МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 октября 1993 г. N 169-М
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ И МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ И
ПОДРОСТКОВ,
ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
В связи с
реализацией Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 394
"О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости
инвалидов" вопросы обеспечения профессиональной подготовки инвалидов и
подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, в
учреждениях начального профессионального образования Минобразования России
приобретают особую важность.
При организации
учебного процесса в названных учреждениях с данным контингентом не всегда
учитываются его особенности, специфика и трудности, что вызывает необходимость
обращения внимания территориальных органов управления образованием
(профессиональным образованием) на эту проблему.
Профессиональное
обучение инвалидов следует организовывать, как правило, на основе заявок и
предложений местных органов исполнительной власти, социальной защиты, обществ
инвалидов, служб занятости, других организаций и по договорам с предприятиями,
на которые будут направлены выпускники училищ. При этом должны соблюдаться
медицинские показания и противопоказания к приему на обучение и рекомендации
ВТЭК.
В соответствии с
Временным положением о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в
учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите
(Постановление Министерства труда Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N
21в), работодатели должны создавать или выделять необходимое количество рабочих
мест для трудоустройства инвалидов.
В профессиональные
образовательные учреждения принимаются лица, страдающие олигофренией в степени
легкой дебильности без нарушений двигательных функций, а также слабослышащие.
Для их обучения в учреждениях необходимо организовывать отдельные группы без
получения среднего образования.
В методическом
обеспечении учебного процесса в указанных группах следует учитывать следующее:
при определении профиля и сроков подготовки необходимо использовать Перечень
профессий рабочих и служащих, по которым возможно профессиональное обучение
инвалидов (Приложение 1).
Профессиональные
образовательные учреждения при обучении по конкретной профессии названного
Перечня могут использовать учебные планы и программы учебных заведений
Министерства социальной защиты Российской Федерации по подготавливаемым
профессиям либо действующие учебные планы и программы для подготовки в
профессиональных образовательных учреждениях Минобразования России рабочих и
молодежи без получения среднего образования, скорректировав их с учетом
специфики подготавливаемого контингента.
В этом случае
следует предусмотреть резерв учебного времени (для реабилитации учащихся по
общеобразовательным предметам, необходимым для овладения профессией (до 100
час.), физическая культура заменяется лечебной физкультурой (не менее 4 час. в неделю), вводится
специализированный углубленный курс социальной адаптации. В специальном цикле
необходимо предусмотреть на заключительном этапе обучения предмет (предметы)
узкой специализации, позволяющий обеспечить трудоустройство выпускников в
соответствии с социально-экономической ситуацией, складывающейся на рынке труда
региона к моменту окончания учащимися учебного заведения.
Кроме того,
учебно-программная документация может разрабатываться профессиональными образовательными
учреждениями как самостоятельно, так и по их заказам территориальными
научно-методическими органами и организациями. Во всех
рассмотренных случаях рабочие учебные планы должны быть согласованы с
территориальными органами образования).
Приложение
1
Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
Ю.М.РОГОВСКИЙ
16 сентября 1993
года
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ И
ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ИНВАЛИДОВ И ПОДРОСТКОВ,
ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ИЛИ УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
N
п/п
|
Наименование профессии рабочего,
должности служащего
|
Минимальный
срок
профессиональной
подготовки
(в месяцах)
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Автоматчик
игольно-платинных изделий
|
2
|
2.
|
Автоматчик
картонажного производства
|
5
|
3.
|
Вышивальщик(ца) <*>
|
-
|
4.
|
Вязальщик
схемных жгутов, кабелей и шнуров
|
3
|
5.
|
Гравер
<*>
|
-
|
6.
|
Градуировщик
|
4
|
7.
|
Доводчик-притирщик
|
4
|
8.
|
Дозиметрист
|
5
|
9.
|
Закройщик
|
6
|
10.
|
Изготовитель
<*>
|
-
|
11.
|
Измеритель
<*>
|
-
|
12.
|
Киномеханик
|
6
|
13.
|
Кондитер
|
6
|
14.
|
Ковровщица
|
9
|
15.
|
Контролер
<*>
|
-
|
16.
|
Комплектовщик
<*>
|
-
|
17.
|
Кружевница
|
4
|
18.
|
Лаборант
<*>
|
-
|
19.
|
Литейщик
пластмасс
|
1
|
20.
|
Маникюрша
|
3
|
21.
|
Монтажник
радиоэлектронной аппаратуры и
приборов
|
3
|
22.
|
Наборщик
на наборно-печатающих машинах
|
6
|
23.
|
Намотчик
<*>
|
-
|
24.
|
Обдирщик алмазов
|
6
|
25.
|
Обработчик
<*>
|
-
|
26.
|
Огранщик
алмазов в бриллианты
|
6
|
27.
|
Обувщик
<*>
|
-
|
28.
|
Озеленитель
|
2
|
29.
