ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 1995 г. N 418
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПОДДЕРЖКИ ПАРТНЕРСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,
СОЗДАННЫХ ПРИ СОДЕЙСТВИИ СССР
В целях
совершенствования связей Российской Федерации с зарубежными странами в области
образования Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемую концепцию государственной политики поддержки партнерства
образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений,
созданных при содействии СССР (далее именуется концепция партнерства).
2. Утратил силу. -
Постановление Правительства РФ от 26.07.2004 N 380.
3. Мероприятия,
определенные концепцией партнерства, осуществлять в пределах средств,
предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год для
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и
Министерства образования Российской Федерации, с привлечением внебюджетных
средств.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 25 апреля 1995
г. N 418
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ ПАРТНЕРСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, СОЗДАННЫХ ПРИ
СОДЕЙСТВИИ СССР
I. Общие
положения
Концепция
государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений
Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии
СССР (далее именуется концепция партнерства), строится исходя
из геополитических и экономических интересов Российской Федерации и
устанавливает приоритеты, цели и задачи международного сотрудничества в
области образования.
Основной целью
государственной политики в сфере международного сотрудничества в области
образования является формирование новой, сбалансированной системы
взаимоотношений российских образовательных учреждений и зарубежных учебных
заведений, созданных при содействии СССР (далее именуются зарубежные учебные
заведения), которая основана на принципах партнерства, взаимной выгоды и
равноправия.
Стратегической
задачей партнерства российских образовательных учреждений и зарубежных учебных
заведений является сохранение и приумножение высокого научно-педагогического
потенциала образовательных учреждений Российской Федерации как национального
достояния страны.
Первоочередными
задачами партнерства являются:
создание механизма
разработки соответствующих международных проектов и программ и участие в их
реализации;
анализ состояния
партнерства и выявление российских образовательных учреждений и зарубежных
учебных заведений, готовых сотрудничать на принципах равноправия и взаимной
выгоды;
обобщение опыта
работы российских образовательных учреждений высшего профессионального
образования с зарубежными партнерами и развитие контактов между ними;
проработка вопросов
создания в зарубежных учебных заведениях совместных образовательных и
научно-методических центров;
анализ существующей
нормативно-правовой базы сотрудничества российских образовательных учреждений и
зарубежных учебных заведений и приведение ее в соответствие с требованиями
международной практики;
создание системы
отбора и подготовки (профессиональной, языковой и страноведческой) российских
специалистов для работы в зарубежных учебных заведениях по контрактам и
соглашениям, компьютеризация их учета;
создание условий
для перехода российских образовательных учреждений к обучению иностранных
граждан на компенсационной основе преимущественно по договорам и соглашениям,
заключаемым Государственным комитетом Российской Федерации по высшему
образованию и Министерством образования Российской Федерации с государственными
органами образования зарубежных стран.
Концепция
партнерства рассчитана на перспективу (до 2000 года) с ежегодным уточнением
приоритетов.
II.
Приоритеты государственной
политики поддержки
партнерства образовательных учреждений
Российской
Федерации и зарубежных учебных заведений на
1995 и 1996 годы
На ближайшие 2 года
определяются следующие приоритетные направления государственной политики
поддержки партнерства в области образования:
создание
нормативно-правовой и организационной базы для регулирования взаимоотношений
между российскими и зарубежными партнерами, согласование и подписание
международных соглашений и протоколов о сотрудничестве;
осуществление
маркетинга образовательных услуг на международном рынке и разработка
первоочередных проектов развития сотрудничества с конкретными учебными
заведениями и странами;
выработка положений
о создаваемых за рубежом совместных образовательных и научно-методических
центрах, а также оптимальных моделей их функционирования, организация в них
учебного процесса на основе учебных планов и программ, базовых учебников и
итоговых контрольных материалов, подготовленных российскими образовательными
учреждениями;
согласование с
иностранными партнерами заявок и заказов на модернизацию
материально-технической базы зарубежных учебных заведений и экспортные поставки
учебно-лабораторного оборудования российского производства;
проведение
организационных мероприятий, связанных с привлечением развивающихся стран к
разработке Конвенции об академической мобильности и признании учебных курсов и
свидетельств о высшем образовании в соответствии с решением 27 сессии
Генеральной конференции ЮНЕСКО от 13 ноября 1993 г.;
обеспечение
признания выдаваемых в Российской Федерации документов об образовании, ученых
степенях и званиях, а также разработка механизма достижения
эквивалентности структуры российского профессионального образования и ее
зарубежных аналогов;
создание
централизованного резерва преподавателей и научных работников со знанием
иностранных языков, которых планируется командировать для работы за рубежом по
контрактам и соглашениям.
III.
Организационное и кадровое
обеспечение государственной
политики поддержки партнерства
образовательных
учреждений Российской Федерации и
зарубежных учебных
заведений
Реализация
мероприятий, предусмотренных концепцией партнерства, возлагается на
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию,
Министерство образования Российской Федерации и подведомственные им
образовательные учреждения.
На региональном
уровне к решению практических вопросов реализации концепции партнерства могут
привлекаться соответствующие органы управления образованием субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления, межвузовские и
региональные центры международного образования, различные общественные
организации и объединения системы профессионального образования (Российский
союз ректоров, Ассоциация российских вузов и другие).
Координацию
действий министерств и ведомств Российской Федерации по реализации концепции
партнерства осуществляет Межведомственная комиссия по международному
партнерству в области образования.
На этапе проработки
и в процессе реализации концепции партнерства предусматривается:
активное
привлечение посольств, торговых и иных представительств Российской Федерации за
рубежом, национальных ассоциаций иностранных выпускников российских (советских)
учебных заведений к разработке стратегии и тактики партнерских отношений и
согласованию их с государственными органами управления образованием зарубежных
стран;
проведение
регулярных консультаций и обмен информацией как с
российскими, так и с иностранными субъектами партнерства в целях выработки
конкретных форм и методов реализации концепции партнерства;
ознакомление с
основными положениями и целями концепции партнерства представителей
заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, общественных
организаций и фирм в целях широкого привлечения спонсорских средств;
освещение в
средствах массовой информации хода и результатов проведения мероприятий,
определенных концепцией партнерства.
В целях
конкретизации вклада Российской Федерации в развитие международного партнерства
в области образования предусматривается:
ежегодное
выделение Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию
зарубежным образовательным учреждениям до одной тысячи государственных
стипендий для подготовки магистров в российских образовательных учреждениях
высшего профессионального образования и для обучающихся в системе
послевузовского профессионального образования;
ежегодное
командирование в зарубежные учебные заведения-партнеры за счет Российской
Федерации до 50 преподавателей русского языка и литературы для педагогической и
научно-методической работы в области русистики.
IV.
Финансовое обеспечение государственной
политики поддержки
партнерства образовательных учреждений
Российской
Федерации и зарубежных учебных заведений
Мероприятия,
определенные концепцией партнерства, осуществляются в пределах средств,
предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год для
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и
Министерства образования Российской Федерации, с привлечением внебюджетных
средств.
Для стимулирования
международного партнерства в области образования могут использоваться налоговые
льготы, устанавливаемые в законодательном порядке.