ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2007 г. N 50
О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Я, Главный
государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко,
проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических
требований при организации питания и условий обучения в общеобразовательных
учреждениях за период 2006 - 2007 учебного года, установил.
В 2006 - 2007
учебном году на контроле Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека находились 60071 учреждение.
Число
общеобразовательных учреждений в динамике за пять лет уменьшилось на 1173
объекта. Отрицательная динамика числа общеобразовательных учреждений отмечается
практически во всех регионах Российской Федерации.
Сокращение сети
общеобразовательных учреждений связано с реструктуризацией системы образования
и закрытием в сельской местности малокомплектных общеобразовательных
учреждений, а также учреждений, находящихся в аварийном состоянии. Такое
положение приводит к переуплотненности и увеличению сменности занятий в школах.
В ряде регионов дети учатся в 2 - 3 смены, в том числе и в гимназиях, колледжах
и школах с углубленным изучением предметов:
В 2 смены
функционировали в 2006 - 2007 учебном году школы в Архангельской, Белгородской,
Воронежской, Московской, Мурманской, Камчатской, Кировской, Курганской,
Псковской, Рязанской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской,
Читинской, Ярославской областях, Республиках Башкортостан, Северная Осетия -
Алания, Марий Эл, Бурятия, Тыва, Алтайском крае, Агинском-Бурятском и
Ямало-Ненецком автономных округах.
В результате
проведения гигиенических исследований установлено, что реализация большинства
учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой
компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением
физической активности. Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в
несколько раз превышают их возможности.
Большинство школ
работают по 5-дневной учебной неделе, тогда как школьные планы все еще
рассчитаны на 6-дневную неделю, при этом возрос объем учебного материала.
Ежедневное количество уроков в начальной школе достигло 6, в средних и старших
классах - 8. Учебный день школьников младших классов достигает 10 часов,
старших - 12 - 15 часов.
Расписание
уроков составляется нерационально, учебная нагрузка распределяется в недельном
цикле без учета динамики работоспособности учащихся, не соблюдается принцип
чередования предметов различной степени сложности (особенно у старшеклассников),
в расписания включаются сдвоенные уроки по основным предметам в старших
классах, факультативные занятия проводятся без 45-ти минутного перерыва после
обязательных уроков, проводятся "0" уроки, допускается сокращение
перемен до 5-ти минут, что является нарушением СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях" (зарегистрированы в Минюсте России
05.12.2002 N 3997).
Физическое
воспитание в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью
формирования здоровья детей.
Однако далеко не
все школы имеют возможность проводить занятия на своей базе. Так, в Удмуртской
Республике спортивные залы отсутствуют в 28,7% школ. В Новгородской области 28%
общеобразовательных школ не имеют спортивных залов. Большинство школ испытывают
дефицит спортивного инвентаря и оборудования, спортивные площадки оборудованы
на 50 - 70%.
В Тамбовской
области не оборудованы спортивные площадки в 3,5% школ, отсутствуют спортивные
залы в 33,8% школ.
В большинстве обследованных
в текущем учебном году образовательных учреждений Российской Федерации,
выявлено отсутствие медицинского контроля за
распределением учащихся на физкультурные группы, не организованы занятия
специальных групп и отсутствует медицинский контроль в подготовительной
физкультурной группе учащихся.
В некоторых
регионах складывается особо сложная ситуация с санитарно-техническим состоянием
общеобразовательных учреждений. Наибольшее число не канализованных и не имеющих
централизованного водоснабжения отмечено в Южном,
Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.
Важной составляющей
частью внутришкольной среды, оказывающей воздействие на здоровье детей,
является мебель, которая при несоответствии росту является одной из причин
развития функциональных и патологических состояний опорно-двигательного
аппарата.
