Утверждаю
Заместитель
Председателя
Госкомвуза России
В.ШАДРИКОВ
30 декабря 1993
года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
520300 - ФИЛОЛОГИЯ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Действуют в
качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября
1997 г.
1. Общая
характеристика направления
520300 - Филология
1.1. Направление
утверждено Приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и
технической политики Российской Федерации от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная
длительность обучения по направлению при очной форме -
4 года. Квалификационная академическая степень - "Бакалавр".
1.3. Характеристика
сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520300
- Филология
Практическая и
исследовательская деятельность бакалавра сосредоточена в сфере гуманитарного
знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.
Объектами
профессиональной деятельности бакалавра являются языки (отечественный
и иностранные) в их теоретическом, историческом и диалектологическом аспектах,
а также основные закономерности развития художественной литературы различных
стран.
1.4. Бакалавр
должен быть подготовлен:
- к обучению в
магистратуре по направлению 520300 - Филология;
- к освоению
профессиональных образовательных программ по специальностям: 021400 -
Журналистика, 021700 - Русский язык и литература, 021900 - Национальный язык и
литература, 022000 - Иностранный язык, 022100 - Филология, 022200 -
Лингвистика, 052600 - Библиотековедение и библиография в сокращенные до 1 года
сроки;
- к
профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной
подготовкой.
1.5. Бакалавр может
в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
2.
Требования к уровню подготовки лиц, завершивших
обучение по
программе бакалавра
2.1. Общие
требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает
следующим требованиям:
- знаком с
основными учениями в области гуманитарных и социально - экономических наук,
способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет
использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает этические и
правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу,
окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных
проектов;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе,
понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими
на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание
и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен
продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде
(требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное
представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического
самосовершенствования;
- владеет культурой
мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно
(логично) оформить его результаты;
- умеет на научной
основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и
обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет
приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные
технологии;
- понимает сущность
и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в
целостной системе знаний;
- способен к
проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода,
умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных
явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы
изученных им наук;
- готов к
кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления,
умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие
решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической
деятельности;
- методически и
психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной
деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к
знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования
по циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области
философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:
- иметь
представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания,
сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого
знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования
знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в
творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль
науки в развитии цивилизации, проблему соотношения науки и техники и ее
современные социальные и этические аспекты, ценность научной рациональности и
ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их
эволюцию;
- быть знакомым с
важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально -
экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями,
источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл
взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в
человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху
технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия
формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни,
природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом
поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь
представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,
роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей,
формировании личности;
- понимать природу
психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы,
соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать
значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных
механизмов в поведении человека;
- уметь дать
психологическую характеристику личности (темперамента, способностей),
интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами
психической саморегуляции;
- понимать роль и
значение наследственности и социальной среды, национальных и культурно -
исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы,
средства и методы педагогической деятельности;
- владеть
элементарными навыками анализа учебно - воспитательных ситуаций, определения и
решения педагогических задач;
- понимать и уметь
объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь
представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта,
базисных ценностей культуры;
- знать формы и
типы культур, основные культурно - исторические центры и регионы мира,
закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России,
ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать
достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть
способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести
опыт освоения культуры (республики, края, области);
- иметь научное
представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные
исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и
обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к
историческому прошлому;
в области
социологии, экономики, политологии и права:
- иметь научное
представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и
формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных
общностей и социальных групп, видах социальных процессов;
- знать типологию,
основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы
социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры
социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами
социологического анализа;
- знать основы
экономической теории;
- понимать
необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом
уровне, существо фискальной и денежно - кредитной, социальной и инвестиционной
политики;
- уметь
анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за
ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для
ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- иметь
представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и
процессах, о субъектах политики, понимать значение и роль политических систем и
политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической
жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и
статусе в современном мире;
- знать и уметь
выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные
компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и
обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в
общественно - политическую жизнь;
- знать права и
свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах
жизнедеятельности;
- знать основы
российской правовой системы и законодательства, организации и функционирования
судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и
нравственно - этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к
будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к
восстановлению нарушенных прав;
в области
физической культуры:
- понимать роль физической
культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы
физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой
практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,
развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;
- приобрести опыт
использования физкультурно - спортивной деятельности для достижения жизненных и
профессиональных целей;
в области
филологии:
- свободно владеть
государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- знать и уметь
грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть
лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических
единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической
ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры,
необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести на
иностранном языке беседу - диалог общего характера и по специальности,
пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без
словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять
аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.
