МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 1994 г. N 58-М
О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ В
ДОШКОЛЬНЫЕ
И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
В Министерство
образования Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан,
свидетельствующие о нарушении прав детей и их родителей (лиц, их заменяющих)
при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения.
В соответствии со
ст. 52 Закона РФ "Об образовании" родителям (лицам, их заменяющим)
предоставлено право выбирать формы обучения и
образовательные учреждения.
Дошкольные
образовательные учреждения не в полной мере обеспечивают принцип равных
возможностей выбора родителями (лицами, их заменяющими) дошкольного
образовательного учреждения. Практикуется отбор детей из высокообеспеченных
семей, нарастает тенденция зачисления их на основе тестирования. В отдельных
случаях допускается отсев детей, не освоивших дошкольные образовательные программы.
В соответствии с
Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 32, п. 2
"о") дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно
формировать контингент воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты,
если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе образовательного
учреждения и Законом.
Прием детей в
дошкольные образовательные учреждения осуществляется в установленном порядке на
основании заявления родителей (лиц, их заменяющих). Дошкольное образовательное
учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с
учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в дошкольное
образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются. С согласия
родителей и по рекомендации психолого - медико - педагогической консультации
дети могут быть направлены в дошкольные образовательные учреждения
компенсирующего вида или в другие дошкольные образовательные учреждения,
имеющие условия для коррекционной работы с детьми.
Органы управления
образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и
наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях информируют
родителей (лиц, их заменяющих) о формах, содержании и методах работы различных
дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивают удовлетворение
их образовательных потребностей исходя из имеющихся условий.
В последнее время
увеличилось количество письменных и устных заявлений граждан о фактах грубых
нарушений гарантированных законом прав личности на образование, связанных с
приемом в 1 и 10 классы общеобразовательных учреждений.
В соответствии с п.
1 ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" порядок приема
граждан в общеобразовательные учреждения в части, не отрегулированной Законом,
определяется учредителем и закрепляется в уставе общеобразовательного
учреждения. При этом учредитель устанавливает порядок приема в муниципальные
общеобразовательные учреждения на ступени начального общего и основного общего
образования, обеспечивающий прием всех граждан, проживающих на данной
территории и имеющих право на получение обязательного основного общего
образования.
Учредители
общеобразовательных учреждений и органы местного самоуправления несут
ответственность за реализацию указанных статей Закона и обязаны обеспечивать
прием в первый класс всех детей, готовых к освоению общеобразовательных
программ начального общего образования и прежде всего живущих в
непосредственной близости от общеобразовательного учреждения.
Согласно Закону
Российской Федерации "Об образовании" при приеме гражданина
общеобразовательное учреждение обязано ознакомить его и (или) его родителей
(лиц, их заменяющих) с уставом общеобразовательного учреждения и другими
документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Это положение
Закона не реализуется на практике, что приводит к негативным последствиям. В
нарушение Закона при приеме детей в первый класс во многих общеобразовательных
учреждениях, прежде всего в школах с углубленным изучением предметов,
гимназиях, лицеях, проводится конкурсный отбор в различных формах (экзамены,
собеседования, тестирование).
Проверками выявлено
немало уставов общеобразовательных учреждений, игнорирующих п. 3 ст. 5 и ст. 45
Закона Российской Федерации "Об образовании", которые гарантируют
получение бесплатного основного общего образования.
Ответственность за
реализацию установленного Законом права граждан на получение начального и
основного общего образования и сохранение рациональной сети общеобразовательных
учреждений, позволяющих максимально удовлетворить потребности детей и их
родителей (лиц, их заменяющих) в выборе форм обучения и общеобразовательного
учреждения, возложена на органы местного самоуправления.
Государственным и
муниципальным органам управления образованием необходимо рассматривать обращения
родителей (лиц, их заменяющих) в случае конфликтной ситуации при приеме их
детей в общеобразовательное учреждение.
