МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июля 2007 г. N 03-1883
В соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N ДМ-П44-3035
Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования направляет Методические рекомендации по развитию дошкольного
образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению
качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.
Директор
Департамента
государственной
политики
и
нормативно-правового
регулирования в
сфере
образования
И.И.КАЛИНА
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИНЯТИЮ МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2007 - 2010 ГОДАХ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕГО ДОСТУПНОСТИ И
ПОВЫШЕНИЮ
КАЧЕСТВА УСЛУГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ
ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных
условиях развитие системы дошкольного образования в Российской Федерации
направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей
дошкольного возраста. При этом акцент делается на создание равных стартовых
возможностей обучения в начальной школе для как можно большего числа детей
дошкольного возраста. Это означает, что система дошкольного образования призвана
обеспечить для любого ребенка дошкольного возраста, в каком бы регионе России
он не проживал, к какой социальной группе не принадлежал, тот уровень развития,
который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на
последующих ступенях обучения. Исходя из этих задач, система дошкольного
образования должна быть достаточно гибкой, многомодельной, отвечающей
социальным запросам родителей, принадлежащих разным социальным группам и слоям
населения.
Кроме того, система
дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения
демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение
рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности
женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка
в дошкольное образовательное учреждение, с тем чтобы женщина-мать могла по
истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями
вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических
задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в
дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в
реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости
устройства ребенка в детский сад.
Наряду со
строительством новых дошкольных образовательных учреждений, проблема
общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан Российской
Федерации решается сегодня также за счет использования внутренних резервов
системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного
образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольных
образовательных учреждения (далее - ДОУ).
С 1999 года активно
внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы
кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования:
физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует
отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений
полного дня, а вместе с ними.
Начиная с 2000
года, наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных
образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным
режимами пребывания детей), используются 10-часовой и 14-часовой режимы. Как
показывает практика, 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и
менее затратен, чем круглосуточный. Введение новых режимов функционирования
позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий
граждан.
Кроме того, в
настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного
образования активно развиваются новые модели: дошкольные группы на базе
общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений
дополнительного образования, а также систематическое образование детей
дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. По оперативным данным
субъектов Российской Федерации, в 2006 - 2007 учебном году на базе
общеобразовательных учреждений функционируют более 13 тысяч групп для детей
дошкольного возраста, в которых получают дошкольное образование около 220 тыс.
детей; в учреждениях дополнительного образования организованы более 2800 групп
для детей дошкольного возраста (более 40 тыс. воспитанников).
В связи с
тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для
обеспечения должного качества дошкольного образования, осуществляемого в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно
разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые
требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.
Во многих субъектах
Российской Федерации уже разработаны программы развития дошкольного образования
как составной части региональной системы образования. Субъекты Российской
Федерации целенаправленно вкладывают средства в развитие системы дошкольного
образования, определив результатом этой работы значительное сокращение
очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие
основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Примером могут
служить Волгоградская и Белгородская области, Республика Мордовия, город Москва
и другие, в которых к 2010 году предусмотрена ликвидация очередности в
дошкольные образовательные учреждения, то есть сроки предоставления места в
указанных учреждениях соответствуют пожеланиям родителей, имеющих детей
дошкольного возраста. В значительной части субъектов Российской Федерации - в
их числе Курская, Брянская, Калужская и Томская области, Ненецкий автономный
округ и другие - планируется сократить очередность более чем в два раза и
уменьшить сроки предоставления места в образовательном учреждении, реализующем
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с 1,5 - 2 лет
до 3 - 6 месяцев.
Примером
положительной динамики снижения очередности в ДОУ по отдельным показателям
развития системы дошкольного образования в 2007 - 2010 годах могут служить г.
Москва, Волгоградская область, Республика Мордовия, Белгородская область,
Курская область, Брянская область (таблица 1).