2.2.2. Требования
по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен
иметь представление:
в области
математики и информатики:
- о месте и роли
математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом
мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических
рассуждений и математических доказательств;
- о логических,
топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых
геометрических системах;
- о математическом
моделировании;
- об информации,
методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме
искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими
(об инженерии знаний);
- о роли математики
и информатики в гуманитарных науках;
в области концепций
современного естествознания:
- об основных
этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания,
ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях
пространства и времени;
- о принципах
симметрии и законах сохранения;
- о понятии
состояния в естествознании;
- о
корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и
статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении
порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов,
переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния
и наоборот;
- о самоорганизации
в живой и неживой природе;
- об иерархии
структурных элементов материи от микро- до макро- и
мегамира;
- о взаимосвязях
между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике
живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их
целостности и гомеостазе;
- об иерархичности,
уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом
многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах
систематики;
- о физиологических
основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии
организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы
и рационального природопользования;
- о месте человека
в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. Требования
по циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
- владеть изучаемым
языком в его литературной форме и иметь представление о его диалектном
разнообразии;
- знать родственные
связи языка и его типологические соотношения с другими языками, его историю,
современное состояние и тенденции развития;
- знать литературу
и фольклор в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с
гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке;
- уметь
анализировать язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой
основных понятий и терминов общего языкознания (соотношение языка и мышления,
роли языка в обществе, языковые универсалии и типы языковых систем, законы
развития языка), ориентироваться в основных этапах истории и дискуссионных
вопросах современного языкознания;
- понимать
закономерности литературного процесса, художественное значение литературного
произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять
художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;
- уметь
пользоваться основными методами лингвистического и литературоведческого
анализа;
- уметь
пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном и
иностранном языках;
- уметь переводить
тексты по специальности различного характера с иностранного языка на родной и с
родного на иностранный, редактировать их;
- владеть методикой
различных видов перевода и реферирования текста.
2.2.4. Требования
по циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен
иметь глубокие знания, владеть методами научных исследований и навыками
практической деятельности в более узких областях филологии.
Конкретные
требования к специальной подготовке бакалавра и содержание цикла специальных
дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением.
3.
Обязательный минимум содержания
профессиональной образовательной
программы
по направлению
520300 - Филология
Индекс
|
Наименование дисциплин и их
основные
дидактические единицы
<*>
|
Всего часов
на освоение
учебного
материала
|
ГСЭ.00
|
Цикл
общих гуманитарных и социально - эконо-
мических дисциплин:
|
2300
|
ГСЭ.01
|
Философия:
роль философии в жизни человека и общества;
исторические типы философии; человек во Все-
ленной; философская, религиозная и научная
картины мира; природа человека и смысл его
существования; познание, его возможности и
границы; знание и вера; общество; многообра-
зие культур, цивилизаций, форм социального
опыта; человек в мире культуры; Запад, Вос-
ток, Россия в диалоге культур; личность;
проблемы свободы и ответственности; человек
в информационно - техническом мире; роль на-
учной рациональности в развитии общества;
проблемы и перспективы современной цивилиза-
ции; человечество перед лицом глобальных
проблем
|
|
ГСЭ.02
|
Иностранный
язык (второй):
закрепление программы средней школы по иност-
ранному языку, изучение нового лексико -
грамматического материала, необходимого для
общения в наиболее распространенных повсед-
невных ситуациях; различные виды речевой дея-
тельности и формы речи (устной, письменной,
монологической или диалогической), овладение
лексико - грамматическим минимумом; курс ре-
ферирования и аннотирования научной литерату-
ры, курс научно - технического перевода и
т.п.
