ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 1994 г. N С-3-11-722
ОБ ОБУЧЕНИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ
Направляем Типовую
программу повышения квалификации руководителей профориентационных
подразделений органов занятости, утвержденную Федеральной службой занятости
России (прилагается).
Отработка этих
программ повышения квалификации руководителей профориентационных
подразделений и заместителей руководителей региональных органов занятости,
курирующих профориентационное направление, будет
проводиться на базе Российского учебного центра Федеральной службы занятости
России (первая сессия состоится с 10 по 21 октября 1994 года). Прорабатывается
вопрос об организации такого повышения квалификации на Высших курсах
практической психологии при Санкт-Петербургском государственном университете, в
образовательных учреждениях, центрах профориентации других регионов.
Заявки на обучение
руководителей региональных центров занятости просим направлять по адресу:
129329, Москва, ул. Кольская, д. 2, Российский учебный центр Федеральной службы
занятости России (Порелова Елена Васильевна, тел.
189-26-15).
Обучение
руководителей профориентационных подразделений (там,
где они созданы), заместителей руководителей городских и районных служб
занятости, курирующих профориентационное направление,
рекомендуется организовать на местах по предложенной Типовой программе.
Одновременно
информируем, что разрабатывается третья программа - продвинутого повышения
квалификации специалистов по профориентации, имеющих базовое психологическое
образование, которая будет выслана дополнительно.
Приложение
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
РЕГИОНАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ
Форма обучения:
очно-заочная, с отрывом от работы,
3 сессии по 2
недели (по 80 часов).
I сессия
Рынок труда и
проблемы занятости в России. Определение структуры региональной потребности в
кадрах.
Основные
направления социальной защиты и социальной поддержки различных категорий
незанятого населения. Нормативные документы по занятости.
Проблемы и
перспектива развития профориентации в государственной службе занятости (нормативные
акты и документы).
Стратегия
профессиональной ориентации в системе занятости (цели, содержание, организация,
методы).
Организация
деятельности профконсультанта.
Профориентация как
система мер по управлению адекватным профессиональным выбором. Содержание и
основные направления деятельности профконсультанта службы занятости.
Основы менеджмента:
понятие об организации, модели и методы принятия решений, основные функции
управления, понятия о руководстве и лидерстве, стили лидерства, методы
повышения эффективности деятельности коллектива.
Основы конфликтологии. Управление конфликтами, изменениями и
стрессами в организации.
Этический стандарт
деятельности профконсультанта.
Делопроизводство и
обработка информации. Применение компьютерных технологий в работе
профконсультанта. АРМ профконсультанта.
Цели и особенности
проведения социологических исследований в системе занятости. Технология
проведения социологического исследования, основные принципы интерпретации его
результатов.
Организация и опыт
работы центра занятости Московской области.
II сессия
Основы профессиоведения.
Основные
понятия психологического профессиоведения. Проблема классификации профессий.
Основные принципы и
методы изучения трудовой деятельности в профессиоведении.
Профессиография как один из основных способов описания профессиональной деятельности.
Виды и структура профессиограмм. Использование профессиограмм в деятельности работников службы занятости.
Основы профконсультирования.
Психологические
аспекты трудовой деятельности: мотивы и ценности, уровень притязаний и др.
Выбор профессии как
социокультурный феномен. Основные факторы, влияющие на выбор профессии.
Типичные ошибки при выборе профессии и способы их коррекции.
Особенности и
проблемы профессиональной переориентации взрослого населения.
Основные формы и
методы профессионального консультирования. Психологические основы профконсультирования.
Роль индивидуальных
особенностей человека в трудовой деятельности. Психологические и
психофизиологические основы профотбора. Методы профотбора. Медицинские аспекты
профориентации.
Применение
классических психодиагностических методов в профконсультировании.
Компьютерные варианты психодиагностических методов.
Особенности профориентационной работы с различными группами населения:
молодежью, женщинами, инвалидами, незанятыми специалистами, имеющими высшее
образование, военнослужащими.
III сессия
Основы
психологической поддержки.
Психологическая
поддержка как одно из основных направлений деятельности профконсультанта службы
занятости. Активные методы в работе профконсультанта. Деятельность
профконсультанта в "Клубе ищущих работу", на курсах "Новый
старт".
Особенности
психологического состояния безработных граждан. Психокоррекционная
работа с безработными как составляющая психологической поддержки. Основные
методы осуществления психологической поддержки в процессе профконсультирования.
Различные формы
групповых занятий: их особенности, цели, эффективность.
Основные цели и
методы психорелаксационной работы с
профконсультантами.
Психология делового
общения. Профессиональная культура руководителя. Тренинг делового общения.
Возможные варианты
оценки деятельности профориентационных подразделений.
Организация контроля и оценки адаптации трудоустроившихся
по рекомендациям службы занятости.
Анализ и обобщение
опыта работы региональных органов занятости.