МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июня 2008 г. N 03-1423
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
Департамент
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования подготовил и направляет методические рекомендации по участию в
создании единой системы обеспечения безопасности
образовательных учреждений Российской Федерации.
Заместитель
директора
Е.Л.НИЗИЕНКО
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧАСТИЮ В СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические
рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности
образовательных учреждений Российской Федерации (далее - методические
рекомендации) разработаны во исполнение протокола заседания Национального
антитеррористического комитета от 5 июля 2007 г. N 8, а также соответствующих
предложений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального
агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки.
Целью настоящих
методических рекомендаций является определение методических
подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности
образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации,
способствующих переходу к более результативным моделям регионального и
муниципального управления в части безопасности.
Для осуществления
эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение
несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес
образовательных и научных учреждений и организаций, рекомендуется органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление
в сфере образования, организовать подготовку и повышение квалификации всех
категорий педагогических работников образовательных учреждений.
Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформировать
межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности
образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает
следующим требованиям:
- наличие периметрального ограждения и освещения территории;
- обеспечение
охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних
дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
- наличие
инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС),
тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
- оборудование
входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную
защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
- наличие служебной
документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый
режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при
возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для
персонала;
- определение
должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической
защите образовательного, научного учреждения или организации.
Рекомендуется
ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных учреждений к новому
учебному году согласно формам, направленным письмом Минобрнауки
России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта
2008 г. N АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования от 7 июня 2008 г. N 03-1309. Считать антитеррористическую защищенность образовательного объекта
одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных
заведений к новому учебному процессу.
Органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции
надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в
области образования, рекомендуется при проведении мероприятий по надзору и
контролю в отношении образовательных учреждений осуществлять анализ
деятельности образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих
охрану жизни и здоровья обучающихся во время
образовательного процесса, в том числе наличие локальных актов образовательного
учреждения, регламентирующих действие персонала при возникновении чрезвычайных
ситуаций.
При проведении
соответствующих мер по антитеррористической защищенности субъекту Российской
Федерации рекомендуется осуществить разграничение образовательных, научных
учреждений и организаций по категориям с учетом степени их террористической
уязвимости. Определить субъекты, обеспечивающие их безопасность, установить для
каждой категории соответствующий уровень защиты, определяемый спецификой
организационных, охранных, режимных и иных мер.
Результаты
проведения мероприятий, обозначенные настоящими методическими рекомендациями,
позволят определить зоны, требующие приоритетного внимания региональных органов
и органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по
повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том
числе по снижению неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы
(финансовые, материально-технические, кадровые и т.д.).