МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 января 2009 г. N 03-124
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММ
ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Департамент
государственной политики в образовании Минобрнауки
России подготовил и направляет для практического использования Рекомендации по
формированию программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации для опережающего обучения работников организаций, находящихся под
риском увольнения или занятых неполное рабочее время.
Заместитель
Директора
Департамента государственной
политики в
образовании
Е.Л.НИЗИЕНКО
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 27 января 2009
г. N 03-124
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ,
ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО
ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД
РИСКОМ
УВОЛЬНЕНИЯ ИЛИ ЗАНЯТЫХ
НЕПОЛНОЕ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
В настоящее
время в связи с актуализацией опережающего обучения работников организаций,
находящихся под риском увольнения или занятых неполное рабочее время, а также
для обеспечения кадровой потребности секторов экономики в посткризисный период Минобрнауки России формирует доступный для пользователей
общероссийский банк действующих программ профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации с целью использования их субъектами РФ
для опережающего обучения (далее - программы опережающего обучения). Размещение в открытом доступе такой базы данных позволит субъектам
РФ отобрать необходимые для переобучения программы, обеспечит мобильность этих
программ.
Вместе с тем работа
только по действующим программам не может обеспечить полноценного опережающего
обучения. В условиях кризиса неизбежно произойдет замена неэффективных
технологий на более современные, создающие условия для существенного повышения
производительности труда, а потому не гарантирующие при достижении докризисных
уровней производства возвращения к соответствующим показателям занятости.
Это означает, что в
случае отсутствия востребованных программ опережающего обучения их разработка может
осуществляться:
- на федеральном
уровне - Федеральным институтом развития образования совместно с работодателями
(по заказу субъекта РФ);
- на региональном
уровне - учреждениями профессионального образования с обязательным участием
представителей работодателей, общественных организаций, действующих в сфере
труда и образования, региональных научно-методических структур.
К этой работе в
первую очередь должны привлекаться образовательные учреждения профессионального
образования - победители приоритетного национального проекта
"Образование".
Работа по
реализации программ опережающего обучения организуется на уровне субъектов РФ
совместными усилиями служб занятости, организаций, предприятий, органов
управления образованием, общественных организаций работодателей, профсоюзов и
образовательных учреждений.
Минобрнауки России организует мониторинг реализации субъектами РФ программ
опережающего обучения.
1.
Особенности содержания программ опережающего обучения
1.1. Направленность
программы на подготовку и переподготовку востребованных кадров для отдельных
секторов экономики по заявкам предприятий и запросам служб занятости с учетом
приоритетов посткризисного развития экономики.
Например, для
системы образования: программа переподготовки (подготовки) преподавателей
специальных дисциплин и мастеров производственного обучения для учреждений НПО
и СПО из числа инженерных работников профильных организаций; программа
переподготовки (подготовки) учителей профильного обучения из числа лиц, имеющих
соответствующее высшее образование; для социального обеспечения: программа
переподготовки (подготовки) социальных работников и т.д.
1.2. Направленность
программы опережающего обучения на повышение квалификации работников с целью
приобретения новых компетенций, способствующих повышению эффективности
деятельности и производительности труда на рабочем месте.
Программа
соответствует данному критерию, если она направлена на освоение современных
производственных технологий (например на освоение
автоматизированных программных продуктов) или на освоение новых форм и методов
организации труда.
Примеры
программ, направленных на освоение автоматизированных программных продуктов:
для бухгалтеров - программа 1С бухгалтерия, для инженеров-конструкторов в
машиностроении - программы Solid works,
Catia, Avtocad, Компас и
др., для станочников - программа для освоения станков с числовым программным
управлением, для инженеров-конструкторов в строительстве - программа по
современным подходам в конструировании зданий и сооружений и т.п.
Примеры
программ, направленных на освоение новых форм и методов организации труда: для
преподавателей системы образования - программы по формированию и реализации
модульных программ обучения (междисциплинарных курсов), для работников системы
здравоохранения - программы повышения мастерства при работе с пациентами, для
работников общественного питания - программы по освоению современного
оборудования и технологий приготовления продукции питания с учетом требований к
безопасности готовой продукции, для работников секторов экономики - участников нацпроекта - по эксплуатации закупленного
современного оборудования (здравоохранение, АПК, образование и др.) и т.п.
1.3. Направленность
программы опережающего обучения на освоение новых компетенций в области
компьютерной грамотности, иностранных языков, правовой культуры в
профессиональной сфере, предпринимательства для организации малого бизнеса (в
первую очередь для молодежи), а также программы для получения водительских прав
в целях повышения мобильности граждан при трудоустройстве в месте, удаленном от
проживания, и др.
1.4. Направленность
программы опережающего обучения на повышение квалификации работников с целью
приобретения новых компетенций, способствующих овладению дополнительными
(новыми) видами профессиональной деятельности: для инженерных работников -
программы экологической безопасности, для работников социальной сферы и сферы
услуг - программы по эффективному взаимодействию с клиентом, пациентом,
потребителем и т.п.
2. Особенности
формирования программ опережающего обучения
2.1. Установление
соответствия цели и содержания программы опережающего обучения требованиям
работодателей. Определение требований к результатам освоения программы.
При этом необходимо
учитывать изменение требований к профессиональным компетенциям, связанное с
развитием современных технологий профессиональной деятельности и особенностями
их реализации на предприятиях (в организациях) конкретного региона.
В современных
условиях наиболее востребованными являются способности: принимать решения и
нести ответственность за их исполнение; работать в команде, адаптироваться в
условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности; использовать
информационно-коммуникационные технологии, работать с информацией; стремление и
способность к самообразованию, повышению профессиональной квалификации.
2.2. Обеспечение
возможности построения обучающимися индивидуального
образовательного маршрута.
2.3. Установление
требований к содержанию и условиям реализации программ опережающего обучения:
- наличие в
структуре программы учебно-тематического плана, содержания дисциплин (модулей),
перечня рекомендуемой литературы по всем дисциплинам, модулям, разделам, темам;
- наличие
методических разработок по обеспечению самостоятельной работы обучающихся,
обоснованность времени, затрачиваемого на ее выполнение;
- наличие
требований к организации практической подготовки;
- наличие
требований к материально-техническому обеспечению, действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам;
- наличие
требований к обеспечению доступа обучающихся к информационным ресурсам.
2.4. Установление
требований к проведению итоговой аттестации по программе опережающего обучения.