МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СЕТИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Создание
университетов мирового уровня обусловлено масштабными проектами развития
высокотехнологичного сектора российской экономики. Идея создания национальных
исследовательских университетов является реальным воплощением нового подхода к
качественной модернизации сектора науки и образования и логическим продолжением
процесса, начало которому положено конкурсом университетских инновационных
образовательных программ.
В соответствии с
поручением Президента РФ от 04.01.2009 N Пр-26 в 2009 году в рамках
приоритетного национального проекта "Образование" будет
реализовываться новое мероприятие, основой которого является формирование сети
национальных исследовательских университетов.
Департаментом
стратегии и перспективных проектов в образовании и науке (далее - Департамент)
была разработана концепция выбора и государственной поддержки национальных
исследовательских университетов (далее - НИУ).
Исследовательский
университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее
образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и
образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать
эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра
фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы
подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ
послевузовской переподготовки и повышения квалификации.
Стратегической миссией
НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса
страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по
численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с
учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных
преобразований в науке и экономике.
Основной задачей
государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень
образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за
сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и
профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской
Федерации высоких технологий.
Государственная
поддержка НИУ должна осуществляться на конкурсной основе в рамках специально
разрабатываемых и утверждаемых среднесрочных программ развития НИУ (далее -
программы развития), предусматривающих в том числе
условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и
образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по
интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности,
модернизации и совершенствованию материально-технической базы и
социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, интеграции в
международное научно-образовательное пространство.
Вузы, претендующие
на государственную поддержку, должны обеспечить создание инновационного пояса
малых научных компаний с целью коммерциализации широкого спектра изделий и
технологий по критическим технологиям Российской Федерации, разработанных
научно-образовательными центрами, сформированными на базе НИУ.
В рамках реализации
программ развития должна быть выстроена современная система управления
университетом, научного и образовательного менеджмента, предложены новые организационные
решения.
Конкурс программ
развития с целью присвоения вузу статуса НИУ целесообразно проводить в два
этапа. На первом этапе оценивается современное состояние и динамика развития
вуза за последние несколько лет по группам критериев, в частности, таким как:
1) кадровый
потенциал;
2) инфраструктура
образовательного процесса и научных исследований;
3) эффективность
научно-инновационной деятельности;
4) эффективность
образовательной деятельности;
5) эффективность
системы подготовки кадров;
6) международное и
национальное признание.
На втором этапе
экспертизе будут подвергнуты программы развития вузов, прошедших
предварительный отбор в рамках первого этапа. Главный принцип на втором этапе
отбора - "деньги и статус в обмен на обязательства". Представляется
целесообразным определить минимальный набор целевых показателей эффективности
реализации программ развития, установленные значения которых должны быть
достигнуты вузами к концу реализации программ развития и (или) их этапов, среди
которых могут быть:
1) целевые
показатели успешности образовательной деятельности;
2) целевые
показатели результативности научно-инновационной деятельности;
3) целевые
показатели развития кадрового потенциала;
4) целевые
показатели роста международного и национального признания;
5) целевые
показатели финансовой устойчивости.
Для устранения
эффекта влияния размера вуза на абсолютные величины показателей представляется
оправданным в ряде случаев приводить в программах развития как абсолютные, так
и удельные характеристики - значения показателей, отнесенные к численности
научно-педагогических работников вуза.
Приведенные
критерии и целевые показатели явились предметом открытого обсуждения с научной
общественностью. Так, проект концепции обсуждался на разных уровнях, в том
числе 12 декабря 2008 г. на заседании круглого стола "Национальные
исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети".
Персональную
ответственность за реализацию программы развития и достижение установленных
ежегодных значений целевых показателей несет ректор вуза.
Предполагается не
менее чем 20 - 25%-ное софинансирование
мероприятий программ развития из внебюджетных средств. При этом условии объем
ежегодной государственной поддержки оценивается в 400 млн. рублей (в 2009 году
- 200 млн. рублей) в адрес одного университета и будет осуществляться в течение
пяти лет.
