Утверждаю
Заместитель
Председателя
Госкомвуза России
В.ШАДРИКОВ
30 декабря 1993
года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 -
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Действуют в
качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября
1997 г.
1. Общая
характеристика направления
521400 -
Юриспруденция
1.1. Направление
утверждено Приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и
технической политики Российской Федерации от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная
длительность обучения по направлению при очной форме -
4 года. Квалификационная академическая степень - "Бакалавр".
1.3. Характеристика
сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 521400
- Юриспруденция
Деятельность
бакалавра направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в
различных сферах жизни общества.
Объектами
профессиональной деятельности бакалавра являются правовые отношения граждан и
организаций.
1.4. Бакалавр
должен быть подготовлен:
- к обучению в
магистратуре по направлению 521400 - Юриспруденция;
- к освоению
образовательных профессиональных программ по специальностям: 020200 -
Политология, 021100 - Юриспруденция, 022500 - Связи с общественностью, 022800 -
Социальная работа в сокращенные до 1 года сроки;
- к
профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной
подготовкой.
1.5. Бакалавр может
в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
2.
Требования к уровню подготовки лиц, завершивших
обучение по
программе бакалавра
2.1. Общие
требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает
следующим требованиям:
- знаком с
основными учениями в области гуманитарных и социально - экономических наук,
способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет
использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает этические и
правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку и обществу,
окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных
проектов;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе,
понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими
на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание
и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен
продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде
(требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное
представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического
самосовершенствования;
- владеет культурой
мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно
(логично) оформить его результаты;
- умеет на научной
основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и
обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет
приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные
технологии;
- понимает сущность
и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в
целостной системе знаний;
- способен к
проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода,
умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных
явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы
изученных наук;
- готов к
кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления,
умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие
решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической
деятельности;
- методически и
психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной
деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к
знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования
по циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области
философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:
- иметь
представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания,
сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого
знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования
знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в
творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль
науки в развитии цивилизации, соотношении науки и техники и связанные с ними
современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и
ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их
эволюцию;
- быть знакомым с
важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально -
экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями,
источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл
взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в
человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху
технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия
формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни,
природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом
поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь
представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,
роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей,
формировании личности;
- понимать природу
психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы,
соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать
значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных
механизмов в поведении человека;
- уметь дать
психологическую характеристику личности (темперамента, способностей),
интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами
психической саморегуляции;
- понимать
соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и
культурно - исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы,
средства и методы педагогической деятельности;
- владеть
элементарными навыками анализа учебно - воспитательных ситуаций, определения и
решения педагогических задач;
- понимать и уметь
объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь
представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта,
базисных ценностей культуры;
- знать формы и
типы культур, основные культурно - исторические центры и регионы мира,
закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России,
ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать
достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть
способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести
опыт освоения культуры (республики, края, области);
- иметь научное
представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные
исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и
обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к
историческому прошлому;
в области
социологии, экономики, политологии:
- иметь научное
представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и
формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных
общностей и социальных групп, видах социальных процессов;
- знать типологию,
основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы
социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры
социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами
социологического анализа;
- знать основы
экономической теории;
- понимать
необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом
уровне, существо фискальной и денежно - кредитной, социальной и инвестиционной
политики;
- уметь анализировать
в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами,
находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных
текущих проблемах экономики;
- иметь
представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и
процессах, о субъектах политики, понимать значение и роль политических систем и
политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической
жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и
статусе в современном политическом мире;
- знать и уметь
выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные
компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и
обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в
общественно - политическую жизнь;
- знать права и
свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах
жизнедеятельности;
- уметь
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей
профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению
нарушенных прав;
в области
физической культуры:
- понимать роль
физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы
физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой
практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,
развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств,
самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт
использования физкультурно - спортивной деятельности для достижения жизненных и
профессиональных целей;
в области
филологии:
- свободно владеть
государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- знать и уметь
грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть
лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических
единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и
семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические
структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести на
иностранном языке беседу - диалог общего характера, пользоваться правилами
речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска
информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и
деловые письма на иностранном языке.
