Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИЛИАЛОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСОБРАЗОВАНИЯ

 

В соответствии с Типовым положением о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) филиал - это обособленное структурное подразделение высшего учебного заведения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее постоянно все его функции или их часть. Филиал создается и ликвидируется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение, по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют 1028 аккредитованных вузов различных министерств и ведомств и организационно-правовых форм и 1799 филиалов. Сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, в 2003 году насчитывала 335 вузов и 908 филиалов, к 2006 году число подведомственных вузов увеличилось до 341 за счет переданных в ведение Рособразования вузов Минэкономразвития России, а число филиалов увеличилось до 1072.

В подведомственных Рособразованию вузах обучаются более 4,2 млн. человек, из них за счет средств федерального бюджета - почти 2,2 млн. человек.

В филиалах подведомственных вузов обучаются около 215 тыс. человек (5% от общего числа студентов), из них за счет средств федерального бюджета - 48,8 тыс. человек (2,2%).

Основной (штатный) профессорско-преподавательский состав в подведомственных вузах насчитывает 223,2 тыс. человек, в филиалах - 27 тыс. человек, или 12%.

Расположение филиалов на территории Российской Федерации крайне неоднородно, наибольшее число филиалов расположено в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах.

Размещение филиалов по субъектам РФ также неравномерно, максимальное число филиалов приходится на Московскую область (62 филиала), Краснодарский край (60), Ханты-Мансийский автономный округ (37) (таблица 1).

При этом наибольшее число филиалов принадлежит вузам Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Таблица 1

 

РАЗМЕЩЕНИЕ ФИЛИАЛОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ

 

      Наименование      

       Всего      

  Рособразование 

Центральный             

350               

191              

Северо-Западный         

190               

94               

Южный                   

349               

233              

Приволжский             

341               

193              

Уральский               

204               

137              

Сибирский               

214               

131              

Дальневосточный         

108               

558              

Ближнее зарубежье        

34                

27               

Дальнее зарубежье       

9                 

8                

 

Анализ образовательных программ, которые реализуются в филиалах высших учебных заведений, показывает, что наиболее часто реализуются образовательные программы по экономическим, педагогическим и гуманитарным специальностям: экономические специальности составляют более 40% всех специальностей (на них обучается более 45% студентов филиалов), педагогические - 17,2% (доля студентов составляет более 20%).

В таблице 2 представлено распределение филиалов по субъектам РФ для Центрального федерального округа как наиболее типичного.

 

Таблица 2

 

          Наименование субъекта РФ         

   Филиалы вузов  
  Рособразования  

Москва                                     

6                 

Московская область                         

62                

Брянская область                           

9                 

Владимирская область                       

8                  

Ивановская область                         

7                 

Тверская область                           

21                

Калужская область                          

10                

Костромская область                        

2                 

Орловская область                          

3                 

Рязанская область                          

5                 

Смоленская область                         

13                

Тульская область                            

5                 

Ярославская область                        

10                

Белгородская область                       

10                

Воронежская область                        

10                

Курская область                            

4                 

Липецкая область                           

5                 

Тамбовская область                         

1                 

 

На примере Московской области рассматривается структура сети филиалов вузов Рособразования. 62 филиала, расположенные в Московской области, условно можно разделить на четыре группы.

Контингент студентов филиалов, отнесенных к первой группе, превышает 2500 человек по всем формам обучения. В эту группу входят: Электростальский политехнический институт (филиал) Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), контингент обучающихся в котором составляет 3187 человек, в том числе 2127 человек по очной форме обучения, прием - 738 человек (519 чел. - по очной форме обучения, из них 108 чел. - по бюджету). Образовательный процесс осуществляют 167 штатных преподавателей, из них 12 докторов наук, 75 кандидатов наук.

Коломенский институт (филиал) Московского государственного открытого университета, контингент студентов - 2566 человек (1420 чел. - по очной форме обучения, в том числе 427 чел. - по бюджету), прием - 448 человек (288 чел. - по очной форме обучения, в том числе 77 чел. - по бюджету), преподавательский состав - 93 человека, в том числе 4 доктора наук, 12 кандидатов наук.

Филиал Российского государственного социального университета в г. Дедовске, контингент - 3188 человек (1068 чел. - по очной форме обучения, 539 чел. - по бюджету), прием - 370 человек (179 чел. - по очной форме обучения, 57 чел. - по бюджету), профессорско-преподавательский состав - 52 человека, из них 3 доктора наук, 29 кандидатов наук.

Подольский институт (филиал) Московского государственного открытого университета, контингент - 3138 человек (1372 чел. - по очной форме обучения, 455 чел. - по бюджету), прием - 386 человек (288 чел. - по очной форме обучения, 84 чел. - по бюджету), преподавательский состав - 64 человека, из них 3 доктора наук, 22 кандидата наук.

Ко второй группе отнесены филиалы, контингент обучающихся в которых составляет от 1200 до 2000 человек. В эту группу входят: филиал Московского государственного открытого университета в г. Воскресенске, Егорьевский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, филиал Российского государственного социального университета в г. Клину, филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Домодедове, филиал Российского государственного социального университета в г. Павловском Посаде, филиал Российского государственного социального университета в г. Люберцах, филиал Российского государственного социального университета в г. Наро-Фоминске, филиал Российского государственного социального университета в г. Электростали, филиал Российского заочного института текстильной и легкой промышленности в г. Орехове-Зуеве, в преподавательский состав которых входят от 15 до 40 человек.

К третьей группе отнесены 26 филиалов подведомственных Рособразованию вузов, которые имеют контингент обучающихся менее 500 человек (например, филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Павловском Посаде - 201 чел.).

