МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 19 мая 2009 г. N 17-04-09/54
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС В СФЕРЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ НА 2009 - 2010 ГОДЫ
В целях
совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны (далее
- ГО) и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования
(далее - РСЧС Рособразования) на 2009 - 2010 годы
предлагаю:
I. Основные
задачи
1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(далее - РСЧС) считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных
на реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны,
снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (далее - ЧС) для обеспечения безопасности населения,
укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического
развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и
военное время.
Основными задачами
по подготовке сил гражданской обороны и РСЧС Рособразования
на 2009 - 2010 годы определены:
- в области
гражданской обороны:
- обеспечение
повседневной готовности системы гражданской обороны Рособразования
к переводу на условия военного времени в сфере Рособразования,
создание и применение сил и средств ГО для решения задач по защите учащихся и
студентов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
- дальнейшее
совершенствование сил ГО, повышение их готовности, мобильности и оснащенности
современными техническими средствами и технологиями ведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе средствами малой
механизации;
- совершенствование
организации учета, содержания и использования средств защиты личного состава и
объектов ГО образовательных учреждений, а также подготовки мероприятий по
эвакуации учащихся и студентов, профессорско-преподавательского состава и
членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы,
внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения
мероприятий по ГО;
- активизация
работы по созданию и содержанию в соответствии с установленными правилами и
требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты, приборов
радиационной, химической разведки и контроля и иных материально-технических
средств;
- выполнение
мероприятий по повышению уровня готовности систем оповещения
сотрудников и обучающихся образовательных учреждений;
- в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- повышение
эффективности деятельности координационных органов РСЧС Рособразования
на основе совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также
повышение качества обучения учащихся и студентов способам защиты от ЧС;
- обеспечение
готовности органов управления, сил и средств РСЧС к реагированию на ЧС,
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развитие систем
информационного обеспечения;
- создание резервов
финансовых и материальных ресурсов, достаточных для ликвидации ЧС;
- ускорение темпов
создания страховых фондов документации на объекты повышенного риска
(потенциально опасные) и объекты систем жизнеобеспечения населения;
- в области
обеспечения пожарной безопасности:
- осуществление
комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели
людей при пожарах, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения;
- организация
оснащения объектов образовательных учреждений автоматическими установками
противопожарной защиты, первичными средствами пожаротушения, индивидуальными
средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания;
- обеспечение
внедрения единых форм автоматизированного сбора сведений об оценке текущего
состояния комплексной безопасности образовательных учреждений Рособразования;
- в области
обеспечения безопасности людей на водных объектах:
- повышение
эффективности контроля за обеспечением безопасности
людей на водных объектах;
- повышение
эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности судов
и несчастных случаев с людьми на водных объектах.
2. Руководителям
подведомственных образовательных учреждений и организаций (начальникам штабов
гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям и
обеспечению пожарной безопасности):
2.1. Основные
усилия по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС Рособразования в области защиты работников и обучающихся
образовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности в 2009 - 2010 годах сосредоточить на:
- изучении нормативных правовых, научно-методических и
организационных основ управления рисками чрезвычайных ситуаций, обусловленных
природными, техногенными угрозами и террористическими проявлениями;
- организации
качества и полноты разработки планов действий по предупреждению и ликвидации
ЧС, обратив особое внимание на вопросы предупреждения и ликвидации ЧС с учетом
местных особенностей регионов;
-
обеспечении дальнейшей реализации требований Федеральных законов от 12.02.1998
N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера", Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2003
N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" (с изменениями от 27.05.2005), от 10.07.1999 N 782 "О
создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально
уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны", Положения
о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования,
Приказов Федерального агентства по образованию от 10.04.2009 N 386 "Об
утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном
агентстве по образованию" (приложение 1 - не приводится), от 26.12.2005 N
1699 "Об утверждении плана действий Федерального агентства по
образованию в кризисных ситуациях", письма Рособразования
от 18.08.2006 N 17-3-09/98 "О нештатных, общественных и добровольных