2.2.2. Требования
по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен
иметь представление:
- о месте и роли
математики в современном мире, мировой культуре в истории;
- о математическом
мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических
рассуждений и математических доказательств;
- о логических,
топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых
геометрических системах;
- о математическом
моделировании;
- об информации,
методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме
искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими
(об инженерии знаний);
- о роли математики
и информатики в гуманитарных исследованиях;
- об основных
этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания,
ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях
пространства и времени;
- о принципах
симметрии и законах сохранения;
- о понятии
состояния в естествознании;
- о
корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и
статистических закономерностях в науке;
- о соотношении
порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов,
перехода из упорядоченных в неупорядоченные состояния
и наоборот;
- о самоорганизации
в живой и неживой природе;
- об иерархии
структурных элементов материи от микро- до макро- и
мегамира;
- о взаимосвязях
между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике
живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем и их
целостности и гомеостазе;
- об иерархичности,
уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом
многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах
систематики;
- о физиологических
основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии
организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны
природы и рационального природопользования;
- о месте человека
в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. Требования
по циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
в области
государственно - правового цикла дисциплин (теория государства и права, история
политических и правовых учений, история государства и права отечественного и
зарубежных стран, конституционное право отечественное и зарубежных стран,
административное право, финансовое право, международное право):
- иметь научное
представление о государственно - правовых явлениях, об основных закономерностях
возникновения, функционирования и развития государства и права;
- знать основные
исторические типы и формы государства и права, особенности государственного и
правового развития России;
- понимать роль
государства и права в политической системе общества, в общественной жизни в
целом;
- знать основные
факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взаимосвязи
государственно - правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией;
- знать содержание
наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и
современности, уметь провести их сравнительный анализ;
- знать
конституционное устройство России, ее конституционное и административное право;
- понимать принципы
международного права, знать содержание важнейших международно - правовых
документов;
- уметь логически
грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно - правовой
и политической проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и
категориями;
в области
гражданско - правового цикла дисциплин (гражданское право, гражданский процесс,
римское право, международное частное право, трудовое право, хозяйственное
право, экологическое право):
- иметь
представление о месте и роли гражданского права в системе права;
- знать содержание
гражданско - правовой формы регулирования общественных отношений;
- знать содержание
гражданских прав, порядок их реализации и защиты, виды ответственности по
гражданскому праву, содержание различных гражданско - правовых договоров;
- знать важнейшие
нормы международного частного права, уметь анализировать гражданско - правовые
отношения с иностранным элементом;
- знать порядок
разрешения гражданско - правовых и хозяйственных споров;
- уметь
анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско - правовых и
гражданско - процессуальных отношений;
- знать основное
содержание российского трудового права, особенности трудовых правоотношений,
трудовые права и обязанности граждан, права и обязанности работодателей;
- уметь
анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых правоотношений,
знать порядок разрешения трудовых споров;
- знать содержание
российского экологического права и законодательства, виды экологических
правонарушений и ответственности за них;
в области уголовно
- правового цикла дисциплин (уголовное право, уголовный процесс,
криминалистика, криминология, правоохранительные органы):
- знать основные
принципы и содержание российского уголовного права и
уголовного процесса;
- уметь
анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания;
- иметь
представление о порядке судебного разбирательства, обжалования, опротестования,
исполнения и пересмотра приговоров суда;
- знать основы
криминалистической деятельности и иметь навыки применения криминалистической
техники;
- уметь
формулировать криминологическую характеристику отдельных видов преступной
деятельности и анализировать причины преступности;
- знать правовое
положение, принципы и содержание деятельности правоохранительных органов
государства.
2.2.4. Требования
по циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен
иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической
деятельности в более узких направлениях юриспруденции.
Конкретные
требования к специальной подготовке бакалавра и содержание цикла специальных
дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением.
3.