|
840
|
ГСЭ.03
|
Культурология:
история мировой культуры; история культуры
России; школы, направления и теории в культу-
рологии; охрана и использование культурного
наследия
|
|
ГСЭ.04
|
История:
сущность, формы, функции исторического созна-
ния; типы цивилизаций в древности; проблема
взаимодействия человека и природной среды в
древних обществах; цивилизация Древней Руси;
место средневековья во всемирно - историчес-
ком процессе; Киевская Русь; тенденции ста-
новления цивилизации в русских землях; проб-
лема складывания основ национальных госу-
дарств в Западной Европе; складывание Москов-
ского государства; Европа в начале Нового
времени и проблема формирования целостности
европейской цивилизации; Россия в XV - XVII
вв.; XVIII в. в европейской и северо - амери-
канской истории; проблема перехода в "царство
разума"; духовный мир человека на пороге пе-
рехода к индустриальному обществу; основные
тенденции развития всемирной истории в XIX
в.; пути развития России; место XX в. во все-
мирно - историческом процессе; новый уровень
исторического синтеза; глобальная история;
менталитет человека, его эволюция и особен-
ности в Западной Европе и России, в других
регионах мира
|
|
ГСЭ.05
|
Правоведение:
право, личность и общество; структура права и
его действие; конституционная основа правовой
системы; частное право; сравнительное право-
ведение
|
|
ГСЭ.06
|
Социология:
история становления и развития социологии;
общество как социокультурная система; соци-
альные общности как источник самодвижения,
социальных изменений; культура как система
ценностей, смыслов, образцов действий индиви-
дов; влияние культуры на социальные и эконо-
мические отношения; обратное влияние экономи-
ки и социально - политической жизни на куль-
туру; личность как активный субъект; взаимо-
связь личности и общества; ролевые теории
личности; социальный статус личности; соци-
альные связи, действия, взаимодействия между
индивидами и группами, групповая динамика,
социальное поведение, социальный обмен и
сравнение как механизм социальных связей; со-
циальная структура, социальная стратификация;
социальные институты, социальная организация;
гражданское общество и государство; социаль-
ный контроль; массовое сознание и массовые
действия; социальные движения; источники со-
циального напряжения, социальные конфликты и
логика их разрешения; социальные изменения;
глобализация социальных и культурных процес-
сов в современном мире; социально - культур-
ные особенности и проблемы развития россий-
ского общества, возможные альтернативы его
развития в будущем; методология и методы со-
циологического исследования
|
|
ГСЭ.07
|
Политология:
объект, предмет и метод политологии, ее место
в системе социально - гуманитарных дисциплин;
история политических учений; теория власти и
властных отношений; политическая жизнь, ее
основные характеристики; политическая систе-
ма, институциональные аспекты политики; поли-
тические отношения и процессы; субъекты поли-
тики; политическая культура; политические
идеологии (история развития, современное со-
стояние, перспективы); политический процесс в
России; мировая политика и международные от-
ношения; сравнительная политология
|
|
ГСЭ.08
|
Психология
и педагогика:
психология: объект и предмет психологии; со-
отношение субъективной и объективной реаль-
ности; психика и организм; активность психики
(души); психика, поведение и деятельность;
структура субъективной реальности; личность и
межличностные отношения; свобода воли; лич-
ностная ответственность; общее и индивидуаль-
ное в психике человека;
педагогика: предмет педагогики; цели образо-
вания и воспитания; педагогический идеал и
его конкретно - историческое воплощение;
средства и методы педагогического воздействия
на личность; общие принципы дидактики и их
реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно - психологические и
идейные взаимоотношения поколений; семейное
воспитание и семейная педагогика; межличност-
ные отношения в коллективе; нравственно -
психологический образ педагога; мастерство
педагогического общения
|
|
ГСЭ.09
|
Экономика:
предмет экономической науки; введение в эко-
номику (основы экономического анализа, основы
обмена, функционирование конкурентного рынка,
основы государственного сектора); основные
понятия собственности: экономические и право-
вые аспекты; введение в макроэкономику; день-
ги, денежное обращение и денежная политика;
национальный доход, совокупные расходы,