аварийно-спасательных формированиях в структуре гражданской обороны и защиты
образовательных учреждений Рособразования
(формированиях ГО)";
- совершенствовании подготовки руководителей, специалистов и
личного состава формирований гражданской обороны образовательных учреждений
(далее - формирований ГО), РСЧС Рособразования по
вопросам предупреждения и практических навыков реагирования в ЧС, решения задач
ГО;
- выполнении мероприятий по повышению квалификации
преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и
дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также укреплении
учебно-материальной базы кабинетов (классов) ОБЖ и БЖД в образовательных
учреждениях;
- формировании "культуры безопасности" обучающихся и
персонала образовательных учреждений, повышении уровня знаний и
совершенствовании навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций или угрозы
ЧС;
- реализации новых
подходов, форм и методов повышения готовности ГО, совершенствования защиты
работников и обучающихся образовательных учреждений от ЧС, улучшения системы
обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- реализации
программ развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
ЧС, системы мониторинга критически важных объектов и опасных грузов;
- активизации
работы по реальному накоплению резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
- ускорении темпов создания страховых фондов документации на
объекты повышенного риска (потенциально опасные) и объекты систем
жизнеобеспечения населения;
- повышении
эффективности защиты работников и обучающихся образовательных учреждений,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также на заблаговременной (в
мирное время) подготовке ГО к работе в условиях военного времени;
- продолжении работы по подготовке персонала службы ответственных
дежурных, диспетчерских служб образовательных учреждений;
- совершенствовании оснащенности пунктов управления
современными техническими средствами связи, оповещения (автоматизированных
систем оповещения) и жизнеобеспечения;
- подготовке эвакуационных
органов (эвакокомиссий) к выполнению эвакуационных
мероприятий в установленные планами сроки с практической отработкой в ходе
учений и тренировок задач по предназначению;
- создании
структурных подразделений или назначении отдельных работников по гражданской
обороне на основании Постановления Правительства Российской Федерации от
10.07.1999 N 782 (пункт 4), Приказа Минобразования России от 02.08.1999 N 147 и
письма Минобразования России от 24.04.2000 N 38-51-13/38-02 "Об
утверждении Примерного положения о специально уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны структурных подразделений (работниках)
организаций".
2.2. Подготовку руководителей и специалистов ГО и РСЧС Рособразования, личного состава служб и формирований ГО
осуществлять в соответствии с Постановлениями Правительства Российской
Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации
обучения населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 N 547
"О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", а также Организационно-методическими
указаниями по подготовке населения Российской
Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций,
обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на
2006 - 2010 годы (N 43-2324-14 от 17.08.2005) и Примерными программами обучения
населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций,
утвержденными МЧС России 09.07.2001, с учетом направляемых МЧС России выводов и
предложений из ежегодных государственных докладов о состоянии
защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (Приложение 3).
2.3. Обеспечить
готовность к использованию по предназначению действующих систем оповещения
(сообщить почтово-телеграфные реквизиты образовательных учреждений и
организаций соответствующим головным вузам в федеральных округах согласно
Приложению 2), организовать работы по модернизации технически устаревших систем
оповещения.
2.4. Разработать
комплекс мер по укреплению пожарной безопасности.
2.5. Организовать
планирование и практическое выполнение комплекса мероприятий по инженерной,
радиационной, химической и медико-биологической защите работников и обучающихся
образовательных учреждений в мирное и военное время, а также по повышению
готовности подчиненных органов управления, формирований ГО для ликвидации ЧС,
вызванных террористическими актами.
2.6. Поддерживать в
постоянной готовности формирования ГО, принимать меры по их оснащению
необходимым имуществом.
2.7. Рассматривать
на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной
безопасности проблемные темы обучения работников образовательных учреждений
действиям в чрезвычайных ситуациях, а также способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2.8. Не допускать
сокращения существующего фонда убежищ и укрытий.
2.9. Продолжить
работу по созданию, содержанию и хранению в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также
резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
2.10. Продолжить
совершенствование приемов и способов эвакуации работников и обучающихся,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Вести активную работу
по поиску путей возможного сокращения сроков проведения эвакомероприятий.
2.11. Направлять на
переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов
гражданской обороны образовательных учреждений в центры комплексной
безопасности и повышения квалификации руководителей и специалистов
мобилизационных органов, гражданской обороны, преподавателей дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности".