Обязательный минимум содержания
профессиональной
образовательной программы
по направлению
521400 - Юриспруденция
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
дидактические единицы
<*>
|
Всего часов
на освоение
учебного
материала
|
ГСЭ.00
|
Цикл
общих гуманитарных и социально - эконо-
мических дисциплин:
|
1800
|
ГСЭ.01
|
Философия:
роль философии в жизни человека и общества;
исторические типы философии; человек во Все-
ленной; философская, религиозная и научная
картины мира; природа человека и смысл его
существования; познание, его возможности и
границы; знание и вера; общество; многообра-
зие культур, цивилизаций, форм социального
опыта; человек в мире культуры; Запад, Вос-
ток, Россия в диалоге культур; личность;
проблемы свободы и ответственности; человек
в информационно - техническом мире; роль на-
учной рациональности в развитии общества;
проблемы и перспективы современной цивилиза-
ции; человечество перед лицом глобальных
проблем
|
|
ГСЭ.02
|
Иностранный
язык:
закрепление программы средней школы по
иностранному языку, изучение нового лексико
- грамматического материала, необходимого
для общения в наиболее распространенных по-
вседневных ситуациях; различные виды речевой
деятельности и формы речи (устной, письмен-
ной, монологической или диалогической), ов-
ладение лексико - грамматическим минимумом;
курс реферирования и аннотирования научной
литературы, курс научно - технического пере-
вода и т.п.
|
340
|
ГСЭ.03
|
Культурология:
история мировой культуры; история культуры
России; школы, направления и теории в культу-
рологии; охрана и использование культурного
наследия
|
|
ГСЭ.04
|
История:
сущность, формы, функции исторического созна-
ния; типы цивилизаций в древности; проблема
взаимодействия человека и природной среды в
древних обществах; цивилизация Древней Руси;
место средневековья во всемирно - историчес-
ком процессе; Киевская Русь; тенденции ста-
новления цивилизации в русских землях; проб-
лема складывания основ национальных госу-
дарств в Западной Европе; складывание Москов-
ского государства; Европа в начале Нового
времени и проблема формирования целостности
европейской цивилизации; Россия в XV - XVII
вв.; XVIII в. в европейской и северо - амери-
канской истории; проблема перехода в "царство
разума"; духовный мир человека на пороге пе-
рехода к индустриальному обществу; основные
тенденции развития всемирной истории в XIX
в.; пути развития России; место XX в. во все-
мирно - историческом процессе; новый уровень
исторического синтеза; глобальная история;
менталитет человека, его эволюция и особен-
ности в Западной Европе и России, в других
регионах мира
|
|
ГСЭ.05
|
Социология:
история становления и развития социологии;
общество как социокультурная система; соци-
альные общности как источник самодвижения,
социальных изменений; культура как система
ценностей, смыслов, образцов действий индиви-
дов; влияние культуры на социальные и эконо-
мические отношения; обратное влияние экономи-
ки и социально - политической жизни на куль-
туру; личность как активный субъект; взаимо-
связь личности и общества; ролевые теории
личности; социальный статус личности; соци-
альные связи, действия, взаимодействия между
индивидами и группами, групповая динамика,
социальное поведение, социальный обмен и
сравнение как механизм социальных связей; со-
циальная структура, социальная стратификация;
социальные институты, социальная организация;
гражданское общество и государство; социаль-
ный контроль; массовое сознание и массовые
действия; социальные движения; источники со-
циального напряжения, социальные конфликты и
логика их разрешения; социальные изменения;
глобализация социальных и культурных процес-
сов в современном мире; социально - культур-
ные особенности и проблемы развития россий-
ского общества; возможные альтернативы его
развития в будущем; методология и методы со-
циологического исследования
|
|
ГСЭ.06
|
Политология:
объект, предмет и метод политологии, ее место
в системе социально - гуманитарных дисциплин;
история политических учений; теория власти и
властных отношений; политическая жизнь, ее
основные характеристики; политическая систе-
ма, институциональные аспекты политики; поли-
тические отношения и процессы; субъекты поли-
тики; политическая культура; политические
идеологии (история развития, современное со-
стояние, перспективы); политический процесс в
России; мировая политика и международные от-
ношения; сравнительная политология
|
|
ГСЭ.07
|
Психология
и педагогика:
психология: объект и предмет психологии; со-
отношение субъективной и объективной реаль-
ности; психика и организм; активность психики
(души); психика, поведение и деятельность;
структура субъективной реальности; личность
и межличностные отношения; свобода воли; лич-
ностная ответственность; общее и индивидуаль-
