МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 2009 г. N 03-917
О МАТЕРИАЛАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗА
К ПОРЯДКУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Департамент
государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет материалы
по формированию педагогического заказа к порядку проектирования и строительства
зданий и сооружений общеобразовательных учреждений, разработанные в ходе
исполнения пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 23 октября
2008 г. N АЖ-П44-6398 и пункта "б" перечня поручений Президента
Российской Федерации от 20 октября 2008 г. N Пр-2240 для возможного
использования в работе.
Директор
Департамента
государственной
политики
в образовании
И.М.РЕМОРЕНКО
МАТЕРИАЛЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗА К ПОРЯДКУ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ И
СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Общие
положения
Материалы
подготовлены на основании анализа информации о лучших реализованных
архитектурных проектах общеобразовательных учреждений в субъектах Российской
Федерации (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2008 г. N 03-2759), а также
по итогам заседаний рабочей группы по вопросу разработки новых строительных
норм и правил, а также современных архитектурных проектов общеобразовательных
учреждений в части педагогического заказа.
Минрегионом России актуализирован СНиП 31-06-2008 "Общественные здания и
сооружения" (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89*, размещена на
сайте Минрегиона России www.minregion.ru). Указанный свод норм и правил
содержит необходимые требования, определяющие строительство зданий и сооружений
современных школ.
С 1 октября 2008
года вступили в действие новые СанПиН 2.4.5.2409-08
"Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся
в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего
профессионального образования", которые "...распространяются на действующие,
строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных
учреждений".
Разделом II
указанных СанПиН определены требования к размещению, объемно-планировочным и
конструктивным решениям помещений для организации питания в общеобразовательных
учреждениях.
Департамент
государственной политики в образовании Минобрнауки России приглашает
заинтересованных педагогов и управленцев к обсуждению определения принципов
педагогического заказа к новой школьной архитектуре в образовании в интернет-сообществе "Открытый класс":
http://www.openclass.ru/projects/ministry/new_school.
II. Анализ
ситуации по порядку проектирования
и строительства
общеобразовательных учреждений
в субъектах
Российской Федерации
По информации
субъектов Российской Федерации, как правило, при строительстве новых
общеобразовательных учреждений используются типовые проекты, разработанные
научно-исследовательскими и проектными институтами СССР. В тоже время в ряде
субъектов Российской Федерации (г. Москва, Республика Саха (Якутия),
Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская
область, Красноярский край, Чукотский автономный округ) в последнее время
реализованы современные индивидуальные проекты
общеобразовательных школ, в соответствии с требованиями действующих СНиП.
Анализ
представленной в адрес Минобрнауки России информации о реализованных проектах
общеобразовательных учреждений позволяет сделать следующие выводы:
здания и сооружения
общеобразовательных учреждений в отношении использованных материалов,
внутренней планировки и типологии помещений имеют большие сходства, несмотря на
различные природно-климатические условия, что связано с применением действующих
СанПиН и СНиП;
имеется тенденция к
увеличению площади зданий и сооружений в расчете на одного учащегося;
классные комнаты
спроектированы в расчете на традиционную рассадку учащихся (ряды парт,
выделенное учительское место, прямоугольная форма классной комнаты);
предусмотрены
большие холлы (атриумы) для обеспечения возможности общения учащихся разных
классов и возрастов;
имеется тенденция к
увеличению числа общешкольных помещений - залов различной направленности
(музыкальный, актовый, конференционный залы, зал защиты проектов), в том числе
расширению помещений физкультурно-оздоровительного комплекса (физкультурные,
хореографический залы, бассейны с ваннами различного размера);
как правило,
проекты предполагают централизованное водо- и электроснабжение, канализацию, в
тоже время имеются решения с автономными системами (автономная дизельная
электростанция, котельная, водонапорная башня, водоочистные сооружения);
при строительстве
зданий и сооружений учитывается необходимость прокладки телекоммуникационных
сетей и размещения телекоммуникационного оборудования, в том числе -
специализированных устройств приема-передачи
спутникового сигнала.
