МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 ноября 2008 г. N АФ-357/03
О ПРОВЕДЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 15-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. была принята пятая Конституция Российской
Федерации, в которой был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и
достоинства каждого гражданина.
Для любой страны
Конституция - важнейший атрибут государства, символ его достоинства и чести,
поэтому уважать и знать Основной Закон означает уважать свою страну, уважать
самого себя.
Конституция - это
Закон, который дети и взрослые должны знать в первую очередь, ведь знание и
грамотное применение законов - норма правового государства и цивилизованной
жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
В связи с
празднованием 15-й годовщины принятия Конституции Российской Федерации и в
целях ознакомления обучающихся, воспитанников и их родителей с главным
документом нашего государства и формирования уважительного отношения к нему, Минобрнауки России рекомендует провести в декабре 2008 г. в
дошкольных образовательных и образовательных учреждениях начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования, а также в учреждениях
начального профессионального и среднего
профессионального образования уроки (занятия), классные часы, внеклассные
мероприятия, родительские собрания по данной теме.
Минобрнауки России направляет для использования в работе Методические
рекомендации, разработанные Академией повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
В декабре 2008 г.
Конституции Российской Федерации исполняется 15 лет. Конституция является
Основным Законом Российского государства, который определяет его общественное и
государственное устройство.
Основной Закон
утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие,
защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа не только как
общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека
провозглашаются высшей ценностью.
Конституция
Российской Федерации закрепляет идеологические, политические и юридические
особенности нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации
является одним из важных составляющих формирования гражданской идентичности
личности.
В Послании
Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации
подчеркнул важнейшую роль Конституции в становлении демократии и правового
государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной
законности, в реализации прав и свобод граждан, социальных гарантий, в
расширении экономической и предпринимательской свободы.
С учетом этого в
целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности
предлагается в рамках образовательного процесса уделить больше внимания
изучению основных положений Конституции Российской Федерации.
К задачам, которые
должны решаться при изучении текста Конституции, предполагается отнести
следующие:
- подготовка
обучающихся к восприятию основ Конституции Российской Федерации;
- знакомство с
историей развития конституционного строя России;
- история создания
Конституции Российской Федерации;
- знакомство обучающихся с содержанием и структурой Конституции
Российской Федерации;
- воспитание
уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции Российской Федерации
(особое внимание здесь надо уделить изучению 1-й и 2-й глав Конституции);
- формирование
уважения к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым
общечеловеческим ценностям, основам построения правового государства.
Содержание
Конституции Российской Федерации является сложным для восприятия обучающимися. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа,
направленная на адаптацию текста с учетом возрастных особенностей обучающихся,
их социального опыта.
При обучении
преподавателям рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы,
которые заложены в содержание Конституции и необходимы для изучения:
- основы
конституционного строя;
- права и свободы
человека и гражданина;
- федеративное
устройство государства;
- высшие органы
государственной власти Российской Федерации: Президент Российской Федерации,
Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;
- судебная власть;
- основы местного
самоуправления.
Предполагается, что
основное содержание Конституции Российской Федерации будет изучаться:
- в курсах истории
России 9 - 11-х классов при изучении тем, связанных с развитием основ
конституционного строя;
- в курсе
"Обществознание" при изучении в 8 - 11-х классах модуля
"Право".
Наряду с вышеуказанным
углубленное изучение Конституции Российской Федерации может осуществляться в
рамках вариативной части учебного плана образовательного учреждения отдельным
предметом (элективным курсом).
В качестве одного
из методов, который может быть использован учителем при проведении занятий в
рамках рассматриваемой проблематики, рекомендуется метод проектов, который
обеспечивает активизацию познавательного интереса у
обучающихся, способствует общению, обмену личностно-значимой информацией,
социальным опытом. В ходе проектной деятельности обучающиеся
могут знакомиться с основами конституционного устройства России, реализацией
конституционных прав и свобод человека и гражданина, с организацией работы и
полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, используя различные источники информации, в том числе интернет-ресурсы (например,
http://constitution.garant.ru/). При этом могут быть организованы интернет-форумы, созданы блоги для обсуждения разнообразных
ситуаций с опорой на текст Конституции Российской Федерации.
В рамках
внеклассной работы возможно также организовать работу
обучающихся над проектами социальной направленности, в том числе проекты по
созданию конституции образовательного учреждения, проведение олимпиады на
знание Конституции Российской Федерации и др.
В целях привлечения
внимания преподавателей и руководителей образовательных учреждений к вопросам
изучения Конституции Российской Федерации в образовательном процессе
образовательных учреждений рекомендуется организовать и провести в системе
повышения квалификации конкурсы разработок и программ по изучению Конституции
Российской Федерации.
Такие конкурсы
могут быть проведены на основе сетевых технологий, что позволит обеспечить
участие в них большого количества работников образования.
Список
рекомендованной литературы:
1. Конституция
Российской Федерации.
2. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с
комментариями для изучения и понимания. М., Инфра, 2007.
3. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с
комментариями для школьников. Изд. 4-е, перераб.,
доп. - Р-н-Д., 2008.
4. Любимов А.П.
Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. М., 2004.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М.:
Юрист, 2003.
6. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. То же. 2-е
изд. М.: Изд. РЮИД: Сашко, 2000.
7. Воеводин Л.Д.
Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд. Моск. ун-та;
Изд. группа Инфра-М-норма, 1997.
8. Комментарий к
Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М.: Фонд "Правовая культура",
1996.
9. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.
Конституционное право Российской Федерации. Учебник.: М.:
Инфра-М, 1996.
10. Богданова Н.А.
О значении конституционного права для юридического образования и практической
деятельности юриста (вступительная лекция)//Вестник МГУ, сер. 11
"Право", 1995, N 1.
11. Богданова Н.А.
К новой концепции преподавания конституционного права//Государство и право,
1994, N 7.
12. Коркунов Н.М.
Русское государственное право. В 2-х т. СПб., 1892 -
1893.
13. Послание
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5
ноября 2008 г.
14. Письмо
Минобразования России от 06.02.1995 N 151/11 "О гражданском образовании и
изучении Конституции Российской Федерации//Справочник преподавателя
общественных дисциплин. М., 1998.
15. Материалы о
Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/.
Заместитель
Директора
Департамента государственной
политики в
образовании
В.В.СПАССКАЯ