МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 мая 2007 г. N 03-1213
О ПРОЕКТЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТНЕСЕНИЮ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ
ВИДУ
Во
исполнение Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений
развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года,
одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.,
Приказа Минобрнауки России от 15 июня 2005 г. N 178 "Об обеспечении
выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития
образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года" и в
целях развития системы
дошкольного образования Департамент государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России
направляет проект методических рекомендаций по отнесению дошкольных
образовательных учреждений к определенному виду, разработанный в ходе
реализации проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -
2010 гг. (далее - ФЦПРО) "Разработка обновленного перечня видов дошкольных
образовательных учреждений и системы критериев для оценки деятельности и
государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений
разных видов", выполненного Государственным образовательным учреждением
высшего профессионального образования "Елецкий государственный университет
им. И.А. Бунина".
В настоящем проекте
рекомендаций предлагаются новые виды, которые еще не нашли своего нормативного
правового закрепления, но, по мнению специалистов, могли бы занять определенное
место в правовом поле системы дошкольного образования.
Департамент
информирует также, что проект методических рекомендаций будет размещен для
обсуждения на сайте Минобрнауки России: info@mon.gov.ru.
Просим
организовать обсуждение целесообразности введения новых видов дошкольных
образовательных учреждений, а также системы критериев для государственной
аккредитации дошкольных образовательных учреждений и направить предложения по
представленным материалам в адрес Департамента (контактный телефон: 8 (495)
629-6979 - Скоролупова Оксана Алексеевна, электронный адрес: Skorolupova@mon.gov.ru).
Директор
Департамента государственной
политики и нормативно-правового
регулирования в
сфере образования
Минобрнауки России
И.И.КАЛИНА
Приложение
Проект
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТНЕСЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ
О
целесообразности расширения видового многообразия ДОУ
В настоящее время в
Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования,
которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие
детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного
образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей
общества. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном
учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1
июля 1995 г. N 677, существуют следующие виды дошкольных образовательных
учреждений:
- детский сад;
- детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких
направлений развития воспитанников (интеллектуального,
художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад
компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции
отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад
присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад
комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить
общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития
ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития,
коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Однако практика
показывает, что для обеспечения общедоступности дошкольного образования для
разных социальных слоев населения перечень видов дошкольных образовательных
учреждений может быть дополнен.
В настоящих
рекомендациях предлагаются новые виды, которые еще не нашли своего нормативного
правового закрепления, но, по мнению специалистов, могли бы занять определенное
место в правовом поле системы дошкольного образования.
Решение задачи обеспечения равных стартовых возможностей детей дошкольного
возраста при поступлении в школу требует организации предшкольной
подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее -
ДОУ). В связи с этим представляется целесообразной организация ДОУ особого
вида, осуществляющих предшкольную подготовку детей 5 - 7 лет, воспитывающихся
дома.
С учетом увеличения
количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья,
развивается сеть дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих
коррекционную работу с детьми. В связи с этим целесообразно
рассмотреть возможность получения по результатам государственной аккредитации
статуса "Дошкольное образовательное учреждение центр коррекции - детский
сад" для детских садов компенсирующего вида, имеющих в составе группы для
детей с отклонениями в развитии разной направленности (например, для детей с
нарушениями в развитии речи, для детей с ЗПР, нарушениями опорно-двигательного
аппарата и др.).
Кроме того, сегодня
практически не разработан механизм осуществления инклюзивного образования,
которое предполагает совместное образование и воспитание детей с ограниченными
возможностями и нормально развивающихся детей. В связи с этим возникает
потребность в организации особого вида дошкольных образовательных учреждений,
реализующих инклюзивное образование. При разработке нормативных основ и
содержания функционирования таких ДОУ могут быть использованы разработанные в отечественной
педагогике модели инклюзивного образования, предусматривающие различные степени
интеграции: полную, комбинированную, временную и частичную.
Наметившаяся
тенденция к увеличению числа родителей, стремящихся как можно раньше
"устроить" ребенка в детский сад по разным причинам (материальные
трудности, сохранение рабочего места и др.), свидетельствует о необходимости
открытия таких видов ДОУ, как детский сад для детей раннего возраста (до 3
лет).