В течение последних
двух лет на основе решений советов (педагогических советов) общеобразовательных
учреждений допускаются необоснованные отчисления обучающихся из 8 - 9 классов,
не достигших 14 лет.
Несмотря на
то, что предусмотренный Законом Российской Федерации "Об образовании"
(п. 7 ст. 9) перечень оснований отчисления обучающихся из общеобразовательных
учреждений расширительному толкованию не подлежит, почти повсеместно уставы
вводят надуманные, противоречащие Закону основания отчисления, в том числе и
для обучающихся 12 - 13-летнего возраста, следующего характера: отчисление за
три прогула, за курение, за отказ от работы на уроке, неподготовленность к
урокам и т.д. При этом в уставах не
оговаривается обязанность общеобразовательного учреждения информировать об
отчислении обучающегося орган местного самоуправления, на который в
соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"
возложена ответственность за реализацию права граждан на получение
обязательного основного общего образования.
Руководителям
общеобразовательных учреждений следует иметь в виду, что исключение обучающихся
является крайней мерой педагогического воздействия и применяется только в
случаях совершения подростками противоправных действий, грубых и неоднократных
нарушений устава общеобразовательного учреждения.
Согласно п. 1 ст.
10 Закона Российской Федерации "Об образовании" с учетом потребностей
и возможностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться в форме
семейного образования и экстерната. Однако на практике право родителей (лиц, их
заменяющих) на выбор формы обучения ребенка реализуется не в полной мере.
Многочисленные обращения родителей (лиц, их заменяющих) в министерство
свидетельствуют о том, что местные органы управления образованием, руководители
общеобразовательных учреждений не содействуют им в выборе формы получения
образования для детей.
Органы управления
образованием в регионах недостаточно осуществляют контроль за
реализацией Закона Российской Федерации "Об образовании", не
располагают информацией о происходящих негативных процессах при приеме граждан
в дошкольные и общеобразовательные учреждения и при отчислении из них, не
предпринимают меры по оперативному пресечению выявленных нарушений.
Органам управления
образованием, образовательным учреждениям необходимо принять меры к устранению
нарушений Закона РФ "Об образовании" и усилению контроля
за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних граждан
Российской Федерации на получение образования.
Приложение
к письму
Министерства образования
Российской
Федерации
от 7 июня 1994 г. N
58-М
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ
ЗАКОННОСТИ УСТАВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
(Выписка)
Отделом по надзору
за исполнением законов о несовершеннолетних Генеральной прокуратуры России
совместно с Научно - исследовательским институтом проблем укрепления законности
и правопорядка разработаны методические рекомендации проверки соответствия
издаваемых учреждениями образования уставов требованиям Закона Российской
Федерации "Об образовании" и другому законодательству.
Уставы учреждений
образования трансформируют право на образование, закрепленное в Законе "Об
образовании", в конкретные права личности, предусматривая соответствующие
гарантии и порядок их осуществления. Уставы в концентрированном виде
регламентируют правомочия участников отношений в сфере образования.
По
имеющимся в Генеральной прокуратуре данным, многими учреждениями образования
уставы не разработаны и не приняты; ряд школ руководствуется в своей
деятельности уставами, принятыми до вступления в силу Закона "Об
образовании" (1992 г.); на момент проверок в некоторых учреждениях
образования уставы находились в стадии разработки; немало учреждений
образования в пределах региона приняли однотипные уставы, повторяющие одни и те
же недостатки.
Изучение уставов
ряда учреждений образования показало, что они редко соответствуют требованиям
законодательства и зачастую существенно ущемляют права личности на образование.
1. При
осуществлении надзора за законностью устава образовательного учреждения должна
учитываться двоякая, обозначенная в Законе "Об образовании" функция
данного правового акта. С одной стороны, он является правовой базой, на основе
которой осуществляется деятельность образовательного учреждения. В соответствии
с Законом "Об образовании" это учреждение признано в настоящее время
юридическим лицом (ст. 12.2). Устав регламентирует его цели и задачи,
организационную структуру, форму управления, экономический и хозяйственный
аспект деятельности и т.п. С другой стороны, устав является основным
нормативным актом, регламентирующим правовой статус участников образовательного
процесса и в первую очередь учащихся (ст. 50.1 Закона).
