ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 1993 г. N 835
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред.
Постановлений Правительства РФ от 15.09.1995 N 917,
от 03.08.1996 N
919)
Совет Министров -
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Министерстве образования Российской Федерации.
2. Признать
утратившими силу:
Постановление
Совета Министров РСФСР от 30 октября 1969 г. N 613 "Об утверждении
Положения о Министерстве просвещения РСФСР" (СП РСФСР, 1969, N 23, ст.
128);
пункты 1, 2, 5, 6,
8, 11 Постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 79
"Вопросы Министерства образования РСФСР";
Постановление
Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1992 г. N 224 "Вопросы
Комитета по профессиональному образованию Министерства образования Российской
Федерации".
Председатель Совета
Министров -
Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 23 августа 1993
г. N 835
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред.
Постановления Правительства РФ от 15.09.1995 N 917,
от 03.08.1996 N
919)
1. Министерство
образования Российской Федерации (Минобразование
России, далее именуется Министерство) является центральным органом федеральной
исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в
области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего, начального профессионального, дополнительного образования (далее именуется
сфера образования). Министерство является также центральным органом отраслевого
управления педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием.
2. Министерство в
своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом
Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской
Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
3. Министерство
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с соответствующими
центральными органами федеральной исполнительной власти, органами
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт
- Петербурга и общественными организациями.
4. Министерство
является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в
банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской
Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Местонахождение
Министерства - г. Москва.
5. Финансирование
центрального аппарата Министерства осуществляется за счет средств
республиканского бюджета Российской Федерации, направляемых на содержание
центральных органов федеральной исполнительной власти, предельная численность
его работников утверждается Советом Министров - Правительством Российской
Федерации.
6. Основными
задачами Министерства являются:
а) разработка и
реализация государственной политики в сфере образования;
б) формирование и
реализация концепции среднего (полного) общего образования молодежи как
базового для получения профессионального образования и подготовки к
самостоятельной жизни и деятельности;
в) разработка и
контроль исполнения федеральных компонентов государственных образовательных
стандартов в сфере образования, содействие развитию национально - региональных
компонентов государственных образовательных стандартов;
г) организация
профессионального образования работников квалифицированного труда в учреждениях
начального профессионального образования, подготовка специалистов
педагогического среднего, высшего и послевузовского образования в
соответствующих образовательных учреждениях;
д) разработка
совместно с Министерством труда Российской Федерации перечней профессий,
направлений и специальностей, по которым осуществляются профессиональное
образование и профессиональная подготовка;
е) государственная
оценка качества учебно - воспитательного процесса в государственных,
муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях; государственная
аккредитация образовательных учреждений;
ж) участие в
разработке и осуществление совместно с соответствующими центральными органами
федеральной исполнительной власти комплекса мер по социально - правовой защите
и охране здоровья детей, обучающихся и воспитанников;
з) реализация
кадровой политики в сфере образования, совершенствование подготовки и
использования научно - педагогических кадров; повышение социального статуса
работника образования;
и) участие в
разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и
инновационной политики в сфере образования;
к) развитие и координация
международных связей в рамках компетенции Министерства, в том числе на
межведомственной основе.
7. Министерство в
соответствии с возложенными на него задачами:
а) разрабатывает с
участием центральных органов федеральной исполнительной власти, органов
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт
- Петербурга, общественных организаций, деятелей науки, образования, культуры
на конкурсной основе Федеральную программу развития образования, другие
программы в сфере образования и обеспечивает их реализацию;
б) организует по
поручению Совета Министров - Правительства Российской Федерации государственную
экспертизу проектов международных, федеральных и региональных программ в сфере
образования;
в) осуществляет
комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования,
обоснование целей и приоритетов развития отдельных образовательных программ на
всей территории Российской Федерации, а также на отдельных территориях с учетом
их национально - региональных особенностей и образовательного потенциала;
г) обеспечивает
разработку содержания образования, отвечающего потребностям национальных,
возрастных и иных групп населения, включающего также необходимые знания в области
обороны государства, о воинской обязанности граждан и навыков по гражданской
обороне.
