МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2007 г. N 6
О РАБОТЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Заслушав и
обсудив доклад начальника Управления учреждений образования и реализации
приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) П.Ф.
Анисимова о работе высших учебных заведений по повышению роли вузовской науки в
обеспечении качества подготовки специалистов, коллегия отмечает, что высокое
качество подготовки кадров, способных конкурировать на современном рынке труда,
обеспечивается интеграцией научной, образовательной и практической деятельности
учреждений высшего профессионального образования.
Благодаря своему
научному потенциалу высшая школа одна из первых среди государственных
институтов оценила эффективность тенденции развития инновационных процессов на
современном этапе, их роль в подготовке высококвалифицированных кадров.
Интеграция науки, образования и инноваций является важной основой деятельности
вузов по повышению качества подготовки специалистов.
В качестве
эффективных инструментов интеграции науки и образования в системе высшего
профессионального образования выступают созданные 134 научно-технических парка,
1590 проблемных научно-исследовательских лабораторий, 208 инженерных центров,
108 проектно-конструкторских и опытно-конструкторских бюро, 181
экспериментально-опытное производство.
Интеграция науки,
образования и развитие студенческой научной деятельности нашли широкое
отражение в инновационных образовательных программах, реализуемых вузами на
конкурсной основе в рамках ПНПО.
Повышение качества
подготовки специалистов обеспечивается участием студентов, аспирантов и
докторантов в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, конструкторских
и технологических разработках как неотъемлемой части учебного процесса.
Результаты научных исследований служат основой подготовки аспирантов и
докторантов, открытия новых специальностей и направлений подготовки кадров,
разработки соответствующих курсов лекций и лабораторных работ.
Реализация научных
и научно-технических результатов по ведомственной целевой программе
"Развитие научного потенциала высшей школы (2006 - 2008 годы)" в
системе образования в 2006 году позволила создать 42 учебных плана, 1903
учебные программы, 317 учебных дисциплин, 961 курс лекций, сформировать 173
нормативно-правовых документа.
Одним из
показателей внедрения научных исследований в образовательный процесс и участия
профессорско-преподавательского состава в исследовательской деятельности
является рост количества научных и учебно-методических публикаций. В целом по
результатам научных исследований учреждений, подведомственных Рособразованию,
опубликовано более 32500 учебников и учебных пособий.
Важным направлением
в повышении качества подготовки специалиста в системе высшего профессионального
образования является развитие научно-исследовательской работы (НИР) студентов.
По данным за 2006 год, в ней участвовало более 694 тыс. студентов.
В конкурсах на лучшую НИР приняло участие 48261 научно-исследовательская
работа, выполненная с участием студентов. Результаты данных работ отмечены
37643 медалями, дипломами и грамотами.
В настоящее время
для поддержки талантливой молодежи учреждены ежегодные премии. По представлению
Рособразования в 2006 году этой премии были удостоены 202 человека.
Вместе с тем в работе по повышению роли вузовской науки в обеспечении
качества подготовки специалистов в системе высшего профессионального
образования имеется ряд серьезных недостатков и проблем.
Не создан
эффективный механизм координации деятельности Рособразования с Роснаукой,
Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным
научным фондом (РГНФ), субъектами Федерации, хозяйствующими субъектами и
другими организациями.
Негативно
сказывается на интеграции науки и образования, инновационной деятельности вузов
отсутствие по целому ряду направлений нормативно-правовой базы. Необходим учет
мировой практики по правовым вопросам интеграции науки, образования и производства.
Необходимо развитие
поисковых исследований, позволяющих четко определить приоритетные направления в
фундаментальных и прикладных исследованиях. Проведение научных исследований
должно быть ориентировано на создание наукоемкой продукции, имеющей
экономическую перспективу.
Наблюдается процесс
старения и оттока профессорско-преподавательского состава и научных кадров из
сферы образования.
Нуждается в
совершенствовании послевузовское профессиональное образование.
Нет эффективного
механизма привлечения студентов к научной деятельности и механизма поощрения
преподавателей за работу с аспирантами и студенческой молодежью.
Обеспечение
качества образования выпускников вузов, их востребованность и конкурентоспособность
на современном рынке труда требуют переоснащения вузов новейшим учебным и
научным оборудованием.
Не завершена
реструктуризация научных учреждений.
