МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ
от 1 февраля 2007 г. N ПК-1
О РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПОЭТАПНОМ ПЕРЕХОДЕ
НА УРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С
УЧЕТОМ
ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Заслушав и
обсудив доклад заместителя директора Департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Н.М. Розиной о ходе
разработки нового поколения государственных образовательных стандартов и
поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом
требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования,
коллегия отмечает, что Министерством проделана соответствующая организационная
работа по формированию научно-методического обеспечения разработки нового
поколения государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования с учетом законодательных
инициатив Министерства: законопроекта об уровнях высшего профессионального
образования, который направлен на введение структуры квалификации, адекватной
потребностям рыночной экономики Российской Федерации, и законопроекта,
устанавливающего в соответствии с Конституцией Российской Федерации понятие
"федеральный государственный образовательный стандарт" (далее -
ФГОС).
Сегодня
исторически в России сложилась система высшего профессионального образования,
которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную
подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего
профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и
ступенчатую, обеспечивающую реализацию образовательных программ по ступеням
высшего профессионального образования с присвоением выпускнику ступени
(квалификации) бакалавра (срок обучения - 4 года) и магистра (срок обучения - 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального
образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.
Практическая
реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:
- независимые
траектории обучения по подсистемам бакалавров и
специалистов не имеют общих частей;
- совмещенные
траектории обучения на первых курсах (с I по II или III курс) с последующим
разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют
государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования, введенные в 2000 году.
В настоящее время
подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных
областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и
информационной безопасности.
С целью дальнейшего
развития уровневого высшего профессионального образования Министерством
предпринят ряд целенаправленных шагов:
- издан Приказ
Минобрнауки России от 22.03.2006 N 62 "Об образовательной программе
высшего профессионального образования специализированной подготовки
магистров", обеспечивающий академические свободы вузов при формировании
образовательных программ специализированной подготовки магистра как вида
программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов,
подготовленных к различным видам инновационной деятельности;
- принято решение
аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации
программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных
программ специалистов;
- развитие
уровневого высшего профессионального образования Министерством зафиксировано
как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке
инновационных образовательных программ, реализуемых в рамках приоритетного
национального проекта "Образование";
- формирование
конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с лучшими
мировыми образцами ставится как важнейшая задача новых федеральных
университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах.
Можно считать, что
таким образом формируются условия для дальнейшего развития уровневого высшего
профессионального образования.
Работа по
организации разработки нового поколения государственных образовательных
стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации
осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации
приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на
период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской
декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации
на 2005 - 2010 годы.
Министерством
привлечен к работам значительный ресурсный потенциал широкой академической
общественности для решения поставленных задач в рамках проектов в 2005 - 2006
годах Федеральной целевой программы развития образования и аналитической
ведомственной программы "Развитие научного потенциала высшей школы".
В реализации
проектов приняли активное участие творческие коллективы многих ведущих вузов
Российской Федерации, причем не только тех, на базе которых функционируют
учебно-методические объединения высших учебных заведений Российской Федерации,
в обязанности которых входит участие в решении указанных задач, но и
вузы-новаторы, имеющие достаточно интересные наработки в реализации действующих
ГОС ВПО. Среди них: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский
государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, ряд классических
университетов - Башкирский, Воронежский, Уральский, Дальневосточный,
Кабардино-Балкарский, Владивостокский государственный университет экономики и
сервиса и еще более 30 вузов.
Итогом
исследовательской работы явились проект макета ФГОС ВПО и подходы к
формированию проекта перечня направлений подготовки и специальностей высшего
профессионального образования, которые одобрены на заседании Совета Минобрнауки
России по государственным образовательным стандартам профессионального образования,
состоявшемся 2 октября 2006 г.
С введением новых
образовательных стандартов и принятием соответствующего закона об уровневом
высшем профессиональном образовании будут созданы условия для устойчивого
развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их
применения с учетом требований современного рынка труда.
В то же время
впереди стоят сложнейшие задачи по:
- формированию
проектов ФГОС совместно с работодателями;
- созданию
методологии механизма экспертизы перед их утверждением;
- совершенствованию
системы контроля качества основных образовательных программ в условиях
расширения академических свобод высших учебных заведений;
- разработке
механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим
профессиональным образованием различного уровня;
- разработке
положения о реализации уровневых образовательных программ высшего
профессионального образования.