ное в психике человека;
педагогика: предмет педагогики; цели образо-
вания и воспитания; педагогический идеал и
его конкретно - историческое воплощение;
средства и методы педагогического воздействия
на личность; общие принципы дидактики и их
реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно - психологические и
идейные взаимоотношения поколений; семейное
воспитание и семейная педагогика; межличност-
ные отношения в коллективе; нравственно -
психологический образ педагога; мастерство
педагогического общения
|
|
ГСЭ.08
|
Экономика:
предмет экономической науки; введение в эко-
номику (основы экономического анализа, основы
обмена, функционирование конкурентного рынка,
основы государственного сектора); основные
понятия собственности: экономические и право-
вые аспекты; введение в макроэкономику; день-
ги, денежное обращение и денежная политика;
национальный доход, совокупные расходы,
спрос, предложение, ценовой уровень, фискаль-
ная политика; макроэкономические проблемы ин-
фляции и безработицы; основные макроэкономи-
ческие школы; мировая экономика и экономичес-
кий рост; спрос, потребительский выбор, из-
держки и предложение; фирма и формы конкурен-
ции; структура бизнеса, регулирование и дере-
гулирование; факторные рынки и распределение
доходов; экономика сельскохозяйственных и
природных ресурсов; сравнительные экономичес-
кие системы
|
|
ГСЭ.09
|
Физическая
культура:
физическая культура в общекультурной и про-
фессиональной подготовке студентов; социально
- биологические основы физической культуры;
основы здорового образа и стиля жизни; оздо-
ровительные системы и спорт (теория, методи-
ка, практика); профессионально - прикладная
физическая подготовка студентов
|
408
|
ГСЭ.10
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
324
|
ЕН.00
|
Цикл
общих математических и естественнонауч-
ных дисциплин:
|
700
|
ЕН.01
|
Математика
и информатика:
геометрия Евклида как первая естественнонауч-
ная теория; аксиоматический метод; основные
этапы становления современной математики;
структура современной математики; основные
черты математического мышления; математичес-
кие доказательства; элементы, множества, от-
ношения, отображения; числа; комбинаторика;
конечные и бесконечные множества; основные
структуры на множестве; неевклидовы геомет-
рии; геометрия микро- и макромира; основные
идеи математического анализа; дифференциаль-
ные уравнения; общая постановка задачи о при-
нятии решения, математические методы в целе-
направленной деятельности; математика случай-
ного; элементы теории вероятностей; основные
понятия математической статистики; математи-
ческие методы проверки гипотез; роль матема-
тики в гуманитарных науках; основные понятия
и методы теории информации и кодирования; ап-
паратные и программные средства персональных
ЭВМ, предназначенные для обработки информации
|
|
ЕН.02
|
Концепции
современного естествознания:
естественнонаучная и гуманитарная культуры;
научный метод; история естествознания; пано-
рама современного естествознания; тенденции
развития; корпускулярная и континуальная кон-
цепции описания природы; порядок и беспорядок
в природе; хаос; структурные уровни организа-
ции материи; микро-, макро- и мегамиры; про-
странство, время; принципы относительности;
принципы симметрии; законы сохранения; взаи-
модействие; близкодействие; дальнодействие;
состояние; принципы суперпозиции, неопреде-
ленности, дополнительности; динамические и
статистические закономерности в природе; за-
коны сохранения энергии в макроскопических
процессах; принцип возрастания энтропии; хи-
мические системы, энергетика химических про-
цессов, реакционная способность веществ; осо-
бенности биологического уровня организации
материи; принципы эволюции, воспроизводства и
развития живых систем; многообразие живых ор-
ганизмов - основа организации и устойчивости
биосферы; генетика и эволюция; человек: физи-
ология, здоровье, эмоции, творчество, работо-
способность; биоэтика; человек, биосфера и
космические циклы; ноосфера; необратимость
времени; самоорганизация в живой и неживой
природе; принципы универсального эволюциониз-
ма; путь к единой культуре
|
|
ЕН.03
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
100
|
ДН.00
|
Цикл
общепрофессиональных дисциплин направле-
ния:
|
4250
|
ДН.01
|
Теория
государства и права:
закономерности возникновения, развития и
функционирования государства и права; госу-
дарственная власть; государственный аппарат;
типы и формы государства; государство в поли-
тической системе общества; правовое государс-
тво; понятие и сущность права; источники пра-
ва; система права; правоотношения; реализация
права; законность; толкование права; юриди-
ческая ответственность; право и личность,
правосознание, правовая культура
|
350
|
ДН.02
|
История
политических и правовых учений:
критерии оценки политико - правовых доктрин;
становление и развитие политико - правовой
идеологии; политические и правовые идеи в го-
сударствах Древнего Востока, Древней Индии и
Древнего Китая; политические и правовые уче-
ния Древней Греции и Рима; политические и
правовые учения в феодальном обществе; воз-
никновение буржуазной политико - правовой
идеологии; теория естественного права; теория
разделения властей; утопический социализм;
политические и правовые учения в России; пра-
вовые и политические учения Канта и Гегеля;
марксистские политико - правовые учения; ос-
новные политические и правовые учения второй
половины XIX в. (Остин, Еллинек и др.) и XX
в. (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)
|
170
|
ДН.03
|
История
отечественного государства и права:
раннефеодальные государства на территории
России; древнерусское государство и право (IX
- XII вв.); государство и право Руси в период
феодальной раздробленности (XII - XIII вв.);
татаро - монгольские государства на террито-
рии России (XIII - XV вв.); образование цент-
рализованного государства и развитие права
(XIV - начало XVI вв.); сословно - представи-
тельная монархия; образование и развитие аб-
солютной монархии; государство и право в пе-
риод становления и развития капитализма; воз-
никновение и основные этапы развития советс-
кого государства и права; государство и право
Российской Федерации
|
300
|
ДН.04
|
История
государства и права зарубежных стран:
государство и право в странах Древнего Восто-
ка (Египет, Вавилон, Индия, Китай); государс-
тво и право античного мира; история римского
права; феодальное государство и право в стра-
нах Европы и Востока; мусульманское право;
возникновение и развитие буржуазного государ-
ства и права (Англия, США, Франция, Германия
и др.); образование англосаксонской, конти-
нентальной системы права; государство и право
новейшего времени (США, Великобритания, Фран-
ция, Италия и др.); государство и право соци-
алистических стран; государство и право стран
Латинской Америки; основные тенденции разви-
тия государства и права зарубежных стран в XX
в.
|
280
|
ДН.05
|
Конституционное
(государственное) право Рос-
сии:
понятие и предмет конституционного права;
место конституционного права в системе права;
конституционные основы общественного и госу-
дарственного строя; основы правового положе-
ния граждан; форма правления; государственное
устройство; конституционная система органов
государства; избирательное право и избира-
тельная система; гражданство; референдумы;
порядок принятия и изменения конституции;
конституционные законы; местное самоуправле-
ние; муниципальное право
|
280
|
ДН.06
|
Конституционное
(государственное) право зару-
бежных стран:
политические системы современных стран Запада
(США, Франция, Великобритания, Германия и
др.); государство в политической системе об-
щества; роль политических партий и других
элементов политической системы; конституция и
конституционализм; классификация конституций;
конституционное право и конституционная за-
конность; основные теории демократии в разви-
тых странах; правовое положение граждан; раз-
новидности политических режимов; формы госу-
дарства; избирательное право и избирательные
системы; органы государства и их положение;
парламент и парламентаризм; муниципальные
системы
|
150
|
ДН.07
|
Гражданское
право:
гражданское право в системе права России;
гражданско - правовой метод регулирования об-
щественных отношений; понятие гражданского
правоотношения; граждане как субъекты граж-
данского права; юридические лица; объекты
гражданских прав; юридические факты; понятие
и виды сделок; ответственность по гражданско-
му праву; понятие права собственности; право
собственности граждан; право собственности
юридических лиц; право государственной собс-
твенности; личные имущественные права; автор-
ское право, право на открытие и др.; понятие
и виды обязательств; гражданско - правовой
договор; виды договоров (купля - продажа, ме-
на, аренда и др.); право наследования
|
350
|
ДН.08
|
Гражданское
процессуальное право:
формы защиты гражданских прав; понятие граж-
данского судопроизводства; процессуальная
форма; принципы российского гражданского про-
цессуального права; гражданские процессуаль-
ные отношения; подведомственность гражданских
дел; подсудность; понятие иска; виды исков;
судебное доказывание; исковое производство;
судебное разбирательство; виды судебных по-
становлений; исполнительное производство; ар-
битраж; нотариат; третейские суды
|
200
|
ДН.09
|
Административное
право:
понятие административного права; администра-
тивно - правовой метод регулирования общест-
венных отношений; источники административного
права; административно - правовые нормы;
субъекты административного права; администра-
тивное право и государственное управление;
понятие государственной службы; органы, при-
