МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июля 2007 г. N 5497-РХ
Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет
информационно-аналитические материалы по вопросам социальной адаптации
выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений,
несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний, подготовленные
Минздравсоцразвития России совместно с МВД России, Минфином России,
Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минрегионом России, Минюстом
России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии
с п. 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам противодействия экстремистской деятельности от 16.12.2006 N
Пр-2190 (поручение Правительства Российской Федерации от 26.12.2006 N
МФ-П4-6182), для учета в работе и использования при разработке целевых программ
и мероприятий.
Р.А.ХАЛЬФИН
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ВОПРОСАМ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ
ИНТЕРНАТНЫХ И
РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
КОЛОНИЙ (ИЗ ОПЫТА
РАБОТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
В настоящее время в
большинстве субъектов Российской Федерации осуществляются мероприятия,
направленные на улучшение положения и социальную адаптацию выпускников детских
интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освободившихся
из воспитательных колоний (далее - несовершеннолетние).
1.
Профессиональная ориентация и подготовка.
Трудоустройство
Приоритетным
направлением работы в части организации жизнедеятельности несовершеннолетних
является решение вопросов, связанных с их профессиональной ориентацией и
подготовкой, созданием условий для временного и постоянного трудоустройства.
Особое
внимание организации профессиональной ориентации и профессионального обучения
несовершеннолетних и лиц из их числа в период их нахождения в детских
интернатных и реабилитационных учреждениях, воспитательных колониях (далее
также - учреждения) уделяется в Тверской, Ивановской, Курской, Саратовской
областях, Краснодарском крае, Республике Марий Эл.
В Тверской области
в образовательных интернатных учреждениях в рамках школьного компонента
организовано проведение элективных курсов для учащихся старших классов
"Выбор профессий", в которые включены блоки с информацией по массовым
рабочим профессиям, востребованным на рынке труда.
Государственной
службой занятости населения Ивановской области проводится работа по
профессиональной ориентации и профессиональному обучению (переобучению)
несовершеннолетних. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
после окончания учреждения начального профессионального образования
предоставляется возможность получения второй профессии, наиболее востребованной
на рынке труда. В 2006 году таким правом воспользовались 32 несовершеннолетних
указанной категории. Кроме того, в Ивановской области проводится работа по
преобразованию государственных унитарных предприятий исправительных учреждений
в центры трудовой адаптации и учебно-производственные мастерские в целях
решения социальных задач восстановления и закрепления у осужденных граждан
профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе
после их освобождения из мест лишения свободы.
В целях определения
несовершеннолетних в учреждения профессионального образования Администрация
Краснодарского края совместно с краевым Департаментом государственной службы
занятости организовала работу мобильного центра занятости по профессиональной
ориентационной работе с несовершеннолетними.
В Саратовской
области подпрограммой "Дети и семья" по направлению "Дети-сироты"
областной целевой программы "Дети Саратовской области" предусмотрено
создание и материально-техническое оснащение классов для профильного обучения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе
общеобразовательной школы-интерната N 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, г. Саратова. В 2007 году в регионе запланировано
проведение профориентационных акций "Фестиваль профессий - 2007" и
"Я выбираю профессию".
В соответствии с
областной целевой программой "Социальная поддержка и улучшение положения
детей в Курской области" на 2007 - 2010 годы на базе специальных
(коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с отклонениями в развитии, предусмотрено создание классов
с повышенной профессиональной трудовой подготовкой.
В
Республике Марий Эл налажена работа по направлению лиц из числа
несовершеннолетних, признанных в установленном порядке безработными, имеющих
низкую мотивациею к труду, на обучение по программе: "Социальная адаптация" - "Курс Новый старт" и
"Клуб ищущих работу".
Положительный опыт
по обеспечению трудоустройства несовершеннолетних накоплен в Курской,
Ивановской, Калининградской, Саратовской областях, Еврейской автономной
области.
В названных
регионах области налажена деятельность по организации постоянного и временного
трудоустройства несовершеннолетних, в том числе на квотированные рабочие места.