Коллегия решила:
1. Одобрить
представленные подходы к формированию макета нового поколения федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования с учетом законодательных инициатив Минобрнауки России по данной
проблеме, обеспечивающие дальнейшее развитие уровневого высшего
профессионального образования с учетом требований рынка труда на основе:
- формирования
стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ
различного уровня, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;
- формирования
требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки
бакалавров (магистров, специалистов) в целом и их разделов в виде компетенций в
области как профессиональной, так и социально-личностной деятельности;
- введения
научно-исследовательской работы как обязательного компонента основной образовательной
программы подготовки специалиста;
- установления
трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ
в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.
2. Департаменту
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования (И.И. Калине) организовать работу по:
- доработке в срок
до 1 марта 2007 г. проекта макета ФГОС с учетом высказанных замечаний и
предложений;
- разработке до 10
апреля 2007 г. перечня нормативно-правовых документов, необходимых для
эффективной реализации новых федеральных государственных образовательных
стандартов и поэтапного введения уровневого высшего профессионального
образования;
- разработке
проектов макетов федерального государственного образовательного стандарта начального
профессионального образования и среднего профессионального образования с учетом
опыта формирования проекта макета федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования с целью обеспечения их преемственности;
-
рассмотрению вопроса о внесении необходимых изменений в государственные
образовательные стандарты уровней образования, предшествующих высшему, с целью
повышения качества подготовки поступающих в вузы.
3. Департаменту государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования (И.И. Калине) совместно с координационными
советами по областям знаний высшего профессионального образования,
учебно-методическими объединениями вузов Российской Федерации,
научно-методическими советами Минобрнауки России и объединениями работодателей
в условиях отсутствия профессиональных стандартов приступить к определению
компетенций выпускников по программам подготовки бакалавров, магистров и
специалистов, а также специалистов со средним профессиональным образованием и
рабочих с начальным профессиональным образованием с учетом основных
функций и видов профессиональной деятельности.
4. Рособразованию
(Г.А. Балыхину), Департаменту государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования (И.И. Калине), Рособрнадзору (В.А. Болотову)
предусмотреть реализацию в рамках ФЦПРО в 2007 году проектов по разработке:
- проектов ФГОС с
учетом результатов проектов ФЦПРО 2006 года и аналитической ведомственной
программы "Развитие научного потенциала высшей школы";
- механизмов
проведения экспертизы ФГОС работодателями и академическим сообществом, их
апробации и формирования перечня направлений подготовки и специальностей на их
основе;
- системы повышения
квалификации руководителей и профессорско-преподавательского состава вузов по
формированию результатов освоения основных образовательных программ на основе
компетенций;
- формирования
механизмов лицензирования и контроля качества основных образовательных программ
высшего профессионального образования в условиях введения новых федеральных
государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования, основанных на эффективной оценке освоения компетенций обучающимися, с привлечением работодателей и
общественно-профессиональных организаций;
- формирования
механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим
профессиональным образованием различного уровня.
5. Департаменту государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования (И.И. Калине) совместно с Рособразованием
(Г.А. Балыхиным) и Рособрнадзором (В.А. Болотовым) организовать в I полугодии
2007 г. проведение Всероссийского совещания проректоров по учебной работе с
разъяснением политики Министерства в области разработки нового поколения федеральных
государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования и о поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное
образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития
высшего образования.
6. Федеральному
институту развития образования (Ф.Ф. Харисову) подготовить проект предложения о
разработке нового Общероссийского классификатора образовательных программ в
соответствии с требованиями, установленными Ростехрегулированием, и представить
его в Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования
в сфере образования до 15 марта 2006 г.
7. Рекомендовать
федеральным органам исполнительной власти активизировать работу по формированию
профессиональных стандартов, представляющих собой качественный запрос на
подготовку кадров с различным уровнем подготовки.
8. Ректорам вузов
развернуть работу по совершенствованию технологий реализации образовательных
программ, ориентированных на гарантии качества подготовки специалистов на
основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций,
необходимых в профессиональной деятельности.
Министр
А.ФУРСЕНКО