МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 1993 г. N 47/20-11п
О СВЕТСКОМ ХАРАКТЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отношение
государственной школы к религии определяется Законами Российской Федерации
"Об образовании" и "О свободе вероисповедания".
В соответствии со
статьей 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" государство
обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор
согласно их убеждениям путей и форм нравственного и религиозного воспитания.
Граждане Российской
Федерации в отношении религии придерживаются разных убеждений. Они исповедуют
христианство, ислам, буддизм и т.д., не исповедуют никакой религии, потому что мировоззренчески не определились или придерживаются
атеистических убеждений, считают себя агностиками, светскими гуманистами.
Убеждения всех граждан государство обязано уважать в соответствии с
конституционным принципом свободы совести при том условии, что эти убеждения не
противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан. Предпочтение
какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно
означает дискриминацию по отношению к другим, появление монополии в вопросах
духовного развития личности. Государство предоставляет возможность выбора
мировоззрения каждому гражданину как его личного выбора, как его частного дела
по отношению к государству.
Родители, отдавая
ребенка в государственную школу, должны знать, что школа не может взять на себя
обязательство воспитывать его в соответствии с каким-либо определенным
религиозным или атеистическим выбором родителей. Это необходимое условие того,
что школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и дети
считают для себя неприемлемыми.
В связи с вышеизложенным Министерство образования Российской Федерации
в сфере духовного развития личности придерживается следующих положений.
1. Государственные
органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского
и религиозного образования. Светский характер образования в государственных
образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов
государственной политики в области образования (статья 2 Закона Российской
Федерации "Об образовании" - "Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации",
1992, N 30, ст. 1797, стр. 2222). Это означает, что в школе недопустимо
религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Содержание образования
должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,
различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными
группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
2.
"Преподавание религиозно - познавательных, религиоведческих и религиозно -
философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и
имеющее информативный характер, может входить в учебную программу
государственных учебных заведений" (ст. 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповедания"
- "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
РСФСР", 1990, N 21, ст. 240, стр. 286). С этой целью в школах могут быть
введены факультативные курсы "История религий", "Мировые
религии", "Религиоведение", "Великие книги
человечества" и др., опубликованные в сборниках "Вестник
образования", научно - методических журналах Министерства образования
России.
3. Изучение
религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного
дополнительного образования в объединениях учащихся (кружках, клубах,
лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного
удовлетворения духовных потребностей учащихся.
4. Преподавать в
школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии
и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного
образования, имеющие специальную профессиональную подготовку.
5. Органам
управления образованием, институтам повышения квалификации работников
образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и
переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное
преподавание в школе истории религии и других религиозных дисциплин.
6. Государственные
органы управления образованием обязаны контролировать соблюдение Законов
"Об образовании" и "О свободе вероисповедания" в
образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время
государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного или
атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения.
Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции
органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных
образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль
за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных
образовательных стандартов.
7. "Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание могут
осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным
образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по
желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным
уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях" (статья 9
Закона РСФСР "О свободе вероисповедания" - "Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", 1990, N 21, ст. 240, стр. 286).
8. Одновременно
сообщаем, что отменяются как противоречащие Законам "Об образовании"
и "О свободе вероисповедания" письма Министерства просвещения РСФСР
от 24.08.71 N 389 "Об усилении атеистического воспитания учащихся
общеобразовательных школ и студентов педагогических учебных заведений"; от
09.08.74 N 357-М "Об усилении научно - атеистического воспитания учащихся
средней общеобразовательной школы"; от 15.04.84 N4-14/130/33-24/14-446/16
"О рекомендациях по дальнейшему улучшению атеистической пропаганды среди
учащихся в свете решений июньского (1982 года) Пленума ЦК КПСС"; от
14.01.85 N 15-М "Об атеистическом воспитании детей в дошкольных
учреждениях".
Заместитель
Министра
образования РФ
А.Г.АСМОЛОВ