2.12. Принять меры по активизации работы по подготовке (переподготовке)
вновь назначенных руководителей структурных подразделений (работников),
специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны,
созданных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных
подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в
области гражданской обороны".
2.13. При
планировании мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы подготовки на
2009 - 2010 годы особое внимание уделить:
- проведению
комплекса практических мероприятий по популяризации знаний, обучению и
выработке практических навыков в области гражданской обороны, защиты от
чрезвычайных ситуаций у должностных лиц ГО и РСЧС Рособразования,
учащихся и студентов образовательных учреждений;
-
совершенствованию учебно-материальной базы учебных классов образовательных
учреждений по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и
дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";
- продолжению
целенаправленной деятельности по подготовке органов управления, сил гражданской
обороны и функциональной подсистемы Рособразования в
целом в вопросах организации планирования и практического выполнения комплекса
мероприятий по инженерной, радиационной, химической и бактериологической защите
работников и обучающихся в мирное и военное время.
II. Задачи
по оперативной подготовке
Основной задачей
руководителей образовательных учреждений и организаций (начальников гражданской
обороны, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям) по оперативной
подготовке на 2009 - 2010 годы является повышение готовности органов
управления, РСЧС Рособразования в целом к действиям в
ЧС в мирное и военное время и выполнению задач по предназначению.
Основными
мероприятиями оперативной подготовки считать:
1. Подготовку
органов управления ГО к действиям по предназначению. Основной формой обучения
определить командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
2. Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты работников
и обучающихся от ЧС природного и техногенного характера проводить с
периодичностью и продолжительностью, определенными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности
имеющихся планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, отработке вопросов
взаимодействия при ликвидации ЧС, связанных с пожарами в образовательных
учреждениях.
Главными целями
проводимых мероприятий должны быть: совершенствование знаний, умений и навыков
руководителей и специалистов ГО, личного состава формирований ГО при выполнении
задач по защите работников и обучающихся, материальных и культурных ценностей
от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
Периодичность и
продолжительность мероприятий оперативной подготовки для образовательных
учреждений и организаций планировать:
а) командно-штабные
учения и штабные тренировки продолжительностью до одних суток проводить один
раз в год;
б)
тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов со службами и
формированиями ГО - один раз в 3 года;
в) отнесенные к категориям
по ГО комплексные учения продолжительностью до двух суток - один раз в 3 года;
не отнесенные к категориям по ГО комплексные учения продолжительностью до 8
часов - один раз в 3 года;
г) тренировки по
тематике ГО проводить в образовательных учреждениях начального, среднего и
высшего профессионального образования один раз в год.
Тематику
командно-штабных, тактико-специальных учений, командно-штабных (штабных)
тренировок определять с учетом вида и масштабов возможных ЧС, прогнозируемых на
соответствующей территории.
Предусматривать
комплексные темы учений с отработкой на первом этапе вопросов ликвидации ЧС
природного и техногенного характера, а на последующих этапах - вопросов
перевода ГО с мирного на военное положение и ведения гражданской обороны.
Командно-штабные
учения и командно-штабные (штабные) тренировки проводить руководителям
образовательных учреждений.
3. Ежегодное
подведение итогов деятельности РСЧС Рособразования по
выполнению мероприятий ГО в образовательных учреждениях и постановка задач на
2009 - 2010 годы.
Отчетные доклады о
состоянии гражданской обороны ежегодно представлять Рособразованию
до 15 октября текущего года.
III.
Выписка из комплексного плана основных мероприятий МЧС
России по вопросам
гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2009 - 2010 годы
МЧС России в 2009 -
2010 гг. планирует проведение инспекторских проверок в области ГО,
предупреждения и ликвидации ЧС органов управления и организаций (учреждений) в
субъектах Российской Федерации в соответствии с утвержденными планами.
Руководителям
образовательных учреждений, расположенных в проверяемых комиссиями МЧС России
территориях, организовать подготовку сил и средств ГО, оповещения, связи, а
также взаимодействия с территориальными органами МЧС России.
IV.
Основные направления совершенствования
гражданской обороны
1. В целях
дальнейшего совершенствования ГО руководителям подведомственных образовательных
учреждений (организаций) обратить внимание на более качественную разработку и
составление документации по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС, на планирование
и организацию выполнения мероприятий по гражданской обороне и защите от
чрезвычайных ситуаций.