Учитывая
актуальность проблемы повышения качества подготовки
специалистов в учреждениях высшего профессионального образования,
коллегия решила:
1. Принять к
сведению доклад "О работе высших учебных заведений по повышению роли
вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов".
2. Управлению
учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта
"Образование" (П.Ф. Анисимову):
2.1. Совместно с
подразделениями Рособразования до 1 июня 2007 г. разработать комплексный план
мероприятий по развитию научно-исследовательской работы в подведомственных
учреждениях.
2.2. Подготовить до
1 июня 2007 г. предложения по созданию Координационного совета по развитию
научно-исследовательской деятельности в подведомственных учреждениях, в задачи
которого включить:
- обеспечение
взаимодействия Рособразования с Роснаукой, Российским фондом фундаментальных
исследований, Российским гуманитарным научным фондом, субъектами Федерации,
хозяйствующими субъектами и другими организациями по вопросам интеграции науки
и образования с целью обеспечения качества подготовки кадров на базе
фундаментальных и прикладных научных исследований, конструкторских и
технологических разработок;
- определение
приоритетных направлений развития научно-исследовательской и инновационной
деятельности учреждений высшего профессионального образования, повышение
эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе
высшего и послевузовского профессионального образования;
- анализ
эффективности подготовки специалистов на основе проведения мониторинга
научно-исследовательской работы и инновационной деятельности вузов;
- разработку
комплекса мероприятий, направленных на совершенствование методического
обеспечения повышения качества образовательного процесса на базе
фундаментальных и прикладных научных исследований, конструкторских и
технологических разработок;
- подготовку
предложений по проведению конференций, семинаров, совещаний, публикаций и
планов изданий в области научных исследований, направленных на повышение
качества образования.
2.3. Принять меры
по повышению качества работы системы послевузовского профессионального
образования на основе отбора талантливой молодежи и ее трудоустройства в
системе высшего профессионального образования.
2.4. Совместно с
Управлением программ в сфере образования и размещения государственного заказа
(А.В. Карповым) принять меры по координации научных исследований в вузах,
проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, комплекса
проектов федеральных целевых программ и мероприятий в области образования,
воспитания и молодежной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу (2008
- 2009 годы).
3. Управлению
экономики и финансов (Ю.Н. Фролову) обеспечить эффективное распределение
бюджетных средств, выделенных на научную деятельность в подведомственных
учреждениях.
4. Управлению
федерального имущества и инвестиций (В.И. Яхимовичу) совместно с Управлением
учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта
"Образование" (П.Ф. Анисимовым) продолжить работу по развитию и
модернизации материально-технической базы, оснащению вузов оборудованием,
способствующим проведению фундаментальных и прикладных научных исследований,
конструкторских и технологических разработок с участием студентов.
5. Руководителям
подведомственных учреждений высшего профессионального образования:
5.1. Разработать и
осуществить комплекс мер по дальнейшему развитию научно-исследовательской
деятельности, увеличению ее вклада в повышение качества подготовки специалистов
и повышению эффективности научных исследований до 30 мая 2007 г.
5.2. Рекомендовать
руководителям подведомственных учреждений высшего профессионального
образования:
- повысить контроль
проректоров по научной работе, деканов факультетов, заведующих кафедрами, а
также научных руководителей аспирантов и соискателей за результаты подготовки
научных и научно-педагогических кадров;
- обратить внимание
на формирование эффективных инструментов интеграции науки и образования -
технопарков, бизнес-инкубаторов, позволяющих
рационально использовать финансовые ресурсы и способствовать обеспечению
качества подготовки специалистов, востребованных на рынке труда;
- при аттестации
профессорско-преподавательского состава особое внимание обратить на результаты
научных исследований, отражение их в научных изданиях, защиту работ аспирантов
на соискание ученой степени кандидата наук, дипломных и курсовых работ
студентов.
6. Ввести в
практику работы Федерального агентства по образованию отчеты руководителей
подведомственных учреждений по развитию научно-исследовательской работы.
7. Управлению
учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта
"Образование" (П.Ф. Анисимову), Управлению экономики и финансов (Ю.Н.
Фролову) подготовить к рассмотрению на коллегии Рособразования во II квартале
2008 г. вопрос "О работе высших учебных заведений по повышению роли
вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов".
<...>
Руководитель
Г.БАЛЫХИН