В соответствии с
этим надзор за законностью устава образовательного учреждения должен в равной
мере охватывать регламентацию двух вышеуказанных функций. На практике это не
всегда учитывается. Прокуроры, осуществляя надзор за законностью принимаемых
уставов, в большей мере обращают внимание на непосредственное отражение в них
права на образование и в меньшей мере подвергают проверке регламентацию
организационной, управленческой и хозяйственно - экономической деятельности
учебного заведения. При этом упускается из виду, что благодаря такому подходу
не создаются необходимые социально - экономические гарантии права на
образование в условиях деятельности конкретного образовательного учреждения.
При
осуществлении надзора за законностью регламентации в уставе норм хозяйственно -
экономической деятельности образовательного учреждения прокурору следует
учитывать не только требования Закона "Об образовании" (ст. 39 - 41,
43 - 47 и др.), но и Основ гражданского законодательства Союза ССР и республики
(ст. 11 - 17, 48 и др.), ГК РСФСР и других гражданско - правовых актов.
2. Четкая
организация надзора за законностью устава образовательного учреждения требует прежде всего уточнения его государственно -
правового статуса. На основании ст. 12 Закона "Об образовании" в
понятие этого статуса включаются указания:
- на организационно
- правовую форму образовательного учреждения (государственные, муниципальные,
негосударственные - ст. 12.3 Закона);
- на его тип (ст.
12.4 Закона) и вид (ст. 12.6 Закона).
Определение статуса
образовательного учреждения дает возможность получить уточненное представление
о правовой базе устава. В нее входят общие нормы Закона "Об
образовании", регулирующие деятельность любого образовательного
учреждения, и специальные нормы, относящиеся к учреждениям определенной
организационно - правовой формы (например, ст. 12.3, 12.5, 39.5, 39.8, 41.7, 46
и др. регулируют деятельность негосударственных школ), и соответствующее
Положение о типе и виде учебного заведения.
3. Помимо этого,
при оценке законности устава образовательного учреждения следует учитывать
требования ряда федеральных законов:
- Положение о
комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 10), принятое в 1967 г. (Указом
Президента Российской Федерации N 1338 от 6 сентября 1993 г. "О
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их
прав" подтверждена его действенность, хотя и отмечена необходимость
внесения в данный правовой акт изменений и дополнений).
- Закон РСФСР
"О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 22 и
др.).
- Закон РФ "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при их оказании" (ст. 42 и
др.).
- Основы
законодательства о физической культуре и спорте (ст. 12 и др.).
- Основы
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- Основы
законодательства Российской Федерации об охране труда (ст. 2 и др.).
5. При проверке
соответствия устава Закону "Об образовании" требуется
прежде всего установить - реализованы ли в нем требования ст. 13 Закона,
определяющей структуру устава. Изучение практики составления этих документов
показало, что названная норма в полной мере не исполняется. В уставах нередко
отсутствует ряд обязательных разделов, что снижает и нормоустанавливающую
ценность, делая правоотношения, складывающиеся в образовательном процессе,
крайне неопределенными.
Отмечая наиболее
типичные пробелы уставов, прокурору целесообразно учитывать следующие
рекомендации, относящиеся к оценке конкретных нарушений. В уставах часто не
указывается:
- учредитель
образовательного учреждения и его компетенция (пп. 1.2, 1.7 "а" ст.
13 Закона). Следует учитывать, что ст. 11 Закона "Об образовании", определяющая статус учредителя, обязывает его заключить с
образовательным учреждением договор. Отсутствие такого договора на практике
создает возможность для превышения своих полномочий администрацией школы.
