МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2007 г. N 03-1180
Департамент
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Министерства образования и науки Российской Федерации подготовил и
направляет для практического применения Рекомендации по реализации среднего
(полного) общего образования в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с
федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования (Приказ Минобразования России от
09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования").
Реализация данных
Рекомендаций может осуществляться образовательными учреждениями по мере их
готовности к переходу на профильное обучение.
Данные
Рекомендации действуют наравне с Рекомендациями по реализации среднего (полного)
общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования (письмо Минобразования России от 19.03.2002 N 18-52-857ин/18-28) в
соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений
Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 09.02.1998 N 322 "Об
утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской
Федерации").
Заместитель
Директора
Департамента
государственной
политики
и
нормативно-правового
регулирования в
сфере
образования
Н.М.РОЗИНА
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ И ПРИМЕРНЫМИ УЧЕБНЫМИ ПЛАНАМИ
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная
программа среднего (полного) общего образования реализуется образовательными
учреждениями начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего
профессионального образования (далее - СПО) как самостоятельная, при наличии у
них соответствующей лицензии, так и в пределах основных профессиональных
образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля получаемого
профессионального образования в соответствии со следующими нормативными
документами:
Законом Российской
Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150);
Приказами
Минобразования России от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9
марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования".
Образовательная
программа среднего (полного) общего образования является единой для всех форм
получения образования: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.
Распределение
обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в
пределах основных профессиональных образовательных программ НПО с учетом
профиля получаемого профессионального образования, согласованное с федеральным
компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования, представлено в
таблице 1.
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ
ПАРАМЕТРЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НПО
С УЧЕТОМ ПРОФИЛЕЙ
ПОЛУЧАЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
┌────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Учебные
│ Обязательная учебная нагрузка с
учетом профиля профессионального образования в часах │
│предметы├──────────────────────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────┤
│ │ Технический профиль │
Естественнонаучный профиль
│ Социально-экономический │
│ │ │ │ профиль │
│
├──────────────────────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────┤
│ │ Федеральный компонент │
│
├──────────────────┬───────────┬──────────────────┬───────────┬────────────────┬───────────┤
│ │ Учебные предметы │ Часы
│ Учебные предметы │
Часы │Учебные предметы│ Часы
│
├────────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────┼───────────┼────────────────┼───────────┤
│Базовые │Русский язык │78 │Русский язык │78 │Русский язык │78 │
│ │Литература │195 │Литература │195 │Литература │195 │
│ │Иностранный язык │156 │Иностранный язык │156 │Иностранный язык│156 │
│ │История │117 │История │117 │История │117 │
│ │Обществознание │156 │Обществознание │156 │Обществознание │78 │
│
│(включая экономику│ │(включая
экономику│
│Естествознание
│195 │
│
│и право)
│ │и право) │ │География │39 │
│ │Химия │78 │Математика │273 │Физическая │156 │
│ │Биология │78 │Информатика и ИКТ
│78 │культура │ │
│ │Физическая │156 │Физическая │156 │ОБЖ │39 │
│ │культура │ │культура │ │ │ │
│ │ОБЖ │39 │ОБЖ │39 │ │ │
│ │ Итого│1053 │ │1248 │ │1053 │
├────────┼──────────────────┼───────────┼──────────────────┼───────────┼────────────────┼───────────┤
│Профиль-│Математика
│351 - 312
│Физика
│234 - 173 │Экономика │156 - 117 │
│ные │Физика │273 - 178 │Химия │195 - 117 │Право │156 - 100 │
│ │Информатика и ИКТ │195 -
95 │Биология │195 - 100 │Математика │312 - 273 │
│ │ │ │ │ │Информатика │195 - 95 │
│ │ │ │ │ │и ИКТ │ │
│ │ Итого│819 - 585 │ │624 - 390 │ │819 - 585 │
├────────┴──────────────────┼───────────┼──────────────────┼───────────┼────────────────┼───────────┤
│ Всего│1872 -
1638│ │1872 - 1638│ │1872 - 1638│
└───────────────────────────┴───────────┴──────────────────┴───────────┴────────────────┴───────────┘
Для каждого профиля
выделены базовые и профильные учебные предметы в соответствии со спецификой
профессиональной образовательной программы по профессии НПО.