Обеспечивает с
участием Министерства обороны Российской Федерации разработку программ и
методик подготовки обучающихся, воспитанников образовательных учреждений к военной
службе в соответствии с требованиями действующего законодательства;
д) устанавливает
федеральные требования к содержанию образования и разработке учебных планов и
программ, определяет порядок утверждения и выпуска учебно - методической
документации;
е) обеспечивает
разработку учебно - методических материалов и учебников, отработку новых
перспективных подходов к организации образовательного процесса в
образовательных учреждениях в соответствии с компетенцией Министерства;
ж) устанавливает
номенклатуру и форму аттестатов, дипломов и других документов государственного
образца об общем и о начальном профессиональном образовании, эквивалентность
документов об общем и о начальном профессиональном образовании на территории
Российской Федерации;
з) разрабатывает и
утверждает положения о золотой и серебряной медалях, а
также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений
Российской Федерации;
и) организует с
участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти
систему работы с детьми и подростками с девиантным
(общественно опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном
развитии;
к) организует
методическую помощь и оказывает содействие органам, осуществляющим функции по
опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, защите прав детей,
обучающихся и воспитанников, нуждающихся в государственной поддержке;
осуществляет
централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывает
содействие в устройстве ребенка на воспитание в семьи граждан Российской
Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, ведет учет
иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей,
являющихся гражданами Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от
03.08.1996 N 919)
л) разрабатывает и
осуществляет совместно с заинтересованными центральными органами федеральной
исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга комплекс мер по профессиональному
образованию - подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и
служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и
незанятого населения;
м) определяет
требования и порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации
образовательных учреждений в сфере образования;
н) обеспечивает
совместно с Российской академией образования координацию и проведение научно -
исследовательских работ, имеющих фундаментальное и приоритетное прикладное
значение для сферы образования, а также внедрение достижений науки, техники,
отечественного и зарубежного опыта в этой сфере;
о) участвует в
разработке государственных нормативов финансирования образования, предложений
по совершенствованию систем финансирования, налогообложения, организации и
оплаты труда, хозяйственного механизма в сфере образования;
п) осуществляет в
установленном порядке финансирование относящихся к федеральной собственности
непосредственно подчиненных Министерству образовательных и иных учреждений,
организаций, объектов капитального строительства, а также контроль
за их финансово - хозяйственной деятельностью;
р) обеспечивает
разработку прогнозов и перспективных направлений развития материально -
технической базы сферы образования и содействует удовлетворению потребностей
отрасли в материально - технических ресурсах, вырабатывает рекомендации для
соответствующего промышленного производства;
с) разрабатывает и
реализует в пределах своей компетенции целевые международные программы в
области образования, проводит работу по оказанию содействия в изучении русского
языка и литературы за рубежом; обеспечивает выполнение обязательств Российской
Федерации по вопросам образования, вытекающих из договоров Российской Федерации
с иностранными государствами;
т) разрабатывает и
реализует меры по созданию и развитию федеральной системы информации в сфере
образования;
у) осуществляет в
установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной
статистической отчетности в сфере образования, обеспечивает ее достоверность;
ф) обобщает
практику применения федерального законодательства Российской Федерации в области
образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в
установленном порядке в Совет Министров - Правительство Российской Федерации;
х) представляет в
установленном порядке работников образования к государственным наградам и присвоению
почетных званий, поощряет обучающихся и воспитанников.
8. Министерство
имеет право:
а) осуществлять по
вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, инспектирование
образовательных учреждений и органов управления образованием на территории
Российской Федерации, проверки в образовательных и иных учреждениях,
организациях, непосредственно подчиненных Министерству;
б) образовывать в
необходимых случаях комиссии и экспертные советы, а также временные научные
(творческие) коллективы и рабочие группы;
в) создавать,
реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке образовательные и иные
учреждения, организации, непосредственно подчиненные Министерству;
г) приостанавливать
в установленном порядке деятельность подведомственных образовательных учреждений,
осуществляемую с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в
области образования и уставов образовательных учреждений.
9. Министерство
возглавляет министр образования Российской Федерации (далее именуется Министр),
назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Министр
осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия и несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и
функций.
Министр имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его
представлению Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
10. Министр:
а) вносит в
установленном порядке на рассмотрение Совета Министров - Правительства
Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам образования;
б) распределяет
обязанности и устанавливает степень ответственности заместителей Министра,
руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства и руководителей
учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству;
в) издает в
пределах своей компетенции приказы, инструкции и дает указания, подлежащие
обязательному исполнению работниками центрального аппарата Министерства,
подведомственными образовательными и иными учреждениями, организациями, и
проверяет их исполнение; в необходимых случаях совместно с руководителями
других центральных органов федеральной исполнительной власти издает приказы и
инструкции;
г) утверждает
структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах,
установленных Советом Министров - Правительством Российской Федерации, фонда
оплаты труда и штатной численности центрального аппарата Министерства,
положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства,
утверждает (согласовывает) уставы образовательных учреждений, положения об
учреждениях и организациях непосредственно подчиненных Министерству;
д) назначает на
должность и освобождает от должности работников центрального аппарата
Министерства, руководителей учреждений и организаций, непосредственно
подчиненных Министерству.
11. В Министерстве
образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей
Министра по должности, руководителей ведущих подразделений центрального
аппарата Министерства, ученых, специалистов, общественных деятелей.
Члены коллегии
(кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждаются Советом Министров -
Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия на своих
заседаниях рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции Министерства.
Решения коллегии оформляются постановлениями коллегии и проводятся в жизнь, как
правило, приказами Министра.
В случае
разногласий между Министром и членами коллегии Министр проводит свое решение,
докладывая Совету Министров - Правительству Российской Федерации о возникших
разногласиях. Члены коллегии в свою очередь могут также сообщить свое мнение
Совету Министров - Правительству Российской Федерации.
12. При
Министерстве для решения вопросов развития образования образуется Высший
федеральный совет по образованию. Положение о нем и его персональный состав
утверждаются Министром.