МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2007 ГОДУ И ЗАДАЧАХ
НА 2008 ГОД
В 2007 году в ЕГЭ
участвовали 82 субъекта РФ, из них 4 - впервые. Почти все "старые"
регионы расширили свое участие в эксперименте: 52 региона (63,4%) проводили ЕГЭ
практически по всем общеобразовательным предметам, 23 региона (28%) - от 3 до 7
предметов, и 7 регионов (8,5%) - по 1 - 2 предметам (таблица).
Таблица
УЧАСТИЕ В
ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПО ВВЕДЕНИЮ ЕГЭ В 2001 - 2007 ГГ.
Годы
|
Количество
|
субъектов
Федерации -
участников
эксперимен-
та
|
предме-
тов, по
которым
прово-
дится
ЕГЭ
|
выпуск-
ников,
сдавав-
ших ЕГЭ
|
%
выпускников,
сдававших ЕГЭ,
от общего
количества
выпускников XI
(XII) классов
|
чел./
экз.
(май -
июль)
|
вузов
и
филиалов,
участвую-
щих в
экспери-
менте
|
ссузов,
участ-
вующих
в экс-
пери-
менте
|
минис-
терств
и ве-
домств
|
2001
|
5
|
8
|
30000
|
2,3
|
48524
|
16
|
-
|
3
|
2002
|
16
|
9
|
298921
|
22,8
|
435146
|
123
|
79
|
10
|
2003
|
47
|
12
|
654115
|
49,5
|
1226734
|
464
|
928
|
20
|
2004
|
64
|
13
|
820338
|
60,3
|
1746447
|
946
|
1525
|
29
|
2005
|
78
|
13
|
853495
|
61,6
|
1893544
|
1543
|
1765
|
15
|
2006
|
79
|
13
|
830415
|
63,5
|
1935913
|
1650
|
1889
|
19
|
Следует отметить,
что по сравнению с 2006 годом значительно увеличилось число регионов, в которых
экзамен по математике и русскому языку сдавало более 90% выпускников
общеобразовательных учреждений 2007 года (по математике - с 29 до 40; по
русскому языку - с 24 до 54). Результаты, полученные в этих регионах, уже можно
сравнивать между собой для выявления качества образования по обязательным
предметам. Также можно проводить сравнение качества подготовки выпускников по
общеобразовательным учреждениям.
В целом решение
коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2006 N
ПК-8 выполнено, в частности:
Внесен на
рассмотрение в Федеральное собрание Российской Федерации и утвержден
Федеральный закон от 09.02.2007 N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон
Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения
единого государственного экзамена, устанавливающий ЕГЭ в качестве основной
формы государственной (итоговой) аттестации лиц, освоивших образовательные
программы среднего (полного) общего образования и вступительных испытаний в вузы и ссузы.
Подготовлены:
- проект
постановления Правительства РФ о порядке формирования, ведения и обеспечения
взаимодействия федеральных баз данных и баз данных субъектов РФ об участниках и
о результатах ЕГЭ;
- проекты
нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения государственной
(итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов, организации и проведения
ЕГЭ, а также предложения в порядок приема и зачисления в вузы и ссузы;
- предложения по внесению изменений в типовые положения об общеобразовательных
учреждениях различных видов в связи с введением ЕГЭ и обязательного
общего образования;
- предложения по
модернизации существующих государственных статистических форм для исключения
дублирования с базами данных, собираемыми в ходе подготовки к проведению ЕГЭ.
Обобщен опыт
субъектов РФ:
- по проведению
оценки учебных достижений выпускников с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
с I по VI вид;
- по расширению
практики общественного наблюдения за ходом организации и проведения ЕГЭ и
направлены предложения в органы управления образованием субъектов РФ.
Создана система
подготовки контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), которая включает
подсистемы научно-методического, организационно-технического и технологического
обеспечения.
Для проведения ЕГЭ
в 2007 году разработан 461 оригинальный вариант КИМ по 13 общеобразовательным
предметам.
На основании
результатов ЕГЭ проводятся работы по совершенствованию КИМ. Перспективные
разработки ведутся в плане усиления практико-ориентированной и
компетентностно-ориентированной составляющих экзамена.
К настоящему
времени завершена апробация системы оценки экспериментальных и практических
умений выпускников общеобразовательных учреждений по физике. Результаты
апробации подготовлены для обсуждения и принятия решений на уровне
Рособрнадзора и дальнейшего внедрения в педагогическую практику.
В 2008 году
планируется начать работы по проверке практико-ориентированных умений
выпускников общеобразовательной школы по химии.
