ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 1994 г. N С-3-10-364
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО
ПРОФОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
И РУКОВОДИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ
В соответствии с
"Основным положением политики в области профессиональной ориентации в
государственной службе занятости на 1994 - 1995 гг." в Российском учебном
центре Федеральной службы занятости России организована отработка принципиально
новой учебно-программной документации по обучению руководителей и специалистов
региональных органов занятости по вопросам профориентации.
Содержание обучения
дифференцировано по трем категориям обучающихся:
специалисты
подразделений профориентации, не имеющие психологического образования;
специалисты
подразделений профориентации, имеющие психологическое образование;
руководители
(заместители руководителей органов занятости, курирующие профориентацию,
руководители профориентационных подразделений и их заместители).
Обучение
будет проводиться на протяжении двух лет (три раза по две недели и стажировка в
течение двух недель) по целевой программе, предусматривающей повышение
квалификации или переподготовку в соответствии с "Квалификационными
требованиями к профконсультантам федеральной государственной службы
занятости" (приложение N 1 к "Положению об организации
профессиональной ориентации в федеральной государственной службе
занятости", утвержденному Приказом Федеральной службы занятости России от
02.02.94 N 15). Специалисты (за исключением
руководителей), которые успешно освоят полную программу обучения, могут
получить в установленном порядке допуск к работе по профконсультированию.
В дальнейшем такое
повышение квалификации по учебным планам и программам Федеральной службы занятости
России будет организовано в ряде территорий, где имеются
высококвалифицированные специалисты в этой области.
Просим направить в
Российский учебный центр Федеральной службы занятости России (129329, Москва,
ул. Кольская, д. 2, телефон для справок: 189-26-15, Погорелова Елена
Васильевна) списки тех специалистов и руководителей региональных органов
занятости (республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных,
автономных образований, г. г. Москвы и Санкт -
Петербурга), которых целесообразно обучить в первую очередь (с указанием ФИО,
должности и специальности по базовому высшему образованию).
Одновременно
предлагаем организовывать в регионах обучение специалистов, не имеющих
психологического образования, районных, межрайонных и городских служб занятости
в соответствии с типовыми планами и программами, утвержденными Федеральной
службой занятости России (прилагаются).
Программы обучения
специалистов, имеющих высшее психологическое образование, и руководителей будут
высланы дополнительно.
Приложение
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
РЕГИОНАЛЬНЫХ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ,
НЕ ИМЕЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Форма
обучения: с отрывом от работы,
4 сессии по 2 недели (по 80 часов)
I сессия
Рынок труда и
проблемы занятости в России. Определение структуры региональной потребности в
кадрах.
Основные положения
социальной защиты и социальной поддержки различных категорий населения.
Нормативные документы по занятости.
Проблемы и перспективы
развития профориентации в федеральной службе занятости (нормативные акты и
документы).
Стратегия
профессиональной ориентации в системе занятости (цели, содержание, организация,
методы).
Особенности
проведения социологических исследований в системе занятости (предмет, задачи,
методы, техника, технология социологических исследований).
Содержание и
основные направления деятельности профконсультанта службы занятости.
Особенности
профориентационной работы с различными группами населения:
- молодежью;
- инвалидами,
лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
- женщинами;
- военнослужащими.
Введение в
психологическое профессиоведение (классификация профессий, профессиональные
требования, условия труда и т.д.).
Психологические
методы профотбора.
Применение
классических психодиагностических методов в профконсультировании.
Компьютерные
варианты психодиагностических методов.
Проблема
целеполагания для профконсультанта. Техника делового общения. Методики ведения
тренинговых групп. Методика видеообратной связи в пролонгированном обучении
профконсультанта.
Методы активизации
профконсультанта при подготовке к работе с клиентом.
Основные методы
осуществления психологической поддержки клиентов в процессе профконсультации.
Организация и опыт
работы центра занятости Московской области.
II сессия
Основные принципы и
методы изучения трудовой деятельности в профессиоведении.
Основные
понятия психологического профессиоведения. Проблема
классификации профессий.
Профессиография как
один из основных способов описания профессиональной деятельности. Виды и
структура профессиограмм. Использование профессиограмм в деятельности
работников службы занятости.
Профориентация как
система мер по управлению адекватным профессиональным выбором. Основные
составляющие профориентационного процесса.
Основы
профессиональной переориентации взрослого населения.
Основные формы и
методы профессионального консультирования. Психологические основы
профконсультирования.
Выбор профессии как
социокультурный феномен. Основные факторы, влияющие на выбор профессии.
Типичные ошибки при выборе профессии и способы их коррекции.
Психологическая
поддержка как одно из основных направлений деятельности профконсультанта службы
занятости. Активные методы в работе профконсультанта. Деятельность
профконсультанта в "Клубе ищущих работу", на курсах "Новый
старт".
Нейролингвистическое
программирование в работе профконсультанта службы занятости: базовые понятия и
основные техники.
Психологические и
психофизиологические основы профотбора. Методы профотбора.
Роль индивидуальных
особенностей человека в трудовой деятельности.
Психологические
аспекты трудовой деятельности: мотивы и ценности трудовой деятельности. Уровень
притязаний и т.д.
Этический стандарт
деятельности профконсультанта службы занятости.
Обучение навыкам
работы с психодиагностическими методиками и оборудованием.
III сессия.
Общепсихологическая подготовка
Основы общей
психологии. Основные понятия психологии личности.
Основы возрастной и
педагогической психологии.
Основа социальной
психологии.
Психология делового
общения. Коммуникативная культура профконсультанта.
Основы психологии
труда и инженерной психологии.
Особенности
психологического состояния безработных граждан. Психокоррекционная работа с
безработными как составляющая психологической поддержки: базовые понятия,
теоретические подходы и основные техники.
Основы
конфликтологии.
Некоторые
клинические аспекты профконсультирования. Типология и симптоматика пограничных
состояний: способы их первичной диагностики.
Различные формы
групповых занятий: их особенности, эффективность, способы проведения. Базовые
понятия и теоретические основы.
Медицинские аспекты
профориентации.
Делопроизводство и
обработка информации. Применение компьютерных технологий в работе
профконсультанта. АРМ профконсультанта.
Возможные способы
оценки деятельности профконсультанта. Методы контроля и оценки адаптации трудоустроившихся.
Анализ и обобщение
опыта работы региональных органов занятости.
IV сессия.
Стажировка
Анализ и обобщение
индивидуального опыта профконсультационной работы.
Аттестация