Для профессий
социально-экономического профиля предлагается изучение интегрированного курса
"Естествознание".
Федеральный
компонент среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях
НПО реализуется на первом и втором курсах обучения.
В образовательных
учреждениях НПО знания и умения обучающихся, полученные в ходе
общеобразовательной подготовки, углубляются и расширяются при изучении
дисциплин общетехнического, общепрофессионального и профессионального циклов
профессиональной образовательной программы НПО.
Распределение
обязательной учебной нагрузки на изучение общеобразовательных предметов в
пределах основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом
профиля получаемого профессионального образования, согласованное с федеральным
компонентом БУП-2004 для среднего (полного) общего образования, представлено в
таблице 2.
Таблица 2
ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ
ПАРАМЕТРЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
С УЧЕТОМ ПРОФИЛЕЙ
ПОЛУЧАЕМОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
┌────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Учебные
│ Обязательная учебная нагрузка с учетом профиля профессионального
образования в часах │
│предметы├─────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────┤
│ │ Технический профиль │
Естественнонаучный
│Социально-экономический│
Гуманитарный │
│ │ │ профиль │ профиль │ профиль │
│
├─────────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┴───────────────────┤
│ │ Федеральный
компонент
│
│ ├────────────────┬────┬────────────────┬────┬────────────────┬──────┬──────────────┬────┤
│ │Учебные
предметы│Часы│Учебные предметы│Часы│Учебные
предметы│ Часы │
Учебные │Часы│
│ │ │ │ │ │ │ │
предметы │ │
├────────┼────────────────┼────┼────────────────┼────┼────────────────┼──────┼──────────────┼────┤
│Базовые │Русский язык │78
│Русский язык
│78 │Русский язык │78
│Иностранный │117
│
│ │Литература │117 │Литература │117 │Литература │117 │язык │ │
│ │Иностранный язык│78 │Иностранный язык│78 │Иностранный язык│78 │Обществознание│117 │
│
│История │117
│История │117
│История │117 │(включая │
│
│ │Обществознание │117 │Обществознание │117 │Обществознание │78
│экономику и │ │
│
│(включая
│ │(включая │ │География │39 │право) │ │
│ │экономику и │
│экономику и │
│Естествознание
│117
│Математика │117
│
│
│право)
│ │право) │ │Физическая │78 │Информатика │117 │
│ │Химия │78 │Математика │156 │культура │ │Естествознание│78 │
│ │Биология │78 │Информатика и │78
│ОБЖ
│39 │География │78
│
│ │Физическая │78
│ИКТ
│ │ │ │МХК │78 │
│ │культура │ │Физическая │78
│ │ │Физическая │78
│
│ │ОБЖ │39 │культура │ │ │ │культура │
│
│ │ │ │ОБЖ │39 │ │ │ОБЖ │39 │
│ │ Итого│780 │ │858 │ │741 │ │819 │
├────────┼────────────────┼────┼────────────────┼────┼────────────────┼──────┼──────────────┼────┤
│Профиль-│Математика
│312 │Физика
│156 │Экономика
│117 │Русский
язык │117 │
│ные │Физика │195 │Химия │195 │Право │117 │Литература │234 │
│ │Информатика │117 │Биология │195 │Математика │312 │История │234 │
│ │и ИКТ │ │ │ │Информатика и │117
│ │ │
│ │ │ │ │ │ИКТ │ │ │ │
│ │ Итого│624 │ │546 │ │663 │ │585 │
├────────┴────────────────┼────┼────────────────┼────┼────────────────┼──────┼──────────────┼────┤
│
Всего│1404│
│1404│
│1404 │ │1404│
└─────────────────────────┴────┴────────────────┴────┴────────────────┴──────┴──────────────┴────┘
Для каждого профиля
выделены базовые и профильные учебные предметы в соответствии со спецификой
профессиональной образовательной программы по специальности СПО.