- С учетом
вышесказанного перечень видов дошкольных образовательных учреждений,
определяемый Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, может
быть дополнен следующими видами ДОУ:
- детский сад
предшкольной подготовки;
- детский сад для
детей раннего возраста;
- детский сад
инклюзивного вида;
- центр коррекции -
детский сад.
Критерии
отнесения дошкольных образовательных
учреждений к
определенному виду
Согласно Закону
Российской Федерации "Об образовании" основополагающим критерием
отнесения учреждения к типу "дошкольное образовательное учреждение"
является реализация им программы дошкольного образования. В свою очередь,
направленность образовательной программы определяет вид дошкольного
образовательного учреждения.
С учетом требований
общедоступности, эффективности и качества дошкольного образования в настоящее
время невозможно при отнесении дошкольного образовательного учреждения к тому
или иному виду ограничиваться только критерием направленности реализуемой в нем
общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с этим предлагается
при отнесении дошкольного образовательного учреждения к тому или иному виду
руководствоваться комплексом критериев, включающим содержательные и
организационно-ресурсные критерии.
1. Содержательные
критерии отнесения ДОУ к определенному виду:
1.1. Основные
задачи, которые необходимо решать данному виду ДОУ.
1.2. Уровень
реализации инвариантной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования или уровень соответствия деятельности ДОУ Временным
(примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения,
реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (далее - Временные
(примерные) требования).
1.3. Уровень
реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
2.
Организационно-ресурсные критерии отнесения ДОУ к определенному виду:
2.1. Возраст
воспитанников, посещающих ДОУ.
2.2. Педагогический
состав дошкольного образовательного учреждения.
2.3. Минимальный
набор помещений.
В соответствии с
предлагаемыми критериями нецелесообразно применять деление дошкольных
образовательных учреждений на категории, в основе которого лежит принцип
соответствия программы стандарту или превышение его.
Рассмотрим
отнесение ДОУ к тому или иному виду в соответствии с вышеперечисленными
критериями.
I.
Содержательные критерии отнесения ДОУ
к определенному
виду
1.1. Основные
задачи ДОУ.
Одним из
содержательных критериев отнесения ДОУ к определенному виду является спектр
задач, решаемых ДОУ в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми.
Целесообразно определить ряд основных задач, характерных для всех видов
дошкольных образовательных учреждений, а также дополнительных задач, отражающих
специфику того или иного вида ДОУ.
- Основными
задачами дошкольного образовательного учреждения любого вида являются:
- обеспечение
условий для социальной адаптации детей;
- осуществление
интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и
физического развития ребенка в соответствии с реализуемой образовательной
программой, обеспечивающей выполнение Временных (примерных) требований к
содержанию и методам, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
- создание
оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья
детей;
- взаимодействие с
семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Специфичными
задачами для различных видов ДОУ являются задачи, представленные в таблице 1.
Таблица 1
СПЕЦИФИЧНЫЕ ЗАДАЧИ
ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДОУ
Вид ДОУ
|
Специфичные задачи
|
Детский
сад пред-
школьной подготовки
|
Обеспечение
равных стартовых возможностей при
поступлении детей в школу
|
Детский
сад для детей
раннего возраста
|
Обеспечение
присмотра, ухода, воспитания и
развития детей раннего возраста.
Обеспечение ранней социализации и адаптации детей
к условиям ДОУ
|
Детский
сад общеразви-
вающего вида с приори-
тетным осуществлением
одного или нескольких
направлений развития
воспитанников (интел-
лектуального, художе-
ственно-эстетического,
физического и др.)
|
Осуществление
интеллектуального, социально-лич-
ностного, художественно-эстетического и физическо-
го развития ребенка в соответствии с реализуемой
образовательной программой, обеспечивающей превы-
шение Временных (примерных) требований к содержа-
нию и методам, реализуемым в дошкольном образова-
тельном учреждении, по одному или нескольким
направлениям развития
|
Детский
сад
компенсирующего вида
|
Осуществление
квалифицированной коррекции
отклонений в физическом или психическом развитии
воспитанников
|
Детский
сад
инклюзивного вида
|
Осуществление
интеллектуального, социально-лич-
ностного, художественно-эстетического и физическо-
го развития ребенка в соответствии с реализуемой
образовательной программой.
