Утверждаю
Заместитель
Председателя
Госкомвуза России
В.ШАДРИКОВ
30 декабря 1993
года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
520400 - ФИЛОСОФИЯ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Действуют в
качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября
1997 г.
1. Общая
характеристика направления
520400 - Философия
1.1. Направление
утверждено Приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N
142.
1.2. Нормативная
длительность обучения по направлению при очной форме
обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень -
"Бакалавр".
1.3. Характеристика
сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520400
- Философия.
Деятельность
бакалавра направлена на формирование научных основ мировоззрения учащейся
молодежи; на логический, методологический и философский анализ развития и
функционирования общества, различных сфер его жизни, социальных институтов, на
обслуживание органов управления в системе государственной власти, общественных
организаций, коммерческих структур в целях научного обеспечения их
деятельности.
1.4. Бакалавр
должен быть подготовлен:
- к обучению в
магистратуре по направлению 520400 - Философия;
- к
профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной
подготовкой;
- к освоению
профессиональных и образовательных программ по специальности 020100 - Философия
в сокращенные до года сроки.
1.5. Бакалавр может
в установленном порядке работать преподавателем в образовательных учреждениях,
сотрудником научных подразделений НИИ, референтом, консультантом в органах
управления государственной власти, общественных организаций, коммерческих
структур, в издательствах и средствах массовой информации.
2.
Требования к уровню подготовки лиц, завершивших
обучение по
программе бакалавра
2.1. Общие
требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает
следующим требованиям:
- знаком с
основными учениями в области гуманитарных и социально - экономических наук,
способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет
использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает этические и
правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу,
окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных
проектов;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе,
понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими
на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание
и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен
продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде
(требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное
представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического
самосовершенствования;
- владеет культурой
мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно
(логично) оформить его результаты;
- умеет на научной
основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и
обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его
профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет
приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные
технологии;
- понимает сущность
и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в
целостной системе знаний;
- способен к
проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода,
умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных
явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цели и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы
изученных им наук;
- готов к кооперации
с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет
организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в
условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и
психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной
деятельности, к работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к
знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования
по циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области
экономики, истории, культурологии, педагогики, психологии:
- знать основы
экономической теории;
- понимать
необходимость макропропорций и их особенности, ситуации на макроэкономическом
уровне, существо фискальной и денежно - кредитной, социальной и инвестиционной
политики;
- уметь
анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за
ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для
ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- иметь научное
представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные
исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и
обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к
историческому прошлому;
- понимать и уметь
объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь
представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта,
базисных ценностей культуры;
- знать формы и
типы культур, основные культурно - исторические центры и регионы мира,
закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России,
ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать
достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть
способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести
опыт освоения культуры (республики, края, области);
- иметь
представление о сущности сознания, его взаимоотношение с бессознательным,
роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей,
формировании личности;
- понимать природу
психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы,
соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать
значение воли и эмоций, потребности и мотивов, а также бессознательных
механизмов в поведении человека;
- уметь дать
психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей),
интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами
психической саморегуляции;
- понимать
соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и
культурно - исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы,
средства и методы педагогической деятельности;
- владеть
элементарными навыками анализа учебно - воспитательной ситуации, определения и
решения педагогических задач;
в области
социологии, политологии и права:
- иметь научное
представление о социологическом подходе к личности, факторах ее социализации,
основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе
возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах
социальных процессов;
- знать типологию,
основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы
социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры
социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами
социологического анализа;
- иметь
представление о сущности власти и политической жизни, политических отношений и
процессов, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и
политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической
жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и
статусе в современном политическом мире;
- знать и уметь
выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные
компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и
обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в
общественно - политическую жизнь;
- знать права и
свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах
жизнедеятельности;
- знать основы
российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных
правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно -
этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к
будущей профессиональной деятельности;
в области
филологии:
- свободно владеть
государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- знать и уметь
грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть
лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических
единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и
семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические
структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести на
иностранном языке беседу - диалог общего характера, соблюдать правила речевого
этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска
информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять
аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;
в области
физической культуры:
- понимать роль
физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой
практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,
развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств,
самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт
использования физкультурно - спортивной деятельности для достижения жизненных и
профессиональных целей.