Таблица 1
Годы
|
Показатели развития
системы дошкольного
образования
|
Субъекты Российской Федерации
|
Москва
|
Волго-
град-
ская
об-
ласть
|
Респуб-
лика
Мордо-
вия
|
Белго-
род-
ская
об-
ласть
|
Курс-
кая
об-
ласть
|
Брян-
ская
об-
ласть
|
2007
|
Объем
средств бюджета
субъекта РФ, млн. руб.
|
21809
|
235
|
818
|
123
|
91,5
|
26,9
|
Строительство
и ввод новых
дошкольных образовательных
учреждений
|
100
|
16
|
5
|
3
|
11
|
7
|
Организация
групп детей
дошкольного возраста на
базе общеобразовательных
учреждений
|
0
|
5
|
17
|
30
|
1
|
5
|
Показатели
очередности,
чел.
|
14370
|
10424
|
212
|
4464
|
9105
|
2120
|
2008
|
Объем
средств бюджета
субъекта РФ, млн. руб.
|
27347
|
265
|
1214
|
139
|
110,5
|
36,6
|
Строительство
и ввод новых
дошкольных образовательных
учреждений
|
200
|
15
|
5
|
3
|
11
|
7
|
Организация
групп детей
дошкольного возраста на
базе общеобразовательных
учреждений
|
0
|
5
|
9
|
30
|
3
|
5
|
Показатели
очередности,
чел.
|
0
|
5221
|
54
|
1800
|
6700
|
1800
|
2009
|
Объем
средств бюджета
субъекта РФ, млн. руб.
|
33490
|
305
|
1366
|
248
|
145
|
30,7
|
Строительство
и ввод новых
дошкольных образовательных
учреждений
|
39
|
15
|
3
|
2
|
11
|
4
|
Организация
групп детей
дошкольного возраста на
базе общеобразовательных
учреждений
|
0
|
5
|
6
|
26
|
3
|
6
|
Показатели
очередности,
чел.
|
0
|
870
|
0
|
950
|
4000
|
950
|
2010
|
Объем
средств бюджета
субъекта РФ, млн. руб.
|
41040
|
331
|
1440
|
266
|
210
|
35,5
|
Строительство
и ввод новых
дошкольных образовательных
учреждений
|
35
|
15
|
3
|
5
|
14
|
3
|
Организация
групп детей
дошкольного возраста на
базе общеобразовательных
учреждений
|
0
|
5
|
6
|
16
|
2
|
6
|
Показатели
очередности,
чел.
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1500
|
130
|
Для обеспечения
качества дошкольного образования также важен профессиональный уровень
педагогов, работающих в образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, а также повышение уровня доходов работников системы дошкольного образования.
В соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации органам государственной
власти субъектов Российской Федерации предоставлены достаточно широкие
полномочия в части решения вопросов оплаты труда работников государственных и
муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации, в том числе педагогов
дошкольных образовательных учреждений и коррекционных классов. Эти полномочия
реализуются в виде установления региональных надбавок к заработной плате педагогов
или как, например, в Орловской области, путем установления грантов лучшим
воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
В Красноярском крае
разработана краевая целевая программа "Дети", одной из задач которой
является увеличение охвата детей дошкольным образованием. За 2007 - 2009 годы
предполагается увеличить показатели охвата детей услугами дошкольного
образования до 75%, оказать грантовую поддержку 222 муниципальным дошкольным
образовательным учреждениям и выплатить денежное поощрение 1500 воспитателей.
Также показателен в
этом отношении пример Челябинской области, в которой в 2006 году выплачены
гранты Губернатора 100 лучшим дошкольным образовательным учреждениям в размере
100 тыс. рублей, а с 1 сентября 2007 года установлены доплаты воспитателям в
размере 1000 рублей в месяц и помощникам воспитателя в размере 500 рублей в
месяц.
Важной составляющей
доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер
родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Анализ информации,
поступающей из субъектов Российской Федерации, показывает, что средний размер
родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в
месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном
округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих
расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 7% в
Орловской области до 20% в Республике Мордовии, Тверской, Рязанской, Иркутской,
Ленинградской областях и др.
Во всех субъектах
Российской Федерации размер родительской платы приведен в соответствие с
ограничивающими его требованиями законодательства, а именно - родительская
плата должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в дошкольном
образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для
родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен
превышать 10% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном
учреждении (ст. 52.1 Закона Российской Федерации "Об образовании").