Осуществление квалифицированной коррекции отклоне-
ний в физическом или психическом развитии
воспитанников.
Интеграция детей с отклонениями в состоянии
здоровья в единое образовательное пространство
|
Детский
сад
комбинированного вида
|
Осуществление
квалифицированной коррекции
отклонений в физическом или психическом развитии
воспитанников.
Интеграция детей с отклонениями в состоянии
здоровья в единое образовательное пространство
|
Центр
развития ребенка
- детский сад
|
Осуществление
интеллектуального, социально-лич-
ностного, художественно-эстетического и физическо-
го развития ребенка в соответствии с реализуемой
образовательной программой, обеспечивающей превы-
шение Временных (примерных) требований к содержа-
нию и методам, реализуемым в дошкольном образова-
тельном учреждении, по всем направлениям развития.
Обеспечение равных стартовых возможностей при
поступлении детей в школу.
Обеспечение присмотра, ухода, воспитания и разви-
тия детей раннего возраста.
Обеспечение ранней социализации и адаптации детей
к условиям ДОУ.
Оказание консультативной и методической помощи
родителям в вопросах воспитания, обучения и
оздоровления детей
|
Центр
коррекции -
детский сад
|
Обеспечение
условий для социальной адаптации детей
с отклонениями в развитии.
Создание оптимальных условий для охраны и укрепле-
ния физического и психического здоровья детей с
отклонениями в развитии.
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноцен-
ного развития ребенка с отклонениями в развитии.
Осуществление интеллектуального, социально-лич-
ностного, художественно-эстетического и физическо-
го развития ребенка с отклонениями в развитии в
соответствии с реализуемой образовательной про-
граммой, обеспечивающей превышение Временных (при-
мерных) требований к содержанию и методам, реали-
зуемым в дошкольном образовательном учреждении, по
всем направлениям деятельности ДОУ.
Обеспечение равных стартовых возможностей при по-
ступлении детей с отклонениями в развитии в школу.
Осуществление квалифицированной коррекции отклоне-
ний в физическом или психическом развитии воспи-
танников по двум и более видам нарушений.
Оказание консультативной и методической помощи
родителям в вопросах воспитания, обучения и
оздоровления детей с отклонениями в развитии
|
1.2. Уровень
реализации инвариантной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
В соответствии с п.
5 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании" содержание
образования в конкретном образовательном учреждении определяется
образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой,
принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
- Структура
основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольных
образовательных учреждениях может быть представлена следующим образом:
- инвариантная
часть (обязательная), обеспечивающая выполнение Временных (примерных)
требований;
- вариативная часть
(дополнительная), позволяющая реализовать образовательные программы с
превышением Временных (примерных) требований.
Инвариантная часть
общеобразовательной программы для ДОУ любого вида должна обеспечивать
выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и
обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (утверждены
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N
448).
В
общеобразовательной программе дошкольного образования в ДОУ детский сад,
детский сад присмотра и ухода, детский сад предшкольной подготовки, детский сад
для детей раннего возраста может быть предусмотрена только инвариантная часть.
Критерием
отнесения ДОУ к таким видам, как детский сад компенсирующего вида, детский сад
комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр коррекции - детский
сад, является реализация в дошкольном образовательном учреждении, помимо
основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности, также
программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей
воспитанников (в центре коррекции - детском саду - двух и более программ
коррекционной направленности).
1.3. Уровень
реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
В
дошкольных образовательных учреждениях видов: детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития
воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и
др.), центр развития ребенка - детский сад, детский сад компенсирующего вида,
детский сад комбинированного вида, детский сад инклюзивного вида, центр
коррекции - детский сад, помимо инвариантной части общеобразовательной
программы, предусматривается и вариативная часть. Уровень реализации инвариантной и вариативной частей указан в таблице
2.