В целом по
Российской Федерации процент мебели, не соответствующей санитарным требованиям,
составляет 12,8%. В ряде регионов этот показатель значительно выше. Так, в
Архангельской области 46,9% обследованных комплектов мебели не соответствует
требованиям санитарного законодательства, в Ленинградской области - 33,8%, во
Владимирской области - 31,3% в Удмуртской Республике - 42,5%, в
Карачаево-Черкесской Республике - 39,1%, Республике Карелия - 33,5%, в Корякском
автономном округе - 38,5%, в Республике Коми - 37%, в Хабаровском крае - 37,2%
и др.
Основными причинами
несоответствия ученической мебели росту учащихся является приобретение мебели
без учета потребности в определенных номерах и кабинетная система обучения.
Одной из важнейших
проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания и, в
первую очередь, в общеобразовательных учреждениях.
Существенное место
в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в
образовательных учреждениях. В школе питаются около 50% учащихся 1 - 4 классов,
40% учащихся 5 - 9 классов и 30% старшеклассников. Организация рационального
питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых
факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.
В образовательных
учреждениях Российской Федерации питание учащихся организовано в 54% в
столовых, работающих на сырье, 15,2% - столовых, работающих на полуфабрикатах,
9% - в буфетах-раздаточных, 10% - в буфетах, 12% -
пищеблоки отсутствуют.
Так, в
Приморском крае 166 пищеблоков школ предусмотрены для работы на полуфабрикатах,
но функционируют на сырье, без необходимых условий для соблюдения должных
технологических и противоэпидемических режимов.
В Тамбовской
области около 23% школ в сельской местности не имеют пищеблоков, в них
невозможно организовать горячее питание детей.
Школьные столовые
имеются в 91 школе Республики Адыгея (52,2% от общего числа школ), буфеты в 54
школах (31%).
В Республике
Дагестан из 1634 школ пищеблоки имеют 160 школ (9,7%).
Из 786
общеобразовательных учреждений Брянской области 569 имеют собственные пищеблоки,
в остальных школах организованы буфеты.
Отмечается
недостаточная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным
оборудованием.
Охват горячим
питанием обучающихся в образовательных учреждениях в 2006 - 2007 учебном году в
среднем по Российской Федерации составил 69,3%, из них завтраки получают около
74,8% учащихся, обеды - 38,8%.
Одним из
существенных недостатков организации питания является составление меню, исходя
из стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в
биологически ценных веществах, в результате чего рационы не сбалансированы по
основным пищевым ингредиентам. В меню не включаются мясо, рыба, кисломолочные
продукты, фрукты, молоко, яйцо, превалирует углеводистая модель питания,
отмечаются уменьшение объема выхода порций, отсутствие витаминизации.
В сельских
районах Иркутской, Калининградской, Кировской, Московской, Рязанской,
Псковской, Самарской, Смоленской, Тверской областей, Ханты-Мансийского АО,
Чувашской и Удмуртской Республик образовательные учреждения имеют свои
подсобные хозяйства, что позволяет обеспечивать рацион школьников овощами,
фруктами, производить запасы, а также снизить стоимость питания. Однако, лабораторный контроль за качеством
выращиваемой продукции проводится не везде.
За последние пять
лет удельный вес проб на пищеблоках школ, не соответствующих гигиеническим
нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим показателям,
калорийности и полноте вложения продуктов в целом по Российской Федерации
практически не меняется.
Наибольшее количество
проб, не соответствующих гигиеническим нормам по санитарно-химическим
показателям, отмечено в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе.
Слабой остается
материально-техническая база пищеблоков, почти повсеместно имеет место
изношенность технологического и холодильного оборудования, несвоевременно
проводится его ремонт и замена.
В Российской
Федерации требуют проведения капитального ремонта 5,5% пищеблоков школьных
столовых.
Серьезную проблему
представляет низкий профессионализм специалистов предприятий школьного питания,
осуществляющих формирование рациона питания и приготовление кулинарной
продукции, недостаточная квалификация персонала школьных столовых.
