МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
ПИСЬМО
от 24 января 2007 г. N 01-26/05-01
О ПРИНЯТИИ МЕР ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПРАВ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В 2006 году
Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Рособрнадзором
проведены проверки исполнения законодательства Российской Федерации по
соблюдению права детей с отклонениями в развитии на образование.
Результаты проверок
Рособрнадзора, Генеральной прокуратуры Российской
Федерации свидетельствуют о серьезных нарушениях и недостатках в работе органов
управления образованием субъектов Российской Федерации в этой области.
Так, в нарушение
ст. 18 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" органы управления образованием,
образовательные учреждения не в полной мере обеспечивают организацию и
получение инвалидами основного общего, среднего (полного) общего образования по
индивидуальной программе реабилитации.
Выявлены нарушения
прав детей-инвалидов и детей-сирот на получение социальной поддержки в части
организации питания и выделения бюджетных средств на приобретение воспитанникам
одежды, обуви, мягкого инвентаря.
В ряде территорий
нарушаются требования вышеназванного Закона о создании
надлежащих условий для реализации детьми-инвалидами права на дошкольное
образование в части необходимого количества групп в дошкольных образовательных
учреждениях (далее - ДОУ), а также норм их предельной наполняемости,
которые должны устанавливаться в зависимости от категории детей и их возраста.
Существующая сеть ДОУ компенсирующего вида не в полной мере удовлетворяет
потребности в них детей с отклонениями в развитии. Имеет место тенденция
открытия специальных групп для детей с нарушением зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата в ДОУ при отсутствии кадрового и
программно-методического оснащения.
В нарушение ст. 29
Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании"
(далее - Закон) не все дети-инвалиды, имеющие для обучения физические и
психические возможности, обучаются, так как в ряде территорий отсутствуют
необходимые виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(классов, групп). В основном отсутствуют образовательные учреждения для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата, речи. В имеющихся образовательных
учреждениях нарушаются нормы предельного числа обучающихся в классах, объем
максимально допустимой нагрузки. Отмечено, что интегрированный процесс обучения
детей данной категории протекает стихийно, в ряде случаев без достаточной подготовленности
общеобразовательных учреждений общего назначения, в отсутствие
специалистов-дефектологов.
Комплектование
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп)
осуществляется по заключению психолого-медико-педагогических комиссий. Однако в
ряде территорий в нарушение Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии они не являются межведомственными и независимыми, зачастую
функционируя на общественных началах.
В нарушение
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288,
направление и перевод детей с отклонениями в развитии в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения в ряде проверенных образовательных
учреждений производятся без согласия родителей (законных представителей) и
заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Органами управления
образованием уделяется недостаточное внимание проблеме кадрового обеспечения
специального образования. Специальные (коррекционные) образовательные
учреждения не в полной мере обеспечены педагогами-дефектологами, а также
медицинскими работниками, в том числе детскими психиатрами.
Отмечены отдельные
нарушения в организации образовательного процесса. Не соблюдаются требования к
созданию безопасных условий жизни и здоровья обучающихся (здания
образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии требуют
капитального ремонта, часть из них находится в аварийном состоянии). В ряде
регионов отсутствуют необходимые помещения для организации образовательного
процесса (коррекционных занятий, лечебно-восстановительной работы, трудового
обучения). Мастерские для организации трудового обучения ряда проверенных образовательных
учреждений не оснащены необходимым оборудованием, инструментами со специальными
приспособлениями, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать
сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников. Не во всех
специальных (коррекционных) учреждениях проводятся систематические медицинские
профилактические осмотры детей.
Нарушаются права
детей-инвалидов по обеспечению необходимым количеством учебников, пособий,
слуховых аппаратов и других технических средств, литературы, напечатанной по
специальным методикам.
Деятельность
специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется
нормативными и правовыми документами, разработанными в соответствии с
законодательством Российской Федерации в области образования. Лицензирование и
государственная аккредитация указанных образовательных учреждений относятся к
компетенции субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, как показали
результаты проверок, отдельные образовательные учреждения на момент проверки не
имели лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Отмечены
нарушения лицензионных требований к условиям осуществления образовательного
процесса. Уставы ряда проверенных школ не соответствуют ст. 13 Закона (не
указано основание приема детей в ДОУ и специальное (коррекционное)
образовательное учреждение; нарушен принцип добровольности пожертвований
со стороны родителей).
В ряде проверенных
образовательных учреждений в нарушение п. 2 ст. 16 Закона руководство
образовательных учреждений не знакомит родителей при приеме их детей в
специальное (коррекционное) образовательное учреждение с уставом
образовательного учреждения, учредительными документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса.
Остается актуальной
проблема профессиональной подготовки детей и подростков с отклонениями в
развитии, их трудоустройства.
Органами управления
образованием ослаблен контроль за ведением документов
строгой отчетности в проверенных образовательных учреждениях, отмечены
нарушения прав детей при получении документов государственного образца.
В соответствии с
вышеизложенным и учитывая важность проблемы обеспечения конституционных прав на
образование детей с отклонениями в развитии, Федеральная служба по надзору в
сфере образования и науки предлагает органам управления образованием субъектов
Российской Федерации:
1. Обеспечить
проведение соответствующей работы по созданию необходимых условий для
реализации детьми-инвалидами конституционного права на дошкольное образование,
основное общее, среднее (полное) общее образование, в том числе и по
индивидуальной программе реабилитации.
2. Принять меры по
развитию сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений,
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и обеспечению
надлежащего их финансирования в соответствии с законодательством Российской
Федерации в области образования и защиты прав инвалидов в Российской Федерации,
а также с учетом потребности граждан.
3. Провести
проверки специальных (коррекционных) образовательных учреждений, обратив особое
внимание на:
- комплектование
специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов в
общеобразовательных учреждениях в соответствии с Типовым положением о
специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;
- разработку
индивидуальных программ для интегрированного обучения детей с отклонениями в
развитии;
- приведение в
соответствие с действующим законодательством учредительных и нормативных
правовых документов, регламентирующих деятельность коррекционных учреждений;
- профессиональную
подготовку и трудоустройство детей и подростков с отклонениями в развитии.
4. Разработать и
реализовать мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
педагогических кадров для системы специального образования.
5. В срок до
15.04.2007 направить в Рособрнадзор информацию о
результатах проверок и планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и
совершенствованию работы по обеспечению соблюдения права детей с отклонениями в
развитии на образование.
Руководитель
Федеральной службы
В.А.БОЛОТОВ