2.2.2. Требования
по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен
иметь представление:
в области
математики и информатики:
- о месте и роли
математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом
мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических
рассуждений и математических доказательств;
- о логических,
топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых
геометрических системах;
- о математическом
моделировании;
- об информации,
методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме
искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими
(об инженерии знаний);
- о роли математики
и информатики в гуманитарных исследованиях;
в области концепций
современного естествознания:
- об основных
этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания,
ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях
пространства и времени;
- о принципах
симметрии и законах сохранения;
- о понятии
состояния в естествознании;
- о
корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и
статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении
порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов,
переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния
и наоборот;
- о самоорганизации
в живой и неживой природе;
- об иерархии
структурных элементов материи от микро- до макро- и
мегамира;
- о взаимосвязях
между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике
живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и
гомеостазе;
- об иерархичности,
уровнях организации и функциональной ассиметрии живых систем;
- о биологическом
многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах
систематики;
- о физиологических
основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии
организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны
природы и рационального природопользования;
- о месте человека
в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. Требования
по циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен
обнаружить:
- понимание
предмета философии и ее роли в истории человеческой
культуры, соотношения философии и других форм духовной жизни (религии, науки,
искусства);
- знание основных
этапов развития мировой философской мысли, школ и учений выдающихся философов
античности, европейского средневековья, нового времени, современной западной
философии, религиозно - философских учений Востока, исламского мира, русской
философской традиции; знакомство с классическими философскими текстами;
- знание
научных, философских, религиозных картин мироздания, фундаментальных понятий и
принципов, с помощью которых описываются эти картины; многообразия форм
познания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального, чувственного и абстрактного, роли практики в познании,
категориальной структуры мышления и философско - методологических принципов
познания (объективность, системность, диалектическая противоречивость, единство
исторического и логического и т.д.);
- знание
взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального в человеке;
сущности, назначения и смысла жизни человека, его отношения к природе и
обществу, структурированности общества по национально - культурным, классово -
групповым и религиозным признакам; движущих сил и закономерностей исторического
процесса; места человека в историческом процессе, политической организации
общества;
- понимание
сущности познания, роли и значения абстрактного (логического) мышления в
научном познании, основных форм фиксации и преобразования знания на уровне
абстрактного мышления, связи мышления с языком и роли последнего в мыслительных
процедурах; знание основного содержания классической дедуктивной логики,
основных разновидностей неклассических логик, познавательных приемов
правдоподобных рассуждений, особенностей аргументационного процесса, приемов и
способов ведения дискуссий и полемики;
- знание
содержания основных философско - этических учений от античности до
современности, сущности, функций и структуры нравственности, учений о
формировании личности, ее свободы и ответственности, понимание роли насилия и
ненасилия в истории, нравственных обязанностей человека по отношению к природе,
обществу, другим людям и к самому себе; знание основных этических категорий,
исторических форм морали и современных проблем нравственного сознания;
- целостное
представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации
человека и повседневной его жизни, основных видах искусства, понимание роли
искусства в человеческой жизнедеятельности, значения эстетических категорий в
философском осмыслении действительности;
- понимание
историчности человеческого бытия, многообразия культур и цивилизаций в их
взаимодействии, многовариантности исторического процесса, представление об
аксиологическом измерении истории;
- знание основных
религиозных конфессий, истории религиозных представлений; общее представление о
философии религии, социологии религии, психологии религии, а также об основных
направлениях религиозной философии, о традиции свободомыслия в духовной
культуре и основных формах свободомыслия, о свободе совести;
- знание основных
этапов исторической эволюции науки от античности до современности, критерия
научности, роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности,
структуры научных теорий, проблемы соизмеримости теорий и эволюции форм и
методов научного познания, соотношения науки с другими формами общественного
сознания, основной проблематики философии математики, физики, биологии и
гуманитарных наук;
- умение
самостоятельно анализировать философскую, социально - политическую и научную
литературу, на основании научного анализа тенденций социального, экономического
и духовного развития общества делать прогнозы и выдавать рекомендации,
осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы
информационного обеспечения, периодическую печать;
- владеть основными
навыками педагогической, методической и научно - исследовательской работы,
межличностного общения и работы в коллективе, практического анализа логики
различного рода рассуждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения
дискуссий и полемики, научно - литературной и редакторской работы.