меняющие административное принуждение; адми-
нистративная ответственность; административ-
ное правонарушение; дисциплинарная ответс-
твенность; административный процесс; админи-
стративное производство; процессуальные га-
рантии в административном производстве; конт-
роль и надзор, их виды; правовые основы уп-
равления в отраслях материального производс-
тва и социально - культурной сфере
|
150
|
ДН.10
|
Трудовое
право:
трудовые отношения рабочих и служащих и про-
изводные от них отношения как предмет трудо-
вого права; источники трудового права; субъ-
екты трудового права; понятие трудового пра-
воотношения; трудовой коллектив; права и роль
профсоюзов; понятие коллективного договора и
его роль; правовое регулирование трудоустрой-
ства; понятие трудового договора; виды трудо-
вых договоров; контракт; рабочее время и вре-
мя отдыха; системы заработной платы; правила
внутреннего трудового распорядка; трудовая
дисциплина; материальная ответственность сто-
рон трудового правоотношения; охрана труда;
трудовые конфликты и порядок их разрешения
|
300
|
ДН.11
|
Уголовное
право:
понятие уголовного права; принципы российско-
го уголовного права; понятие уголовной ответ-
ственности и ее основания; понятия преступле-
ния и преступности; состав преступления; объ-
ект преступления; объективная сторона прес-
тупления; субъект преступления; субъективная
сторона преступления; обстоятельства, исклю-
чающие преступность деяния; понятие, виды,
цели и назначение наказания; особенная часть
уголовного права; виды преступлений по рос-
сийскому уголовному законодательству; источ-
ники уголовного права; политика государства в
области уголовного права
|
350
|
ДН.12
|
Уголовный
процесс:
понятие уголовного процесса; уголовно - про-
цессуальное право; уголовно - процессуальные
правоотношения; источники уголовно - процес-
суального права; принципы российского уголов-
ного процесса, презумпция невиновности, прин-
цип осуществления правосудия только судом;
субъекты уголовного процесса; доказательства
в уголовном процессе; меры процессуального
принуждения; возбуждение уголовного дела;
предварительное следствие и дознание; понятие
и виды подсудности; предание суду; судебное
разбирательство; обжалование и опротестование
приговоров; исполнение приговора; пересмотр в
порядке надзора вступившего в силу приговора
суда
|
200
|
ДН.13
|
Международное
право:
международное право как особая система юриди-
ческих норм; субъекты международного права;
источники международного права и процесс соз-
дания норм; взаимодействие международного и
внутригосударственного права; основные прин-
ципы международного права; право международ-
ных договоров; международные организации и
конференции; ответственность в международном
праве; дипломатическое и консульское право;
право международной безопасности; права чело-
века и международное право; международное
экономическое право; морское право; воздушное
право; экологическое право; мирные средства
разрешения международных споров
|
150
|
ДН.14
|
Экологическое
право:
экологическая функция государства; понятие
экологического права; источники экологическо-
го права; окружающая среда как объект право-
вой охраны; право природопользования; право-
вой механизм охраны окружающей среды; органи-
зационно - правовые формы экологического
контроля; ответственность по экологическому
праву; экологические правонарушения; правовой
режим использования и охраны земель, недр,
лесов, вод, атмосферного воздуха; право при-
родопользования граждан; международно - пра-
вовая охрана окружающей среды
|
100
|
ДН.15
|
Римское
право:
роль римского права в истории права; источни-
ки римского права; обычное право и закон;
эдикты магистратов; деятельность юристов; ис-
ки; правовое положение римских граждан и дру-
гих субъектов римского права; римская семья;
вещные права; содержание права частной собс-
твенности; сервитуты; эмфитевзис и суперфи-
ций; обязательственное право; виды договоров;
исполнение обязательств и ответственность за
неисполнение; право наследования, по завеща-
нию и по закону; легаты и фидеикомиссы; ре-
цепция римского права
|
100
|
ДН.16
|
Международное
частное право:
понятие международного частного права; поня-
тие унификации; международное частное и меж-
дународное публичное право; источники между-
народного частного права; методы регулирова-
ния гражданско - правовых отношений с иност-
ранным элементом; коллизионные нормы; субъек-
ты международного частного права; внешнеэко-
номические сделки; вопросы собственности в
международных отношениях; правовое регулиро-
вание иностранных инвестиций; авторское и
изобретательское право; семейное право; кол-
лизионные вопросы в области наследственного
права и деликтных обязательств; международный
гражданский процесс; арбитраж
|
120
|
ДН.17
|
Финансовое
право:
понятие финансов и финансовой деятельности;
финансовая система; финансовые и кредитные
органы; понятие финансового права; источники
финансового права; финансовый контроль; бюд-
жетное право; бюджетная система; бюджетный
процесс; налоговое право; виды налогов; пра-
вовое регулирование банковского кредитования;
банковское право; эмиссионные права Госбанка;
правила ведения валютных операций
|
100
|
ДН.18
|
Хозяйственное
право:
понятие хозяйственного права; правовой статус
предприятий и объединений; предприниматель-
ское право; организационно - правовые формы
осуществления хозяйственной деятельности; ко-
оперативы; совместные предприятия; хозяй-
ственный договор и его виды; кредитование;
коммерческий кредит; права предприятия в об-
ласти ценообразования; ответственность пред-
приятий; экономический механизм действия иму-
щественных санкций; юридическая служба; пра-
вовое регулирование внешнеэкономических свя-
зей предприятий; рассмотрение и разрешение
хозяйственных споров
|
150
|
ДН.19
|
Криминалистика:
предмет криминалистики; взаимосвязь кримина-
листики с криминологией, судебной медициной,
судебной психиатрией и психологией; кримина-
листическая характеристика преступления; кри-
миналистическая деятельность; методы кримина-
листики; идентификация; криминалистическая
версия; моделирование при расследовании прес-
туплений; криминалистическая техника; трассо-
логия; судебная баллистика; исследование до-
кументов; экспертиза, ее виды; криминалисти-
ческая тактика; следственный эксперимент;
тактика обыска, выемки, допроса; криминалис-
тическая методика расследования; виды методик
расследования
|
250
|
ДН.20
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
200
|
ДС.00
|
Цикл
специальных дисциплин, устанавливаемых
вузом (факультетом)
|
940
|
ДП.00
|
Дополнительные
виды подготовки (военная под-
готовка, гражданская оборона и др.)
|
510
|
ФД.00
|
Факультативные
дисциплины
|
200
|
|
Всего
часов:
|
8400
|
П.00
|
Практика
|
12
недель
|
ГА.00
|
Государственная
итоговая квалификационная
аттестация
|
2
недели
|
--------------------------------
<*>
Дидактические единицы представлены разделами, темами, понятиями, с помощью
которых определяется основное содержание дисциплины.
Настоящий стандарт
составлен на основе следующих данных:
теоретическое
обучение - 54 ч x 156 нед. = 8424 ч;
практика - 12 недель;
итоговая аттестация
- 2 недели;
каникулы - 30
недель;
итого: 200 недель.
Примечания. 1. Вуз
(факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в
пределах 5 процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов
без превышения максимального объема недельной нагрузки студента и при условии
сохранения минимального содержания дисциплин.
1.2. Устанавливать
число часов по дисциплинам цикла общих гуманитарных и социально - экономических
дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), цикла общих
математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема
времени циклов и реализации минимума содержания дисциплин.
1.3. Осуществлять
преподавание общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин в форме
авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально - этническую, профессиональную
специфику, научно - исследовательские предпочтения преподавателей, которые
обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать
необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в
циклы общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, общих
математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного
направления.
2. Максимальный
объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и
внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем
обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период
теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем
не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный год
должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
3. Факультативные
дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными
для изучения студентом.
4. Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
5. Цикл специальных
дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по
сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные
варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из
вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по
выбору студента.
6. Квалификация
"Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при
выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой
профессии, с выдачей соответствующего диплома.
7. Государственная
итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп. 5.3
Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее
образование. Общие требования". Формы и содержание государственной
итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль
выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.