МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2009 г. N 06-100
О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ
С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
В настоящее время
все большую актуальность приобретает проблема оказания психолого-педагогической
поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - дети-инвалиды). Одним из приоритетных
направлений этой деятельности является организация обучения родителей (иных
законных представителей) или родственников (далее - родители) детей-инвалидов
методикам и технологиям коррекционно-реабилитационной работы с детьми, а также
организация подготовки специалистов, которые могли бы осуществлять обучение
родителей детей-инвалидов в этой области (далее - специалисты).
Указанная
проблема нашла свое отражение в Комплексе мер по развитию гибких форм
занятости, в том числе надомной занятости, лиц, осуществляющих уход за
детьми-инвалидами, а также организации обучения этих лиц методам реабилитации
на 2008 - 2010 годы (далее - Комплекс мер), реализация которого в настоящее
время обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с
заинтересованными организациями в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
от 31 декабря 2008 г. N АЖ-П12-7757.
С учетом
изложенного и во исполнение пунктов 4, 5, 7 Комплекса мер Департамент
предлагает:
1. Организовать на
постоянной основе на базе образовательных учреждений
высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, а
также образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, дошкольных образовательных учреждений,
общеобразовательных учреждений и других образовательных учреждений, в которых
обучаются (воспитываются) дети-инвалиды, родительский всеобуч для семей,
воспитывающих детей-инвалидов, включая обучение родителей навыкам и приемам
реабилитации детей с нарушениями развития, обеспечение их информацией о правах
и гарантиях, предоставляемых детям-инвалидам и их семьям, об учреждениях,
оказывающих образовательные, медицинские, социальные и иные услуги
детям-инвалидам и их родителям.
Родительский
всеобуч может проводиться в рамках специальных обучающих мероприятий (лекций,
семинаров, тренингов), тематических родительских собраний, "горячих
линий", посредством размещения соответствующих материалов на теле- и
радиоканалах, в печатных средствах массовой информации, в сети Интернет.
2. Организовать на
постоянной основе на базе институтов повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, других
учреждений, имеющих соответствующие лицензии в области профессионального
образования, подготовку, повышение квалификации и профессиональную
переподготовку работников образовательных учреждений и органов, осуществляющих
управление в сфере образования, ответственных за организацию обучения родителей
методам воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов.
Мероприятия, связанные
с обучением родителей детей-инвалидов и специалистов, рекомендуется планировать
и проводить во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты
населения, здравоохранения, по делам молодежи, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, с привлечением
негосударственных организаций, прежде всего, общественных объединений инвалидов
и организаций родителей детей-инвалидов.
Информацию
о реализованных и запланированных в субъекте Российской Федерации мероприятиях
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных
учреждений, связанных с обучением родителей детей-инвалидов и специалистов,
прошу представить в Департамент в срок до 1 ноября 2009 г.
Директор
Департамента государственной
политики в сфере
воспитания,
дополнительного
образования
и социальной защиты
детей
А.А.ЛЕВИТСКАЯ