При этом
оригинальные авторские проекты большинства построенных и планируемых к сдаче
объектов - зданий и сооружений общеобразовательных учреждений - в настоящее
время не могут рассматриваться как варианты
универсальных решений и быть рекомендованы к использованию органам
муниципальных образований и органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, выступающим в качестве заказчиков строительства общеобразовательных
школ.
III.
Принципы педагогического заказа на проектирование
и строительства
общеобразовательных учреждений
В целях унификации
разработки индивидуальных архитектурных проектов
зданий и сооружений общеобразовательных учреждений Министерство предлагает
учитывать следующие принципы:
обеспечить
удешевление строительства за счет использования современных экологичных
материалов и строительных технологий;
обеспечить
сокращение сроков строительства;
обеспечить учет
особенностей организации образовательного процесса, использования
коммуникационных и телекоммуникационных технологий в образовании;
обеспечить учет
возрастных особенностей учащихся;
проводить
оптимизацию схемы пришкольных участков.
Основные
функциональные требования к разработке данных проектных решений с учетом
организации учебного процесса на уровне современных образовательных стандартов
представлены в таблице 1.
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ К
РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ
ПРОЕКТОВ ЗДАНИЙ И
СООРУЖЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Функцио-
нальные
единицы
|
Функцио-
нальные
характерис-
тики
|
Функциональные
требования
|
Примечания
|
Общие решения зданий и
сооружений
|
Общеобра-
зователь-
ная школа
(I - III
ступень)
|
Возраст
учащихся от
6,5 лет до
18 лет
|
Типовые
инженерные решения на основе
новейших достижений в области вентиля-
ции, кондиционирования и отопления;
вентиляция пищеблоков столовых должна
учитывать новую технику и технологию
приготовления пищи. Технологическое
тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%;
схемы прямоточного воздухообмена в
кухнях необходимо заменять на системы с
активированными (приточно-вытяжными
зонтами);
системы водяного отопления необходимо
проектировать по двухтрубной схеме с
пофасадным регулированием температуры в
помещениях. Применять системы отопления
с использованием теплых полов
|
|
Школа
I
ступени
(начальная
школа)
|
Возраст
учащихся от
6,5 лет до
10 (11) лет
|
Типовые
инженерные решения на основе
новейших достижений в области вентиля-
ции, кондиционирования и отопления;
вентиляция пищеблоков столовых должна
учитывать новую технику и технологию
приготовления пищи. Технологическое
тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%;
схемы прямоточного воздухообмена в
кухнях необходимо заменять на системы с
активированными (приточно-вытяжными
зонтами);
системы водяного отопления необходимо
проектировать по двухтрубной схеме с
пофасадным регулированием температуры в
помещениях. Применять системы отопления
с использованием теплых полов
|
Модель
|
Школа
II
ступени
(подрост-
ковая
школа)
|
Возраст
учащихся от
10 (11) лет
до 15 (16)
лет
|
Типовые
инженерные решения на основе
новейших достижений в области вентиля-
ции, кондиционирования и отопления;
вентиляция пищеблоков столовых должна
учитывать новую технику и технологию
приготовления пищи. Технологическое
тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%;
схемы прямоточного воздухообмена в
кухнях необходимо заменять на системы с
активированными (приточно-вытяжными
зонтами);
системы водяного отопления необходимо
проектировать по двухтрубной схеме с
пофасадным регулированием температуры в
помещениях. Применять системы отопления
с использованием теплых полов
|
Модель
|
Школа
III
ступени
(старшая
школа)
|
Возраст
учащихся от
15 (16) лет
до 17 (18)
лет
|
Типовые
инженерные решения на основе
новейших достижений в области вентиля-
ции, кондиционирования и отопления;
вентиляция пищеблоков столовых должна
учитывать новую технику и технологию
приготовления пищи. Технологическое
тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%;
схемы прямоточного воздухообмена в
кухнях необходимо заменять на системы с
активированными (приточно-вытяжными
зонтами);
системы водяного отопления необходимо
проектировать по двухтрубной схеме с
пофасадным регулированием температуры в
помещениях. Применять системы отопления
с использованием теплых полов
|
Модель
|
Школа
полного
дня
|
Возраст
учащихся от
6,5 лет до
18 лет
|
Наличие
дополнительных помещений спор-
тивного, художественно-эстетического
направления, кабинетов для занятий в
малых группах (до 15 человек)
|
Модель
|
Типовые
школьные
здания,
постройки
до 2000 г.