2.2.4. Требования
по циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен
иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в более узких
направлениях философии.
Конкретные
требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным
заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.
3. Обязательный
минимум содержания
профессиональной
образовательной программы
по направлению
520400 - Философия
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
дидактические единицы
<*>
|
Всего часов
на освоение
учебного
материала
|
ГСЭ.00
|
Цикл
общих гуманитарных и социально - эконо-
мических дисциплин:
|
1632
|
ГСЭ.01
|
Экономика:
предмет экономической науки; введение в эко-
номику (основы экономического анализа, основы
обмена, функционирование конкурентного рынка,
основы государственного сектора); основные
понятия собственности: экономические и право-
вые аспекты; введение в макроэкономику; день-
ги, денежное обращение и денежная политика;
национальный доход, совокупные расходы,
спрос, предложение, ценовой уровень, фискаль-
ная политика; макроэкономические проблемы
инфляции и безработицы; основные макроэконо-
мические школы; мировая экономика и экономи-
ческий рост; спрос, потребительский выбор,
издержки и предложение; фирма и формы конку-
ренции; структура бизнеса, регулирование и
дерегулирование; факторные рынки и распреде-
ление доходов; экономика сельскохозяйственных
и природных ресурсов; сравнительные экономи-
ческие системы
|
|
ГСЭ.02
|
Иностранный
язык:
закрепление программы средней школы, изучение
нового лексико - грамматического материала,
необходимого для общения в наиболее распрост-
раненных повседневных ситуациях; различные
виды речевой деятельности и формы речи (уст-
ной, письменной, монологической или диалоги-
ческой), овладение лексико - грамматическим
минимумом; курс реферирования и аннотирования
научной литературы, курс научно - техническо-
го перевода и т.п.
|
340
|
ГСЭ.03
|
Культурология:
история мировой культуры; история культуры
России; школы, направления и теории в культу-
рологии; охрана и использование культурного
наследия
|
|
ГСЭ.04
|
История:
сущность, формы, функции исторического созна-
ния; типы цивилизаций в древности; проблема
взаимодействия человека и природной среды в
древних обществах; цивилизация Древней Руси;
место средневековья во всемирно - историчес-
ком процессе; Киевская Русь; тенденции ста-
новления цивилизации в русских землях; проб-
лема складывания основ национальных госу-
дарств в Западной Европе; складывание Москов-
ского государства; Европа в начале Нового
времени и проблема формирования целостности
европейской цивилизации; Россия в XV - XVII
вв.; XVIII в. в европейской и северо - амери-
канской истории; проблема перехода в "царство
разума"; особенности российской модернизации
в XVIII в.; духовный мир человека на пороге
перехода к индустриальному обществу; основные
тенденции развития всемирной истории в XIX
в.; пути развития России; место XX в. во все-
мирно - историческом процессе; новый уровень
исторического синтеза; глобальная история;
менталитет человека, его эволюция и особен-
ности в Западной Европе и России, в других
регионах мира
|
|
ГСЭ.05
|
Физическая
культура:
физическая культура в общекультурной и про-
фессиональной подготовке студентов; социаль-
но - биологические основы физической культу-
ры; основы здорового образа и стиля жизни;
оздоровительные системы и спорт (теория, ме-
тодика, практика); профессионально - приклад-
ная физическая подготовка студентов
|
|
ГСЭ.06
|
Право:
право, личность и общество; структура права
и его действие; конституционная основа право-
вой системы; частное право; сравнительное
правоведение
|
|
ГСЭ.07
|
Социология:
история становления и развития социологии;
общество как социокультурная система; соци-
альные общности как источник и субъект само-
движения, социальных изменений; личность как
активный субъект; взаимосвязь личности и об-
щества; ролевые теории личности; социальный
статус личности; социальные связи, действия,
взаимодействия между индивидами и группами,
групповая динамика, социальное поведение, со-
циальная структура, социальная стратификация,
социальные институты, социальная организация;
гражданское общество и государство; социаль-
ный контроль; массовое сознание и массовые
действия; социальные движения; источники со-
циального напряжения, социальные конфликты и
логика их разрешения; социальные изменения;
глобализация социальных и культурных процес-
сов в современном мире; социально - культур-
ные особенности и проблемы развития россий-
ского общества, возможные альтернативы его
развития в будущем; методология и методы со-
циологического исследования
|
|
ГСЭ.08
|
Политология:
объект, предмет и метод политологии, ее место
в системе социально - гуманитарных дисциплин;
