Утверждаю
Заместитель
Председателя
Госкомвуза России
В.ШАДРИКОВ
3 ноября 1993 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
520900 - ПОЛИТОЛОГИЯ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Действуют в
качестве временных требований до введения в действие стандарта с 1 сентября
1997 г.
1. Общая
характеристика направления
520900 -
Политология
1.1. Направление
утверждено Приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N
142.
1.2. Нормативная
длительность обучения по направлению при очной форме
обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень -
"Бакалавр".
1.3. Характеристика
сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520900
- Политология
Деятельность
бакалавра направлена на исследование сущности власти и политической жизни,
политических отношений и процессов, политических систем и политических режимов,
процессов международной политической жизни, геополитической обстановки,
политического процесса России, ее места и статуса в мире в целях анализа,
прогнозирования, оптимизации политических процессов, разработки научно
обоснованных политических решений и действий.
1.4. Бакалавр
должен быть подготовлен:
- к обучению в
магистратуре по направлению 520900 - Политология;
- к
профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной
подготовкой;
- к освоению
профессиональных образовательных программ по специальностям политологии в
сокращенные до года сроки.
1.5. Бакалавр может
в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
2.
Требования к уровню подготовки лиц, завершивших
обучение по
программе бакалавра
2.1. Общие требования
к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает
следующим требованиям:
- знаком с
основными учениями в области гуманитарных и социально - экономических наук,
способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет
использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной
деятельности;
- знает этические и
правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу,
окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных
проектов;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе,
понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими
на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание
и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен
продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде
(требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное
представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического
самосовершенствования;
- владеет культурой
мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно
(логично) оформить его результаты;
- умеет на научной
основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и
обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его
профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет
приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные
технологии;
- понимает сущность
и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в
целостной системе знаний;
- способен к
проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода,
умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных
явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы
изученных им наук;
- готов к кооперации
с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет
организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в
условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и
психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной
деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к
знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования
по циклу общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области
философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:
- иметь
представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания,
сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого
знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования
знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в
творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль
науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними
современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и
ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их
эволюцию;
- быть знакомым с
важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально -
экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями,
источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл
взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в
человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху
технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия
формирования личности; ее свободы и ответственности за сохранение жизни,
природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом
поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь представление
о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,
роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей,
формировании личности;
- понимать природу
психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение
природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и
эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении
человека;
- уметь дать
психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей),
интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами
психической саморегуляции;
- понимать
соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и
культурно - исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы,
средства и методы педагогической деятельности;
- владеть
элементарными навыками анализа учебно - воспитательных ситуаций, определения и
решения педагогических задач;
- понимать и уметь
объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь
представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта,
базисных ценностей культуры;
- знать типы и
формы культур, основные культурно - исторические центры и регионы мира,
закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России,
ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать
достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть
способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести
опыт освоения культуры (республики, края, области);
- иметь научное
представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные
исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и
обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к
историческому прошлому;
в области
социологии, экономики и права:
- иметь научное
представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и
формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных
общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию,
основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы
социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры
социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами
социологического анализа;
- знать основы
экономической теории;
- понимать
необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом
уровне, существо фискальной и денежно - кредитной, социальной и инвестиционной
политики;
- уметь
анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за
ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для
ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- знать права и
свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах
жизнедеятельности;
- знать основы
российской правовой системы и законодательства, организации и функционирования
судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и
нравственно - этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь
использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к
будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к
восстановлению нарушенных прав;
в области
физической культуры:
- понимать роль
физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой
практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,
развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств,
самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт
использования физкультурно - спортивной деятельности для достижения жизненных и
профессиональных целей;
в области
филологии:
- свободно владеть
государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- знать и уметь
грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть
лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических
единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и
семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические
структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести беседу
- диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать
литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить
тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые
письма на иностранном языке.