В четвертую группу входят остальные филиалы, контингент студентов в которых составляет от 500 до 1200 человек.

Примерно такая же картина складывается и в других регионах, где наряду с крупными филиалами (филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Брянске (контингент - 3100 чел.), Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета (контингент - 5671 чел.), Покровский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (2609 чел.), Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (3002 чел.), Рязанский институт (филиал) Московского государственного открытого университета (3551 чел.), филиал Московского государственного университета технологий и управления в г. Вязьме (3643 чел.), Новомосковский институт (филиал) Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (4980 чел.) и др.) в основном работают филиалы, контингент которых менее 500 человек.

В отдельную группу, по-видимому, необходимо выделить Тверской филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, в котором контингент обучающихся составляет 4111 человек, из них в форме экстерната обучаются 2423 человека, прием - 900 человек (по очной форме обучения - 189 чел., 63 чел. - по бюджету), в штатный профессорско-преподавательский состав входят 38 человек, из них 2 профессора и 2 доцента, и Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, контингент обучающихся в котором 4828 человек, из них в форме экстерната обучаются 3473 человека, штатный профессорско-преподавательский состав состоит из 59 человек, из них профессоров - нет, доцентов - 3 человека. Это дает основание полагать, что в этих филиалах обучение в форме экстерната проводится с нарушением Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 14.10.97 N 2033.

В период наиболее массового открытия филиалов с 1995 по 2003 год создание филиалов во многих случаях обосновывалось целями приближения места нахождения обучающихся к месту их обучения, необходимостью расширения доступности высшего профессионального образования, но не учитывало потребность предприятий, организаций и учреждений в специалистах, а осуществлялось в основном на территориях, обеспеченных платежеспособным спросом населения на образовательные услуги.

Так, в Республике Саха (Якутия) Якутский государственный университет ведет подготовку специалистов почти по 50 специальностям высшего профессионального образования, в том числе по юриспруденции и 5 специальностям экономического профиля, что в основном обеспечивает потребности региона в специалистах. Однако в Якутске действуют филиалы Новосибирского государственного университета экономики и управления, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Сибирского университета потребительской кооперации, Академии труда и социальных отношений и др., которые также осуществляют подготовку кадров по специальности "Юриспруденция" и специальностям экономического профиля. При этом образовательный процесс в указанных филиалах осуществляют преподаватели Якутского государственного университета.

Представляется целесообразным проанализировать деятельность таких филиалов, сохранить наиболее сильные либо ведущие подготовку по специальностям, по которым вузы субъекта Федерации не могут организовать подготовку самостоятельно.

По результатам проверок выполнения филиалами высших учебных заведений лицензионных требований и государственных образовательных стандартов, проведенных Рособрнадзором и органами управления образованием субъектов РФ, выявлен ряд недостатков и нарушений в организации и осуществлении образовательной деятельности филиалами.

Ослаблен контроль и надзор со стороны высших учебных заведений за деятельностью своих филиалов в части, касающейся обеспечения условий для реализации в них образовательных программ. Считается нормальным явлением превышение предельной численности обучающихся, установленной в лицензии на право ведения образовательной деятельности. В результате того, что высшие учебные заведения выделяют филиалам контрольные цифры приема студентов в ограниченных количествах, многие филиалы превратились в подразделения вузов по оказанию платных образовательных услуг населению.

Имеются многочисленные случаи неполного соответствия учебных планов и программ учебных дисциплин, разработанных и утвержденных высшими учебными заведениями, государственным образовательным стандартам по объему, содержанию, наименованию, последовательности изучения дисциплин; отсутствуют дисциплины по выбору студентов. Недостаточен уровень обеспеченности обучающихся в филиалах учебной, учебно-методической литературой и информационными ресурсами по отдельным дисциплинам учебных планов, особенно по специальностям и направлениям подготовки в области техники и технологии. Не регламентируется и слабо обеспечена учебно-методическими материалами самостоятельная работа студентов.

Формально подходят в филиалах к формированию программ практик, их прохождению и аттестации обучающихся, особенно при реализации образовательных программ по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены льготы лицам, совмещающим одновременно учебу в высшем учебном заведении и филиале с работой, по предоставлению дополнительных отпусков для прохождения практик. В результате студенты не приезжают для прохождения практик, что создает предпосылки для невыполнения в филиалах в полном объеме требований государственного образовательного стандарта при реализации образовательных программ по заочной форме обучения.

При государственной аккредитации филиалов, в которых образовательные программы реализуются по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования, на это обстоятельство необходимо обратить особое внимание.

Анализ деятельности филиалов показывает, что многие филиалы в основном реализуют непрофильные для высшего учебного заведения образовательные программы, зачастую дублируют подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляемую другими высшими учебными заведениями, расположенными в месте нахождения филиалов.

Не налажена система подбора и привлечения для работы в филиалах квалифицированных педагогических кадров, призванных обеспечивать качественную реализацию образовательных программ. Практически отсутствует практика повышения квалификации профессорско-преподавательского состава филиалов. Выпускающие кафедры не укомплектованы штатными преподавателями в необходимом количестве. Допускается преподавание дисциплин специалистами, не имеющими соответствующего базового профессионального образования. В ряде случаев обучение по разнопрофильным дисциплинам ведется одним преподавателем.

Имеются недостатки в заполнении документов государственного образца об образовании, выдаваемых лицам, завершившим обучение в филиалах (в приложении к диплому в строке "практика" зачастую делается запись "не предусмотрена", не всегда указывается наименование специализаций, во многих случаях не указываются темы курсовых проектов, имеются различные подписи ректора на бланке диплома и приложении к нему и др.).

 

Начальник Управления

учреждений образования

П.Ф.АНИСИМОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2018