МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 июня 1994 г. N 225
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА
И ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В
СЕМЬЕ
В целях реализации
Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающего
необходимость расширения прав и возможностей граждан на получение общего
образования и предоставляющего возможность обучающимся
достичь необходимого образовательного уровня в избранной ими форме обучения,
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Утратил силу.
- Приказ Минобразования РФ от 30.08.2000 N 2526.
1.2. Примерное
положение о получении образования в семье (Приложение 2).
2. Считать
утратившим силу письмо Министерства просвещения РСФСР от 23.08.85 N 143-М
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения экзаменов для
экстернов".
3. Не применять на
территории Российской Федерации Приказ Гособразования
СССР от 08.08.91 N 377 "Об утверждении Инструкции об организации и
проведении аттестации экстернов в общеобразовательных школах (примерной)".
4. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя
Министра А.Г. Асмолова.
Министр
Е.В.ТКАЧЕНКО
Приложение
1
к Приказу
Министерства
образования
Российской
Федерации
от 27 июня 1994 г.
N 225
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА
Утратило силу. -
Приказ Минобразования РФ от 30.08.2000 N 2526
Приложение
2
к Приказу
Министерства
образования
Российской
Федерации
от 27 июня 1994 г.
N 225
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ
1. Общие
положения
1.1. В соответствии
с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской
Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы
получения образования.
1.2. С учетом
потребностей и возможностей личности обучающихся
общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования.
1.3. Семейное
образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в
семье.
1.4. Для семейного
образования, как и для других форм получения начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный
стандарт.
Общеобразовательное
учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных
программ обучающимися в форме семейного образования.
1.5. Настоящее
Положение определяет порядок организации получения образования в семье.
2.
Организация семейного образования
2.1. Право дать
ребенку образование в семье предоставляется всем родителям (лицам, их
заменяющим).
2.2. Перейти на
семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего
образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.
Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по
решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в
общеобразовательном учреждении.
2.3. Отношения
между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по
организации семейного образования регулируются договором, который не может
ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
2.4. Для
осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут:
- пригласить
преподавателя самостоятельно;
- обратиться за
помощью в общеобразовательное учреждение;
- обучать
самостоятельно.
Родители (лица, их
заменяющие) информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими
преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного
учреждения возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.
2.5.
Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить
образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их
заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования.
В приказе о
зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение указывается форма получения
образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося.
Личная карта
обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестации сохраняются в
общеобразовательном учреждении в течение всего срока обучения.
2.6.
Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором:
- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую
литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
- обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь,
необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестации обучающегося.
2.7.
Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся
общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования.
В случае
расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по
желанию родителей (лиц, их заменяющих) обучение в данном общеобразовательном
учреждении. По решению совета
(педагогического совета) общеобразовательного учреждения и с согласия родителей
(лиц, их заменяющих) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего
обучения или оставлен на повторный курс обучения.
2.8. Родители
(лица, их заменяющие) совместно с общеобразовательным учреждением несут
ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с
государственными образовательными стандартами <*>, прилагают усилия к
освоению обучающимися общеобразовательных программ.
--------------------------------
<*> До
введения государственных образовательных стандартов общеобразовательные
программы разрабатываются, принимаются и реализуются общеобразовательным
учреждением в соответствии с базисным учебным планом.
3.
Аттестация обучающегося
3.1. Порядок
проведения промежуточной аттестации обучающихся в
форме семейного образования определяется общеобразовательным учреждением
самостоятельно, отражается в его уставе и в договоре.
3.2. Перевод
обучающегося в последующий класс производится по решению совета
(педагогического совета) общеобразовательного учреждения по результатам
промежуточной аттестации.
3.3. При желании
обучающегося и по решению совета (педагогического совета) общеобразовательного
учреждения (при наличии медицинского заключения) аттестация может проводиться
по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения).
3.4. Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и
среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой
аттестацией.
3.5. Итоговая
аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов, получающих образование в семье,
проводится общеобразовательным учреждением в общем порядке в форме устных и
письменных экзаменов в соответствии с Положением об итоговой аттестации
выпускников государственных, муниципальных и негосударственных
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством
образования Российской Федерации.
3.6. Выпускникам 9
и 11 (12) классов, прошедшим итоговую аттестацию, общеобразовательное
учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает документ
государственного образца о соответствующем образовании.
3.7. Обучающийся в
форме семейного образования может быть награжден золотой или серебряной медалью
в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по
всем учебным предметам, изучавшимся в 10 - 11 (12)
классах. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких
предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении
отдельных предметов". Награждение производится в соответствии с Положением
об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и
негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.
4.
Финансовое обеспечение семейного образования
4.1. Родителям
(лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование
несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере
затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в
государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемых
федеральными нормативами <*>.
--------------------------------
<*> До
введения федеральных нормативов денежные средства на образование каждого
ребенка выплачиваются в соответствии с местными нормативами исходя из
финансово-экономических условий.
Выплаты
производятся из средств бюджета учредителя государственных, муниципальных
общеобразовательных учреждений в порядке, устанавливаемом учредителем в
соответствии с законодательством.
Сумма указанных
выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
4.2. Дополнительные
расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются
родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.
4.3. Родители
(лица, их заменяющие), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в
семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных
государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего
возраста.
5. Правовое
положение педагогического работника,
осуществляющего обучение детей в семье по договору
с родителями
(лицами, их заменяющими)
5.1. Родители
(лица, их заменяющие), осуществляющие образование ребенка в семье, могут
заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.
5.2. Индивидуальная
трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся приобретением доходов,
рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5.3. Индивидуальная
трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации
заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления
заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
5.4.
Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не
допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением
законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой
деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в
установленном порядке.