2. Продолжить работу по созданию, комплектованию и оснащению служб ГО
и формирований ГО в соответствии с письмом Рособразования
от 18.08.2006 N 17-3-09/98 "О нештатных, общественных и добровольных
аварийно-спасательных формированиях в структуре гражданской обороны и защиты
образовательных учреждений Рособразования
(формированиях ГО)" и выпиской из методических указаний по созданию
гражданских организаций гражданской обороны МЧС России (письмо Минобразования
России от 23.02.2001 N 42-51-10/42-02).
Основными формами
подготовки служб ГО (формирований ГО) образовательных учреждений считать
проведение тактико-специальных, комплексных учений, тренировок с отработкой
практических вопросов по тематике гражданской обороны объекта.
3. Подготовку руководящего и личного состава формирований ГО
образовательных учреждений проводить в соответствии с Федеральным законом от
21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера", Постановлениями
Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" и от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об
организации обучения населения в области гражданской обороны".
При подготовке
формирований ГО образовательных учреждений основные усилия сосредоточить на
практическом овладении личным составом приемов и способов действий по защите
работников и обучающихся, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Личный
состав формирований ГО готовить в соответствии с требованиями
Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил
гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2009 - 2010 годы МЧС России (письмо от
05.11.2008 N 2-4-60-17-5), Организационно-методических указаний по подготовке
населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах на
2006 - 2010 годы МЧС России (письмо от 17.08.2005 N 43-2324-14), Методическими
рекомендациями по созданию, подготовке, оснащению нештатных
аварийно-спасательных формирований и Методическими рекомендациями по применению
и действиям нештатных аварийно-спасательных формирований при приведении в
готовность гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций Департамента
гражданской защиты МЧС России (2005 год), письма Рособразования
от 18.08.2006 N 17-3-09/98 "О нештатных, общественных и добровольных аварийно-спасательных формированиях в структуре
гражданской обороны и защиты образовательных учреждений Рособразования
(формированиях ГО)", а также в ходе учений и тренировок по гражданской
обороне.
На основании
настоящих Организационно-методических указаний образовательным учреждениям
осуществить разработку распорядительных документов по подготовке органов
управления, сил ГО и в установленном порядке ввести в действие планы основных
мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2009 - 2010 годы.
Руководитель,
начальник
гражданской обороны
Федерального
агентства
по образованию
Н.И.БУЛАЕВ
Приложение
2
СПИСОК
ГОЛОВНЫХ ВУЗОВ В
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ,
КОТОРЫЕ ОПОВЕЩАЮТ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ РОСОБРАЗОВАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
┌───┬────────────────────────┬────────────────────────┬───────────────────┐
│
N │ Наименование, почтовые │ Занимаемая должность, │ Номера телефонов │
│п/п│реквизиты,
междугородний│ Ф.И.О.
├─────────┬─────────┤
│ │ код МГТК, факсимильная
│ │служебный│домашний,│
│ │связь, электронная почта│ │ │мобильный│
├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│
1 │ 2 │ 3 │ 4
│ 5 │
├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│1.
│Санкт-Петербургский
│ректор Кропачев Николай
│328-97-01│ │
│
│государственный
│Михайлович (служба
│ │ │
│ │университет - головной │ответственных дежурных) │ │ │
│ │вуз в Северо-Западном │начальник моборгана │320-07-13│ │
│
│федеральном округе;
│Пудло Петр Максимович │ │ │
│ │Университетская наб., │ │ │ │
│ │7-9, Санкт-Петербург, │ │ │ │
│ │199034, факс: │ │ │ │
│ │(812) 328-97-88, │ │ │ │
│ │электронная почта: │ │ │ │
│ │office@inform.pu.ru │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│2.
│Южный федеральный │ректор Захаревич │263-31-58│ │
│ │университет - головной │Владислав Георгиевич │ │ │
│
│вуз в Северо-Кавказском │(служба ответственных │ │ │
│
│федеральном округе;
│дежурных) │ │ │
│ │ул. Б. Садовая, 105, │проректор Узнародов │263-32-68│ │
│ │Ростов-на-Дону, 344006, │Игорь Миронович
│ │ │
│ │факс: (863) 263-87-23, │начальник моборгана │263-70-63│ │
│ │электронная почта: │Прядко Виктор
Николаевич│ │ │
│ │rektorat@sfedu.ru │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│3.