2.2.2. Требования
по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен
иметь представление:
в области
математики и информатики:
- о месте и роли
математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом
мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических
рассуждений и математических доказательств;
- о логических,
топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых
геометрических системах;
- о математическом
моделировании;
- об информации,
методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме
искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими
(об инженерии знаний);
- о роли математики
и информатики в гуманитарных исследованиях;
в области концепций
современного естествознания:
- об основных
этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания,
ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях
пространства и времени;
- о принципах
симметрии и законах сохранения;
- о понятии
состояния в естествознании;
- о
корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и
статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении
порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов,
переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния
и наоборот;
- о самоорганизации
в живой и неживой природе;
- об иерархии
структурных элементов материи от микро- до макро- и
мегамира;
- о взаимодействиях
между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике
живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и
гомеостазе;
- об иерархичности,
уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом
многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах
систематики;
- о физиологических
основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии
организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны
природы и рационального природопользования;
- о месте человека
в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. Требования
по циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
- уметь определять
специфику политической среды и деятельности "человека политического",
их влияние на развитие общества и отдельных его компонентов;
- владеть
пониманием мировоззренческого уровня политики, основ политической философии,
взаимосвязи политики и идеологии, политики и культуры;
- знать понятийно -
категориальный аппарат и методологию политической науки, основных отраслей
(направлений) политического знания, владеть инструментарием политического
анализа и прогнозирования;
- знать и уметь
выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные
компоненты политологического знания, его экспертные, прогностические и иные
функции, понимать роль политической науки в подготовке и обосновании
политических решений;
- уметь выделять
институциональные и внеинституциональные аспекты политики, рациональное
и нерациональное в ней;
- знать основные
разновидности современных политических систем и режимов;
- владеть кругом
проблем, относящихся к человеческому измерению политики, специфике политической
социализации личности, политической этике, критериям и методам гуманизации
политики, соотношению сущего и должного, общего блага и индивидуального
интереса;
- уметь
анализировать международные политические процессы, геополитическую обстановку,
проблемы, относящиеся к месту и статусу России в современном мире;
- владеть знанием "о
мире политического" в его соотнесенности с гражданским обществом,
экономикой, социокультурной системой.
2.2.4. Требования
по циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен
иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в более узких
направлениях политологии.
Конкретные
требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным
заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.
3.
Обязательный минимум содержания
профессиональной
образовательной программы
по направлению
520900 - Политология
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
дидактические единицы
<*>
|
Всего часов
на освоение
учебного
материала
|
ГСЭ.00
|
Цикл
общих гуманитарных и социально - эконо-
мических дисциплин:
|
1704
|
ГСЭ.01
|
Философия:
роль философии в жизни человека и общества;
исторические типы философии; человек во Все-
ленной; философская, религиозная и научная
картины мира; природа человека и смысл его
существования; познание, его возможности и
границы; знание и вера; общество; многообра-
зие культур, цивилизаций, форм социального
опыта; человек в мире культуры; Запад, Вос-
ток, Россия в диалоге культур; личность;
проблемы свободы и ответственности; человек в
информационно - техническом мире; роль науч-
ной рационализации в развитии общества; чело-
вечество перед лицом глобальных проблем
|
|
ГСЭ.02
|
Иностранный
язык:
закрепление программы средней школы, изучение
нового лексико - грамматического материала,
необходимого для общения в наиболее распрост-
раненных повседневных ситуациях; различные
виды речевой деятельности и формы речи (уст-
ной, письменной, монологической или диалоги-
ческой), овладение лексико - грамматическим
минимумом; курс реферирования и аннотирования
научной литературы, курс научно - техническо-
го перевода и т.п.
