МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 4 декабря 2009 г. N 01/18506-9-32
ОБ ИТОГАХ ПОДГОТОВКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
К НОВОМУ 2009 - 2010 УЧЕБНОМУ ГОДУ
Федеральная служба
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
проанализировала результаты осуществления управлениями Роспотребнадзора
по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту (далее -
управления Роспотребнадзора) государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в сфере подготовки общеобразовательных
учреждений (далее - школ) к новому 2009 - 2010 учебному году и сообщает.
Важнейшими
факторами, влияющими на здоровье детей, по-прежнему остаются: организация
режима образовательного процесса; организация питания обучающихся и их
медицинского обслуживания; оборудование и содержание помещений школ, их
санитарное состояние.
При подготовке школ
к новому 2009 - 2010 учебному году увеличился объем работ по ремонту зданий и
помещений, устройству систем централизованного водоснабжения и канализации, что
позволило сформировать наметившуюся тенденцию к увеличению количества объектов
с позиции улучшения их санитарно-эпидемиологического благополучия.
Доля школ,
относящихся к I группе санитарно-эпидемиологического благополучия, в сравнении
с предыдущим годом, увеличилась с 33,95% до 35,5%. При этом доля школ,
относящихся ко II группе санитарно-эпидемиологического благополучия, осталась
на прежнем уровне и составила 58%, а доля школ, относящихся к III группе,
снизилась с 7,84% до 6,4%.
Недостатки и
нарушения в работе школ, выявленных в ходе подготовки их к новому учебному
году, стали основанием для выдачи 41 тыс. планов-заданий, содержащих более 500
тысяч мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы
учреждений: реконструкцию систем водоснабжения, канализации, отопления,
оснащение пищеблоков современным холодильным и технологическим оборудованием,
установку фильтров по очистке воды; обеспечение медицинских кабинетов
холодильным оборудованием для хранения лекарственных и иммунобиологических
препаратов; приобретение необходимой учебной мебели и спортивного инвентаря.
К началу учебного
года было выполнено 95% предусмотренных мероприятий. Прежде всего, это было
связано с недостаточным финансированием, в результате чего в ряде субъектов
Российской Федерации было перенесено проведение ремонтов фасадов зданий,
капитальных ремонтов инженерных коммуникаций, замена санитарно-технического и
технологического оборудования, реконструкция систем освещения. В первую очередь
это касается Архангельской, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Иркутской,
Курганской областей и Забайкальского края, что подтверждается количеством школ
по показателю санитарно-эпидемиологического благополучия. Доля посол, относящихся
к I группе санитарно-эпидемиологического благополучия, в этих субъектах
Российской Федерации ниже среднероссийского показателя, а относящихся к III
группе выше.
Актуальность
вопросов подготовки школ к новому учебному году определила для Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
необходимость проведения постоянного мониторинга, сбора оперативной информации
и регулярного проведения селекторных совещаний.
Хорошая подготовка
образовательных учреждений к новому 2009 - 2010 учебному году была отмечена в
Республике Саха (Якутия), Камчатском крае, Калининградской, Тверской,
Ростовской, Московской областях, где были полностью и в установленные сроки
выполнены планы по приобретению ученической мебели и укомплектованию пищеблоков
оборудованием.
Архангельская,
Астраханская, Брянская, Мурманская, Новосибирская области, Республика Северная
Осетия (Алания) с положительной стороны были отмечены как субъекты, где с целью
улучшения медицинского обеспечения школьников проводилась реконструкция
медицинских блоков с выделением процедурных кабинетов, капитальные ремонты
медицинских блоков, было приобретено новое оборудование для медицинских
кабинетов.
В то же время
следует отметить, что в целом по Российской Федерации процент приобретения
ученической мебели составил 95%, а оборудования пищеблоков - 90,4%.