│Тамбовский государствен-│ректор Мищенко Сергей │63-10-19 │ │
│ │ный
технический универ- │Владимирович (служба │ │ │
│
│ситет - головной вуз в │ответственных дежурных) │ │ │
│ │Центральном
федеральном │проректор Калинин
│63-00-76 │
│
│ │округе; ул. Советская, │Вячеслав Федорович │ │ │
│ │106, Тамбов, 392000, │начальник моборгана │63-72-20 │ │
│ │факс: (4752) 63-06-43, │Хвостунова
Инна │ │ │
│ │электронная почта: │Федоровна │ │ │
│ │tstu@admin.tstu.ru │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│4.
│Самарский государствен- │ректор Сойфер Виктор │335-18-26│ │
│ │ный
аэрокосмический уни-│Александрович (служба │ │ │
│
│верситет им. академика │ответственных дежурных) │ │ │
│ │С.П. Королева - головной│проректор
Григорьев
│335-64-37│ │
│ │вуз в Приволжском феде- │Владимир
Алексеевич │ │ │
│ │ральном
округе; Москов- │начальник моборгана │267-43-57│ │
│ │ское шоссе,
34, Самара, │Жмакин Николай
│335-15-17│
│
│ │443086, факс: │Дмитриевич │ │ │
│ │(846) 335-18-36, │ │ │ │
│ │электронная почта: │ │ │ │
│ │ssau@ssau.ru │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│5.
│Уральский государствен- │ректор Бугров Дмитрий │350-74-20│ │
│
│ный университет им. │Витальевич (служба │ │ │
│ │А.М. Горького - головной│ответственных
дежурных) │ │ │
│ │вуз в Уральском федера- │проректор Рогожин
Сергей│350-75-68│
│
│ │льном округе; просп. Ле-│Алексеевич │ │ │
│ │нина, 51,
Екатеринбург, │начальник моборгана │350-54-54│ │
│ │Свердловская
обл., │Гришин Александр │ │ │
│ │620083, факс: │Геннадьевич │ │ │
│ │(343) 350-74-01, │ │ │ │
│ │электронная почта: │ │ │ │
│ │doc_office@usu.ru │ │ │ │
├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│6.
│Томский государственный │ректор Майер Георгий │52-98-52 │ │
│
│университет - головной
│Владимирович (служба
│ │ │
│ │вуз в Сибирском федера- │ответственных
дежурных) │ │ │
│ │льном округе; просп. Ле-│проректор
Бабанский
│52-94-99 │
│
│ │нина, 36,
Томск, 634050,│Михаил Демьянович │ │ │
│ │факс: (3822) 52-95-85, │начальник моборгана │52-95-93 │ │
│ │электронная почта: │Кривошеина Екатерина │ │ │
│ │rector@tsu.ru │Ивановна │ │ │
├───┼────────────────────────┼────────────────────────┼─────────┼─────────┤
│7.
│Тихоокеанский государст-│ректор Иванченко Сергей │37-51-86 │ │
│
│венный университет -
│Николаевич (служба
│ │ │
│ │головной вуз в Дальне-
│ответственных дежурных) │ │ │
│ │восточном
федеральном │проректор Шалобанов
│37-52-50 │
│
│ │округе; ул. Тихоокеан- │Сергей Викторович │ │ │
│ │ская, 136,
Хабаровск, │начальник моборгана
│22-44-24 │
│
│ │680035, факс: │Капустин Григорий │ │ │
│ │(4212) 72-06-84, │Юрьевич │ │ │
│ │электронная почта: │ │ │ │
│ │rector@khstu.ru │ │ │ │
└───┴────────────────────────┴────────────────────────┴─────────┴─────────┘
Начальник
Административно-правового
управления
В.П.ЦАРЕВ
Приложение
3
ВЫВОДЫ И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОКЛАДА О СОСТОЯНИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В 2008 ГОДУ
1. Выводы о
состоянии защиты населения и территорий
от чрезвычайных
ситуаций
В Российской
Федерации в 2008 году произошло 2155 чрезвычайных ситуаций, в том числе
техногенного характера - 966, природного характера - 152 и биолого-социального характера
- 36, а также совершен один крупный террористический акт.