Таблица 2
УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Вид ДОУ
|
Уровень реализации
инвариантной части
|
Уровень реализации
вариативной части
|
Детский
сад обще-
развивающего вида с
приоритетным осу-
ществлением одного
или нескольких на-
правлений развития
воспитанников
(интеллектуального,
художественно-
эстетического,
физического и др.)
|
Реализация
основной
общеобразовательной
программы дошкольного
образования
|
Занятия
по приоритетным
направлениям деятельности,
в том числе кружки, студии
|
Детский
сад
компенсирующего
вида
|
Реализация
основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования.
Занятия в соответствии с
образовательной програм-
мой коррекционной направ-
ленности
|
Дополнительные
занятия
коррекционной направленнос-
ти, а также физкультурно-
оздоровительной, интеллек-
туальной или художественно-
эстетической направленности
|
Детский
сад
инклюзивного вида
|
Реализация
основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования.
Занятия в соответствии с
образовательной програм-
мой коррекционной направ-
ленности
|
Дополнительные
занятия
коррекционной направленнос-
ти, а также физкультурно-
оздоровительной, интеллек-
туальной или художественно-
эстетической направленности
|
Детский
сад
комбинированного
вида
|
Реализация
основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования.
Занятия в соответствии с
образовательной програм-
мой коррекционной направ-
ленности (для детей с
отклонениями в развитии)
|
Дополнительные
занятия
коррекционной направленнос-
ти, а также физкультурно-
оздоровительной, интеллек-
туальной или художественно-
эстетической направленности
|
Центр
развития
ребенка - детский
сад
|
Реализация
основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования
|
Занятия
по приоритетным
направлениям деятельности,
в том числе кружки, студии
|
Центр
коррекции -
детский сад
|
Реализация
основной обще-
образовательной программы
дошкольного образования.
Занятия в соответствии с
образовательной програм-
мой коррекционной направ-
ленности
|
Дополнительные
занятия
преимущественно коррекцион-
ной и физкультурно-оздоро-
вительной направленности
|
Образовательные
программы во всех видах ДОУ реализуются с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей и коррекционной направленности групп.
ДОУ может
устанавливать последовательность, продолжительность деятельности детей,
сбалансированность ее видов, исходя из условий ДОУ, содержания программ.
- С целью
оптимизации учебной нагрузки воспитанников ДОУ предлагается интегрировать
содержание всех направлений Временных (примерных) требований к содержанию и
методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном
учреждении, в четыре основных блока:
- физическое
развитие;
- интеллектуальное
развитие;
-
социально-личностное развитие;
-
художественно-эстетическое развитие.
II.
Организационно-ресурсные критерии отнесения
ДОУ к определенному
виду
2.1. Возраст
воспитанников.
Следует отметить,
что видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений позволяет
обеспечить охват дошкольным образованием детей разных возрастных категорий.
Так, с 2 месяцев
принимаются дети в следующие дошкольные образовательные учреждения:
- детский сад;
- детский сад для
детей раннего возраста;
- детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких
направлений развития воспитанников (интеллектуального,
художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад
комбинированного вида;
- центр развития
ребенка - детский сад;
с 2 лет:
- детский сад
компенсирующего вида;
- детский сад
инклюзивного вида;
- центр коррекции -
детский сад;
с 5 лет:
- детский сад
предшкольной подготовки.
2.2. Педагогический
состав дошкольного образовательного учреждения.
- При соотнесении
соответствия педагогического состава дошкольного образовательного учреждения
реализуемым целям и задачам целесообразно оценить следующие компоненты:
-
укомплектованность штата дошкольного образовательного учреждения необходимыми
специалистами;
- образовательный,
возрастной и квалификационный ценз педагогических кадров.
2.3. Минимальный
перечень помещений дошкольных образовательных учреждений.
-
Предметно-развивающая среда всех видов дошкольных образовательных учреждений
должна соответствовать:
- требованиям
СанПиН от 26 марта 2003 г. N 2.4.1.1249-03;
- требованиям
пожарной безопасности;
- требованиям
охраны труда;
- письму
Министерства образования Российской Федерации от 17 мая 1995 г. N 61/19-12
"О психолого-педагогических требованиях к игрушкам в современных
условиях";
- требованиям
реализуемой программы или реализуемых программ.