Программа развития,
представляемая на конкурс, может охватывать пятилетний период, совпадающий с
периодом государственной поддержки НИУ. Вместе с тем программа развития может
занимать значительно более продолжительный период, не превышающий десяти лет,
но государственная поддержка НИУ оказывается только в первые пять лет ее
реализации.
В 2009 году на цели
создания сети национальных исследовательских университетов (до 15 университетов,
включая пилотный проект) предполагается направить ассигнования в размере 3
млрд. рублей, предусмотренные федеральным бюджетом Рособразованию
на внедрение инновационных образовательных программ.
В связи с тем что дополнительного финансирования на решение указанных
задач из ассигнований федерального бюджета на период 2010 и последующих годов
не предусматривается, Минобрнауки России как субъект
бюджетного планирования предполагает перераспределить расходы подведомственных
министерству федеральных агентств.
В частности, для
финансирования сети национальных исследовательских университетов в 2010 году
может быть произведено уменьшение расходов на реализацию федеральных целевых
программ, государственным заказчиком-координатором которых является Минобрнауки России.
Так,
источником средств в 2010 году могут стать федеральные целевые программы
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"
(ориентировочно в размере 1,9 млрд. рублей), ФЦПРО (ориентировочно в размере
2,8 млрд. рублей) и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России" на 2009 - 2013 годы (ориентировочно в размере 1,3 млрд. рублей). Данные федеральные целевые программы подлежат корректировке в
установленном порядке с сохранением (в основном) значений целевых индикаторов.
При этом высвободившиеся средства предлагается перевести в ассигнования на
содержание подведомственных учреждений с последующим финансированием
победителей конкурсного отбора национальных исследовательских университетов
через соответствующих главных распорядителей бюджетных средств.
Начиная с
2011 года планируется предусмотреть весь объем
расходов на финансирование программ развития сети национальных
исследовательских университетов (6 млрд. рублей в год) во вновь разрабатываемой
Федеральной целевой программе развития образования.
Одним из важнейших
условий успешной реализации программы развития является обоснованный механизм
устойчивого функционирования НИУ после окончания бюджетного финансирования,
поскольку повышенные требования к университету будут сохраняться и в
последующий период. В этом смысле функция государства состоит в создании
инфраструктурных предпосылок дальнейшего саморазвития НИУ.
В целях обеспечения
общественного контроля и максимальной "прозрачности" расходования
средств федерального бюджета представляется целесообразным ежегодное
опубликование финансовых отчетов НИУ о направлениях и объемах расходования
средств независимо от их источника на реализацию программ развития, а также кратких
отчетов о достигнутых результатах. Государственная поддержка реализации
программы развития НИУ может быть прекращена в случае ненадлежащего исполнения
принятых вузом обязательств.
Основными
ожидаемыми результатами от реализации программ развития научно-образовательных
центров на базе НИУ являются:
- возросший уровень
международного признания российской науки и образования;
- более
значительная доля внебюджетной составляющей во внутренних расходах на
исследования и разработки;
- дополнительные
предпосылки для развития экономики региона размещения НИУ;
- устранение
негативных трендов в основных показателях эффективности государственного
сектора науки и образования;
- более высокая
степень коммерциализации в сфере исследований и разработок;
- достижение адекватного
кадрового обеспечения инновационной экономики России.
В настоящее
время вступил в силу Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1448 "О реализации
пилотного проекта по созданию национальных исследовательских
университетов", в соответствии с которым начато формирование Национального
исследовательского ядерного университета и Национального исследовательского
технологического университета на базе государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический
институт (государственный университет)" и федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Государственный технологический
университет "Московский институт стали и сплавов" соответственно.
Департаментом
подготовлены необходимые изменения для внесения в действующее законодательство.
В соответствии с Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
деятельности федеральных университетов" предусмотрено установление новой
категории университетов - "национальный исследовательский
университет", которая будет присваиваться университетам на конкурсной
основе.