На федеральном
уровне предприняты определенные меры по регулированию роста родительской платы
за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования, а именно:
внесены изменения в
законодательство Российской Федерации в части определения принципа установления
родительской платы и установления предельного размера родительской платы
(Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной
поддержки граждан, имеющих детей");
внесены
изменения в законодательство Российской Федерации в части установления права
граждан на получение компенсации части родительской платы за содержание ребенка
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования (Федеральный
закон от 5 декабря 2006 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки
граждан, имеющих детей"; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006
г. N 846 "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи из
федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на
выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования").
Учитывая
изложенное, Минобрнауки России совместно с Минздравсоцразвития России,
Минэкономразвития России, Минфином России разработало и направило в
Правительство Российской Федерации Комплекс мер по развитию дошкольного
образования в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах, который предполагал
реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях -
федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям:
обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.
Правительство
Российской Федерации одобрило Комплекс мер по развитию дошкольного образования
в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и направило в федеральные органы
исполнительной власти поручение от 22 июня 2007 г. N ДМ-П44-3035 по реализации
указанного Комплекса мер.
Департамент
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России рекомендует органам управления образованием
субъектов Российской Федерации принять участие в реализации Комплекса мер по
развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах,
полагая главной целью своей деятельности улучшение демографической ситуации в
Российской Федерации посредством предоставления гражданам гарантированного
права на общедоступное дошкольное образование.
Результатами
реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования должны стать:
обеспечение
территориальной доступности качественного дошкольного образования;
снижение
очередности при устройстве детей в образовательные учреждения, реализующие
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, к 2009 году -
более чем в два раза, к 2011 году - ликвидация очередности, то есть
предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в срок не более
месяца со дня обращения родителей;
обеспечение
доступного размера родительской платы и предоставление льгот по родительской
плате малообеспеченным категориям граждан;
выравнивание
стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения для
получения дальнейшего образования.
Комплекс
мер по развитию дошкольного образования
1. Меры по
обеспечению доступности дошкольного образования включают:
а) увеличение с
учетом территориальной доступности количества дошкольных образовательных
учреждений, в первую очередь муниципальных, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, и мест в них с целью
существенного сокращения в ближайшей перспективе численности детей, стоящих на
учете для определения в дошкольные образовательные учреждения;
б) регулирование
размера платы, взимаемой с родителей за содержание ребенка в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования;
в) меры социальной
поддержки граждан Российской Федерации, воспитывающих детей дошкольного
возраста.
На федеральном
уровне к мерам по обеспечению доступности дошкольного образования следует
отнести:
1.1. Разработку
методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской
Федерации и органам местного самоуправления по принятию мер по развитию
дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и
повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.
Исполнители:
Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России.
Срок - август 2007
года.
1.2. Разработку
нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о порядке
предоставления в 2008, 2009 годах финансовой помощи из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату компенсации
части родительской платы за содержание ребенка в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.
Исполнители:
Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России,
Минэкономразвития России, Минюст России.
Срок - сентябрь
2007 года, сентябрь 2008 года.
1.3. Разработку
методических рекомендаций о перечне видов услуг государственных и муниципальных
образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу
дошкольного образования, предоставляемых на бесплатной основе.
Исполнители:
Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России, Минэкономразвития
России, Минюст России.
Срок - февраль 2008
года.
1.4. Разработку
методических рекомендаций по внедрению различных моделей
обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования
для детей из разных социальных групп и слоев населения, предусматривающих
формирование оптимальных финансово-экономических механизмов внедрения указанных
моделей с использованием всех резервов системы образования Российской
Федерации.
Исполнитель:
Минобрнауки России.
Срок - январь 2008
года.
1.5. Разработку
методических рекомендаций по созданию нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации по обеспечению доступности дошкольного образования в части
определения норм застройки и процедуры согласования проектов комплексной жилой
застройки.
Исполнители:
Минрегион России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России,
Минэкономразвития России.
Срок - август 2007
года.
1.6. Разработку и
ведение мониторинга развития дошкольного образования, обеспечения его
доступности и качества в субъектах Российской Федерации.
Исполнитель:
Минобрнауки России, Рособрнадзор.
Срок: 2007 - 2010
годы.
На уровне субъектов
Российской Федерации рекомендуется:
1.7. Разработать региональные нормативы обеспеченности населения местами
в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования, учитывающие оптимальное для данного региона
соотношение количества мест в указанных учреждениях и численности детского
населения в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, а также определения сроков и этапов
сокращения очереди на устройство детей в образовательные учреждения,
реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Срок - декабрь 2007
года.
