МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 июня 1993 г. N 112-М
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ
УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА
Завершен I этап
процесса информатизации образования: курс информатики включен в базисный
учебный план в качестве обязательного предмета для изучения в старших классах
общеобразовательных учреждений. Курс обеспечен учебными
программами, пособиями для обучающихся, методическими рекомендациями для
учителей, изданными отдельными пособиями, в виде журнальных публикаций, а также
в качестве сопровождения к программному обеспечению для компьютеров
отечественного и импортного образцов.
Процесс
информатизации образования вступает в новую фазу, а именно:
широко ведется
преподавание курса информатики в 8 - 9 классах общеобразовательных учреждений;
профильный курс
углубленного изучения информатики ведется в 10 - 11 классах;
пропедевтический
курс информатики апробируется в младших классах отдельных общеобразовательных
учреждений (гимназии, лицеи и т.п.);
новые технологии
обучения, основанные на использовании компьютеров, внедряются в преподавание других
предметов;
информационные
технологии, основанные на использовании баз данных и компьютерных локальных и
телекоммуникационных сетей, внедряются в систему управления учреждениями
образования.
Достижение
вышеуказанных целей требует сохранения и привлечения высококвалифицированных
кадров учителей информатики, менеджеров в области информатизации образования и
специалистов по обслуживанию вычислительной техники.
Раздел I.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Для обеспечения
квалифицированного преподавания информатики учитель (преподаватель)
информатики:
1. Составляет
учебно - тематические планы по курсу информатики для различных параллелей с
учетом профиля образовательного учреждения, количества учебных часов,
предусмотренных учебными планами и программами, имеющейся техники на основе
рекомендованных учебников и методических разработок.
2. Устанавливает и
адаптирует необходимые для работы компьютеров и локальной сети дисплейного
класса системные программные средства.
3. Подбирает и
тиражирует необходимые учебные программные и печатные материалы для проведения
уроков информатики.
4. Изучает,
систематизирует и использует в учебном процессе программные средства,
поддерживающие курс информатики.
5. Отвечает за
сохранность оборудования и программных средств во время учебного процесса.
6. Обеспечивает
соблюдение правил безопасной работы и санитарно - гигиенических требований во
время учебных занятий.
Раздел II.
АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
И ОПЛАТА ИХ ТРУДА
Уровень
квалификации учителя информатики имеет свою специфику и определяется в
соответствии со следующими основными критериями:
знание принципов
функционирования основных устройств компьютера;
умения и навыки
пользователя, необходимые для работы в дисплейном классе;
знание языка
программирования;
знание операционной
системы; знание программ по информатике и различных учебников;
умение выбрать
(подобрать) определенную методику для конкретного класса (группы), темы, типа
вычислительной техники;
умение разработать
собственную программу и методику преподавания информатики.
Для оценки уровня
квалификации учителя информатики целесообразно создавать при институтах
повышения квалификации работников образования (институтах усовершенствования
учителей) или учебно - методических кабинетах экспертные комиссии с
привлечением специалистов в области информатики (ученых, методистов, опытных
преподавателей).
Рассматривая
вопросы об установлении разрядов оплаты труда по ЕТС учителям информатики с
учетом стажа педагогической работы, необходимо иметь в виду следующее:
1. В стаж педагогической работы учителям информатики включается время
работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в
Вооруженных Силах по специальности, соответствующей профилю преподаваемого
предмета, дисциплины (подпункт "е" пункта 5 приложения 6 к Инструкции
о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной
Приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94, в редакции
Приказа Гособразования СССР от 08.06.90 N 400).
2. При внеочередной
аттестации установление разрядов оплаты труда по ЕТС с 12 по 14 осуществляется
в соответствии с п. 14 Положения о порядке проведения внеочередной аттестации
работников учреждений и организаций образования, утвержденного Приказом Министерства
образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. N 406.