Наличие договора обеспечивает правовую четкость в определении функций сторон и
их ответственности. Отражение в уставе наименования учредителя и его
(определенной договором) компетенции создает дополнительную возможность контроля за исполнением этого договора со стороны участников
образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей).
- ТИПЫ И ВИДЫ
РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (п. 1.4 ст. 13). Реализация этого
требования является необходимой предпосылкой использования предоставленного
Законом "Об образовании" права на выбор образовательного учреждения и
форм получения образования. В настоящее время Министерством образования России
разработано около 20 вариативных учебных программ и планов различных направлений
образования (гуманитарного, естественно - биологического, физико
- математического). Без обозначения в уставе вида реализуемых программ
выбор образовательного учреждения лишается смысла, а право на него становится
формальностью.
- РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
ОФОРМЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
(п. 1.5 "з" ст. 13). Закон "Об образовании" предусматривает
в ряде случаев необходимость договорных отношений между образовательным
учреждением и родителями обучающихся (ст. 18.4, 46.3). Такой договор не только
придает четкость правоотношениям участников образовательного процесса, но и
является необходимой гарантией защиты их прав (к примеру, когда произведена
заранее оплата дополнительных услуг, но они не оказаны или оказаны не в полной
мере, либо некачественно).
- СТРУКТУРА
ФИНАНСОВОЙ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (п. 1.6 ст.
13). Отсутствие в уставе данной регламентации не позволяет оценить, насколько
эта деятельность соответствует уставным целям образовательного учреждения и
регламентирующим ее нормам Закона "Об образовании" (ст. 39 - 41, 43 -
47). Все это создает базу для бесконтрольности за действиями администрации со
стороны различных структур, участвующих в управлении учебным заведением и т.п.
- ПРАВА И
ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (п. 1.8 ст. 13). Следует
различать понятие субъектов образовательного правоотношения и участников
образовательного процесса. К субъектам относятся учащийся и администрация
образовательного учреждения как представитель юридического лица. К участникам
образовательного процесса относятся лица, выступающие на стороне какого - либо
субъекта. На стороне учащегося выступают его родители (или лица, их заменяющие)
как законные представители несовершеннолетнего. На стороне образовательного
учреждения, как правило, выступают учителя. В уставах нередко отсутствует
раздел, соответствующий п. 1.8 ст. 13 в целом, либо в этом разделе нет
регламентации прав и обязанностей кого - либо из участников образовательного
процесса (учащихся, родителей, учителей). Отмеченный пробел устава в любом его
виде следует рассматривать грубым нарушением закона. Без раздела о правах и
обязанностях участников образовательного процесса устав практически не
выполняет зафиксированную в Законе "Об образовании" правозащитную
функцию (ст. 50.1 Закона).
Вышеизложенное обусловливает необходимость давать в процессе надзорных проверок в
полной мере оценку пробелов в структуре устава, несоответствия этой структуры
ст. 13 Закона "Об образовании".
6. Важной задачей
надзора прокуратуры за законностью уставов образовательных учреждений является
анализ содержания конкретной регламентации уставов с точки зрения соответствия
нормам Закона "Об образовании". Сложная структура
этого Закона, его комплексность, заключающая регламентацию всех сторон
образовательной деятельности и ее стадий, охватывающая деятельность всех
уровней системы образования страны (от дошкольного до послевузовского)
затрудняет выполнение поставленной задачи. С целью облегчения ее решения
предлагается использование сопоставительной таблицы, в которой показаны нормы
Закона "Об образовании", соответствующие разделам устава,
определенным в ст. 13.
7. С точки зрения
содержания регламентации уставов заслуживает особого внимания вопрос о приеме
учащихся в то или иное учебное учреждение и отчислении из него. Изучение
показало, что уставы нередко содержат не основанные на Законе ограничения в
приеме в школы, гимназии, лицеи (вводятся прием по конкурсу, отбор с учетом
собеседования, тестирования и т.п.). При этом не учитывается, что ограничения в
приеме могут устанавливаться только Законом либо учредителем, с обязательным
фиксированием в договоре (ст. 11, 16 Закона).