|
340
|
ГСЭ.03
|
Культурология:
история мировой культуры; история культуры
России; школы, направления и теории в культу-
рологии; охрана и использование культурного
наследия
|
|
ГСЭ.04
|
История:
сущность, формы, функции исторического созна-
ния; типы цивилизаций в древности; проблема
взаимодействия человека и природной среды в
древних обществах; цивилизация Древней Руси;
место средневековья во всемирно - историчес-
ком процессе; Киевская Русь; тенденции ста-
новления цивилизации в русских землях; проб-
лема складывания основ национальных госу-
дарств в Западной Европе; складывание Москов-
ского государства; Европа в начале Нового
времени и проблема формирования целостности
европейской цивилизации; Россия в XV - XVII
вв.; XVIII в. в европейской и северо - амери-
канской истории; проблема перехода в "царство
разума"; особенности российской модернизации
в XVIII в.; духовный мир человека на пороге
перехода к индустриальному обществу; основные
тенденции развития всемирной истории в XIX
в.; пути развития России; место XX в. во все-
мирно - историческом процессе; новый уровень
исторического синтеза; глобальная история;
менталитет человека, его эволюция и особен-
ности в Западной Европе и России, в других
регионах мира
|
|
ГСЭ.05
|
Физическая
культура:
физическая культура в общекультурной и про-
фессиональной подготовке студентов; социаль-
но - биологические основы физической культу-
ры; основы здорового образа и стиля жизни;
оздоровительные системы и спорт (теория, ме-
тодика, практика); профессионально - приклад-
ная физическая подготовка студентов
|
408
|
ГСЭ.06
|
Правоведение:
право, личность и общество; структура права и
его действие; конституционная основа правовой
системы; частное право; сравнительное право-
ведение
|
|
ГСЭ.07
|
Социология:
история становления и развития социологии;
общество как социокультурная система; соци-
альные общности как источник самодвижения,
социальных изменений; культура как система
ценностей, смыслов, образцов действий индиви-
дов; влияние культуры на социальные и эконо-
мические отношения; обратное влияние экономи-
ки и социально - политической жизни на куль-
туру; личность как активный субъект; взаимо-
связь личности и общества; ролевые теории
личности; социальный статус личности; соци-
альные связи, действия, взаимодействия между
индивидами и группами, групповая динамика,
социальное поведение, социальный обмен и
сравнение как механизм социальных связей; со-
циальная структура, социальная стратификация;
социальные институты, социальная организация;
гражданское общество и государство; социаль-
ный контроль; массовое сознание и массовые
действия; социальные движения; источники со-
циального напряжения, социальные конфликты и
логика их разрешения; социальные изменения;
глобализация социальных и культурных процес-
сов в современном мире; социально - культур-
ные особенности и проблемы развития россий-
ского общества, возможные альтернативы его
развития в будущем; методология и методы со-
циологического исследования
|
|
ГСЭ.08
|
Психология
и педагогика:
психология: объект и предмет психологии; со-
отношение субъективной и объективной реаль-
ности; психика и организм; активность психики
(души); психика, поведение и деятельность;
структура субъективной реальности; личность и
межличностные отношения; свобода воли; лич-
ностная ответственность; общее и индивидуаль-
ное в психике человека;
педагогика: предмет педагогики; цели образо-
вания и воспитания; педагогический идеал и
его конкретно - историческое воплощение;
средства и методы педагогического воздействия
на личность; общие принципы дидактики и их
реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно - психологические и
идейные взаимоотношения поколений; семейное
воспитание и семейная педагогика; межличност-
ные отношения в коллективе; нравственно -
психологический образ педагога; мастерство
педагогического общения
|
|
ГСЭ.09
|
Экономика:
предмет экономической науки; введение в эко-
номику (основы экономического анализа, основы
обмена, функционирование конкурентного рынка,
основы государственного сектора); основные
понятия собственности: экономические и право-
вые аспекты; введение в макроэкономику; день-