спрос, предложение, ценовой уровень, фискаль-
ная политика; макроэкономические проблемы
инфляции и безработицы; основные макроэконо-
мические школы; мировая экономика и экономи-
ческий рост; спрос, потребительский выбор,
издержки и предложение; фирма и формы конку-
ренции; структура бизнеса, регулирование и
дерегулирование; факторные рынки и распреде-
ление доходов; экономика сельскохозяйственных
и природных ресурсов; сравнительные экономи-
ческие системы
|
|
ГСЭ.10
|
Физическая
культура:
физическая культура в общекультурной и про-
фессиональной подготовке студентов; социально
- биологические основы физической культуры;
основы здорового образа и стиля жизни; оздо-
ровительные системы и спорт (теория, методи-
ка, практика); профессионально - прикладная
физическая подготовка студентов
|
408
|
ГСЭ.11
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
324
|
ЕН.00
|
Цикл
общих математических и естественнонауч-
ных дисциплин:
|
400
|
ЕН.01
|
Математика
и информатика:
геометрия Евклида как первая естественнонауч-
ная теория; аксиоматический метод; основные
этапы становления современной математики;
структура современной математики; основные
черты математического мышления; математичес-
кие доказательства; элементы, множества, от-
ношения, отображения; числа; комбинаторика;
конечные и бесконечные множества; основные
структуры на множестве; неевклидовы геомет-
рии; геометрия микро- и макромира; основные
идеи математического анализа; дифференциаль-
ные уравнения; общая постановка задачи о при-
нятии решения; математические методы в целе-
направленной деятельности; математика случай-
ного; элементы теории вероятностей; основные
понятия математической статистики; математи-
ческие методы проверки гипотез; роль матема-
тики в гуманитарных науках; основные понятия
и методы теории информации и кодирования; ап-
паратные и программные средства персональных
ЭВМ, предназначенные для обработки информации
|
|
ЕН.02
|
Концепции
современного естествознания:
естественнонаучная и гуманитарная культуры;
научный метод; история естествознания; пано-
рама современного естествознания, тенденции
развития; корпускулярная и континуальная кон-
цепции описания природы; порядок и беспорядок
в природе; хаос; структурные уровни организа-
ции материи; микро-, макро- и мегамиры;
пространство, время; принципы относительнос-
ти; принципы симметрии; законы сохранения;
взаимодействие; близкодействие; дальнодей-
ствие; состояние; принципы суперпозиции неоп-
ределенности, дополнительности; динамические
и статистические закономерности в природе;
законы сохранения энергии в макроскопических
процессах; принцип возрастания энтропии; хи-
мические системы, энергетика химических про-
цессов, реакционная способность веществ; осо-
бенности биологического уровня организации
материи; принципы эволюции, воспроизводства и
развития живых систем; многообразие живых ор-
ганизмов - основа организации и устойчивости
биосферы; генетика и эволюция; человек: физи-
ология, здоровье, эмоции, творчество, работо-
способность; биоэтика; человек, биосфера и
космические циклы; ноосфера; необратимость
времени; самоорганизация в живой и неживой
природе; принципы универсального эволюциониз-
ма; путь к единой культуре
|
|
ЕН.03
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
100
|
ДН.00
|
Цикл
общепрофессиональных дисциплин направле-
ния:
|
4700
|
ДН.01
|
Основной
язык:
социолингвистическая, историческая и типоло-
гическая характеристики языка; язык в его ли-
тературной форме и диалектном разнообразии;
устная и письменная разновидности литератур-
ного языка; происхождение и основные этапы
развития языка, современные языковые процес-
сы; письменность, ее становление и современ-
ное функционирование; графика, орфография и
пунктуация; языковой строй и фонологическая
система; лексикография; фразеология; словооб-
разование; морфология; синтаксис; стилистика
литературного языка
|
|
ДН.02
|
История
литературы:
история литературы в контексте гражданской
истории и общей истории культуры; основные
этапы развития литературы, важнейшие литера-
турные течения и школы; развитие жанровых
систем и стилевая эволюция в различные исто-
рические эпохи и в различных регионах мира;
взаимодействие и взаимообогащение литератур,
понятие мировой литературы
|
|
ДН.03
|
Теория
литературы:
место литературоведения в структуре гумани-
тарного знания; соотношение теории и истории
литературы; роль литературной критики; эсте-
