МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 ноября 2007 г. N 314
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ВОСПИТАНИЯ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с
Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004
г. N 280, приказываю:
1. Утвердить
Положение о Департаменте воспитания, дополнительного образования и социальной
защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации
(Приложение).
2. Признать
утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
26 октября 2006 г. N 266 "Об утверждении Положения о Департаменте молодежной
политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки
Российской Федерации".
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждено
Приказом
Минобрнауки России
от 20 ноября 2007
г. N 314
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ВОСПИТАНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент воспитания, дополнительного образования и социальной
защиты детей (далее - Департамент) является структурным подразделением
Министерства образования и науки Российской Федерации по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
воспитания, дополнительного образования детей, образования детей с ограниченными
возможностями здоровья, опеки и попечительства над детьми, профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социально-педагогической
поддержки и социальной защиты обучающихся, воспитанников образовательных
учреждений.
(в ред. Приказа
Минобрнауки РФ от 04.08.2008 N 217)
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 123
"О полномочиях Министерства образования и науки Российской
Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи", нормативными правовыми актами
Министерства, а также настоящим Положением.
3. Департамент
осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными службами и
агентствами, находящимися в ведении Министерства, другими федеральными органами
исполнительной власти и структурными подразделениями Министерства, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II.
Полномочия
4. Департамент
осуществляет следующие полномочия:
4.1. Разрабатывает
предложения по формированию государственной политики в установленной сфере
деятельности Департамента и по определению приоритетных направлений ее
реализации;
4.2. Готовит
проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов в
установленной сфере ведения Департамента, по которым требуется решение
Правительства Российской Федерации;
4.3. Готовит предложения к планам мероприятий Правительства Российской
Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности Департамента, а также по выполнению плана
действий Правительства Российской Федерации по реализации основных положений
Программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу в установленной сфере деятельности Департамента;
4.4. Готовит
предложения к плану организации законопроектных работ Министерства;
4.5. Обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере
деятельности Департамента, разрабатывает предложения по его совершенствованию;
4.6. Обеспечивает подготовку совместно с другими структурными
подразделениями Министерства проектов заключений и официальных отзывов
Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов в
установленной сфере деятельности Департамента, внесенных на рассмотрение в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами
права законодательной инициативы и направляемых в установленном порядке в
Министерство;
4.7. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности
Департамента участвует в разработке проектов следующих нормативных правовых
актов:
порядка подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров;
перечня профессий
(специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и
профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений;
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от
04.08.2008 N 217)
порядка аттестации
руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для
педагогических работников;
форм документов государственного
образца об уровне образования и (или) квалификации, технических требований к
ним, порядка выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков
документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации
для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и
специальных (коррекционных) классов общеобразовательных учреждений;
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от
04.08.2008 N 217)
федерального
перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при
осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию;
порядка проведения
экспертизы учебников;
федеральных
компонентов государственных образовательных стандартов, федеральных требований
к содержанию образования, образовательным и профессиональным образовательным
программам, учебным планам;
порядка
отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются
к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях, а также перечня этих организаций в части функций,
осуществляемых Департаментом;
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от
04.08.2008 N 217)
перечня показателей
деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида
и категории, и показателей деятельности его филиалов в части функций,
осуществляемых Департаментом;
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от
04.08.2008 N 217)
нормативных
правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности
Департамента;
4.8. Разрабатывает
предложения, касающиеся части расходов инвестиционного характера средств
Министерства как субъекта бюджетного планирования в проект федерального
бюджета, в проект федеральной адресной инвестиционной программы, а также по
изменению показателей утвержденного перечня строек и объектов инвестиционной
программы в ходе ее реализации;
4.9. Участвует в
разработке системы показателей оценки деятельности
Министерства в установленной сфере деятельности Департамента, а также
предложений по обоснованию приоритетов в соответствии с прогнозными
показателями развития на краткосрочный и среднесрочный периоды;
4.10. Обеспечивает
координацию реализации федеральных целевых и иных программ в установленной
сфере деятельности Департамента, в том числе участвует в проведении экспертной
оценки программ и мероприятий;
4.11. Разрабатывает и осуществляет совместно со структурными
подразделениями Министерства, заинтересованными органами государственной
власти, общественными объединениями и организациями систему мер по защите прав
и законных интересов обучающихся, воспитанников, повышению воспитательного
потенциала образовательного учреждения, развитию государственной системы
дополнительного образования детей, выявлению и поддержке одаренных детей,
формированию здорового образа жизни и культуры безопасности жизнедеятельности
обучающихся, воспитанников, совершенствованию системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактики
социального сиротства и развития семейных форм устройства детей;
4.12. Участвует в
разработке предложений по приоритетным направлениям международного
сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента и обеспечению их
реализации;
4.13. Организует
осуществление Министерством функции федерального оператора государственного
банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
(п. 4.13 в ред. Приказа Минобрнауки РФ от
04.08.2008 N 217)
4.13.1.