В Ивановской области разработаны специальные программы "Временное
трудоустройство граждан, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников
учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу
впервые", "Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан"
и "Организация общественных работ".
В 2006 году в
Еврейской автономной области принят закон "О квотировании рабочих мест для
молодежи в Еврейской автономной области"; в Калининградской области
мероприятия по квотированию рабочих мест включены в
региональную целевую программу "Профилактика правонарушений" на 2007
- 2011 годы".
В Ивановской области
возобновлена практика наставничества при трудоустройстве несовершеннолетних на
предприятия и в организации.
2. Решение
жилищных вопросов
Одной из наиболее
острых проблем в настоящее время является решение вопросов обеспечения
несовершеннолетних жильем.
В ряде регионов
приняты нормативно-правовые акты, которыми предусматривается приобретение,
строительство и обустройство жилых помещений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в том числе:
- мероприятия по
обеспечению жильем несовершеннолетних включены в Калининградской области в
целевую региональную программу "Профилактика правонарушений на 2007 - 2011
годы";
- приобретение
жилых помещений для несовершеннолетних предусмотрено в законе Тверской области
от 09.12.2005 N 150-ЗО "О реализации дополнительных гарантий по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской
области";
- приобретение
жилых помещений для несовершеннолетних осуществляется в Краснодарском крае в
рамках целевой региональной программы (в 2006 году за счет средств
регионального и местных бюджетов приобретено 112 жилых помещений на сумму
42,323 млн. руб.);
- в Саратовской
области строительство (приобретение) жилых помещений для несовершеннолетних
предусмотрено подпрограммой "Дети и семья" по направлению
"Дети-сироты" областной целевой программы "Дети Саратовской
области" на 2007 - 2010 годы;
- в
Челябинской области несовершеннолетние после окончания пребывания в
образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания, а также в
учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в
Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью в
соответствии с законом Челябинской области от 30.11.2004 N 323-ЗО "О
социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей";
- в Калининградской
области в рамках целевой региональной программы "Дети-сироты"
осуществляется ремонт и подготовка жилых помещений, закрепленных за
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лиц из их числа,
к заселению; первоначальном оснащении заселяемых помещений предметами первой
необходимости;
- в Ханты-Мансийском автономном
округе обеспечение несовершеннолетних жилыми помещениями осуществляется в
соответствии с региональными законами;
- в Ивановской
области с 2002 года на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, из областного бюджета выделяются
средства в виде целевых субвенций муниципальным образованиям Ивановской
области.
Особое внимание
проблемам обеспечения сохранности жилья, закрепленного за детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без попечения родителей, уделяется в Ивановской области. В
2006 году по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при
Губернаторе Ивановской области в регионе была проведена инвентаризация жилья,
закрепленного указанной категорией детей. В ходе инвентаризации было
установлено, что часть закрепленных помещений приведена в непригодное для
проживания состояние. Кроме того, выявлена проблема, связанная с ликвидацией
задолженности по оплате за закрепленное жилье и коммунальные услуги,
накопившейся в результате того, что проживающие в закрепленных за
несовершеннолетними помещениях граждане длительное время не производили
соответствующие платежи.
После проведения
инвентаризации в льготную очередь на получение жилья дополнительно было
поставлено 198 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. В целях осуществления оперативного контроля за
сохранностью закрепленного жилья в регионе планируется ежегодное проведение
таких инвентаризаций.
3.
Постинтернатная адаптация и жизнеустройство
В целях решения
вопросов, связанных с обеспечением жизнеустройства несовершеннолетних, их
социальной адаптацией после выпуска из учреждений в субъектах Российской
Федерации осуществляются мероприятия по следующим направлениям:
- патронатное
сопровождение несовершеннолетних;
- содействие
несовершеннолетним в реализации их прав и законных интересов;
- организация
временного проживания несовершеннолетних и лиц из их числа в специализированных
отделениях учреждений.
В ряде регионов
интенсивно развиваются службы социального патроната и постинтернатной адаптации
несовершеннолетних.
