Утверждаю
Главный
государственный
санитарный врач РФ
Г.Г.ОНИЩЕНКО
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
ЗА УСЛОВИЯМИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Протокол Всероссийского совещания
специалистов по гигиене детей и подростков
24 - 26 марта 2009 года
1. В период, прошедший
после последнего Всероссийского совещания специалистов по гигиене детей и
подростков в 2006 году, в Российской Федерации осуществлен ряд организационных
и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности надзора за
детскими образовательными и оздоровительными учреждениями, в том числе по
выполнению решения указанного совещания.
Развивается
нормативно-правовое и методическое обеспечение: разработаны и активно
реализуются методические указания N 0100/8604-07-34 "Рекомендуемые среднесуточные
наборы продуктов для питания детей 7 - 11 и 11 - 18 лет", "Примерные
меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 - 11 и
11 - 18 лет в государственных образовательных учреждениях",
"Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных
буфетах", введены в действие СанПиН
2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и
среднего профессионального образования", издан ряд постановлений Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации, разрабатываются
технические регламенты по различным аспектам санитарно-эпидемиологического
благополучия детей и подростков.
В большинстве
субъектов РФ при участии специалистов по гигиене детей и подростков были
приняты и реализуются региональные программы по совершенствованию питания детей
и подростков, развитию образования на периоды от 3 до 5 лет.
Проведены выездные
совещания специалистов по гигиене детей и подростков в Северо-Западном и Южном федеральных округах.
Таким образом,
решения Всероссийского совещания 2006 года были практически полностью
реализованы.
В настоящее время
состояние здоровья детей и подростков и санитарно-эпидемиологическое состояние
образовательных и оздоровительных учреждений продолжают вызывать серьезную
озабоченность.
Две трети детей в
возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, до 80% выпускников школ из-за
этого ограничены в выборе профессии. По данным Центральной военно-врачебной комиссии
Минобороны России по состоянию здоровья ежегодно освобождаются от военной
службы свыше 90 тыс. семнадцатилетних юношей.
Это обусловлено не
только причинами социально-экономического характера, но и негативным влиянием
факторов окружающей среды, серьезными недостатками в организации питания,
неблагоприятными условиями воспитания и обучения, в том числе обусловленными
интенсификацией учебного процесса, отсутствием навыков здорового образа жизни.
По данным надзорных
мероприятий в 2007/2008 учебном году из обследованных образовательных
учреждений 13% не соответствуют санитарным нормам по параметрам микроклимата,
22% - по уровню искусственной освещенности, 18% - по уровню электромагнитных
полей. Недостаточно эффективно ведется подготовка школ к новому учебному году.
Отмечается
некоторое улучшение в организации питания учащихся общеобразовательных
учреждений. Охват горячим питанием в 2008/2009 учебном году увеличился по
сравнению с 2005/2006 учебным годом с 62,9 до 77,5%.
На фоне улучшения
демографической ситуации в стране, повышения рождаемости, возрастает
потребность в дошкольных образовательных учреждениях. Однако в течение
последних лет происходит ежегодное сокращение количества детских садов, особенно
в сельской местности, что приводит к их переуплотнению и увеличению риска
распространения инфекционных заболеваний.
Остаются проблемы с
обеспечением эффективного отдыха и оздоровления детей. Снижается
число загородных стационарных летних оздоровительных учреждений. Отмечается
рост неудовлетворительных исследований проб воды из источников водоснабжения и
разводящей сети. Имеют место факты открытия летних оздоровительных учреждений
без согласования с Роспотребнадзором.
В сложившихся
экономических условиях особую тревогу вызывает тот факт, что программы,
направленные на улучшение материально-технического состояния учреждений для
детей и подростков и охрану их здоровья, недостаточно финансируются. С учетом
изменяющихся экономических условий не вносятся коррективы в действующие
программы.
Надо отметить то,
что управлениями Роспотребнадзора в субъектах РФ не
проявляется должная настойчивость по недопущению сокращения финансирования
данных программ и ухудшению санитарно-эпидемиологического состояния учреждений
для детей и подростков. Необходимо ставить вопрос перед администрациями
субъектов РФ, органами управления образованием и управления здравоохранением о
выделении достаточных средств для реализации программ.