В ходе
осуществления мероприятий по контролю за
образовательными учреждениями в 2006 - 2007 учебном году специалистами
Роспотребнадзора крайне недостаточно применялись меры административного
воздействия. Так, в 2006 году вынесено постановлений о назначении
административного наказания в виде штрафа за нарушения
санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по всей Российской Федерации только 152 на сумму
335000 рублей.
Основными причинами
административных санкций и приостановки работы учреждений явились:
-
неудовлетворительное материально-техническое состояние, пищеблоков;
-
неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным
оборудованием и кухонным инвентарем;
- необходимость
проведения ремонтных работ, замена устаревшего оборудования;
- недостаточное
число посадочных мест в школьных столовых;
- несоблюдение
санитарно-противоэпидемического режима;
- отсутствие
медицинских осмотров и не прохождение гигиенической
аттестации персоналом пищеблоков;
-
неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных исследований.
Все это наряду с
недостаточной профессиональной подготовкой многих работников пищеблоков
приводит к нарушениям технологии приготовления блюд и
санитарно-противоэпидемиологического режима и, как следствие этого, к
возникновению вспышек острых кишечных инфекций и пищевых отравлений. Только с
января по май 2007 года в школах Российской Федерации зарегистрировано 5
вспышек пищевого характера, связанных с нарушениями в организации питания, с
числом пострадавших 219 человек.
В целях обеспечения
санэпидблагополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской
Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать
Минобрнауки России:
1.1. Допускать к
использованию в общеобразовательных учреждениях программы, методики и режимы
воспитания и обучения только при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения в части гигиенических требований.
1.2. Обеспечить
соблюдение общеобразовательными учреждениями режима учебно-воспитательного
процесса, в том числе не допускать обучения во вторую смену учащихся гимназий,
лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.
2. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. Заслушать
вопрос о готовности школ к 2007 - 2008 новому учебному году, обратив особое
внимание на подготовку к отопительному сезону.
2.2. Обеспечить
оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и
технологическим оборудованием; оптимизировать рационы питания детей и, в первую
очередь, пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3. Руководителям
управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по
железнодорожному транспорту:
3.1. Усилить
взаимодействие с региональными органами образования и здравоохранения в работе
по соблюдению санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания
школьников.
3.2. Совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации
проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений,
разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство
образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой,
спортивным инвентарем, подготовить и внести на рассмотрение органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, направленные
на улучшение их материально-технической базы.
3.3. Ежегодно в
срок до:
3.3.1. 20 апреля
разрабатывать планы-задания по подготовке общеобразовательных учреждений к
новому учебному году, предусмотрев в них вопросы укрепления
материально-технической базы и организации горячего питания учащихся.
3.3.2. 1 июня
совместно с органами государственной исполнительной власти субъектов Российской
Федерации рассмотреть планы-задания, утвердить в установленном порядке и
обобщенную информацию направить в Роспотребнадзор не позднее 15 июня.
3.3.3. 1 сентября
проводить надзорные мероприятия по проверке выполнения предписаний по
подготовке школ к новому учебному году с применением, при необходимости,
лабораторно-инструментальных исследований.
3.4. Обратить
внимание на недостаточное применение специальных статей КоАП РФ,
предусматривающих административное наказание, в т.ч. ст. 6.7, 6.6, 19.5.
4. Управлениям
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием обучения и питания в
общеобразовательных учреждениях, и выполнении планов-заданий в Федеральную
службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до
15.08.2007.
5. Федеральным
государственным учреждениям здравоохранения "Центры гигиены и
эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному
транспорту:
5.1. Обеспечить
достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за
условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
5.2. Не допускать
взимание платы при проведении лабораторно-
инструментального контроля для целей государственного санитарно-
эпидемиологического надзора.
5.3. Осуществлять
лабораторно-инструментальный контроль за
сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебных участках
общеобразовательных учреждений на безвозмездной основе.
6. Контроль за выполнением возложить на заместителя Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации (Л.П. Гульченко).
Г.Г.ОНИЩЕНКО