- Минимальный
перечень помещений дошкольных образовательных учреждений определен в разделе
2.2 "Требования к зданию" СанПиН от 26 марта 2003 г. N 2.4.1.1249-03
и включает в себя:
- игровую комнату;
- спальное
помещение;
- раздевальную
комнату;
- умывальную
комнату;
- буфетную комнату;
- туалетную
комнату;
- пищеблок;
- медицинский
кабинет;
- прачечную.
Учитывая, что
большинство детских садов было построено до введения СанПиН от 26 марта 2003 г.
N 2.4.1.1249-03, предусматривающих наличие отдельного спального помещения для
каждой группы детей, музыкального и физкультурного залов, в ДОУ допускается
совмещение игровой и спальной комнат, а также отсутствие музыкального и
физкультурного залов или их совмещение.
В ДОУ с
приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития
воспитанников, в ДОУ компенсирующего, комбинированного и инклюзивного вида, а
также в ДОУ центре развития ребенка - детском саду и в ДОУ центре коррекции -
детском саду необходимо предусмотреть наличие дополнительных помещений,
перечень которых указан в таблице 3.
Таблица 3
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДОУ
Вид ДОУ
|
Направленность помещений ДОУ
|
Детский
сад обще-
развивающего вида с
приоритетным осу-
ществлением одного
или нескольких на-
правлений развития
воспитанников
(интеллектуального,
художественно-
эстетического,
физического и др.)
|
Комната
(кабинет) для дополнительных занятий с детьми
по каждому из приоритетных направлений деятельности
ДОУ.
Музыкальный зал.
Спортивный зал.
(Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов
обязательно при превышении Временных (примерных) тре-
бований к методам воспитания и обучения, реализуемым
в дошкольном образовательном учреждении по физиче-
скому и художественно-эстетическому развитию детей)
|
Детский
сад
компенсирующего
вида, инклюзивного
вида
|
Кабинет
учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тиф-
лопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.)
в зависимости от коррекционной направленности групп.
Кабинет педагога-психолога.
Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нару-
шений в развитии детей с использованием физиотерапев-
тического оборудования).
Другие кабинеты (кабинет медсестры массажа, мед-
сестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной
направленности групп.
Бассейн (при функционировании групп для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата)
|
Детский
сад
комбинированного
вида
|
Комната
(кабинет) для дополнительных занятий с детьми
по каждому из приоритетных направлений деятельности
ДОУ.
Музыкальный зал.
Спортивный зал.
(Наличие отдельных музыкальных и спортивных залов
обязательно при превышении Временных (примерных) тре-
бований к методам воспитания и обучения, реализуемым
в дошкольном образовательном учреждении по физиче-
скому и художественно-эстетическому развитию детей.)
Кабинет учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифло-
педагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в
зависимости от коррекционной направленности групп.
Кабинет педагога-психолога.
Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию
нарушений в развитии детей с использованием
физиотерапевтического оборудования).
Другие кабинеты (кабинет медсестры массажа,
медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной
направленности групп.
Бассейн (при функционировании групп для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата)
|
Центр
развития
ребенка - детский
сад
|
Дополнительные
помещения, обеспечивающие осуществле-
ние образовательного процесса за рамками Временных
(примерных) требований к методам воспитания и обуче-
ния, реализуемым в дошкольном образовательном учреж-
дении по направлениям:
- интеллектуальное развитие (краеведческий музей,
библиотека, компьютерный класс, кабинет иностранного
языка и др.);
- художественно-эстетическое развитие (музыкальный
зал, изостудия, театральная студия и др.);
- физическое развитие (спортивный зал, физиокабинет
и др.);
- социально-личностное развитие (кабинет
педагога-психолога, сенсорная комната и др.)
|
Центр
коррекции -
детский сад
|
Кабинет
учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифло-
педагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) в
зависимости от коррекционной направленности групп.
Кабинет педагога-психолога.
Физиокабинет (для ДОУ, осуществляющих коррекцию нару-
шений в развитии детей с использованием физиотерапев-
тического оборудования).
Другие кабинеты (кабинет медсестры массажа,
медсестры-ортоптистки) в зависимости от коррекционной
направленности групп.
Бассейн (при функционировании групп для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата)
|
С целью отнесения
дошкольного образовательного учреждения к определенному виду можно использовать
обобщенную таблицу критериев (таблица 4).
Таблица 4