история политических учений; теория власти и
властных отношений; политическая жизнь, ее
основные характеристики; политическая систе-
ма, институциональные аспекты политики; поли-
тические отношения и процессы; субъекты поли-
тики; политическая культура; политические
идеологии (история развития, современное со-
стояние, перспективы); политический процесс в
России; мировая политика и международные от-
ношения; сравнительная политология
|
|
ГСЭ.09
|
Психология
и педагогика:
психология: объект и предмет психологии; со-
отношение субъективной и объективной реаль-
ности; психика и организм; активность психики
(души); психика, поведение и деятельность;
структура субъективной реальности; личность и
межличностные отношения; свобода воли; лич-
ностная ответственность; общее и индивидуаль-
ное в психике человека;
педагогика: предмет педагогики; цели образо-
вания и воспитания; педагогический идеал и
его конкретно - историческое воплощение;
средства и методы педагогического воздействия
на личность; общие принципы дидактики и их
реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно - психологические и
идейные взаимоотношения поколений; семейное
воспитание и семейная педагогика; межличност-
ные отношения в коллективе; нравственно -
психологический образ педагога; мастерство
педагогического общения
|
|
ГСЭ.10
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
324
|
ЕН.00
|
Цикл
математических и естественнонаучных
дисциплин:
|
714
|
ЕН.01
|
Математика
и информатика:
геометрия Евклида как первая естественнонауч-
ная теория; аксиоматический метод; основные
этапы становления современной математики;
структура современной математики; основные
черты математического мышления; математичес-
кие доказательства; элементы, множества, от-
ношения, отображения; числа; комбинаторика;
конечные и бесконечные множества; основные
структуры на множестве; неевклидовы геомет-
рии; геометрия микро- и макромира; основные
идеи математического анализа; дифференциаль-
ные уравнения; общая постановка задачи о при-
нятии решения, математические методы в целе-
направленной деятельности; математика случай-
ного; элементы теории вероятностей; основные
понятия математической статистики; математи-
ческие методы проверки гипотез; роль матема-
тики в гуманитарных науках; основные понятия
и методы теории информации и кодирования; ап-
паратные и программные средства персональных
ЭВМ, предназначенные для обработки информации
|
|
ЕН.02
|
Концепции
современного естествознания:
естественнонаучная и гуманитарная культуры;
научный метод; история естествознания; пано-
рама современного естествознания, тенденции
развития; корпускулярная и континуальная кон-
цепции описания природы; порядок и беспорядок
в природе; хаос; структурные уровни организа-
ции материи; микро-, макро- и мегамиры;
пространство, время; принципы относительнос-
ти; принципы симметрии; законы сохранения;
взаимодействие; близкодействие; дальнодейст-
вие; состояние; принципы суперпозиции, неоп-
ределенности, дополнительности; динамические
и статистические закономерности в природе;
законы сохранения энергии в макроскопических
процессах; принцип возрастания энтропии; хи-
мические системы, энергетика химических про-
цессов, реакционная способность веществ; осо-
бенности биологического уровня организации
материи; принципы эволюции, воспроизводства и
развития живых систем; многообразие живых ор-
ганизмов - основа организации и устойчивости
биосферы; генетика и эволюция; человек: физи-
ология, здоровье, эмоции, творчество, работо-
способность; биоэтика; экология и здоровье;
человек, биосфера и космические циклы; ноо-
сфера; необратимость времени; самоорганизация
в живой и неживой природе; принципы универ-
сального эволюционизма; путь к единой культу-
ре
|
|
ЕН.03
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
200
|
ДН.00
|
Цикл
общепрофессиональных дисциплин направле-
ния:
|
3390
|
ДН.01
|
Логика:
предмет и значение логики, мышление и язык,
логический анализ естественного языка, клас-
сическая логика высказываний и предикатов,
силлогистика, основные типы неклассических
логик, правдоподобные рассуждения, учение о
понятии, определения, теория аргументации
|
300
|
ДН.02
|
Систематическая
философия:
природа философского знания; предмет и основ-
ные функции философии, методология философ-
ского мышления, метафизика, основные катего-
рии философии, принципы развития, детерминиз-
ма, субъект - объектное отношение, учение об
истине, взаимодействие рационального и ирра-
ционального в человеческом познании, творчес-
кое познание
|
460
|
ДН.03
|
Социальная
философия:
природа социально - философского познания;
понятие и "анатомия" общества; развитие и
функционирование общества; история как дей-
ствительность общественной жизни; историосо-
фия XX в.