Применительно к
отчислению учащихся в уставах указываются не основанные на Законе основания
(хроническая неуспеваемость, систематическое неподчинение администрации,
учителям и другие), не приводятся разграничения понятий исключения из
образовательного учреждения и оставление образовательного учреждения по
согласию родителей и местного органа управления образованием (п. п. 6 и 7 ст.
19 Закона). При этом не учитываются процедурные различия этих форм отчисления
(исключение и добровольное оставление). Исключение из образовательного
учреждения согласуется с комиссией по делам несовершеннолетних, и если оно
применяется в отношении подростка, лишенного родителей, то необходимо согласие
и органов опеки и попечительства (ст. 19.7 Закона).
8. Помимо этого,
при проверке законности устава образовательного учреждения следует обратить
внимание на регламентацию в нем иных прав учащихся, реализация которых
обеспечивает право на образование. К ним относятся:
- ПРАВО НА
ДОСТУПНОСТЬ И АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ (ст. 5.6 Закона), в связи
с чем желательно, чтобы в уставе были отражены формы педагогической поддержки,
оказываемой отстающим учащимся (организация классов компенсирующего обучения,
индивидуальных занятий, консультаций и т.п.).
- ПРАВО НА
БЕСПЛАТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Изучение показывает, что с учащихся и их родителей
нередко требуют плату "за дополнительные занятия со школьниками,
пропускающими уроки по неуважительной причине", "за сдачу ими зачетов
по пропущенным темам" и т.п., несмотря на то, что обучение в данном случае
осуществляется в рамках основной образовательной деятельности. Взимание платы в
этом случае запрещено ст. 45.3 Закона "Об образовании". В уплаты
нередко включаются формулировки типа "школа оказывает учащимся
дополнительные образовательные услуги, плата за которые взимается по
договоренности с родителями". При этом не уточняется характер услуг, что
обусловливает вышеуказанные нарушения.
- ПРАВО НА УЧАСТИЕ
В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ (ст. 2).
- ПРАВО НА ОХРАНУ
ЗДОРОВЬЯ (ст. 51 Закона), включающее обучение: а) в нормальных санитарно -
гигиенических условиях (в их число входит наполняемость классов. Уставами она нередко определяется выше нормативной - 25 человек);
б) сопровождающееся медицинским обслуживанием учащихся в образовательных
учреждениях (ст. 51.4); в) при организации питания учащихся и создании для
этого надлежащих условий (ст. 51.5 и 6); г) физической культуре (в соответствии
со ст. 12.2 Основ законодательства о физической культуре общая
продолжительность занятий для школьников должна быть не менее пяти часов в
неделю); д) право на охрану чести и достоинства учащихся (ст. 15.6,
56.3), сочетающееся с защитой авторитета учителя (п. 1 - 3 ст. 55).
9. Особое внимание
при проверке уставов следует обратить на закрепленные в них незаконные штрафные
санкции к учащимся и их родителям. Устанавливаются штрафы за курение в школе и
за ее пределами, за драки, бег по коридорам, выбрасывание предметов из окон,
порчу и утрату учебников, за грубость преподавателям, пропуски занятий,
неподготовленность к урокам, плохую успеваемость; штрафы с родителей за порчу
учащимися школьного имущества, за систематическое невыполнение детьми домашнего
задания и т.п. Эти самоуправные действия администрации противоречат нормам ГК
РСФСР, Кодексу об административных правонарушениях и подлежат незамедлительному
опротестованию.