3. При очередной
аттестации на присвоение квалификационных категорий рекомендуем определять
соответствие учителей информатики требованиям тарифно - квалификационных
характеристик с учетом следующих особенностей:
3.1. На II
квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие общим
требованиям, предъявляемым к учителям информатики, и прошедшие курс обучения
базовой подготовки учителей информатики, умеющие разрабатывать собственную
оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения в школе; стаж
работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 1 года.
3.2. На I
квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям,
предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а также
использующие собственную оригинальную методику в процессе обучения, которая
рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе;
стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2-х лет.
3.3. На высшую квалификационную категорию могут претендовать учителя,
отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I
квалификационных категорий, имеющие собственные методические разработки
(пособия, программы и т.п.), положительно оцененные методическими службами и
опубликованные в специальных научно - методических педагогических изданиях;
стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4-х лет.
Раздел III.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Для обеспечения
учебного процесса необходимо поддержание дисплейных классов в работоспособном
состоянии. Для этого необходимы следующие виды обслуживания:
техническое;
эксплуатационное;
информационное.
Эксплуатационное и
информационное обслуживание, как правило, выполняют учителя информатики, на
которых приказом по учреждению возлагаются обязанности по заведованию кабинетом
вычислительной техники, к которым относятся:
ответственность за
сохранность оборудования в дисплейном классе;
осуществление
профилактического обслуживания компьютеров и проверка технического состояния
путем тестирования;
регулярное
проведение мероприятий по антивирусной защите программных средств;
устранение
простейших неисправностей оборудования путем перестановки и перекоммутации
отдельных блоков;
осуществление
контроля за своевременным и качественным ремонтом техники организацией, с
которой учреждение заключило договор о техническом обслуживании;
выявление
потребности учреждений образования в программных и методических средствах;
изучение,
систематизация и внедрение поступающего программного обеспечения, ведение базы
данных по программному обеспечению;
организация работы
с дисками (форматирование, копирование, профилактика, архивирование,
тиражирование);
ознакомление педагогического
коллектива с программными и методическими материалами;
планирование и
организация работы по дооборудованию и оснащению дисплейного класса;
планирование
загрузки дисплейного класса; осуществление контроля за
соблюдением правил безопасной работы и санитарно - гигиенических норм в
дисплейном классе.
При возложении на
работника дополнительных обязанностей указывается размер доплаты, который
определяется учреждением образования самостоятельно в пределах выделенных средств
(см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 09.04.93 N 67-М
"О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений
образования").
В учреждениях, где
объем работы по эксплуатационному обслуживанию вычислительной техники в образовательном
учреждении значительно превышает обязанности, выполняемые учителем, на которого
возложена работа по заведованию кабинетом, может быть введена должность
лаборанта, техника или инженера. Конкретные наименования должностей работников
и их количество обуславливается числом компьютерных классов, количеством
занимающихся в них обучающихся, уровнем их подготовки, наличием необходимых
средств и т.д. При наличии вакансии по должности лаборанта, техника или
инженера и возложении их обязанностей по эксплуатационному и информационному
обслуживанию дисплейного класса на учителя информатики ему также может
устанавливаться доплата в порядке и на условиях, предусмотренных при совмещении
должностей, размер которой определяется учреждением образования.
В целях планирования
и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом
при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложение на одного
из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по
внедрению новых информационных технологий, к которым относятся:
планирование и
организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в
образовательном процессе;
организация
обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в
образовательном процессе;
оказание
методической помощи учителям в создании компьютерных программно - методических
материалов с использованием инструментальных программных средств;
организация работы
факультативов, кружков, компьютерных клубов и т.п.;
планирование и
организация использования компьютерной техники в управлении и делопроизводстве;
обеспечение
возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся
в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого
использования;
планирование
закупки нового оборудования и программно - методических комплексов.
Настоящие
рекомендации могут использоваться и при организации обучения информатике,
аттестации и оплате труда преподавателей информатики в учреждениях начального и
среднего профессионального образования.
Первый заместитель
Министра
В.А.БОЛОТОВ