ги, денежное обращение и денежная политика;
национальный доход, совокупные расходы,
спрос, предложение, ценовой уровень, фискаль-
ная политика; макроэкономические проблемы ин-
фляции и безработицы; основные макроэкономи-
ческие школы; мировая экономика и экономичес-
кий рост; спрос, потребительский выбор, из-
держки и предложение; фирма и формы конкурен-
ции; структура бизнеса, регулирование и дере-
гулирование; факторные рынки и распределение
доходов; экономика сельскохозяйственных и
природных ресурсов; сравнительные экономичес-
кие системы
|
|
ГСЭ.10
|
Курсы
по выбору студента, устанавливаемые
вузом (факультетом)
|
324
|
ЕН.00
|
Цикл
общих математических и естественнонауч-
ных дисциплин:
|
700
|
ЕН.01
|
Математика
и информатика:
геометрия Евклида как первая естественнонауч-
ная теория; аксиоматический метод; основные
этапы становления современной математики;
структура современной математики; основные
черты математического мышления; математичес-
кие доказательства; элементы, множества, от-
ношения, отображения; числа; комбинаторика;
конечные и бесконечные множества; основные
структуры на множестве; неевклидовы геомет-
рии; геометрия микро- и макромира; основные
идеи математического анализа; дифференциаль-
ные уравнения; общая постановка задачи о при-
нятии решения, математические методы в целе-
направленной деятельности; математика случай-
ного; элементы теории вероятностей; основные
понятия математической статистики; математи-
ческие методы проверки гипотез; роль матема-
тики в гуманитарных науках; основные понятия
и методы теории информации и кодирования; ап-
паратные и программные средства персональных
ЭВМ, предназначенные для обработки информации
|
|
ЕН.02
|
Концепции
современного естествознания:
естественнонаучная и гуманитарная культуры;
научный метод; история естествознания; пано-
рама современного естествознания, тенденции
развития; корпускулярная и континуальная кон-
цепции описания природы; порядок и беспорядок
в природе; хаос; структурные уровни организа-
ции материи; микро-, макро- и мегамиры;
пространство, время; принципы относительнос-
ти; принципы симметрии; законы сохранения;
взаимодействие; близкодействие; дальнодейст-
вие; состояние; принципы суперпозиции, неоп-
ределенности, дополнительности; динамические
и статистические закономерности в природе;
законы сохранения энергии в макроскопических
процессах; принцип возрастания энтропии; хи-
мические системы, энергетика химических про-
цессов, реакционная способность веществ; осо-
бенности биологического уровня организации
материи; принципы эволюции, воспроизводства и
развития живых систем; многообразие живых ор-
ганизмов - основа организации и устойчивости
биосферы; генетика и эволюция; человек: физи-
ология, здоровье, эмоции, творчество, работо-
способность; биоэтика; человек, биосфера и
космические циклы; ноосфера; необратимость
времени; самоорганизация в живой и неживой
природе; принципы универсального эволюциониз-
ма; путь к единой культуре
|
|
ЕН.03
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
100
|
ДН.00
|
Цикл
общепрофессиональных дисциплин направле-
ния:
|
3050
|
ДН.01
|
Введение
в специальность:
понятие современной политической науки;
структура политической науки и ее место в
системе общественных наук; методы политичес-
ких исследований (общая характеристика);
модель специалиста
|
50
|
ДН.02
|
История
политических учений:
предмет, периодизация и методологические
проблемы истории политических учений; полити-
ко - правовая традиция древнего Востока и ан-
тичности; политические учения Нового времени;
основные школы и направления политической
мысли XX в.; российская политологическая
мысль
|
300
|
ДН.03
|
Политическая
история России:
особенности российской политической традиции;
основные факторы, этапы и характеристики ста-
новления и развития российской государствен-
ности; типология включения в состав России
различных регионов и народов и исторические
особенности развития страны как многонацио-
нальной державы; реформы и контрреформы в по-
литической истории России; политические идео-
логии в российской истории; советская модель
социализма в политической истории XX в.