В Новгородской
области на базе ГОУ "Детский дом-школа имени Героя Советского Союза Я.Ф.
Павлова" создано отделение постинтернатной адаптации выпускников данного
учреждения. Кроме того, образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, осуществляют постинтернатное сопровождение
каждого воспитанника в течение 3 лет после выпуска.
Целевой программой
Калининградской области "Дети-сироты" на 2007 - 2011 годы"
предусмотрен комплекс мер, направленных на создание и развитие системы
постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений. В 2006 году
осуществлено социальное сопровождение 24 несовершеннолетних, освобожденных из
учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специального
учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. В 2007 году во всех
муниципальных образованиях области планируется создать молодежные оперативные
отряды, деятельность которых будет направлена на проведение индивидуально-профилактической
работы с подростками, требующими повышенного внимания и оказание помощи
правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка. В муниципальных
образованиях планируется создание служб по сопровождению несовершеннолетних,
запланировано открытие отделений постинтернатной адаптации несовершеннолетних в
социально-реабилитационных учреждениях. Принято решение о перепрофилировании
социальных приютов для детей и подростков в центры и отделения социальной
помощи семье и детям.
В г. Челябинске
функционирует муниципальное учреждение "Центр постинтернатной адаптации
выпускников детских домов, школ-интернатов, профессиональных училищ".
Учреждение осуществляет функции по социальному обслуживанию и социальной
адаптации выпускников интернатных учреждений в возрасте от 18 до 23 лет из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с
планом мероприятий областной целевой межведомственной программы
"Дети-сироты", в 2006 году в Нижегородской области создано два центра
социальной адаптации для выпускников учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на базе государственных учреждений
профессионального образования в Спасском и Ветлужском районах. К 2010 году в
регионе планируется открытие еще четырех подобных центров.
В 2007 году в целях
улучшения социальной адаптации несовершеннолетних, в Республике Марий Эл
планируется открытие "Центра семейного устройства" на базе ГОУ
Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский специальный детский дом для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VII
вида".
В Камчатской
области на базе профессионального училища планируется создание
реабилитационного Центра для несовершеннолетних, освобожденных из
воспитательных колоний или окончивших специальные учебно-воспитательные
учреждения закрытого типа.
В целях
обеспечения временного проживания, оказания социальной помощи и обеспечения
адаптации несовершеннолетних и лиц из их числа, находящихся в трудной жизненной
ситуации в Тверской, Калининградской, Смоленской, Новгородской областях на базе
образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения
функционируют следующие специализированные отделения:
-
специализированное отделение в государственном учреждении "Дом
милосердия" (г. Тверь);
- отделение
социальной реабилитации с социальной гостиницей на 20 мест в ОГУСО
"Социальный приют для детей и подростков "Надежда" в Озерском
городском округе" (Калининградская область);
- социальная
гостиница на 8 мест в отделении помощи семье и детям СОГУ "Вяземский
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Дом
милосердия" (Смоленская область);
- социальные
гостиницы для несовершеннолетних в ряде муниципальных образований Новгородской
области.
В Калининградской
области в рамках международного проекта "Шанс", реализуемого с 2002
года, обеспечивается временное проживание несовершеннолетних для прохождения
периода постинтернатной адаптации, социализации в общество.
В 2007 году в
Нижегородской области запланировано открытие социальной гостиницы для
выпускников интернатных учреждений на базе социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних Вачского района.
Одним из важных
направлений работы с несовершеннолетними являются обеспечение получения ими
профессиональных консультаций, необходимых для реализации прав и законных
интересов.
В учреждениях
социального обслуживания семьи и детей Тверской области открыты общественные
приемные для детей и подростков, в том числе несовершеннолетних, освобожденных
из воспитательных колоний, выпускников детских интернатных учреждений. Издана
брошюра "Информационный путеводитель и правовая защита для
несовершеннолетних, освобожденных из воспитательной колонии".