|
340
|
ДН.04
|
История
зарубежной философии:
философия в ее историческом существовании;
история античной философии; философская мысль
Древнего Китая и Индии; европейская средневе-
ковая философия; арабо - мусульманская фило-
софия; философия нового времени; современные
философские направления
|
860
|
ДН.05
|
История
русской философии:
предмет истории русской философии; философ-
ская мысль России X - XVII вв.; философия
эпохи Просвещения в России; основные философ-
ские течения XIX в.; философия русского зару-
бежья; русская философия в XX в.
|
300
|
ДН.06
|
Этика:
предмет и значение этики как философской дис-
циплины; история этических учений; сущность,
функции и структура нравственности; основные
категории и понятия этики; основные тенденции
исторического развития нравственности
|
200
|
ДН.07
|
Эстетика:
предмет и значение эстетики как философской
дисциплины; история эстетических учений; эс-
тетическое сознание и эстетическая деятель-
ность; основные категории эстетики; субъект
эстетического и художественного творчества,
виды искусств, их содержание и формы; проб-
лемы эстетического воспитания личности
|
200
|
ДН.08
|
Религиоведение:
предмет религиоведения; структура религиове-
дения; история религии; философия религии;
социология религии; психология религиозного и
нерелигиозного мировоззрений; свобода совес-
ти, религии и убеждений
|
200
|
ДН.09
|
Философия
и методология науки:
наука как социокультурный феномен; наука в
системе мировоззренческой ориентации; природа
науки и критерии научности; структура науки;
методы и формы научного познания; современные
концепции философии науки
|
206
|
ДН.10
|
Философские
проблемы конкретных дисциплин:
философия математики; философия физики; фило-
софия биологии; методология гуманитарного по-
знания
|
200
|
ДН.11
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
124
|
ДС.00
|
Цикл
дисциплин специализации
|
700
|
ДП.00
|
Дополнительные
виды подготовки (военная под-
готовка, гражданская оборона и др.)
|
510
|
ФД.00
|
Факультативные
дисциплины
|
290
|
|
Всего
часов:
|
7236
|
П.00
|
Практика
|
2
недели
|
ГА.00
|
Государственная
итоговая квалификационная
аттестация
|
2
недели
|
--------------------------------
<*>
Дидактические единицы представлены разделами, темами, понятиями, с помощью
которых определяется основное содержание дисциплины.
Настоящая программа
составлена на основе следующих данных:
теоретическое
обучение - 54 ч x 134 нед. = 7236 ч;
практика - 2
недели;
экзаменационные
сессии - 32 недели;
каникулы - 32
недели;
отпуск после
окончания вуза - 4 недели;
итого: 204 недели.
Примечания. 1. Вуз
(факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в
пределах 5 процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов
без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной
нагрузки студента и уменьшения минимального содержания дисциплины.
1.2. Устанавливать
объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально - экономических
дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих
математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего
объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин,
указанного в графе 2.
1.3. Осуществлять
преподавание общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин в форме
авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе, учитывающим региональную, национально - этническую, профессиональную
специфику, научно - исследовательские предпочтения преподавателей и
обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать
необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в
циклы общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, общих
математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного
направления.
2. Максимальный
объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и
внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем
обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за
период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не
входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный год
должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
3. Факультативные
дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными
для изучения студентом.
4. Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
5. Цикл специальных
дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по
сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные
варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из
вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по
выбору студента.
6. Квалификация
"Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при
выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой
профессии, с выдачей соответствующего диплома.
7. Государственная
итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп. 5.3
Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее
образование. Общие требования". Формы и содержание государственной
итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль
выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.