10. Закон (п. 1.9
ст. 13) требует указать в уставе перечень локальных актов, регламентирующих
деятельность образовательного учреждения. В перечень как минимум должны входить
должностные инструкции, определяющие обязанности работников образовательного
учреждения, правила внутреннего распорядка, правила поведения учащихся. При
проведении надзорной проверки с данными документами целесообразно ознакомиться
на предмет оценки:
- полноты
закрепленных обязанностей за персоналом учебного заведения, охвата ими всех
сторон деятельности образовательного учреждения (в том числе охрана здоровья
учащихся);
- правомерности
оценки дисциплинарных проступков (особенно выделение среди них "грубых
нарушений", с которыми Закон связывает исключение учащихся (п. 7 ст. 19) и
увольнение учителя (ст. 56.3 Закона);
- правомерности
дисциплинарных санкций.
Сознавая важность
факта принятия основанных на Законе уставов всеми учреждениями образования,
учитывая возникающие затруднения из-за юридической неосведомленности многих
педагогических работников при их разработке, целесообразно в целях защиты
интересов детей и подростков (а через школу проходит все без исключения
население страны) оказать администрации школ необходимую помощь. Такие
упреждающие действия прокуроров Генеральная прокуратура рассматривает как
весьма полезные с точки зрения защиты прав и интересов участников
образовательного процесса.
N
п/п
|
Обязательные разделы устава
общеобразовательного
учреждения,
обозначенные в ст. 13 Закона
РФ
"Об
образовании"
|
Статьи Закона
"Об образовании",
которым должна
соответствовать
регламентация
названного
раздела устава
|
1
|
2
|
3
|
1
|
В
уставе образовательного учреждения
в обязательном порядке указываются:
|
|
|
Наименование,
место нахождения
(юридический, фактический адрес),
статус образовательного учреждения
|
12 (п. 2, 4, 6, 7)
|
1.2
|
Учредитель
образовательного учреждения
|
11, 33 (п. 1)
|
1.3
|
Организационно
- правовая форма
образовательного учреждения
|
12 (п. 3)
|
1.4
|
Цели
образовательного процесса,
типы и виды образовательных программ
|
9, 14, 17
|
1.5
|
Основные
характеристики организации
образовательного процесса, в том числе:
|
|
а)
язык (языки), на котором ведутся
обучение и воспитание
|
6
|
б)
порядок приема обучающихся,
воспитанников
|
16
|
в)
продолжительность обучения
на каждом этапе обучения
|
13
|
г) порядок и основания отчисления
обучающихся, воспитанников
|
19 (п. 6, 7)
|
д)
система оценок при промежуточной
аттестации, ее формы, порядок
|
15, 17
|
е)
режим занятий обучающихся,
воспитанников (п. 1, 5)
|
15, 17, 51
(п. 1, 5)
|
ж)
наличие платных образовательных
услуг и порядок их предоставления
|
45, 46
|
з)
порядок регламентации и оформления
отношений образовательного учреждения
и обучающихся, воспитанников и (или)
их родителей (лиц, их заменяющих)
|
27, 18 (п. 4),
46 (п. 3)
|
1.6
|
Структура
финансирования и хозяйствен-
ной деятельности образовательного уч-
реждения, в том числе в части:
|
|
а)
использования объектов собственности,
закрепленных учредителем за образователь-
ным учреждением
|
39, 43
|
б)
финансирования и материально - техни-
ческого обеспечения деятельности обра-
зовательного учреждения
|
41, 46.2
|
в)
источников и порядка формирования
собственности образовательного учреждения
|
39, 44
|
г)
наличия предпринимательской
деятельности
|
47
|
1.7
|
Порядок
управления образовательным
учреждением, в том числе:
|
|
а)
компетенция учредителя
|
31, 33
|
б)
структура, порядок формирования
органов управления образовательного
учреждения, их компетенция, порядок
организации деятельности
|
35, 36
|
в)
порядок комплектования персонала
и условия оплаты труда
|
53, 54, 56
|
г)
порядок изменения устава
образовательного учреждения
|
34
|
д)
порядок реорганизации и ликвидации
|
34
|
1.8
|
Права
и обязанности участников
образовательного процесса
|
50, 52, 55, 56
|