Для специальностей
гуманитарного и социально-экономического профилей предлагается изучение
интегрированного курса "Естествознание".
Федеральный
компонент среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях
СПО, как правило, реализуется на первом курсе.
В первый год
обучения студенты получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет
приступить к освоению профессиональной образовательной программы по
специальности.
Продолжение
общеобразовательной подготовки происходит на последующих курсах обучения за
счет изучения разделов и тем учебных дисциплин таких циклов профессиональной
образовательной программы по специальности, как "Общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины" ("Основы права",
"Русский язык и культура речи", "Иностранный язык" и др.),
"Математические и общие естественнонаучные дисциплины"
("Математика" и "Информатика"), а также отдельных дисциплин
общепрофессионального цикла.
Реализация среднего
(полного) общего образования по ряду специальностей группы "Культура и
искусство" и "Образование и педагогика" имеет свои особенности,
связанные с необходимостью непрерывной профессиональной подготовки будущего
специалиста и характером его профессиональной деятельности. С учетом этих
особенностей общеобразовательная программа включена в примерные учебные планы
(приложение к государственным требованиям к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников ГОС СПО), в соответствии с которыми осуществляется ее
реализация.
При
реализации профильного обучения в рамках профессиональной образовательной
программы по ряду педагогических специальностей (050702 Организация
воспитательной деятельности, 050704 Дошкольное образование, 050705 Специальное
дошкольное образование, 050709 Преподавание в начальных классах, 050710
Педагогика дополнительного образования, 050711 Социальная педагогика, 050718
Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях, 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 050720
Физическая культура, 050721 Адаптивная физическая культура) образовательное
учреждение вправе самостоятельно
проектировать содержание профильного обучения в зависимости от особенностей
специальности.
При реализации
программы среднего (полного) общего образования за два года образовательное
учреждение самостоятельно определяет объемы часов по базовым и профильным
дисциплинам исходя из требований ГОС СПО по ряду специальностей или
необходимости качественного освоения общепрофессиональных дисциплин на основе
знаний и умений, полученных в ходе изучения общеобразовательных предметов.
Приложение
РЕКОМЕНДУЕМОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОФЕССИЙ НПО И
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО ПО ПРОФИЛЯМ ПОЛУЧАЕМОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В рамках
профессиональных образовательных программ начального профессионального
образования предусмотрены три профиля: технический, естественнонаучный,
социально-экономический.
Профессии
начального профессионального образования в соответствии с Перечнем профессий
начального профессионального образования, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 1362 (далее -
Перечень профессий НПО), распределяются по профилям получаемого
профессионального образования следующим образом:
технический профиль
- профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий НПО: "Профессии, общие для всех отраслей экономики" (за
исключением профессий: лаборант-аналитик, лаборант-эколог),
"Металлообработка", "Производство часов и технических камней,
ремонт часов", "Электротехническое производство",
"Производство изделий электронной техники", "Производство
радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи", "Производство
медицинского инструмента, приборов и оборудования", "Производство и
ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования",
"Оптико-механическое производство", "Судостроение и
ремонт", "Горнодобывающая промышленность", "Бурение
скважин, добыча нефти и газа", "Производство черных металлов", "Производство цветных металлов",
"Химическое производство", "Производство синтетических смол,
пластических масс и переработка", "Производство химических
волокон", "Производство стекловолокна, стекловолокнистых материалов,
стеклопластиков и изделий из них", "Производство и переработка
резиновых смесей", "Переработка нефти и нефтепродуктов",
"Эксплуатация и ремонт оборудования электростанций и сетей",
"Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы",
"Лесозаготовительные работы", "Деревообрабатывающее
производство", "Производство целлюлозы, бумаги и картона",
"Производство строительных материалов", "Производство стекла и стеклоизделий", "Производство керамических,
фарфоровых и фаянсовых изделий", "Реставрационные работы",
"Транспорт", "Работы и профессии рабочих связи",
"Легкая промышленность", "Полиграфическое производство",
"Общественное питание, торговля и производство пищевой продукции" (за
исключением профессий: официант, бармен, повар, кондитер, продавец,
контролер-кассир), "Производство художественных и ювелирных изделий",
"Сфера обслуживания" (профессии: аппаратчик химической чистки,
киномеханик, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования), "Сельское
хозяйство" (за исключением профессий: мастер по
лесному хозяйству, мастер растениеводства, оленевод, охотник промысловый,
пчеловод, рыбак прибрежного лова, рыбовод, садовник), "Должности
служащих" (профессия чертежник-конструктор);
естественнонаучный
профиль - профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий НПО: "Профессии, общие для всех отраслей экономики"
(лаборант-аналитик, лаборант-эколог), "Сельское хозяйство"
(профессии: мастер по лесному хозяйству, мастер растениеводства, оленевод, охотник
промысловый, пчеловод, рыбак прибрежного лова, рыбовод, садовник);
социально-экономический
профиль - профессии, входящие в следующие группы Перечня профессий НПО: "Общественное питание, торговля и производство пищевой
продукции" (официант, бармен; повар, кондитер; продавец,
контролер-кассир), "Сфера обслуживания" (за исключением профессий:
аппаратчик химической чистки, киномеханик, слесарь по эксплуатации и ремонту
газового оборудования), "Должности служащих" (за исключением профессии
чертежник-конструктор).
