МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 15 октября 2008 г. N 298
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ВОСПИТАНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ
ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с
Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004
г. N 280, и пунктом 3 Приказа Минобрнауки России от 2 сентября 2008 г. N 270/к "Об утверждении структуры
Министерства образования и науки Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики в сфере
воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства
образования и науки Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу Приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 314 "Об утверждении Положения
о Департаменте воспитания, дополнительного образования и социальной защиты
детей Министерства образования и науки Российской Федерации" и от 4
августа 2008 г. N 217 "О внесении изменений в Положение о Департаменте
воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства
образования и науки Российской Федерации".
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждено
Приказом
Минобрнауки России
от 15 октября 2008
г. N 298
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент
государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и
социальной защиты детей (далее - Департамент) является структурным
подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации (далее -
Министерство).
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (далее - Положение
о Министерстве), Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта
2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки
Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в семьи", нормативными правовыми актами
Министерства, а также настоящим Положением.
3. Департамент
осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями
Министерства, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в
ведении Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II.
Полномочия
4. Департамент
осуществляет следующие полномочия:
4.1. Обеспечивает
осуществление Министерством функций по выработке государственной политики и
нормативному правовому регулированию в сфере:
воспитания,
дополнительного образования детей;
образования
детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с
девиантным (общественно опасным) поведением;
опеки и
попечительства над детьми;
обеспечения
безопасной деятельности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и
профилактики асоциального поведения несовершеннолетних;
социальной поддержки
и социальной защиты обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
4.2. Готовит в установленной сфере деятельности Департамента проекты
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется
решение Правительства Российской Федерации.
4.3. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской
Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности Департамента, а также по выполнению плана
действий Правительства Российской Федерации по реализации основных положений
Программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу в установленной сфере деятельности Департамента.
4.4. Готовит
предложения в план организации законопроектных работ Министерства.
4.5. Обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает
предложения по его совершенствованию и проводит анализ реализации государственной
политики в установленной сфере деятельности Департамента.
4.6. Обеспечивает в
установленной сфере деятельности Департамента подготовку совместно с другими
структурными подразделениями Министерства:
проектов
заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации
на проекты федеральных законов, поступивших в установленном порядке в
Министерство;
концепций и
проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов,
поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование или
подготовленных самостоятельно в установленном порядке.
4.7. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента участвует
в разработке проектов следующих нормативных правовых актов Министерства:
федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений;
порядка
аттестации руководящих и педагогических работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений;
форм документов
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации,
технических требований к ним, порядка выдачи, заполнения, хранения и учета
соответствующих бланков документов государственного образца об уровне
образования и (или) квалификации для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида и специальных (коррекционных) классов общеобразовательных
учреждений;
федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при
осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию;
порядка проведения
экспертизы учебников;
федеральных
государственных образовательных стандартов, федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации, к минимуму содержания дополнительной
профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной
переподготовки;
порядка
отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются
к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях, а также перечня этих организаций;
перечня показателей
деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида
и категории, и показателей деятельности его филиалов;
нормативных
правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности
Департамента;
порядка
продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку
заработной платы).
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от
12.02.2009 N 43)
4.8. Разрабатывает
порядок функционирования и развития сети специальных
учебно-воспитательных и реабилитационных учреждений для детей и подростков.
4.9. Разрабатывает
предложения, касающиеся части расходов инвестиционного характера средств
Министерства как субъекта бюджетного планирования в проект федерального
бюджета, в проект федеральной адресной инвестиционной программы, а также по
изменению показателей утвержденного перечня строек и объектов инвестиционной
программы в ходе ее реализации.
4.10. Участвует в
разработке прогнозов социально-экономического развития, системы показателей
оценки деятельности Министерства в установленной сфере деятельности
Департамента, а также предложений по обоснованию приоритетов в соответствии с
прогнозными показателями развития на краткосрочный и среднесрочный периоды.
4.11. Обеспечивает
координацию мероприятий и проектов федеральных целевых и иных программ в
установленной сфере деятельности Департамента, в том числе участвует в
проведении экспертной оценки программ и мероприятий.
4.12. Разрабатывает и осуществляет совместно со структурными
подразделениями Министерства, заинтересованными органами государственной
власти, общественными объединениями и организациями систему мер по защите прав
и законных интересов обучающихся, воспитанников, повышению воспитательного
потенциала образовательного учреждения, развитию дополнительного образования
детей, выявлению и поддержке одаренных детей, формированию здорового образа
жизни и культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, воспитанников,
совершенствованию системы профилактики асоциального поведения
несовершеннолетних, профилактики социального сиротства и развития
семейных форм устройства детей.