|
Оператор
акустических испытаний
|
3
|
30.
|
Оператор
заправочных станций
|
2
|
31.
|
Оператор
теплового пункта
|
2
|
32.
|
Оператор
электронно-вычислительных и
вычислительных машин
|
5
|
33.
|
Переводчик
рисунков
|
3
|
34.
|
Переплетчик
(документов)
|
2
|
35.
|
Портной
|
до
6
|
36.
|
Прессовщик
изделий из пластмасс
|
1
|
37.
|
Радиомеханик
по обслуживанию и ремонту
радиотелевизионной аппаратуры <**>
|
12
|
38.
|
Распределитель
работ
|
5
|
39.
|
Распиловщик
алмазов
|
6
|
40.
|
Резчик
<*>
|
-
|
41.
|
Ремонтировщик респираторов и противогазов
|
2
|
42.
|
Ретушер
|
6
|
43.
|
Садовник
|
5
|
44.
|
Сборщик
<*>
|
-
|
45.
|
Секретарь
(машинистка)
|
5
|
46.
|
Склейщик-окрасчик очковых оправ из
пластмасс
|
1
|
47.
|
Слесарь
механосборочных работ <**>
|
5
|
48.
|
Слесарь-сборщик
<*>
|
-
|
49.
|
Слесарь
по контрольно-измерительным
приборам и автоматике <*>
|
5
|
50.
|
Станочник
жестяно-баночного оборудования
|
5
|
51.
|
Столяр
|
4
|
52.
|
Сортировщик
<*>
|
-
|
53.
|
Токарь
|
6
|
54.
|
Фрезеровщик
|
6
|
55.
|
Цветовод
|
5
|
56.
|
Часовщик
<*>
|
-
|
57.
|
Чертежник
|
6
|
58.
|
Чертежник-конструктор
|
6
|
59.
|
Швея
|
до
5
|
60.
|
Штамповщик
|
3
|
61.
|
Электромонтажник
<*>
|
-
|
62.
|
Ювелир
<*>
|
-
|
--------------------------------
<*>
Наименование группы профессий с учетом ограничений по физическим нагрузкам и
передвижению в процессе работы.
<**>
Профессии с ограничением физических нагрузок.
Пояснительная
записка
Представленный
Перечень содержит профессии рабочих и должности служащих, по которым
целесообразна подготовка в профессиональных образовательных учреждениях
Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом
или умственном развитии, без получения ими среднего образования, и является
рекомендательным документом. Перечень содержит наименования профессий (групп
профессий), сроки обучения.
С целью более
полного удовлетворения потребностей в профессиональной
подготовке рассматриваемой категории обучаемых включены как профессии,
подготовка которых традиционно ведется в профессиональных образовательных
учреждениях, так и профессии, по которым ведется подготовка рабочих на
производстве.
В Перечне
указан минимальный срок подготовки по данной профессии, определенный Перечнем
профессий для подготовки рабочих на производстве (ч. I - III. Москва, 1987), лиц, ранее не имевших профессии.
Конкретный срок обучения, исходя из уровня сложности профессии, исходного
уровня подготовки принимаемого на обучение, медицинских показаний и
рекомендаций ВТЭК, определяется непосредственно образовательным учреждением.
Аналогично определяется срок обучения по любой из профессий, входящих в группу
(помечены *), в связи с чем в Перечне не указан срок
подготовки.
При необходимости
подготовки по профессии, не вошедшей в данный Перечень, если такая подготовка
носит разовый характер или специфична для данного региона, образовательному
учреждению предоставляется право вести подготовку по согласованию с местными
органами образования (профессионального образования).
Для инвалидов III
группы, имеющих заболевания, не указанные в данном письме, подготовка
проводится в соответствии с медицинскими показаниями в зависимости от уровня
образования на различных отделениях профессиональных образовательных учреждений
в составе общих групп.
При
учебно-методических кабинетах (центрах) территориальных органов образования
(профобразования) следует организовывать совместно с органами социальной
защиты, здравоохранения и службами занятости специальные курсы переподготовки и
повышения квалификации для работников, непосредственно связанных с обучением
этой категории молодежи.
Профессиональные
образовательные учреждения при необходимости могут рассматривать вопросы о
штатах мастеров производственного обучения, а также численности учащихся в
группах, укомплектованных лицами, имеющими недостатки в физическом или
умственном развитии, по аналогии с профтехучилищами-интернатами системы Министерства социальной защиты населения Российской
Федерации.
В целях
координации работы по организационному и методическому обеспечению подготовки в
профессиональных образовательных учреждениях Минобразования России инвалидов и
подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, просим по
итогам 1993 - 1994 учебного года сообщить в Главное управление
профессионального образования сведения о профессионально-квалификационном
составе учащихся данной категории, а также анализ проблемных ситуаций,
возникающих при их обучении.
Заместитель
Министра
Ю.М.РОГОВСКИЙ