|
200
|
ДН.04
|
Политология:
предмет и метод политологии; теория власти и
властных отношений; политическая жизнь, ее
основные характеристики; политическая систе-
ма, институциональные основания политики; по-
литические отношения и процессы; субъекты по-
литики (сущностная характеристика, типология,
иерархия); политическая культура; политичес-
кие идеологии
|
500
|
ДН.05
|
Философия
политики:
предмет и метод философии политики, полити-
ческая онтология; политическая антропология:
характеристика человека политического; поли-
тическая эпистемология: специфика познания
политических процессов
|
100
|
ДН.06
|
Политическая
социология:
концепции и понятийный аппарат политической
социологии; социология власти и властных от-
ношений; участники политического процесса
(типология, общая характеристика, горизон-
тальные и вертикальные связи); специфика со-
циологического анализа политического процес-
са; политические изменения: социологическая
характеристика
|
100
|
ДН.07
|
Политическая
регионалистика:
предмет и метод политической регионалистики;
субъекты региональной политики; отраслевой и
территориальный принципы управления и их от-
ражение в политических системах; регионалис-
тика и территориальные движения современнос-
ти; подсистемы региональной политики: эконо-
мическая и демографическая; эко-, этно-, гео-
политика
|
100
|
ДН.08
|
Сравнительная
политология:
история, предмет, методология и понятийно -
категориальный аппарат; основные школы и на-
правления; типология политических систем:
история и современность; современные полити-
ческие культуры (сравнительный анализ); мо-
дернизация в сравнительно - политологических
исследованиях
|
200
|
ДН.09
|
Политическая
антропология:
предмет и метод политической антропологии, ее
основные принципы; место человека политичес-
кого в системе общественных отношений; вре-
менная стратификация человеческих типов в по-
литике: человек труда и человек досуга как
политические субъекты; пространственная стра-
тификация человеческих типов (региональные
субструктуры); макро- и микрополитика в чело-
веческом измерении
|
100
|
ДН.10
|
Политическая
психология:
предмет и метод политической психологии; ос-
новные школы и концепции современной полити-
ческой психологии (бихевиоризм, когнитивизм
и др.); формальные и неформальные структуры,
макро- и микроуровни (политико - психологи-
ческий анализ); политические процессы в поли-
тико - психологическом измерении
|
100
|
ДН.11
|
Мировая
политика и международные отношения:
теоретические школы в исследовании междуна-
родных отношений; соотношение внутренней и
внешней политики; участники международных от-
ношений; международные системы; международные
взаимодействия (конфликты и сотрудничество);
Россия в мировом политическом процессе
|
250
|
ДН.12
|
Политические
отношения и политический процесс
в современной России:
национальное и общеисторическое в политичес-
ком процессе России; политическая стратифика-
ция и политические интересы в условиях поли-
тической модернизации; становление и развитие
новой российской государственности: противо-
речия и перспективы; роль наций, этнических и
конфессиональных групп в политическом процес-
се России; механизм становления гражданского
общества России
|
150
|
ДН.13
|
Прикладная
политология:
методология и методы политического анализа;
прогнозирование и моделирование политического
процесса (специфика, типология, инструмента-
рий); технология и организация политического
процесса (процедура принятия политических ре-
шений, технология политической мобилизации и
др.)
|
300
|
ДН.14
|
Курсы
и дисциплины по выбору студента, уста-
навливаемые вузом (факультетом)
|
600
|
ДС.00
|
Цикл
специальных дисциплин, устанавливаемых
вузом (факультетом)
|
1100
|
ДП.00
|
Дополнительные
виды подготовки (военная под-
готовка, гражданская оборона и др.)
|
510
|
ФД.00
|
Факультативные
дисциплины
|
280
|
|
Всего
часов:
|
7344
|
П.00
|
Практика
|
10
недель
|
ГА.00
|
Государственная
итоговая квалификационная
аттестация
|
2
недели
|
--------------------------------
<*>
Дидактические единицы представлены разделами, темами, понятиями, с помощью
которых определяется основное содержание дисциплины.
Настоящий вариант
программы составлен на основе следующих данных:
теоретическое
обучение - 54 ч x 136 нед. = 7344 ч;
практика - 10
недель;
экзаменационные
сессии - 30 недель;
каникулы - 24
недели;
отпуск после
окончания вуза - 4 недели;
итого: 204 недели.
Примечания. 1. Вуз
(факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в
пределах 5 процентов, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10 процентов
без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной
нагрузки студента и уменьшения минимального содержания дисциплины.
1.2. Устанавливать
объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально -
экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих
математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего
объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин,
указанного в графе 2.
1.3. Осуществлять
преподавание общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин в форме
авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе, учитывающим региональную, национально - этническую, профессиональную
специфику, научно - исследовательские предпочтения преподавателей и
обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать
необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в
циклы общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин, общих
математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля направления
подготовки выпускников.
2. Максимальный
объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и
внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем
обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за
период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не
входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный год
должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
3. Факультативные
дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными
для изучения студентом.
4. Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
5. Цикл специальных
дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по
сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные
варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из
вариантов цикла, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать
курсы по выбору студента.
6. Квалификация
"Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при
выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой
профессии, с выдачей соответствующего диплома.
7. Государственная
итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп. 5.3
Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее
образование. Общие требования". Формы и содержание государственной
итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль
выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.