В образовательных
учреждениях СПО федеральный компонент среднего (полного) общего образования
реализуется учреждениями СПО в рабочем учебном плане в цикле "ОД.00
Общеобразовательные дисциплины". В рабочем учебном плане
общеобразовательные дисциплины могут быть представлены либо традиционным
набором, либо интегрированными курсами в зависимости от профиля получаемого
профессионального образования.
В рамках
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
образования предусмотрены четыре профиля: гуманитарный,
социально-экономический, технический, естественнонаучный.
Специальности СПО,
предусмотренные Перечнем специальностей среднего профессионального образования,
утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12 апреля 2005 г. N 112, распределяются
по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:
гуманитарный
- группа специальностей: 030500 Юриспруденция, 030900 Книжное дело, 032000
Документоведение, 032400 Реклама, 040100 Социальная работа, 071200
Библиотечно-информационные ресурсы; 070802 Декоративно-прикладное искусство и
народные промыслы, 071302 Социально-культурная деятельность и народное
художественное творчество, 071505 Художественное оформление изделий текстильной
и легкой промышленности, 050301 Русский язык и литература, 050302 Родной язык и
литература, 050303 Иностранный язык;
социально-экономический - группы специальностей: 080000 Экономика и управление, 100000 Сфера
обслуживания и специальности 050501 Профессиональное обучение (по отраслям),
050401 История;
технический
- группы специальностей: 110000 Сельское и рыбное хозяйство (специальности
110301 Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и автоматизация
сельского хозяйства), 120000 Геодезия и землеустройство, 130000 Геология,
разведка и разработка полезных ископаемых, 140000 Энергетика, энергетическое
машиностроение и электротехника, 150000 Металлургия, машиностроение и
материалообработка, 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, 180000
Морская техника, 190000 Транспортные средства, 200000 Приборостроение и
оптотехника, 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, 220000 Автоматика и управление, 230000
Информатика и вычислительная техника, 240000 Химическая и биотехнологии, 250000
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (кроме специальностей: 250202
Лесное и лесопарковое хозяйство, 250203 Садово-парковое и ландшафтное
строительство), 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских
товаров, 270000 Архитектура и строительство, специальности 070400 Светорежиссура,
050501 Профессиональное обучение (по отраслям), 090100 Информационная
безопасность, 050201 Математика, 050202 Информатика, 050503 Технология;
естественнонаучный
- группы специальностей: 020000 Естественные науки, 050100 Естественнонаучное
образование, специальность 050501 Профессиональное обучение (по отраслям),
060100 Здравоохранение, 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением
специальностей: 110301 Механизация сельского хозяйства, 110302 Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства), 250202 Лесное и лесопарковое хозяйство,
250203 Лесное хозяйство и ландшафтное строительство, 280100 Безопасность
жизнедеятельности, 280200 Защита окружающей среды, 280400 Природообустройство,
050103 География.
|