Осуществляет в установленном порядке подготовку документов
для решения вопроса о выдаче предварительных разрешений на усыновление детей в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(п. 4.13.1 введен
Приказом Минобрнауки РФ от 04.08.2008 N 217)
4.14. Осуществляет
в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса выдачи
разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и
организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской
Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению
(удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами
иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контроль
за их деятельностью;
(п. 4.14 в ред. Приказа Минобрнауки РФ от
04.08.2008 N 217)
4.15.
Подготавливает и обобщает аналитические материалы и справки для руководства
Министерства к заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства
Российской Федерации, к иным мероприятиям по вопросам в установленной сфере
деятельности Департамента;
4.16. Осуществляет
информационно-аналитическое, научно-методическое обеспечение деятельности
органов, осуществляющих управление в образовании, образовательных учреждений в
установленной сфере деятельности Департамента;
4.17. Разрабатывает меры по поддержке и развитию находящихся в ведении
Минобрнауки России и Федерального агентства по образованию образовательных и
иных учреждений, организаций (в том числе всероссийских детских центров "Орленок"
и "Океан"), согласовывает программы, планы и основные направления их
деятельности, а также осуществляет координацию и контроль их деятельности в
установленной сфере деятельности Департамента;
4.18. Участвует в размещении в установленном законодательством Российской
Федерации порядке заказов на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения
нужд Министерства, а также проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в
установленной сфере деятельности и осуществляет контроль за соблюдением условий
выполнения государственных контрактов в установленной сфере деятельности
Департамента;
(п. 4.18 в ред. Приказа Минобрнауки РФ от
04.08.2008 N 217)
4.19. Формирует и
утверждает план и порядок проведения мероприятий для руководящих педагогических
работников, специалистов в установленной сфере деятельности Департамента;
4.20. Участвует в
формировании и утверждает Календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, за исключением всероссийских олимпиад
школьников, способствует его реализации;
4.21. Участвует в
разработке проектов нормативных правовых актов в части лицензирования и
государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов по
реализуемым ими образовательным программам, а также по оценке качества
образования в установленной сфере деятельности Департамента;
4.22. Организует
прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и
письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в
установленный законодательством Российской Федерации срок;
4.23. Готовит
предложения по защите сведений, составляющих государственную тайну, в
установленной сфере деятельности Департамента;
4.24. Готовит
предложения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению
квалификации и стажировке работников Департамента;
4.25. Осуществляет
взаимодействие с аппаратами палат Федерального Собрания Российской Федерации в
установленной сфере деятельности Департамента;
4.26. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности
Департамента, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства.
5. Департамент с
целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в
установленной сфере деятельности Департамента;
5.2. Организовывать
проведение оценки хода реализации федеральных целевых программ в установленной
сфере деятельности Департамента;
5.3. Привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере
деятельности Департамента специалистов структурных подразделений Министерства,
Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки, научные и иные организации, ученых и экспертов;
5.4. Созывать и проводить совещания по вопросам в установленной сфере
деятельности Департамента с участием при необходимости специалистов структурных
подразделений Министерства, Федерального агентства по образованию, Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки, организаций, находящихся в
ведении Минобрнауки России, руководителей органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования,
руководителей образовательных учреждений;
5.5. Создавать
экспертные группы, советы в установленной сфере деятельности Департамента;
5.6. Вести
служебную переписку с органами государственной власти и управления, органами
местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по
вопросам в установленной сфере деятельности Департамента;
5.7. Готовить предложения
по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней, методических и
иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников и других
печатных изданий в установленной сфере деятельности Департамента;
5.8. Вносить
предложения и координировать учреждение в установленном порядке печатных
средств массовой информации для публикации нормативных правовых актов,
официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам в
установленной сфере деятельности Департамента;
5.9. Готовить предложения
по учреждению в установленном порядке знаков отличия в сфере образования и
представления к награждению ими работников.
III.
Организация деятельности
6. Департамент
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере
деятельности.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей директора устанавливается Министром.
7. Структурными
подразделениями Департамента являются отделы по основным направлениям
деятельности Департамента.
8. Директор:
распределяет
обязанности между своими заместителями;
утверждает
положения об отделах Департамента и должностные инструкции работников;
в установленном
порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности
работников Департамента;
готовит предложения
по структуре и штатному расписанию отделов Департамента в пределах фонда оплаты
труда и численности работников Департамента;
готовит проекты
приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим текущим
вопросам организации деятельности Департамента - ненормативный характер;
издает распоряжения
по вопросам работы Департамента;
подчиняется
непосредственно заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в
соответствии с распределением обязанностей;
представляет в
установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, в
том числе с подведомственными федеральными службами и агентствами,
государственными внебюджетными фондами и другими организациями и гражданами.
9. Департамент
имеет бланки установленного образца.