При этом только в
42% школ медицинские кабинеты соответствовали требованиям санитарного
законодательства, 38% школ не имели медицинских кабинетов, а около 20%
медицинских кабинетов школ не соответствовали требованиям санитарного
законодательства. Около 70% школ имели спортзалы, соответствующие требованиям
санитарного законодательства, в 15% школ спортзалы не соответствовали
требованиям санитарного законодательства и около 15% школ не имели спортивных
залов.
Тот факт, что 55
школ остались непринятыми к началу учебного года, а 9 - необследованными в
определенной мере свидетельствуют о недостаточно эффективной работе отдельных
управлений Роспотребнадзора.
Основными причинами
отказов в принятии учреждений к новому учебному году явились:
- незаконченные
ремонты кровли, пищеблоков и других помещений школы;
- не полностью
подготовленные к работе инженерные системы;
- незавершенное
благоустройство территорий учреждений;
-
неподготовленность специализированных помещений (мастерские, спортивные залы,
медицинские кабинеты).
Как недостаток в
деятельности отдельных управлений Роспотребнадзора
следует отметить работу по сбору и представлению оперативной информации по количеству
и качеству подготовки школ к учебному году.
Не соблюдали сроки
представления информации, представляли неполную и недостоверную информацию
республики: Адыгея, Карелия, Тыва, Татарстан, Чувашская,
Красноярский и Приморский края; области: Владимирская,
Вологодская, Еврейская, Иркутская, Костромская, Ленинградская, Липецкая,
Новосибирская, Омская, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Тверская;
Чукотский АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО, г. Москва, г. Санкт-Петербург.
Безусловным
остается тот факт, что формирование здоровья детского населения происходит под
влиянием факторов окружающей среды, в том числе среды образовательных
учреждений. Развитие патологических состояний во многом определяется влиянием
таких факторов, как неудовлетворительные показатели освещенности, микроклимата,
неправильная расстановка и несоответствие мебели росто-возрастным
особенностям детей, нерациональный режим учебно-воспитательного процесса,
плохая организация питания в школе.
Проведенные в
последнее время научные исследования показали, что наиболее благоприятные
показатели динамики умственной работоспособности, эмоционального,
психосоматического состояния и физиометрии выявлялись
у школьников, которые обучались на базе школ, имеющих оптимальные гигиенические
условия внутришкольной среды, наличие и достаточность
помещений, в том числе для физкультурно-оздоровительной работы.
Установлена прямая
зависимость достаточного количества хорошо оборудованных спортивных залов и
площадок, наличия условий для организации дневного сна на показатели здоровья
учащихся начальных классов.
По данным научных
исследований ГУ НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, по
отдельным группам болезней четко прослеживается связь с неудовлетворительными
условиями обучения.
Это в первую
очередь касается частоты миопий, возрастающей с момента поступления до
окончания школы в 11 раз; хронических болезней органов пищеварения (увеличение
за указанный период с 69 до 203 на 1000 учащихся); шестикратного увеличения
распространенности сколиоза.
Учитывая
вышеизложенное, следует отметить, что приоритетом в деятельности управлений Роспотребнадзора при осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в ходе подготовки школ к новому учебному
году должны оставаться вопросы сохранения и укрепления здоровья детей.
Исходя из данной
позиции и в целях качественного решения задач подготовки к 2010 - 2011 учебному
году органам и учреждениям Роспотребнадзора
необходимо:
- проинформировать
администрации субъектов Российской Федерации о результатах государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в ходе подготовки школ к учебному году, в
том числе и о состоянии здоровья, факторах риска, определив при этом
приоритетные направления в области охраны здоровья школьников;
- провести работу
по усилению межведомственных отношений с заинтересованными ведомствами по
вопросам охраны и укрепления здоровья школьников;
- готовить
планы-задания на основе конкретных, выполнимых мероприятий, ориентированных на
реальное улучшение материально-технической базы школ, организации питания,
медицинского обслуживания школьников. Повысить требовательность по их
выполнению;
- обеспечить
применение мер административного воздействия при выявлении нарушений
законодательства вплоть до передачи дел в судебные органы;
- обеспечить
достоверность и своевременность представляемых сведений о готовности школ к
учебному году.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО