ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2009 г. N 18
О СИТУАЦИИ С ВВЕДЕНИЕМ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ, В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ СУБЪЕКТОВ РФ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОБ УЧАСТИИ ПРОФСОЮЗА В ПРОВЕДЕНИИ
МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕНИЯ НСОТ
Заслушав сообщение
заместителя председателя Профсоюза Т.В. Куприяновой о ситуации с введением
новых систем оплаты труда (НСОТ) в федеральных образовательных учреждениях,
государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных образовательных
учреждениях, а также задачах Профсоюза в связи с участием в проведении
мониторинга эффективности введения НСОТ, Президиум ЦК профсоюза констатирует.
Принятие
Правительством РФ решения о введении новых систем оплаты труда в федеральных
бюджетных учреждениях по видам экономической деятельности в ускоренном режиме,
без предварительной подготовки и утверждения в полном объеме необходимой
нормативно-правовой базы, без утверждения Правительством РФ базовых окладов,
базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам
должностей служащих и профессий рабочих в качестве минимальных государственных
гарантий уровней оплаты труда работников бюджетной
сферы, в условиях значительного расширения самостоятельности руководителей
образовательных учреждений в установлении оплаты труда работников создало
дополнительные трудности для федеральных образовательных учреждений при
подготовке и введении НСОТ с 1 декабря 2008 г., в обеспечении
социально-трудовых прав и гарантий работников.
Порядок введения
НСОТ практически одновременно с введением законодательно установленного МРОТ,
равного 4330 рублей, в рамках предусмотренного увеличения фонда оплаты труда
лишь на 30% ограничил возможности учреждений обеспечить необходимую
дифференциацию в оплате труда работников с учетом уровня профессиональной
подготовки, квалификации, сложности и ответственности выполняемой ими работы.
Развитие
экономического кризиса в России в связи с мировым финансовым кризисом, принятые
в связи с ним решения о сокращении лимитов бюджетных обязательств при
финансировании федеральных бюджетных учреждений в 2009 году, а также связанные
с ним другие социальные риски приведут к значительному сокращению объема
средств от приносящей доход деятельности федеральных образовательных учреждений
в связи с вероятным дальнейшим сокращением численности обучающихся на платной основе по причине уменьшения доходов населения, а также
сокращением расходов предприятий внебюджетного сектора на корпоративное
обучение своих работников.
Эти тенденции, в
свою очередь, также могут ограничить возможности увеличения дифференциации в
оплате труда работников федеральных образовательных учреждений за счет
дополнительных источников финансирования расходов на эти цели. Несмотря на
вероятное сохранение в ближайшей перспективе относительной финансовой и
кадровой стабильности в образовательных учреждениях, перечисленные выше факторы
могут уже во второй половине 2009 года привести к новой волне сокращений, но
уже не вакансий, а фактически работающих в них и, следовательно, к нарастанию
социальной напряженности в коллективах учреждений.
Ситуация с
введением НСОТ в субъектах РФ имеет крайне неоднородный характер. Принципиально разные методики и принципы формирования и
финансирования НСОТ, применяемые в субъектах РФ, а в ряде случаев в отдельных
районах и городах одного и того же субъекта РФ (Калужская, Московская области),
уже привели к нарастанию различий в уровнях оплаты труда учителей, других
педагогических работников и уровнях гарантий по оплате труда работников,
реализуемых в разных регионах и даже районах и городах одного региона.
По
информации, поступившей из территориальных организаций Профсоюза, в настоящее
время НСОТ введена во всех типах образовательных учреждений 28 субъектов РФ (в
том числе 9 субъектов РФ, реализующих комплексные проекты модернизации
образования (КПМО)), при этом в 17 из этих субъектов РФ НСОТ введена с 1 января
2009 г. (в Астраханской области - с 1 февраля 2009 г.).
Введение НСОТ пока
только во всех общеобразовательных школах осуществлено в 16 субъектах РФ (в том
числе в 10 субъектах РФ, реализующих КПМО), при этом в двух субъектах РФ - с 1
января 2009 г.
Предполагается
введение НСОТ во всех типах учреждений в более поздние сроки - в течение всего
2009 года еще в 19 субъектах РФ, хотя первоначально предполагалось ввести НСОТ
с 1 января 2009 г.