По гуманитарным
дисциплинам идет постоянное совершенствование структуры и содержания КИМ, поиск
оптимального соотношения проверки знаний предмета и умений в свободной форме
выстраивать речевое высказывание, устанавливая причинно-следственные связи,
формулируя выводы и обобщения, высказывая собственное
отношение к явлениям общественной жизни.
Продолжена работа
по совершенствованию и оптимизации технологии организации и проведения ЕГЭ по
следующим направлениям:
- разработка и
совершенствование технологических моделей организации и проведения ЕГЭ:
бланочной (базовой модели); с использованием АИС "Экзамен"; для
труднодоступных и отдаленных местностей и по иностранным языкам с
использованием цифровых диктофонов и персональных компьютеров;
- расширение
апробации технологии проведения ЕГЭ для выпускников общеобразовательных
учреждений, находящихся на территории труднодоступных и отдаленных местностей;
- расширение
использования информационных технологий в системе образования и формирование
единого информационного образовательного пространства.
Для
обеспечения независимой оценки качества образования на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях, а также уровне образовательного учреждения
создана информационно-технологическая инфраструктура: 82 региональных центра
обработки информации, а также федеральные и региональные базы данных
выпускников школ, абитуриентов и образовательных учреждений.
Во всех 82
субъектах РФ, участвующих в ЕГЭ, подведены итоги эксперимента и предложены меры
по его развитию.
В 2008 году
необходимо продолжение работ по следующим направлениям.
1.
Совершенствование нормативного правового регулирования проведения ЕГЭ, а также
государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы/ссузы в части:
- подготовки
проектов нормативных правовых актов, регулирующих проведение ЕГЭ, иных форм
государственной (итоговой) аттестации, приема и зачисления в вузы и ссузы;
- подготовки
методических документов, описывающих модели проведения ЕГЭ для отдельных
категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- подготовки
инструкций для введения ЕГЭ на территории Российской Федерации в рамках
изменений, внесенных в российское законодательство, и согласование их с
субъектами РФ;
- подготовки
документов, регламентирующих порядок проведения проверок (инспекционных и
камеральных) в части организации и проведения ЕГЭ и аннулирования результатов
ЕГЭ в случаях обнаружения нарушений в процедурах проведения ЕГЭ;
- подготовки
инструктивно-методических материалов по организации и проведению ЕГЭ в 2008
году;
- разработки
рекомендаций по организации проведения ЕГЭ для лиц с ограниченными
возможностями здоровья по типам заболеваний;
- проведения работы
с издательствами по подготовке сборников документов по ЕГЭ для разных категорий
пользователей.
2. Продолжить
работы по совершенствованию:
- содержания КИМ
ЕГЭ в плане усиления практико-ориентированной и компетентностно-ориентированной
составляющих экзамена;
- процедур
разработки КИМ с целью расширения участия в экспертизе организаций и
представителей профессионального сообщества.
3.
Организационно-технологическое обеспечение:
- модернизация
системы шкалирования результатов ЕГЭ для обеспечения сравнимости результатов
ЕГЭ разных лет;
- организация
печати свидетельств на региональном уровне в большинстве субъектов Федерации
для значительного сокращения сроков их выдачи;
- обеспечение контроля
за результатами ЕГЭ и повышение качества проверки ответов на задания С путем осуществления перекрестной проверки ответов на
задания типа С между субъектами Федерации, перепроверки работ
"высокобалльников" на региональном и федеральном уровнях, осуществления
на федеральном уровне выборочной перепроверки работ из отдельных пунктов
проведения ЕГЭ;
- создание условий
и обеспечение равных возможностей для сдачи ЕГЭ всеми категориями участников
экзамена;
- совершенствование
технологии организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных
местностях, в том числе с применением систем видеонаблюдения;
-
унификация и доработка технологии проведения ЕГЭ, направленная в первую очередь
на сокращение сроков обработки и предоставления результатов ЕГЭ участникам экзамена,
совершенствование организационных процедур и технологических решений на
федеральном и региональном уровнях, оптимизацию финансовых и организационных
ресурсов на федеральном и региональном уровнях, необходимых для обеспечения
проведения ЕГЭ, а также на обеспечение контроля выполнения технологических
операций планирования, проведения и обработки результатов ЕГЭ на всех этапах проведения экзамена;
- апробация
проведения ЕГЭ для выпускников российских общеобразовательных учреждений,
расположенных за пределами территории Российской Федерации.
4. Доработка,
регистрация и сертификация Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ в
целях предоставления ей статуса официального государственного информационного
ресурса.