В результате
указанных чрезвычайных ситуаций и террористических актов погибли 4491 человек и
пострадали 3756 человек.
К наиболее
тяжелым социально-экономическим последствиям приводили чрезвычайные ситуации,
связанные с авариями на транспорте, пожарами на объектах социально-бытового и
культурного назначения, авиационными катастрофами, обрушениями зданий, объектов
социального назначения, авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения, крупными
природными пожарами.
Количество
чрезвычайных ситуаций в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизилось на 13,4%
и составило 2155. При этом количество погибших в 2008 году уменьшилось на 12,8%
и составило 4491 человек.
Сохранилась в 2008
году и тенденция снижения общего количества пожаров на территории Российской
Федерации. По сравнению с 2007 годом общее количество пожаров снизилось на 5,3%
и составило 201344, а количество погибших людей уменьшилось на 5,4% и составило
15198 человек.
Количество происшествий
на водных объектах по сравнению с 2007 годом снизилось на 14,8% и составило
8483, количество погибших при этом снизилось на 17,5% и составило 6555 человек.
В ходе проведения
аварийно-спасательных работ и тушения пожаров в 2008 году спасено более 110 тыс.
человек, из них свыше 13 тыс. человек при дорожно-транспортных происшествиях.
Резервы финансовых
средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации
увеличились по сравнению с 2007 годом на 31% и составили 18,9 млрд. рублей. Объемы
материальных ресурсов увеличились на 12% по сравнению с аналогичным периодом
2007 года и составили 6,3 млрд. рублей.
Для ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральным органам
исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства
Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий было выделено более 8 млрд. рублей.
В области защиты от
чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности прошли обучение и
подготовлены свыше 39 млн. человек с использованием различных форм обучения, в
том числе около 40 тыс. должностных лиц органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления. В
течение года было организовано обучение 424 должностных лиц и работников единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(далее - РСЧС), федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Институте развития МЧС
России, в том числе 30 председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, и
обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.
В 2008 году около
15 млн. учащихся прослушали курсы "Основы безопасности
жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности".
В результате
скоординированных и оперативных действий сил РСЧС предотвращена гуманитарная
катастрофа в Республике Южная Осетия и обеспечено возвращение пострадавшего
населения в места постоянного проживания. В регион доставлено свыше 18,5 тыс.
тонн грузов, в том числе медикаменты, продукты питания, одежда и строительные
материалы. Пиротехническими подразделениями МЧС России обезврежено более 2700 взрывоопасных
предметов.
Вместе с тем
имеются недостатки в области инженерной защиты от чрезвычайных ситуаций, в
обеспечении готовности органов управления, сил и средств РСЧС, в организации
оповещения населения, а также готовности населения к действиям в условиях
чрезвычайных ситуаций.
По итогам 2008 года
признана недостаточно эффективной работа комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики
Карелия, Республики Бурятия, Ивановской, Курганской и Сахалинской областей.
В лучшую сторону
отмечается деятельность комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан, Камчатского
края, Рязанской, Ленинградской, Тюменской и Вологодской областей и гор. Москвы
и Санкт-Петербурга.
Наиболее успешно в
2008 году функционировала территориальная подсистема РСЧС Астраханской области.
Среди функциональных подсистем РСЧС в лучшую сторону отмечена деятельность
Всероссийской службы медицины катастроф.
<...>
2.
Предложения по совершенствованию защиты населения
и территорий
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
природного и
техногенного характера
В целях дальнейшего
совершенствования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера федеральным органам исполнительной власти,
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления и организациям предлагается провести комплекс мероприятий по
следующим направлениям:
<...>
- по
совершенствованию мероприятий, средств и способов защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций:
<...>
Минобрнауки России:
- обеспечить
внедрение единых форм автоматизированного сбора сведений об оценке текущего
состояния комплексной безопасности образовательных учреждений на территории
Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и
подчиненности;
- совместно с
федеральными органами исполнительной власти, имеющими подведомственные
учреждения образования, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления организовать оснащение
подведомственных объектов автоматическими установками противопожарной защиты,
первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами фильтрующего
действия для защиты органов дыхания;
<...>.