В 17 субъектах РФ
введение НСОТ в отдельных общеобразовательных учреждениях отрабатывается в
экспериментальном режиме.
При этом в связи с
резким сокращением доходной базы бюджетов всех субъектов РФ и муниципальных
образований срок введения НСОТ во всех типах образовательных учреждений
перенесен в 4 субъектах РФ на 2010 год, а еще в 9 субъектах РФ сроки введения
НСОТ пока не определены.
Обеспокоенность
Президиума ЦК профсоюза вызывает в первую очередь тот факт, что решение о
введении НСОТ в целом ряде регионов принимается без предварительной оценки
возможных социальных эффектов от введения НСОТ, без увязки с задачей повышения
заработной платы работников. Например, с 1 января 2009 г.
НСОТ введена во всех типах образовательных учреждений в Липецкой, Пензенской
областях, в Республиках Карелия и Калмыкия в условиях увеличения фонда оплаты
труда (ФОТ) только на 9 - 12%, хотя в рамках этих объемов выделенных бюджетных
средств необходимо было реализовать и введение нового МРОТ.
Имеются отдельные
факты, свидетельствующие об уже возникших острых проблемах в этих регионах,
связанных с обеспечением гарантий хотя бы сохранения размера заработной платы,
выплачиваемой работникам до введения НСОТ.
В Курской области
предполагается введение НСОТ во всех типах образовательных учреждений с 1
сентября 2009 г. в условиях увеличения ФОТ лишь на 6,8%, в Кировской области
при увеличении ФОТ на 10% также предполагается введение НСОТ во всех
образовательных учреждениях в течение 2009 года. Еще в нескольких субъектах РФ
региональной властью заявлено о намерении ввести НСОТ также во всех
образовательных учреждениях в течение 2009 года притом, что увеличение фонда
оплаты труда на этот год не предусмотрено совсем, а осуществить меры по
введению НСОТ предполагается за счет внутренних резервов системы образования.
По мнению
Президиума ЦК профсоюза, подобные решения власти о введении НСОТ в
образовательных учреждениях без существенного увеличения бюджетных ассигнований
на оплату труда и без учета социальных последствий предлагаемых мер неизбежно
могут привести к массовым нарушениям трудовых прав и гарантий работников
образовательных учреждений, к разрастанию социальных конфликтов в
педагогических коллективах в регионе в целом.
В связи с
вышеизложенным Президиум ЦК профсоюза постановляет:
1. Признать крайне необходимым и своевременным активное участие
Профсоюза, его территориальных и первичных организаций в проведении постоянного
мониторинга эффективности введения НСОТ в федеральных образовательных
учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных
образовательных учреждениях с целью обеспечения объективной и всесторонней
оценки социальных эффектов введения НСОТ, выявления социальных рисков и
предотвращения нарушений социально-трудовых прав работников, а также с целью
подготовки предложений Профсоюза по совершенствованию
нормативно-правовой базы, условий реализации НСОТ в образовательных
учреждениях.
2. ЦК профсоюза, руководителям территориальных организаций Профсоюза,
руководителям районных (городских) и первичных профсоюзных организаций
обеспечить эффективное взаимодействие с администрацией (руководителями)
образовательных учреждений, органов управления образованием всех уровней по
сбору и обмену информацией при проведении мониторинга эффективности введения
новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях, добиваясь объективной
оценки социальных эффектов введения НСОТ и связанных с этим рисков, а также
оценки влияния введения НСОТ на повышение эффективности деятельности
образовательных учреждений.
3. ЦК профсоюза направить подготовленные материалы по результатам
проведения в феврале 2009 года мониторинга эффективности введения НСОТ в
образовательных учреждениях в Минздравсоцразвития
России, Минобрнауки России, Федеральное агентство по
образованию, в правление Российского союза ректоров и секретариат РТК для
обсуждения и подготовки к рассмотрению результатов мониторинга на заседании РТК
и Российским союзом ректоров.
4. Контроль за исполнением Постановления возложить на
заместителей председателя Профсоюза Т.В. Куприянову и В.Н. Дудина.
Председатель
Профсоюза
Г.МЕРКУЛОВА