Кроме того, не в
полной мере применяются меры административного принуждения, предусмотренные
КоАП РФ, управлениями Роспотребнадзора по субъектам
РФ, не в полном объеме реализуются предоставленные права по привлечению
нарушителей санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав
потребителей к ответственности.
Высокую степень
озабоченности вызывает наличие на потребительском рынке значительной доли
товаров детского ассортимента иностранного производства, не соответствующих
требованиям гигиенических нормативов.
Важным направлением
деятельности является пропаганда здорового образа жизни. В возникновении и
распространении большинства хронических неинфекционных заболеваний лежат
факторы риска, обусловленные образом жизни детей и подростков, - употребление
алкоголя, курение, нерациональное питание, низкая физическая активность.
Необходимо отметить
необходимость совершенствования нормативно-правовой базы с учетом современных
требований к организации обучения и воспитания детей и подростков.
2. Руководителям
управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ:
- принять меры по
кадровому укреплению подразделений по гигиене детей и подростков, а также
своевременному повышению квалификации специалистов;
-
обеспечить взаимодействие с региональными, муниципальными органами
законодательной и исполнительной власти с учетом данных, полученных в ходе
государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с целью принятия мер,
направленных на улучшение условий обучения, воспитания, питания, отдыха детей и
подростков, профилактику заболеваний, укрепление здоровья детей, пропаганду
здорового образа жизни, в том числе по разработке и реализации региональных и
муниципальных программ, образовательных программ для населения, детей и педагогов образовательных учреждений по привитию навыков здорового
образа жизни, профилактике алкоголизма, курения, наркомании;
- применять к
нарушителям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей меры воздействия в строгом
соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом РФ от
07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и КоАП РФ;
- при осуществлении
государственного санитарно-эпидемиологического надзора за образовательными
учреждениями обратить особое внимание на соответствие режима образовательного
процесса требованиям санитарного законодательства;
- принять меры по
недопущению сокращения учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков
и уменьшения числа детей, охваченных отдыхом и оздоровлением;
- в рамках
государственного санитарно-эпидемиологического надзора принять меры, в том
числе административного воздействия, направленные на увеличение охвата
обучающихся в общеобразовательных учреждениях горячим питанием, организацию
снабжения школьных пищеблоков, работающих на полуфабрикатах, полуфабрикатами
высокой степени готовности, организацию медицинского контроля за питанием в
общеобразовательных учреждениях, организацию питьевого режима, выполнение норм
питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях;
- принять активное
участие в подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в
нормативно-правовую базу по разделу "Гигиена детей и подростков";
- совместно с
центрами гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ откорректировать действующие
программы гигиенической подготовки сотрудников образовательных учреждений и
учреждений для отдыха и оздоровления детей и подростков.
3. Федеральной
службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
-
продолжить работу по нормативно-правовому обеспечению в части внесения
изменений и дополнений в действующие санитарные правила и нормы для
общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждений с учетом современных
требований к организации обучения и воспитания детей и подростков, в том числе
в условиях учреждений, построенных по старым проектам, а также исследований и
рекомендаций по использованию новых конструкций мебели, светильников, классных
досок, ПЭВМ, используемых для
организации обучения и воспитания детей и подростков;
- подготовить
порядок осуществления контрольно-надзорных мероприятий за образовательными
учреждениями и учреждениями отдыха и оздоровления для детей и подростков с
учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в срок до 1
июля 2009 г.;
- совместно с ГУ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научным центром здоровья
детей РАМН подготовить и утвердить в установленном порядке методики
оценки эффективности оздоровления детей и подростков в срок до 1 июня
2009 г.
4. ФГУЗ
"Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора":
- подготовить для
публикации в тематическом сборнике "Здоровье населения и среда обитания"
в 2009 году материалы Всероссийского совещания специалистов по гигиене детей и
подростков, согласовав их с Роспотребнадзором.
Заместитель
Руководителя
Л.ГУЛЬЧЕНКО