2900 3000
доходов в год
университета
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
--------------------------------
<*>
Без учета потенциала присоединяемых вузов.
Приложение
N 3
к программе
развития
федерального
государственного
автономного
образовательного
учреждения высшего
профессионального
образования
"Дальневосточный
федеральный
университет"
на 2010 - 2019 годы
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
НА 2010 - 2019 ГОДЫ
(млн. рублей)
┌───────────────────┬────────┬───────┬──────┬────────┬────────┬───────┬──────┬───────┬──────┬───────┬────────┐
│ Источник │
2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013
│ 2014 │ 2015
│ 2016 │ 2017 │
2018 │ 2019 │ 2010 - │
│ финансирования │
год │ год
│ год │ год
│ год │
год │ год │
год │ год │
год │ 2019
│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ годы - │
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ всего │
└───────────────────┴────────┴───────┴──────┴────────┴────────┴───────┴──────┴───────┴──────┴───────┴────────┘
I. Кадровое развитие, направленное на
переподготовку действующих профессионалов для реализации новых
моделей образовательного процесса и
проведения исследований международного качества, а также на обновление
научно-преподавательского корпуса и
создание условий продуктивной образовательной, научной
и инновационной деятельности
Федеральный бюджет 62
120,7 137,1 117,1
117,1 - -
- - -
554
Другие источники -
28,1 90 115
126,6 151,2 148,2
149,2 149,2 149,2
1106,7
II. Реализация новых моделей
образовательного процесса, нацеленных на достижение
современного качества
образования и высокую мотивацию студентов
Федеральный бюджет 163,6
171,5 272 293,6
271,3 - -
- -
- 1172
Другие источники -
4,8 0,3 2,4
6,4 39,8 26,6
27,2 28,4 28,4
164,3
III. Интеграция
образовательного процесса с процессом исследований, разработок
и инновационной деятельностью,
которые ориентированы на лучшие мировые стандарты
Федеральный бюджет 153,9
299 305,9 328,2
314 - -
- - -
1401
Другие источники 2,3
8,6 11,8 11,5
6,7 261,2 263,2
263 261,8 261,8
1351,9
IV. Привлечение абитуриентов,
имеющих высокий проходной балл при сдаче единого
государственного экзамена,
победителей олимпиад для обучения в университете
из Дальневосточного федерального
округа, других регионов России, и иностранных студентов
Федеральный бюджет -
120 122,5 146,5
144,5 - -
- - -
533,5
Другие источники -
52,4 54,9 54,9
54,9 129,4 129,4
129,4 129,4 129,4
864,1
V. Формирование
университетской инфраструктуры, интегрирующей здания,
сооружения,
оборудования и технологии последнего поколения
Федеральный бюджет 368
198 113 26
25 - -
- - -
730
Другие источники -
- 15 16
16,6 2,7 2,7
2,7 2,7 2,7
61,1
VI. Развитие инновационной составляющей
деятельности университета, направленной
на усиление влияния
университета на модернизационные процессы в экономике
и социальной сфере региона, а
также на обеспечение его финансовой устойчивости
Федеральный бюджет 221
50 8 26
67 - -
- - -
372
Другие источники -
- 3 6,2
6,5 4 3
1 1 1
25,7
VII. Формирование в университете
центра коммуникации и партнерства с элитами и субъектами
инновационной экономики
стран Азиатско-Тихоокеанского региона
Федеральный бюджет 2
6,9 5,9 27,5
31,5 - -
- - -
73,8
Другие источники -
2,1 2 1,7
1,6 2,7 2,6
2,5 2,5 2,5
20,2
VIII. Создание новой организационной
структуры и системы эффективного управления университетом
Федеральный бюджет 29,5
33,9 35,6
35,1 29,6 -
- - -
- 163,7
Другие источники -
4 - -
- 18 10
10 10 10
62
Всего по программе 1002,3
1100 1177 1207,7
1219,3 609 585,7
585 585 585
8656
в том числе:
федеральный бюджет 1000
1000 1000 1000
1000 - -
- - -
5000
другие источники 2,3
100 177 207,7
219,3 609 585,7
585 585 585
3656
из них:
целевые средства -
50 50 50
50 50 50
50 50 50
450
администрации
Приморского края
──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────