1.8. Принять
региональные целевые программы "Строительство и реконструкция зданий под
дошкольные образовательные учреждения", предусматривающие увеличение числа
дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь муниципальных, и мест в
них, с учетом территориальной доступности, в соответствии с региональными нормативами
обеспеченности населения услугами дошкольного образования.
Срок - в течение
2007 года.
1.9. В зависимости
от региональных условий наряду с развитием сети дошкольных образовательных
учреждений развивать при необходимости вариативные формы образования детей
старшего дошкольного возраста (в дошкольных образовательных и
общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и
др.).
Срок - в течение
2007 - 2010 годов.
1.10. Принять нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие
необходимость согласования с органами управления образованием субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований проектов строительства нового
жилья, особенно в рамках реализации программы "Доступное жилье", с
тем, чтобы предусмотреть комплексную жилую застройку, при которой строительство
жилья сочеталось бы с обеспечением развитой инфраструктуры, в частности,
строительством дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих
зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных
домов.
Срок - до декабря
2007 года.
1.11. Принять нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации о
компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования в 2008 (2009, 2010 гг.);
о порядке обращения за компенсацией части родительской платы за содержание
ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях,
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и
порядке ее выплаты.
Срок -
ноябрь-декабрь 2007 года (2008 года, 2009 года).
2. Меры по
повышению качества дошкольного образования включают:
а)
организационно-правовое и методическое сопровождение дошкольного образования
детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования;
б) меры по развитию
кадрового потенциала системы дошкольного образования.
На федеральном
уровне к мерам по повышению качества дошкольного образования следует отнести:
2.1. Разработку
федеральных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного
образования.
Исполнители:
Минобрнауки России, Минюст России.
Срок - февраль 2009
года.
2.2. Разработку
федеральных лицензионных требований к условиям осуществления образовательного
процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.
Исполнители:
Рособрнадзор, Минюст России.
Срок - февраль 2008
года.
2.3. Разработку
методических рекомендаций по содержанию и процедуре психолого-педагогического
обследования детей старшего дошкольного возраста для выработки рекомендаций
родителям и педагогам по выбору оптимальных форм дальнейшего обучения детей на
этапе начального общего образования.
Исполнитель:
Минобрнауки России.
Срок - январь 2009
года.
2.4. Разработку
методических рекомендаций по видовому разнообразию дошкольных образовательных
учреждений и отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному
виду.
Исполнитель:
Минобрнауки России.
Срок - июнь 2007
года.
2.5. Внесение
изменений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в части
установления новых видов дошкольных образовательных учреждений.
Исполнители:
Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфин России,
Минэкономразвития России, Минюст России.
Срок - февраль 2008
года.
2.6. Разработку
методических рекомендаций по внедрению в дошкольные образовательные учреждения
в 2008 - 2009 годах систем оплаты труда, апробированных в некоторых регионах
Российской Федерации в рамках реализации региональных комплексных проектов
модернизации образования.
Исполнитель:
Минобрнауки России.
Срок - март 2008
года.
На уровне субъектов
Российской Федерации и муниципальном уровне рекомендуется:
2.7. Разработать
региональные программы общественной оценки качества дошкольного образования.
Срок - до января
2008 года.
2.8. Развивать
видовое многообразие дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента
воспитанников и запросов их родителей.
Срок - 2007 - 2010
годы.
2.9. Развивать
различные виды дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных
образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей детей, учитывая
возможность использования с 2010 года средств материнского (семейного) капитала
на образование детей.
Срок - 2007 - 2010
годы.
2.10. Обеспечить
переход на новые условия оплаты труда, установление размеров должностных
окладов (ставок) заработной платы по образовательным учреждениям,
подведомственным субъектам Российской Федерации и органам местного
самоуправления, исходя из величины прожиточного минимума региона и собственных
финансовых возможностей, а также в зависимости от результата и качества
педагогического труда.
Срок - 2008 - 2010
годы.
Заместитель
директора
Департамента государственной
политики и нормативно-правового
регулирования в
сфере образования
Минобрнауки России
Н.В.ТРЕТЬЯК