Департаментом
образования Ивановской области ежегодно в рамках областной целевой программы
"Дети-сироты" для выпускников интернатных учреждений выпускается
методическое пособие к постинтернатной адаптации выпускников образовательных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках целевой
региональной программы оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, получившим жилое помещение, в его первоначальном оснащении
предметами первой необходимости. В рамках целевой региональной программы
проведение необходимых мероприятий по ремонту и подготовке жилых помещений,
закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
лиц из их числа, к заселению.
4.
Нормативно-правовое регулирование деятельности регионов
по улучшению
положения несовершеннолетних
В регионах приняты
нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок реализации государственных
мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из их числа:
- закон Тверской
области от 09.12.2005 N 150-ЗО "О реализации дополнительных гарантий по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
Тверской области";
- закон Республики
Калмыкия "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Республики Калмыкия";
- закон Челябинской
области от 30.11.2004 N 323-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей";
- закон
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2005 N 144-оз "О
мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных
образований отдельными государственными полномочиями по предоставлению и
обеспечению мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
- закон
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 июля 2006 г. N 84-оз "О
формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
размерах, порядке назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка,
об оплате труда приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитателей
детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре";
- закон
Волгоградской области "Об организации работы по опеке и попечительству в
Волгоградской области";
- закон
Волгоградской области "О социальной поддержке детей, оставшихся без
попечения родителей" от 23 декабря 1996 г. N 94-ОД.
В ряде регионов
приняты комплексные и отраслевые региональные целевые программы, направленные
на улучшение положения детей:
- целевая программа
"Развитие системы социальной защиты населения и совершенствование трудовых
отношений на 2007 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства
Калининградской области от 8.12.2006 N 923;
- краевая целевая
программа "Дети Кубани";
- программа
"Дети Югры" на 2006 - 2010 годы", утвержденная законом
Ханты-Мансийского автономного округа от 26.12.2005 N 148-оз;
- долгосрочная
областная целевая программа "Дети Смоленщины" на 2007 - 2010
годы", утвержденная областным законом от 09.02.2007 N 3-з;
- областная целевая
программа "Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской
области" на 2007 - 2010 годы";
- областная целевая
программа "Комплексные меры противодействия незаконному обороту
наркотиков, профилактики негативного поведения в детско-молодежной среде на
2007 - 2011 годы", разработанная Министерством образования Калининградской
области;
- региональная целевая
программа "Дети-сироты" (Калининградская область);
- комплексная
программа Курской области по профилактике правонарушений и укреплению
общественной безопасности" на 2006 - 2008 годы";
- Постановление
Правительства Нижегородской области от 13.07.2006 N 227 "Об утверждении
плана первоочередных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений в
Нижегородской области, на 2006 - 2007 годы".
Уделяется внимание
организации взаимодействия различных органов и учреждений по решению актуальных
проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
социальной адаптации несовершеннолетних.
В апреле 2004 года
в Новгородской области Постановлением областной комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав утвержден "Порядок взаимодействия
уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по области и других органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних". В нем определена компетенция всех заинтересованных
ведомств в решении трудовых, жилищных и иных проблем несовершеннолетних.
Для
координации работы органов и учреждений системы профилактики по оказанию помощи
в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, в Курской области утвержден
"Порядок взаимодействия органов и учреждений, входящих в государственную
систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курской
области по работе с условно осужденными подростками, несовершеннолетними,
вернувшимися из воспитательных колоний, специальных учреждений закрытого
типа" и "Порядок взаимодействия органов государственной службы
занятости населения по Курской области
с комиссиями по трудоустройству подростков, находящихся в социально опасном
положении".
В целях
решения наиболее острых проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
в апреле 2005 года утвержден "Порядок взаимодействия на территории
Воронежской области комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
муниципальных районов и городских округов области, подразделений по делам
несовершеннолетних ГРУОВД, управления Федеральной государственной службы
занятости населения, Бобровской воспитательной колонии, Аннинской спецшколы с
условно-досрочно освобожденными несовершеннолетними, условно осужденными и вернувшимися из спец. учреждений закрытого
типа".