4.13. Участвует в
разработке предложений по приоритетным направлениям международного
сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента и обеспечении их
реализации.
4.14. Организует
осуществление Министерством функции федерального оператора государственного
банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
4.14.1.
Осуществляет в установленном порядке подготовку документов
для решения вопроса о выдаче предварительных разрешений на усыновление детей в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.14.2.
Обеспечивает исполнение Министерством международных договоров в области
усыновления (удочерения) детей.
(п. 4.14.2
введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.11.2009 N 648)
4.15. Осуществляет
в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса выдачи
разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и
организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской
Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению
(удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами
иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контроль
за их деятельностью.
4.16.
Подготавливает и обобщает аналитические материалы и справки для руководства
Министерства к заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства
Российской Федерации, а также к Президиуму Правительства Российской Федерации,
к иным мероприятиям по вопросам в установленной сфере деятельности
Департамента.
4.17. Осуществляет
информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение деятельности
органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных
учреждений в установленной сфере деятельности Департамента.
4.18. Осуществляет
организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии
по вопросам поддержки и развития всероссийских детских центров.
4.19. Участвует в установленном законодательством Российской Федерации
порядке в размещении заказов и заключении государственных контрактов, а также
иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
иных государственных нужд в установленной сфере деятельности Министерства и
осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных
контрактов и иных гражданско-правовых договоров в установленной сфере
деятельности Департамента.
(п. 4.19 в ред. Приказа Минобрнауки РФ от
12.02.2009 N 43)
4.20. Участвует в
разработке проектов нормативных правовых актов в части лицензирования и
государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов по
реализуемым ими образовательным программам, а также по оценке качества
образования в установленной сфере деятельности Департамента.
4.21. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере
деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в
установленный законодательством Российской Федерации срок.
4.22. Готовит
предложения в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих
государственную тайну.
4.23. Готовит
предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и
стажировке работников Департамента.
4.24. Осуществляет
взаимодействие с аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации в
установленной сфере деятельности Департамента.
4.25. Готовит
проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в
установленной сфере деятельности Департамента.
4.26. На основании
и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации
обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку
следующих проектов нормативных правовых актов Министерства:
порядка ведения государственного
банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием;
положения о
психолого-медико-педагогической комиссии;
типовых положений
об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
положения о
категориях обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также
содержащихся на полном государственном обеспечении.
(п. 4.26 введен
Приказом Минобрнауки РФ от 12.02.2009 N 43)
4.27. Осуществляет
разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних граждан.
(п. 4.27 введен
Приказом Минобрнауки РФ от 12.02.2009 N 43)
5. Департамент с
целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.2. Организовывать
проведение оценки хода реализации федеральных целевых программ в установленной
сфере деятельности Департамента.
5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в
установленной сфере деятельности Департамента представителей структурных
подразделений Министерства, федеральных служб и федеральных агентств,
находящихся в ведении Министерства, научных и иных организаций, ученых и
специалистов.
5.4. Созывать и
проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с
участием при необходимости представителей структурных подразделений
Министерства, федеральных служб, федеральных агентств и организаций,
находящихся в ведении Минобрнауки России, руководителей образовательных
учреждений.
5.5. Вносить предложения
руководству Министерства по созыву и проведению совещаний в установленной сфере
деятельности Департамента с участием руководителей органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере
образования.
5.6. Вести
служебную переписку с органами государственной власти, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам,
входящим в компетенцию Департамента.
5.7. Готовить
предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней,
методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников
и других печатных изданий в установленной сфере деятельности Департамента.
5.8. Готовить
предложения по учреждению в установленном порядке знаков отличия в сфере
образования.
6. Департамент в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом и
руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III. Организация
деятельности
7. Департамент
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей директора устанавливается Министром.
8. В состав
Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
Структура и
численность работников Департамента определяются штатным расписанием,
утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной
численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты
труда.
9. Директор:
9.1. Распределяет
обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает
положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников
Департамента.
9.3. В
установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и
освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит
предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента
в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников
Департамента.
9.5. Обеспечивает
подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и
другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - ненормативного
характера.
9.6. Готовит
предложения руководству Министерства для представления работников Департамента
к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами
Российской Федерации, а также для награждения знаками отличия в сфере
образования и науки.
9.7. Подчиняется
заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в соответствии с
распределением обязанностей.
9.8. Представляет в
установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, в
том числе с федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в
ведении Министерства, а также с государственными внебюджетными фондами, другими
организациями и гражданами.
9.9. Подписывает в
установленном порядке от имени Министерства договоры и другие
гражданско-правовые документы.
10. Департамент
имеет штампы и бланки установленного образца.