|
|
Разработка
проектов модернизации
школьных зданий, в том числе увеличение
площади за счет перекрытия внутреннего
пространства типовых зданий в форме
"КАРЕ", при этом площадь здания
увеличивается на 30 - 40%
|
|
Общешкольные помещения
|
Общешколь-
ный атриум
|
Пространст-
во обще-
школьного
общения
учащихся,
место про-
ведения об-
щешкольных
выставок и
экспозиций
|
Наличие
верхнего света, специальное
покрытие стен, возможно расположение
рядом с входной группой
|
|
Информа-
ционно-
библио-
течный
комплекс
|
Возможно
выделение
специальной
зоны для
учащихся
младших
классов
|
Система
индивидуальных рабочих мест для
работы с информацией;
помещения для тиражного и иного
оборудования;
компьютерный центр, медиатека и универ-
сальное лекционное помещение;
встроенные шкафы для книг и хранилище
книг
|
|
Залы
|
|
Актовый
зал с многофункциональной сце-
ной, вместимостью на общее количество
учащихся школы; хореографический зал,
раздевалки. Обязательное наличие
технических помещений (кладовых) и в
начальной школе - помещений для одежды
учащихся, сушильни для одежды и обуви
|
|
Основные учебные
помещения
|
Учебные
кабинеты
|
|
В
основу учебных помещений должен быть
положен принцип универсального учебного
кабинета, рассчитанного на организацию
фронтальных, групповых и индивидуальных
форм работы
|
|
Предметные
кабинеты
|
По
предметам:
химия,
физика,
биология
|
Должны
включать:
классную комнату;
практикум;
лаборантскую.
Каждое помещение имеет отдельный выход
в общий коридор и объединено
внутренними дверями
|
|
Помещения
физкультурно-оздоровительного назначения
|
Спортивный
комплекс
|
Спортивные
залы для:
- начальной
школы;
- основной
и старшей
школы
|
Многофункциональный
спортивный зал-
трансформер с возможностью одновремен-
ных занятий для нескольких классов (при
этом могут быть использованы мобильные
перегородки) и проведения спортивных
соревнований по различным видам физи-
ческой культуры и спорта. Наличие раз-
личных зон в спортивном зале - стенок
для скалолазания, спортивных игр, заня-
тий легкой атлетикой. Наличие качест-
венного напольного и настенного (про-
тивоударного, например, пробкового)
покрытия, зрительских трибун (могут
быть откидные)
|
Наличие
раздевалок
с душевыми
кабинами,
тренер-
ских,
подсобных
помещений
|
Бассейн
|
Целесооб-
разность
строитель-
ства бас-
сейна
обусловлена
климатичес-
кими усло-
виями зоны,
в которой
ведется
строитель-
ство
|
Не
менее трех 25-метровых дорожек,
возможность для прыжков, "лягушатник"
для обучения плаванию учащихся младшего
школьного возраста. Наличие
разноуровневых спусков в воду
|
Наличие
раздевалок
с душевыми
кабинами,
тренер-
ских,
подсобных
помещений
|
Площади и
габариты
|
Площади
и габариты помещения, а также их взаимное расположение в объеме
здания рассчитываются на основе действующих СНиП с учетом тенденции к
увеличению расчетной площади на одного учащегося до 25 - 30 кв. м
|