тические категории и система основных понятий
науки о литературе; методы и приемы анализа
литературного произведения и литературного
процесса; основные этапы развития теоретико -
литературной мысли; природа словесного худо-
жественного образа и образного мышления в ли-
тературе; литература в соотношении с другими
видами искусства
|
400
|
ДН.04
|
Общее
языкознание:
язык, речь и речевая деятельность; язык как
знаковая система; система языка и единицы
языка; лексика и семантика; фразеология; фо-
нетика; грамматика, словообразование; язык
как динамическая система; взаимодействие язы-
ков; социолингвистика; происхождение языка и
его функционирование в различные исторические
эпохи; письменность, графические системы; ме-
тоды и приемы изучения и описания языков; ис-
тория языкознания
|
400
|
ДН.05
|
Классические
языки:
латинский, древнегреческий, старославянский
(церковнославянский) языки, их историческая
соотнесенность и функционирование; письмен-
ность, фонетический строй, грамматика и лек-
сика конкретного классического языка; корпус
текстов на классических языках; роль класси-
ческих языков в истории современных языков
|
500
|
ДН.06
|
Вспомогательные
филологические дисциплины
|
300
|
ДН.07
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
200
|
ДС.00
|
Цикл
специальных дисциплин, устанавливаемых
вузом (факультетом)
|
740
|
ДП.00
|
Дополнительные
виды подготовки (военная под-
готовка, гражданская оборона и др.)
|
510
|
ФД.00
|
Факультативные
дисциплины
|
200
|
|
Всего
часов:
|
8850
|
П.00
|
Практика
|
4
недели
|
ГА.00
|
Государственная
итоговая квалификационная
аттестация
|
2
недели
|
--------------------------------
<*>
Дидактические единицы представлены разделами, темами, понятиями, с помощью
которых определяется основное содержание дисциплины.
Настоящий вариант
программы составлен на основе следующих данных:
теоретическое
обучение - 54 ч x 164 нед. = 8856 ч;
практика - 4
недели;
итоговая аттестация
- 2 недели;
каникулы - 30
недель;
итого: 200 недель.
Примечания. 1. Вуз
(факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в
пределах 5 процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов
без превышения максимального объема недельной нагрузки студента и при условии
сохранения минимального содержания дисциплин.
1.2. Устанавливать
объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально -
экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих
математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего
объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин,
указанного в графе 2.
1.3. Осуществлять
преподавание общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин в форме
авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе, учитывающим региональную, национально - этническую, профессиональную
специфику, научно - исследовательские предпочтения преподавателей и
обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать
необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в
циклы общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, общих
математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного
направления.
2. Максимальный
объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и
внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем
обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период
теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем
не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный год
должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
3. Факультативные
дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными
для изучения студентом.
4. Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
5. Цикл специальных
дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по
сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные
варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из
вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по
выбору студента.
6. Квалификация
"Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при
выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой
профессии, с выдачей соответствующего диплома.
7. Государственная
итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп. 5.3
Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее
образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой
квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения
требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.